Место философии в системе культуры. Взаимоотношение философии, искусства, литературы. Философия и нравственность. Гуманизм философии

Литература и философия

Философия выступает как часть литературы в своем реальном существовании. Наряду с чисто устными формами ее передачи и преподавания она доступна в виде совокупности письменных источников, которые подразделяются на признанные и устоявшиеся жанры: поэмы, максимы, диалоги, проповеди, эссе, афоризмы и т.д. С этой точки зрения философия связана с историей литературы и литературоведением, которые стремятся установить время и условия появления различных жанров философских произведений и определить их характерные черты и правила. Впрочем, философия связана с литературой не только формальными признаками, но также и в своей основе, так как философское произведение является выражением индивидуальности, распознаваемой по своему стилю. Поскольку данная индивидуальность использует для самовыражения определенные правила жанра, философское произведение предстает как произведение искусства.

Развитие философии

А) Философская литература до Сократа

В досократовские времена для выражения философской абстракции использовали прозу, а не поэзию, в отличие от гомеровских времен, в которых использовали поэзию. Афоризм (проза) восходит к жанру, представленному во всех народных культурах, а именно к пословицам и поговоркам. Пословица уходит своими корнями в опыт: поэтому она, как и опыт, ограниченна и фрагментарна. Но философская мысль претендует на то, чтобы выйти за пределы опыта. Поэтому греческая досократовская мысль, заимствовавшая форму поэмы и стиль пословицы, не нашла адекватной формы для философского содержания.

Первым, кто сделал возможным дальнейшее развитие философской мысли, был Сократ

В) Сократовская критика искусства и литературы

Сократ и его последователи создали философию, открыто выступив против слишком поэтического стиля досократовской мысли и против поэзии и искусства вообще.

Сократовским идеалом языка является простота, которая не отступает перед обыденностью и находит самое естественное её выражение в разговорном стиле. Сократ считает, что философия начинается в диалоге. Диалог – это не столько подрыв авторитетов, сколько метод исследования и обучения. Он критикует письменные источники, считая, что истина не в книгах. А в нас, во внутреннем движении поиска и рефлексии.

С) Платоновский диалог

Платон не хотел доверить письменному тексту ту часть своей философской мысли, которую он считал наиболее важной, и ,что относясь с серьезностью к своим устным наставлениям, он сам принижал свои написанные произведения, представляя их лишь развлечениями и «забавами». Находясь на полпути между прозой и поэзией, платоновский диалог примыкает к трагедии поэтической красотой своего ямбического ритма – этот ритм наиболее близок к прозе разговорной речи, он в наибольшей степени способен выразить поэзию прозаической мысли. Таким образом, платоновский диалог является в некотором смысле разрешением конфликта между философией и литературой. Но цель платоновского диалога не в том, чтобы дать письменное изложение некоей философии, он дает некоторые подсказки, необходимые для того, чтобы направить читателя на путь решения, которое сам автор отказывается сформулировать. Таким образом, платоновский диалог, будучи прежде всего художественным произведением, представляет философию как движение и жизнь, избегая показывать её застывшей в своих результатах.

Итак, изменение философской жизни – переход от сократовской импровизации к платоновской институции – привело к преобразованию платоновского диалога, постепенно приближавшегося по форме к связному изложению. Продолженная после Платона, эта эволюция диалога вызвала окостенение его форм. Опровергающий диалог, так же как и майевтический (майевтика - метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов) диалог, просуществовал не дольше, чем сократовские диалоги Платона. Эристические (эристика— искусство спора, диспута и полемики, разрабатывавшееся софистами. Аристотель эристикой называл искусство спора нечестными средствами. Эристическая аргументация направлена на то, чтобы доказать правоту спорящего вне зависимости от его истинной правоты. Эристику следует отличать от софистики — в отличие от последней она строится не на ошибках и подменах, а на убеждении других в своей правоте) диалоги сменились академическими, гибкость диалектической дискуссии сменил жесткий механизм схоластического. Но становление философской школы не только до неузнаваемости изменило жанр, созданный Платоном, оно также вызвало появление новых жанров, в соответствии с отдельными философскими функциями, ранее смешанными в платоновском диалоге. Это приумножение жанров выглядит как своего рода взрыв диалога вследствие глубоких перемен, которые введение школьных дисциплин произвело в самой природе философского рассуждения.

Наши рекомендации