Из «разговора об истинной философии»
Ученик. О, премудрый наставник, мы слышали от тебя, «что фи- лософия есть наставница всякой добродетели, и она одна между всеми временными богатствами никогда не оставляла в бедности своего обладателя. Мы сознаемся, ты возбудил нас такими речами к достижению такого высокого благополучия; мы желаем теперь знать, в чем состоит ее сущность и по какой лестнице можно подняться до нее. Наш возраст еще нежен, и если ты нам не подашь руки, мы не взой- дем одни. Мы понимаем, что душа наша помещена в сердце, как глаза в голове. Но глаза могут различать ясно предметы только при помощи солнца или какого-нибудь другого света. Всякий знает, что без света мы и с глазами оставались бы в темноте. Точно так же и мудрость бывает доступна нашей душе, когда кто-нибудь ее просветит.
Учитель. Вы сделали, мои дети, хорошее сравнение души с гла- зами. Но Тот, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан. 1:9), просветил и ваши умы для восприятия филосо- фии, которая никогда, как вы сказали, не оставляла своего обладате- ля нищим.
Ученик. Знаем, наставник, знаем наверное, что просить надобно у Того, кто подает щедро и никому не препятствует, но нас нужно на- ставить и вести под руку, пока не разовьется в нас сила. Конечно, кремень имеет в себе огонь, выскакивающий при ударе, как и уму человека прирожден свет науки; но пока на него не посылаются уда- ры сведущего человека, искра будет также скрываться, как она скры- вается в кремне.
Учитель. Мне легко будет показать вам путь к мудрости, когда вы полюбите ее для Бога, ради душевной чистоты, ради познания истины и ради ее самой, а не ради человеческой славы, временных наград и лживых обольщений богатствами. Чем кто более любит по- следнее, тем он далее блуждает от света науки: так пьяный не может переступить порога своего...
Ученик. Веди же нас, гони и приведи божественными путями ра- зума на вершину совершенства; хотя и неровным шагом, но мы по- следуем за тобою.
Учитель. О, человек, разумная тварь, бессмертная лучшею сво- ею частью, образ своего Творца, скажи, зачем ты теряешь свои бо- гатства и стараешься приобрести чужие? К чему ты ищешь внизу и не смотришь выше?
Ученик. Но что свое, а что чужое?
Учитель. Чужое – что ищется вне, как, например, накопление богатств; свое – что внутри, украшение себя мудростью, К чему же, о смертные, вы ищите вне, когда имеете то, что ищете, внутри.
Ученик. Мы ищем счастья.
Учитель. Хорошо делаете, если ищите постоянного, а не прехо- дящего. Посмотрите, какою горечью окроплено земное счастье; ни- кому оно не достается в целости, никому оно не достается верным, потому что в этой жизни нет ничего неизменяемого. Что прекраснее света? Но и он затмевается наступившим мраком. Что прелестнее летом цветов? Но и они погибают от зимнего холода. Что отраднее здоровья тела? Но кто пользуется им постоянно? Что приятнее по- койного мира? Но взрывы печальных распрей и его нарушают.
Ученик. Мы никогда не сомневались в том, что все это так и бы- вает, как ты сказал. Но скажи, почему это так?
Учитель. Чтобы из великого вы познали малое.
Ученик. Каким образом?
Учитель. Если небо и земля, которыми все любуются и пользу- ются, представляют постоянные перемены, то тем более должно представляться проходящим пользование чем-нибудь отдельным. И к чему любить то, что не может оставаться с нами. К чему слава, почести, богатства? Вы читали о богатствах Креза, славе Александ- ра, величии Помпея? А что из всего этого может помочь осужденным на погибель?... Гораздо лучше украшать себя внутри, чем извне, и просвещать бессмертную душу.
Ученик. Какие же могут быть украшения души?
Учитель. Прежде всего мудрость, и к ее-то приобретению я убеждаю вас стремиться.
Ученик. Откуда же мы знаем, что мудрость вечна? И если все ис- численное тобою преходяще, то почему же и наука не может пройти?
Учитель. Думаете ли вы, что душа бессмертна? Ученик. Не только думаем, но и наверное знаем. Учитель. А мудрость украшает душу?
Ученик. Без сомнения.
Учитель. Следовательно, они обе бессмертны, и душа, и муд- рость. Вот богатства часто оставляют человека, и почести уменьша- ются; разве вы этого не видали?
Ученик. Мы видим, что даже и могущество государств не вечно.
Учитель. Что же значат богатства без мудрости?
Ученик. То же, что и тело без души, как сказал Соломон: «Что приносят глупому его богатства, когда он не может купить на них ума?».
Учитель. Не мудрость ли возвышает смиренного и нищего под- нимает из ничтожества, чтобы посадить его с царями, и поддержива- ет престол славы?
Ученик. Все это так, но она широка, и трудно ее приобретение.
Учитель. Но какой воин увенчивается без битвы? Какой земле- делец без труда добывает хлеб? Разве не знаете старой пословицы: корень учения горек, но плоды сладки...
Ученик. Но покажи же нам первые ступени мудрости, чтобы Бо- жиею и твоею помощью мы могли после перейти от низших к выс- шим.
Учитель. Мы читаем у Соломона, устами которого говорила са- ма мудрость: «Мудрость построила себе дом и вырубила для него семь столбов». Хотя собственно это выражение относится к божест- венной премудрости, которая построила себе в девственной утробе дом, т.е. тело, и подкрепила его семью дарами Духа Святого; это и есть церковь, прославленная теми дарами; но и книжная мудрость (sapientia liberalium literarum) точно так же утверждается на семи столбах, и не иначе можно довести до совершенства свое познание, как поднявшись на те столбы или, лучше сказать, ступени...
Ученик. Веди же нас и изведи когда-нибудь из норы невежества, чтобы мы могли воссесть на ветви мудрости, данной тебе Богом. От- туда мы увидим свет правды, покажи же нам, как ты часто то обе- щал, семь ступеней науки.
Учитель. Тех ступеней, о которых вы спрашиваете, семь, и о, если бы для переступления их вы обнаружили такую же жажду, ка- кую теперь показываете, для того чтобы взглянуть них; – вот они: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрология. Над ними потрудились все философы, ими они просве- тились, превзошли славою царей и восхваляются на вечные време- на; этими же науками святые наставники и защитники нашей католи- ческой веры одерживали верх над всеми ересиархами во время пуб- личных диспутов с ними. Пусть по ним пройдется и ваша молодость, о любезные дети, пока более зрелый возраст и новые душевные си- лы не дозволят вам приступить к вершине всего – Священному Пи- санию. Вооружившись таким образом, вы выступите после неодоли- мыми защитниками и утвердителями истин веры.
«Энхиридион, или о грамматике»
Были в школе наставника Альбина два ученика, один франк, другой сакс, еще недавно вступившие в густые дебри грамматики;
потому они и решились изучать на память некоторые из ее правил посредством вопросов и ответов.
И сначала франк обратился к саксу: Ну, сакс, отвечай на мой во- прос, так как ты старше меня летами: мне четырнадцать, а тебе, я полагаю, пятнадцать лет. – На это отвечал сакс: Изволь, но с условием, если ты спросишь свысока или зайдешь в философию, то я обращусь к наставнику. – Учитель заметил: Я одобряю, дети, ваше намерение и охотно помогу вам. Но прежде скажите, с чего, вы полагаете, должна начаться ваша беседа?
Ученики. С чего же, господин наставник, как не с буквы?
Учитель. Это было бы верно, если бы вы не упомянули перед тем о философии. Беседу должно начать с исследования о звуке, ради которого изобретены буквы; а еще прежде того должно задать вопрос: каким способом вообще должна быть ведена эта беседа (disputatio)?
Ученики. Это уже ты, наставник, объясни нам, пожалуйста, сам: признаемся, мы вовсе не знаем, в каком порядке должно вести беседу. Учитель. Каждый разговор и беседа (collocutio disputatioque) должны состоять из трех отделов по тем трем сторонам, которые представляются в предметах: 1) о вещи (res); 2) о ее смысле (intellec- tus) и 3) о ее названии (voces). Вещь есть то, что мы воспринимаем разумом души; смысл – то значение, которое мы придаем вещам; название, – чем мы обозначаем постигнутую вещь; для названия ве-
щей, как я сказал, были изобретены буквы.
Ученики. Так как ты объяснил нам порядок беседы, то, пожалуй- ста, объясни и различные формы названия вещей.
Учитель. Есть четыре рода произнесения названий: articulata, inarticulata, literata, illiterata. Articulata называются те, которые в соеди- нении друг с другом представляют смысл; например, Anna virumque cano etc. Inarticulata, которые не представляют никакого смысла, как, например, crepitus mugitus. Literata, – которые могут быть написаны; illiterata – которых нельзя написать.
Ученики. Откуда происходит слово vox, название?
Учитель. От глагола vocare, называть. Вот все, о чем вы спра- шивали. Теперь, дети, начинайте с буквы, litera.
Франк. Скажи мне прежде, сакс, откуда происходит слово litera,
буква?
Сакс. Я думаю, что litera есть сокращенная форма от legitera (leg + itera) и означает то, что буква служит для читающих (legentibus) путем (iter).
Франк. Дай определение буквы.
Сакс. Буква есть малейшая часть произнесенного звука. Ученики. Нет ли, наставник, другого определения буквы? Учитель. Есть, но в том же смысле: буквы есть неделимое, по-
тому что речь состоит из частей, части из слогов, и слоги подразде- ляются на буквы, но букву разделить нельзя.
Ученики. Отчего буквы называются элементами?
Учитель. Потому что, как элементы в своем соединении состав- ляют тело, так поглощенные вместе буквы образуют звук.
Франк. Представь мне, товарищ, разделение букв.
Сакс. Буквы бывают гласные и согласные, и согласные подраз- деляются на полугласные и немые.
Франк. На чем основывается такое разделение?
Сакс. Гласные произносятся отдельно и сами по себе составля- ют слог; согласные же не могут быть ни выговорены, ни составить слова.
Ученики. Нет ли, наставник, другого основания такого разделе- ния?
Учитель. Есть: гласные составляют душу, а согласные – тело; душа приводит в движение и себя, и тело; тело же неподвижно и бездушно. Таковы бывают согласные без гласных: они могут быть написаны сами по себе, но не могут быть без гласных выговорены и не имеют смысла...
Франк. Какое различие между полугласными и немыми?
Сакс. Насколько полугласные уступают гласным, настолько они превосходят немые буквы; полугласные начинаются гласною буквою и возвращаются к ней, потому они благозвучны, и потому гораздо чаще выражения оканчиваются полугласными, а не немыми. Немые же вы- ходят от себя и кончаются гласною, почему они и не благозвучны.
Франк. Я помню, на основании Доната, в каждой букве надобно обращать внимание: 1) на ее название (nomen), 2) фигуру (figuram) и 3) свойство (potestatem). О названиях и фигурах не будем говорить; скажи мне о свойстве и начни с гласных.
Сакс. У латинян гласных пять, потому что шестая гласная Y за- имствована для греческих слов, как и согласная Z...
Франк. Не имеют ли некоторые из согласных особого свойства?
Сакс. Имеют, потому что у каждой есть свое свойство, название и фигура; некоторые же из них, плавные, совсем теряют свойство согласных; даже изменяют в прозе ударение.
Франк. Какие именно?
Сакс. L, R, М, N. Даже и S имеет особое свойство. Н есть знак придыхания. Х и Z – двойные буквы. Впрочем, я полагаю, что рассу-
ждение обо всем этом принадлежит тонкостям метрики, которой мы еще не обучались, а потому не спрашивай меня об этом; перейдем лучше к вопросу о слогах...
«Cловопрение высокороднейшего юноши Пипина1с Аль- бином схоластиком»
1. Пипин. Что такое буква? – Алкуин. Страж истории.
2. Пипин. Что такое слово? – Алкуин. Изменник души.
3. Пипин. Кто рождает слово? – Алкуин. Язык.
4. Пипин. Что такое язык? – Алкуин. Бич воздуха.
5. Пипин. Что такое воздух? – Алкуин. Хранитель жизни.
6. Пипин. Что такое жизнь? – Алкуин. Счастливым радость, не- счастным горе, ожидание смерти.
7. Пипин. Что такое смерть? – Алкуин. Неизбежный исход, неиз- вестный путь, живущих рыдание, завещаний исполнение, хищник человеков.
8. Пипин. Что такое человек? – Алкуин. Раб смерти, мимоидущий путник, гость в своем доме.
9. Пипин. На что похож человек? – Алкуин. На плод.
10. Пипин. Как помещен человек? – Алкуин. Как лампада на ветру. 11. Пипин. Как он окружен? – Алкуин. Шестью стенами.
12. Пипин. Какими? – Алкуин. Сверху, снизу, спереди, сзади, справа и слева.
13. Пипин. Сколько у него спутников? – Алкуин. Четыре.
14. Пипин. Какие? – Алкуин. Жар, холод, сухость, влажность.
15. Пипин. Сколько с ним происходит перемен? – Алкуин. Шесть.
16. Пипин. Какие именно? – Алкуин. Голод и насыщение, покой и труд, бодрствование и сон.
17. Пипин. Что такое сон? – Алкуин. Образ смерти.
18. Пипин. Что составляет свободу человека? – Алкуин. Невин- ность.
19. Пипин. Что такое голова? – Алкуин. Вершина тела.
20. Пипин. Что такое тело? – Алкуин. Жилище души.
21. Пипин. Что такое волосы? – Алкуин. Одежда головы.
22. Пипин. Что такое борода? – Алкуин. Различие полов и почет зрелого возраста.
23. Пипин. Что такое мозг? – Алкуин. Хранитель памяти.
1 Пипин – второй сын Карла Великого.
24. Пипин. Что такое глаза? – Алкуин. Вожди тела, сосуды света, истолкователи души.
25. Пипин. Что такое ноздри? – Алкуин. Проводники запаха.
26. Пипин. Что такое уши? – Алкуин. Собиратели звуков.
27. Пипин. Что такое лоб? – Алкуин. Образ души.
28. Пипин. Что такое рот? – Алкуин. Питатель тела.
29. Пипин. Что такое зубы? – Алкуин. Жернова кусания...<...>
47. Пипин. Что такое небо? – Алкуин. Вращающаяся сфера, не- измеримый свод. <...>
Печ. по кн.: Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т. 1. М., 1994.
С. 302–309.
ХРАБАН МАВР
Магненций Храбан (Рабан) Мавр (766/788 – 856 гг.), франкский тео- лог и писатель, родился в г. Майнце и принадлежал к древнему, знатному и могущественному роду. В 9 лет Храбан становится монахом ордена бене- диктинцев в Фульде, где проявляет большой интерес, способности и усердие к занятиям наукой. В 801 г. он становится дьяконом, а в 802 или 806 г. его вместе с двумя другими монахами посылают в г. Тур, к извест- ному теологу и педагогу Алкуину, где он проводит в учении шесть лет. По возвращении в Фульдский монастырь Храбан возглавляет монастырскую школу. Здесь он стремится применить те приемы преподавания, которым научился у Алкуина. Главные из них – постепенность и многовариант- ность обучения, учет возраста учеников, их способностей и наклонно- стей, постижение глубин родного языка, совершенное знание латыни и изучение иностранных языков. Храбан Мавр ввел во Франкском королевст- ве обучение и греческому языку. Его школа стала крупным центром латин- ской культуры в восточногерманских землях. Слава о школе Фульдского монастыря разносится по всем германским землям, среди учеников Храба- на – не только аббаты и монахи из разных монастырей, но и дети знат- ных людей. Многие из учеников его школы стали впоследствии известны- ми учеными-богословами.
В 825 г. Храбан Мавр становится аббатом Фульдского монастыря, в 847, архиепископом г. Майнца. Он не жалеет времени и сил для устройст- ва церковной и монастырской жизни; по его инициативе было восстанов- лено много старых церквей и построено новых, основано несколько мона- стырей.
К литературным занятиям Храбан Мавр впервые обратился на три- дцатом году жизни и впоследствии никогда их не прерывал. Среди его тру- дов – множество комментариев к книгам Ветхого и Нового завета, жизне- описания святых (мартирологи), описания церковной и монастырской жизни,
проповеди, морализаторские сочинения. Наряду с теологическими сочине- ниями, он оставил также труды по различным отраслям знаний: «Книгу о грамматике» «Сочинение о Вселенной», «Об изобретении языков», «О сти- хосложении» и др.
Сочинение «О воспитании клириков» относится к числу ранних. Оно написано в период активных занятий Храбана преподавательской дея- тельностью и, вероятно, предназначалось его ученикам и воспитанникам. Труд состоит из трех книг. В первых двух последовательно описываются церковная иерархия, церковные службы и праздники, основные священные тексты. Последняя часть посвящена наукам, знание которых, по мнению Храбана Мавра, необходимо тем, кто избрал путь служения Богу. Фраг- менты этой, последней, части публикуются ниже.