Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре. Взаимосвязь философии и частных наук.

ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ.

1. Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре. Взаимосвязь философии и частных наук.

2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

3. Зарождение философской мысли, её культурно – исторические предпосылки. Исторические типы философии и их специфика.

4. Философское учение о бытии. Проблема бытия в истории философии. Монистические и дуалистические концепции бытия.

5. Проблема субстанции в философии.

6. Понятие материи. Философское и естественно – научное представление о материи.

7. Движение, пространство и время. Концепции движения, пространства и времени в истории философии.

8. Движение и развитие. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Основные законы диалектики.

9. Закон противоречия как источник и движущая сила развития (специфика, категории, примеры)

10. Закон перехода количественных изменений в качественные как механизм развития (специфика, категории, примеры)

11. Закон отрицания отрицания – взаимосвязь этапов развития, старого и нового в развитии (специфика, категории, примеры)

12. Основные категории диалектики: сущность и явление; количество и качество; часть и целое; свобода и необходимость; возможность и действительность; единичное и

всеобщее; причина и следствие.

13. Проблема самоорганизации материальных систем. Синергетика. Глобальный эволюционизм в современной картине мира.

14. Принцип всеобщей связи как необходимое условие принципа развития. Детерминизм.

Закон. Виды законов.

15. Философское учение о сознании. Развитие представлений о сознании в истории философии. Происхождение, сущность и структура сознания.

16. Сознание и бессознательное. Формы проявления бессознательного. Иррационалистические концепции в современной философии.

17. Сознание и язык. Функции языка.

18. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.

19. Познание как философская проблема. Концепции обоснования знания в истории философии и современных гносеологических учениях.

20. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания.

21. Специфика и основные формы чувственного познания.

22. Специфика и формы рационального познания.

23. Способы постижения реальности: обыденное познание, миф, религия, художественное познание, философия, наука.

24. Научное познание, его специфические признаки. Основные этапы истории науки и их

особенности. Наука и техника.

25. Структура научного познания, его методы и формы.

26. Истина: понятие, основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

27. Человек как предмет философского анализа. Образы человека в истории философской мысли.

28. Многомерность человеческого бытия. Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Дуалистические, монистические, биологизаторские и социологизаторские концепции человека.

29. Проблема происхождения человека в философии.

30. Смысл человеческого бытия и принципы ценностной ориентации человека в мире.

31. Философское учение о ценностях. Нравственные, эстетические, религиозные ценности и их роль в человеческой жизни.

32. Понятие общества. Различные интерпретации его природы в истории социально –философской мысли

33. Основные этапы развития социально – философской мысли.

34. Общество и его структура. Общество как системное образование. Основные сферы общественной жизни.

35. Личность и общество. Свобода личности и её ответственность. Условия и механизмы формирования личности.

36. Проблема смысла и направленности исторического процесса: варианты решения в истории философии.

37. Общество как социально – исторический организм, развивающаяся система. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

38. Философское понятие культуры. Социальные функции культуры.

39. Взаимодействие природы и общества. Историческая эволюция характера социоприродных отношений.

40. Общество и глобальные проблемы современности.

Сознание и бессознательное. Формы проявления бессознательного.

Способы постижения реальности: обыденное познание, миф, религия,

Многомерность человеческого бытия. Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Дуалистические, монистические, биологизаторские и социологизаторские концепции человека.

Основные противоречия человеческой природы: биологические и духовные противоречия. Понимание этих противоречий помогает понять сущность человека. Античная философия: человек – микрокосм, находится в гармонии с природой. Телесное ассоциируется с эмоциями, страстями человека, духовное – с разумностью. Человек рассматривается как существо, способное сдерживать свои страсти с помощью разума. Тело совершенное, гармоничное и именно оно уподобляется космосу. Средневековье. В системе христианского мировоззрения человек воспринимается как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны дух и тело (возвышенное и низменное). Человек постоянно стремится освободиться от дьявольских пут, стремится к постижению божественного света истины. Отношение к биологическому началу, как к низменному в человеке, нашло своё отражение в искусстве. Новое время. Проблема духовного и телесного понимается механистически. Дуализм Декарта: тело относится к протяжённости, душа – к мышлению. Они не связаны между собой. Т.е. характерно упрощение духовного и телесного. Телесность связана с механизацией, а духовное упрощено, т.к. оно связано только с разумом. Теория Дарвина позволяет по-новому взглянуть на происхождение человека. Марксистская философия. Труд – условие становления человека. Труд отличает его от животного. Человек сам творит мир духовной и материальной культуры. Развитие трудовой активности глобально изменило его природную сущность. Труд повлёк за собой формирование новых социальных качеств человека (язык, мышление, общение, убеждение, ценностные ориентации, мировоззрение). Сущность человека формируется внешними условиями (воспитание, соц. среда). XXвек. Понятие жизнь теперь получает самостоятельную ценность. Под жизнью понимается саморазвитие, самовоспроизводство. Понятие дух ассоциируется с человеческим разумом, моралью, свободой. В антропологии 20в. под духом понимается следующие сферы: религиозная, нравственная, эстетическая. Эти потребности человека рассматриваются как высшие, очень часто человека определяют как духовное существо (Шеллер). В конце 20в. развивается социобиология, которая пытается применить биологические и социальные подходы к этой проблеме. Биология выражается в анатомо-физиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых процессах человеческого организма. Социальное воздействие выражается во влиянии на человека общества, социального окружения, коллектива, семьи, СМИ, системы образования. Рассматривая проблемы природы человека, можно выделить ряд концепций: 1) Дуалистическая концепция возникла еще в античности: человек – это существо состоящее из материального организма, а с другой стороны из нематериальной души, которая и управляет этим организмом. 2) Монистические концепции опираются на то, что сознание, душа – результат жизнедеятельности нервных клеток головного мозга. Среди этих концепций можно выделить биологизаторские концепции. Наиболее известным сторонником этой концепции является Мальтус, который предложил рассматривать общество, как арену борьбы людей за существование. Наряду с этими есть социологизаторские концепции, которые говорят, что лишь общество определяет сущность человека, противопоставляя тем самым социальное биологическому. Марксистскую концепцию можно рассматривать как теорию антропосоциобиогенеза. Человек – часть природы, но одновременно огромная роль отводится общественным отношениям. Итак, человек представляет собой целостное единство биологических, психических и социальных уровней, которые формируются из природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид – это не простая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство.

ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ.

1. Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре. Взаимосвязь философии и частных наук.

2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

3. Зарождение философской мысли, её культурно – исторические предпосылки. Исторические типы философии и их специфика.

4. Философское учение о бытии. Проблема бытия в истории философии. Монистические и дуалистические концепции бытия.

5. Проблема субстанции в философии.

6. Понятие материи. Философское и естественно – научное представление о материи.

7. Движение, пространство и время. Концепции движения, пространства и времени в истории философии.

8. Движение и развитие. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Основные законы диалектики.

9. Закон противоречия как источник и движущая сила развития (специфика, категории, примеры)

10. Закон перехода количественных изменений в качественные как механизм развития (специфика, категории, примеры)

11. Закон отрицания отрицания – взаимосвязь этапов развития, старого и нового в развитии (специфика, категории, примеры)

12. Основные категории диалектики: сущность и явление; количество и качество; часть и целое; свобода и необходимость; возможность и действительность; единичное и

всеобщее; причина и следствие.

13. Проблема самоорганизации материальных систем. Синергетика. Глобальный эволюционизм в современной картине мира.

14. Принцип всеобщей связи как необходимое условие принципа развития. Детерминизм.

Закон. Виды законов.

15. Философское учение о сознании. Развитие представлений о сознании в истории философии. Происхождение, сущность и структура сознания.

16. Сознание и бессознательное. Формы проявления бессознательного. Иррационалистические концепции в современной философии.

17. Сознание и язык. Функции языка.

18. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.

19. Познание как философская проблема. Концепции обоснования знания в истории философии и современных гносеологических учениях.

20. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания.

21. Специфика и основные формы чувственного познания.

22. Специфика и формы рационального познания.

23. Способы постижения реальности: обыденное познание, миф, религия, художественное познание, философия, наука.

24. Научное познание, его специфические признаки. Основные этапы истории науки и их

особенности. Наука и техника.

25. Структура научного познания, его методы и формы.

26. Истина: понятие, основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

27. Человек как предмет философского анализа. Образы человека в истории философской мысли.

28. Многомерность человеческого бытия. Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Дуалистические, монистические, биологизаторские и социологизаторские концепции человека.

29. Проблема происхождения человека в философии.

30. Смысл человеческого бытия и принципы ценностной ориентации человека в мире.

31. Философское учение о ценностях. Нравственные, эстетические, религиозные ценности и их роль в человеческой жизни.

32. Понятие общества. Различные интерпретации его природы в истории социально –философской мысли

33. Основные этапы развития социально – философской мысли.

34. Общество и его структура. Общество как системное образование. Основные сферы общественной жизни.

35. Личность и общество. Свобода личности и её ответственность. Условия и механизмы формирования личности.

36. Проблема смысла и направленности исторического процесса: варианты решения в истории философии.

37. Общество как социально – исторический организм, развивающаяся система. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

38. Философское понятие культуры. Социальные функции культуры.

39. Взаимодействие природы и общества. Историческая эволюция характера социоприродных отношений.

40. Общество и глобальные проблемы современности.

Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре. Взаимосвязь философии и частных наук.

Термин «философия» с греческого означает любовь к мудрости. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. Аристотель определил, что философия – это учение о причине и ее началах. Гегель пишет, что фило­софия – это учение о всеобщем. Марксистская философия считала, что фило­софия – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Философия дает систему знаний о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология), о сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире (антропология), теорию познания (гносеология) и свою собственную историю. Так сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем. Предмет философии – это все сущее во всей полноте ее содержания и смысла. Философия нацелена на то, чтобы понять внутреннюю связь и единство между частями и частицами мира. Структура философского знания: 1) Онтология – это учение о бытии. Те философы, которые считают, что основа бытия – некое духовное начало, создали идеологию: объективную, т.е. в основе бытия лежит не сознание человека (Платон, Гегель) и субъективную, т.е. в основе бытия лежит сознание индивида (Беркли, Кант). 2) Гносеология – учение о знании. В гносеологии выделяют два направления: оптимистическое и пессимистическое, а последнее в свою очередь выделяет скептицизм и агностицизм – это философское направление, отрицающее возможность познания сущности предметов объективной действительности (Кант). 3) Социальная философия – это философия общества. Она изучает общество в целом, пытается открыть законы функционирования и развития общества, роль личности в развитии общества. 4) Философия истории. 5) Антропология изучает человека. 6) Этика – учение о нравственности и морали. 7) Эстетика – учение о прекрасном. 8) Логика и т.д.

Интегрирующая роль философии в культуре тесно связана с ее аналогичным значением в жизни человека. Будучи мировоззрением, она соединяет свою совокупность знаний и ценностей, которыми живет человек, в единое целое. Как показывает история культуры, философия многовариантна по своей форме и содержанию. Это неудивительно, т.к. философия, как любовь к мудрости, может принимать обличия тех форм культуры и знания, в которых она видит источник жизненной мудрости.

О соотношении философии и частных наук. Философия – это наука. Конкретная наука как определяющий вид теоретического и эмпирического познания имеет дело с определенными понятиями, выводами, гипотезами, законами, теориями. Любая наука имеет свой особый предмет. У философии предмет иной – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим.

Наши рекомендации