В.е. майер и традиции преподавания истории средних веков в удмуртском государственном
СОВЕТЫ ПО КОНСПЕКТИРОВАНИЮ
В.Е. Майер
УНИВЕРСИТЕТЕ
Особая страница в преподавании всеобщей истории и культуры в Удмуртском педагогическом институте (позднее – Удмуртский госу- дарственный университет) связана с именем Василия (Вильгель-
ма) Евгеньевича Майера1. Большую часть своей жизни В.Е. Майер
прожил в Удмуртии: с сентября 1945 г. по 10 февраля 1985 г. он рабо- тал в УГПИ (с 1972 г. – Удмуртский государственный университет), где прошел путь от ассистента до профессора, зав. кафедрой всеобщей истории, проректора. В.Е. Майер известен как крупный медиевист- германист, ученый энциклопедических познаний, исследователь с европейским именем; он был многогранно одаренной личностью, прекрасным педагогом, замечательным по своим душевным дарова- ниям человеком.
Будучи учеником М.М. Смирина, Василий Евгеньевич многие го- ды занимался изучением аграрной истории средневековой Герма- нии. Кроме того, параллельно он разрабатывал проблемы теории и методологии истории в приложении к другим областям медиевисти- ки, а также с большой любовью читал курсы по истории Итальянского и Северного Возрождения.
Научное наследие В.Е. Майера весьма обширно. Помимо статей и монографий, посвященных истории Германии, многочисленных переводов немецких источников, Василий Евгеньевич постоянно ра- ботал над методологическими пособиями, адресованными студен- там. Эти пособия касались разных сторон учебной работы, многое из их содержания не утратило своего значения в настоящее время. Од-
ним из таких пособий стала методическая разработка, призванная научить студентов правилам конспектирования научной литературы2. Профессор В.Е. Майер использовал такую методику конспектирова-
ния при работе с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса. Однако, она на- столько продуманна и универсальна, что ее применение целесооб- разно и при конспектировании любой научного исследования.
1 Подробно о жизни и деятельности В.Е. Майера см.: Шишкина Н.Г. Василий Ев- геньевич Майер: историк и его дело // Средние века. Вып. 67. М., 2006. С. 216–245.
2 См.: Майер В.Е. Методические разработки по истории средних веков для сту- дентов II курса исторического факультета. Ижевск, 1984. С. 15–25.
Конспектировать произведение – значит кратко записывать мыс- ли, содержащиеся в нем. При этом можно их формулировать своими словами либо цитировать дословно. Конспектирование научных про- изведений является решающим шагом в их изучении и освоении.
Конспект является для автора индивидуальным пособием, кото- рым он может пользоваться по-разному, в зависимости от задач, стоящих перед ним. Поэтому важно, чтобы конспект с первого раза был написан с полным охватом изучаемого произведения или разде- ла его. Конспект должен быть составлен надолго, чтобы можно было им пользоваться в любое время, дополняя его новыми мыслями.
Нет сомнения в том, что каждый может выработать свою мето- дику конспектирования. Это, однако, не значит, что нет основания говорить об общих требованиях, предъявляемых к конспекту. Умение конспектировать свидетельствует о дисциплине ума, внутренней со- бранности и целенаправленности характера, т.е. о чертах, которые формируются в ходе воспитания и. следовательно, нуждаются в ак- тивном воздействии. Без составления конспекта нельзя изучить тео- рию, контролировать учебу и использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Конспектируя произведения медиевистов, следует особое вни- мание уделять следующим вопросам:
1) Когда и по какому поводу было написано изучаемое произве- дение.
2) Записи ведущих мыслей изучаемого произведения.
3) Выяснению логики (причинно-следственных связей) изучаемо- го произведения.
4) Сопоставлению мыслей изучаемого произведения с мыслями, знакомыми по другим произведениям.
5) Обработке написанного конспекта путем подчеркивания и рас- становки различных знаков и символов.
6) Разъяснению отдельных понятий, выражений и терминов, встречаемых в изучаемом произведении.
7) Выражению своего особого отношения к отдельным мыслям, высказываниям и фактам, содержащимся в изучаемом произведении.
8) Указанию страниц, откуда взяты цитаты.
9) Проверке фактов, приводимых автором.
Структурно целесообразно конспект делить на две части. С этой целью на одной стороне тетради записываются кратко мысли, изло-
женные в изучаемой работе, на другой стороне записывается план, делаются замечания, расставляются знаки и т.д. Учитывая содержа- ние и объем каждой из частей, целесообразно отвести под первую часть 2/3 страницы, оставляя для второй части 1/3.
Большое значение в конспекте имеют знаки, которые расстав- ляются в ходе или после составления его. В общей сложности можно говорить о четырех разных видах знаков в конспекте: цифровом, бук- венном, линейном и словесном.
Для обозначения разделов и глав обычно употребляют римскую цифровую систему: I, II, III, IV, V… X (10),… L (50),… C (100),… D (500),… M (1000).
Конспектируя текст главы, его делят по смыслу на последова- тельные разделы, которые обозначаются цифрами арабско- индийской системы: 1, 2, 3, 4…, n.
Если мы хотим те мысли, которые встречаются под обозначен- ными нами арабско-индийскими цифрами, делить на более дробные, мы употребляем буквенные системы: в первом случае из русского алфавита (а, б, в, г…), затем при обозначении подпунктов – из латин- ского (a, в, c, д…) и, наконец, из греческого алфавита (α, β, γ…)
Говоря о сочетании в конспекте цифровых и буквенных систем, мы можем отметить следующее их сочетание:
I.
1.
а
a
α
II.
1.
а
б
и т.д.
Линейные знаки могут быть разделены на горизонтальные, вер- тикальные и смешанные. В зависимости от степени значимости за- писанных в конспекте мыслей, выражений и отдельных слов они подчеркиваются горизонтально расположенными линиями: извили- стой, прямой, двумя или тремя прямыми.
Эти же типы линий употребляются в вертикальном виде для подчеркивания и выделения мыслей, встречаемых в тексте конспек- та. Тогда они располагаются вдоль текста на полях:
Выводы, обобщения и другие особо важные мысли обрамляют- ся целиком
И нередко особо важные мысли обводятся рамкой со сдвоен- ными боковыми стенками
К линейным знакам можно отнести и такие, как знаки восклица- ния (!, !!, !!!), вопроса (?), равенства (=) и другие, которые ставятся в зависимости от содержания текста конспекта и его значения.
Чаще всего в конспектах ставятся следующие буквенные знаки и выражения:
NB, что означает «нотабене» (запомни хорошо),
PS– «постскриптум» (после написанного, приписка), Да! Нет! и другие.
Конспектируя произведения медиевистов, необходимо стараться писать аккуратно, выделять оглавления и понятия. Лучше всего это делать разноцветными чернилами, печатными буквами и т.п.
При составлении конспекта необходимо соблюдать следующие требования:
1) Начать конспект с новой страницы тетради, написав в правом верхнем углу слово «Конспект».
2) Инициалы и фамилию автора пишут на 1-й строке, слева, про- пустив 3–4 клетки.
3) Заглавие изучаемой работы пишется на следующей строке. Вслед за заглавием в скобках указывается, по какому изданию со- ставлен конспект.
4) Затем записывается, когда была написана данная работа и, если известно, в связи с чем она писалась, где она была впервые опубликована.
5) Оставшееся пространство страницы делится на 2 части, под большую оставляется 2/3 страницы.
6) План изучаемого произведения составляется параллельно с текстом конспекта. Для этого следует озаглавить своими словами каждую новую мысль автора. Составление плана помогает дисцип- линировать мышление, лучше осваивать содержание конспектируе- мого произведения.
В качестве примера составления конспекта мы берем работу Ф. Энгельса «Марка» потому, что оно изучается на 2 курсе и содержит важные мысли для понимания истории деревни в средние века.
Примерный конспект этого произведения:
Энгельс Ф. Марка // Маркс. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 327–345.
Опубликована в 1882 г. как приложение к немецкому изданию брошюры «Развитие социализма от утопии к науке».
4. Марка.
в) земля округа (гау);
г) королевская или народная земля.
В Швеции, где порядки древних германцев со- хранились дольше, чем в Германии, общинная зем- ля называлась альмедной.
Дочерние села вместе с материнским селом в качестве равноправных или не вполне равноправ- ных участников образовывали единую общину –марку.
В Германии, где сохранились документы, воз- можно установить объединения из большего или меньшего числа в общину – марку.
Над этими объединениями стояли перво- начально еще более обширные союзы – марки, охватывавшие сотни, округа и, наконец, весь народ.
Народ владел определенными землями сообща и осуществлял верховный надзор над марками, вхо-
I. Цель написания
«Марки»
2. Два стихийных факта господствовали издревле
NB
3. Общие земли.
Добрая половина населения Германии состоит
из земледельцев. Задачей социал-демократической прессы является познакомить их с тем, как возниклосовременное землевладение.
Нынешнему бедственному положению батра- ков и долговой кабале мелких крестьян необходимо противопоставить древнюю общую собственность всех свободных мужчин.
С этой целью рассматривается древнейшийземельный строй германцев, от которого в к. XIX в.сохранились жалкие остатки. Этот строй на протя-жении средних веков служил основой и образцом всякого общественного устройства.
На заре развития почти всех народов господ- ствовали 2 стихийно возникших факта:
NBI. Родовая организация,
II.Общая собственность на землю.
Еще в римское время (I в. до н.э. – IV в. н.э.) Боевой порядок германцев воспроизводил де-
ление на роды. По этому порядку германцы оседали у востоку от Рейна и к северу от Дуная.
Роды селились по селам, несколько родствен-ных сел составляли сотню. Несколько сотен – округ (гау). Совокупность всех округов – н.род.
Все эти родственные группы имели общие земли, к которым относились:
а) земля сельской общины; б) общинная земля сотни;
NB
5.Возникновение ин- дивидуального зем- лепользования.
NB
!!!
6. Общинные угодья
7. Возникновение частной собственно- сти на землю
дившими в состав общей общины – марки.
Центр тяжести общины-марки находился в ок- руге вплоть до Каролингов.
Германское племя свевов еще во времена Це- заря (I в. до н.э.) обрабатывало землю сообща.
Родам земля наделялась, возможно, ежегодно. Отдельный род обрабатывал землю сообща, а про- дукты распределялись между семьями.
Тацит в конце I в. н.э. сообщает, что германцы знают только индивидуальную форму землепользо- вания.
Земля предоставлялась отдельной семье толь- ко на 1 год, а затем вновь подвергалась переделу.
В районе реки Мозель и в Хохвальде еще в конце XIX в. земля каждые 3,6,9 и 12 лет подверга- лась переделу.
Общий массив земли одной деревни делился на коны (в зависимости от качества).
Коны делились по жребию на полосы, которые давались членам общины. Наделы первоначально были приблизительно равными по размерам.
Необрабатываемые земли, леса и пастбища составляли общинные общинные владения.
Первой частной собственностью стала усадеб- ная земля вокруг жилища древнего германца. Это объясняется тем, то на нее распространилась свя- тость жилища (кибитки кочевника, бревенчатый дом
9. Причины возникно-вения частной зе-мельной собственно-сти
10. Марковый строй
оседлого человека).
Усадьба древнего германца выделилась измарки. Она стала недоступной должностным лицам,стала убежищем для беглецов.
Пахотная земля стала наследственной только через 4-5 столетий после Тацита, т.е. в V-VII вв. н.э.
Энгельс подчеркивает 2 причины:
1. Местами рельеф заставлял селиться под- ворно. Переделы оказались здесь невозможными.
Община сохраняла свои права только на окру- жающие невозделанные земли.
2. Во время «великого переселения народов» германцы пришли на римскую территорию, где дав- но господствовала частная собственность на землю. По примеру римлян германцы переходили к частной земельной собственности.
Для всех германских народов характерен мар- ковый строй.
Леса и пастбища оставались общинными. Об-щина, кроме того, сохраняла верховную власть надподеленной землей.
Такой порядок встречался в «Правдах» V-VII вв., в английских и скандинавских судебниках сред- них веков. Многочисленных уставах XIII-XVII вв. и французских кутюмах.
Община-марка, отказавшись от права периоди-ческого передела пахотной земли и лугов междуотдельными своими членами, из всех прочих своих
права общины
13. Сохранение маркина протяжении веков
NB
вый доступ к участию в законодательстве, управле- нии и судопроизводстве в пределах марки. Общин- ники совместно обсуждали дела марки, вершили суд и разрешали тяжбы. Первоначально совместно вы- рабатывались законы, избирались должностные лица. Проверялась их служебная деятельность.
Марковый строй лег в основу городского уст- ройства, а также был образцом для бесчисленных корпораций и объединений в средние века.
Марка сохранялась в непрерывной борьбе с феодалами на протяжении всего средневековья. Потребность в ней была настолько велика, что даже там, где феодалы стали собственниками земли, устройство сел. Попавших в феодальную зависи- мость, оставалось устройством марки.
Марковый строй приспосабливался к самым разнообразным условиям.
Экономически марка устарела, потеряв жизне- способность в качестве формы земледельческого производства, лишь с тех пор, как гигантский про- гресс сельского хозяйства превратил земледелие в науку и привел к появлению совершенно новых форм производства.
Марка погибла в результате разграбления поч-ти всей крестьянской земли феодалами. Духовенст-вом и дворянами – при благосклонном содействиивластей.
NB
11. Права общины на марковые земли
12. Общественные
прав на эти земли не уступила ни одного.
Община передавала земли отдельным лицам только для использования их в качестве пашен и лугов. Община сохранила за собой права на то, что находилось в недрах земли.
Но и пользование лугом и полем находилось под контролем и регулировалось общиной. После снятия урожая поля использовались в качестве па- стбища.
Община регулировала выпас скота на лугах по- сле сенокошения, требовала принудительного сево- оборота.
Лес, пастбища, пустоши, болота, реки, пруды, озера, дороги, места охоты и рыбной ловли остава- лись общими.
До сих пор в народе коренятся представления о том, что лес является общей собственностью.
Члены общины имели первоначально одинако-
Далее Ф. Энгельс рассматривает, как развивались марковые от- ношения в конкретных условиях и доказывает неизбежность возрож- дения общей земельной собственности и создания кооперативных хозяйств, в которых должны быть соединены труд земледельческий и индустриальный.
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА*