Нормативно - правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации
На современном этапе формирования цивилизованного рынка туристских услуг необходимо не только знание технологии туризма, но и высокий уровень правовой культуры во взаимоотношениях всех субъектов этого вида деятельности, поэтому большое значение приобретают знание и правильное применение нормативно-правовых актов, регламентирующих этот вид деятельности.
Туристская деятельность как отрасль экономики страны требует надежного правового регулирования, т. е. создания благо приятных условий для ее развития. Туризм в полной мере вое принимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав потребителей и др. В этом ряду особо значение отводится гражданскому праву.
Гражданский кодекс РФ (ГК), являясь основным законом рыночной экономики, своими нормами охватывает и сферу туризма. В нем даны определения предпринимательской деятельности (ст. 2), юридического лица (ст. 48), индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ст. 23 коммерческих и некоммерческих организаций и их организационно-правовых форм (ст. 50). Услуги рассматриваются в ГК как один из объектов гражданских прав (ст. 128), а туристское обслуживание конкретно названо в числе услуг, предусмотренных в договоре возмездного оказания услуг (ст. 779-782). В ГК также сформулированы общие положения о договоре (ст. 420-453), дана развернутая система норм об отдельных обязательства и договорах (ст. 454-1109).
Гражданский кодекс дал толчок для обновления и развития законодательства России, прежде всего в сфере предпринимательства как сердцевины рыночных отношений, в то числе в предпринимательской деятельности туристских организаций.
Для сферы туризма нужен был государственный акт, который исключил бы стихийное нормотворчество и направил работу тысяч отечественных туристских организаций и индивидуальных предпринимателей, а также сотен иностранных туристских фирм в единое правовое русло, где наряду с нормами гражданского права действуют специальные нормы, регулирующие туристскую деятельность.
Таким актом мог быть лишь федеральный закон о туризме. Однако формирование правовой базы российского туризма началось не с закона. 24 апреля 1994 г. был принят Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». Впервые в нормативном акте такого уровня было заявлено: «Признать одной из приоритетных задач государства всемерную поддержку развития туризма в Российской Федерации».
Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации. В Концепции дан обстоятельный анализ состояния сферы туризма. Среди основных мер по развитию туризма названы такие, как включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики, выполнение Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации», создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике.
С учетом названной Концепции была разработана и 26 февраля 1996 г. утверждена постановлением Правительства РФФедеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации». Программа положила начало фактическому государственному регулированию туристской деятельности, определила основные направления развития туристской отрасли в стране со сроками реализации до 2005 г.
4 октября 1996 г. Государственная Дума приняла и 24 ноября 1996 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Впервые туристскую деятельность регулирует правовой акт, обладающий высшей юридической силой - закон, который образует стержень правовой системы сферы туризма.
Изучение Закона, а также установление соотношений его статей с нормами гражданского, административного, экологического и других отраслей права позволит работникам туристских организаций избежать ошибок и материальных потерь из-за правовой неосведомленности, а гражданам, пользующимся туристскими услугами, осознать свои права и обязанности.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дал определения ряда понятий, используемых в сфере туризма. В методическом плане статья об основных понятиях является вводным разделом Закона. Эти понятия, в общем, отвечают рекомендациям Всемирной туристской организации и соответствуют понятиям, употребляемым в международнойтуристскойпрактике. Приведенныеосновные понятия являются нормативными, закрепленными в Законе, и имеют лишь указанное значение.
В главе Закона, именуемой «Государственное регулирование туристской деятельности», заявлены наиболее важные законодательные установления:
- о месте туризма в экономике России;
- о принципах государственного регулирования туристской деятельности;
- о целях, приоритетных направлениях и способах (путях) государственного регулирования сферы туризма.
В статье 3 Закона указывается, что государство признает туристскую деятельность одной изприоритетных отраслей экономики Российской Федерации. Впервые в норме Закона заявлено, что туризм - отрасль экономики России и что эта отрасль приоритетная.
В статье 4 Закона определены также способы государственного регулирования туристской деятельности. К ним относятся: создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности; лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта; установление правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма.
Каждый из перечисленных в Законе способов (путей) государственного регулирования туристской деятельности представляет собой крупное явление, влекущее принятие законодательных и иных правовых актов, развивающих и расширяющих предмет правового регулирования, каким выступает туристская деятельность.
Принципы государственного регулирования заключается в том, что государство содействует развитию туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее функционирования. А также осуществляет поддержку и защиту туристов, турагентов и туроператоров. Регулирование тур. деятельности на гос.уровне проводится с целью:
- увеличения национального дохода от тур. деятельности;
-защиты прав потребителей тур.услуг;
-обеспечения прав граждан на отдых и свободу перемещения;
-создания условий для развития тур. индустрии;
-сохранения тур. рекреационных ресурсов.
Государство регулирует туристский сектор непосредственно через Министерства по туризму или национальные турорганизации, а также посредством разработки и внедрения нормативно-правовых актов.
Формулируя принципы государственного регулирования туристской деятельности,закон «Об основах туристской деятельности в РФ» возлагает на государство обязанности содействовать туристской деятельности и создавать благоприятные условия для ее развития, определять и поддерживать направления самой туристской деятельности, формировать представление о России как стране, благоприятной для туризма, осуществлять поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Среди основных целей государственного регулирования туристской деятельности в статье 4 Закона указаны: обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей природной среды; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
При этом в статье 4 записано, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
В последние годы наблюдается значительное преобладание выездного туризма над въездным и, следовательно, превышение вывоза валюты над ввозом. Поэтому государственное регулирование туристской деятельности должно быть нацелено прежде всего на восстановление приемлемого баланса въездного и выездного туризма, оживление внутреннего туризма, что, в общем, будет способствовать формированию представления о России как о стране, благоприятной для туризма.