Лекция № 5 по истории Средних веков

От 4 октября 2005 г.

Церковь эпохи Карла Великого, церковь каролингской эпохи. Влияние церковной культуры на западное общество.

О монашестве. Западная Европа VI-VII-VIII веков это формирование двух главных течений монашеской жизни, одна из которых восходит к уставу святого Бенедикта Уситского, это устав бенедиктинцев, это Италия, это середина VI века.

Второе направление возникло в Ирландии, потом окажется представленным в Европе, и очень сильно будет напоминать традиции египетского восточного монашества.

Устав святого Бенедикта и Ирландский уставы – 2 типа, 2 образа духовного подвижничества.

Бенедиктинский устав это сочетание и более-менее выраженная относительная гармония хозяйственной и духовной жизни, аскезы.

Ирландское монашество – главный акцент прежде всего на благочестие и на монастырский подвиг, монашескую аскезу.

По разному будут развиваться основные векторы движения этих двух потоков монастырской культуры, по разному будет выглядеть их география. Нас в данном случае не интересуют детали, а интересует общая структура развития этого монастырского движения, монастырской колонизации.

Структура заключается в следующем: из основных главных монастырей выходят отдельные отшельники, подвижники, которые приносят традиции этих главных монастырей на окраины, в провинциальную глубью. Там формируются островки нового влияния, новой общины, и таким образом возникают монастыри, которые именуют дочерние монастыри.

В любом регионе Европы, будь то западная или восточная Европа, будь то каролингский запад или Киевская Русь, мы сталкиваемся с почти полной типологической аналогией. Точно также как в Киевской Руси идет отпочкование от так называемых пригородных монастырей, точно также идет отпочкование пригородных монастырей в Западной Европе. Это монастырское движение очень сильно напоминает колонизацию. Колонизацию внутренних пространств Западной Европы, до той поры почти совершенно не затронутых воздействием христианской культуры.

Эта колонизация связана с именами целого ряда подвижников. Золотой век монастырей начинается с конца VI века. Фигура Римского папы Григория Великого, одного из главных вдохновителей внутренней христианизации Европы, выступает здесь в маркирующем значении. От Григория Великого до X века, т.е. на протяжении IV веков, мы видим формирование довольно внушительной россыпи монастырей, которая покрывает собой большую часть заальпийской северной Европы.

3 крупных подвижника европейского монашества этой эпохи: святой Колумбан, святой Галл, святой Бонифаций – это зенит монашеской миссии, на территории центральной северной Германии. Колумбан и Галл это VI-VII века, Бонифаций – VIII век.

Колумбан и Галл это христианизация Швейцарских ______, земель прилегающих к северным и южным отрогам главного альпийского хребта. Это христианизация Нидерландов, центральной Европы.

Святой Бонифаций – это христианизация Германии, креститель Германии. 1-я пол. VIII века. С его деятельностью будет связано и рождение первой кафедральной церкви в Германии, первой епископской резиденции на территории немецкой земли, это епископство Майнц, …. Магнуция, где проповедовал сам Бонифаций и _______

Майнц отныне становится колыбелью немецкой христианской культуры и отсюда начинается планомерная христианизация, приобщение к церкви огромной массы варварских германских племен, обитавших в центральной и северной Германии.

Завершая обзор, связанный с историей церкви, отметим: каролингская эпоха, эпоха Карла Великого это формирование основ церковной культуры и церковной структуры. По большому счету к VIII веку западная латинская церковь предстанет во всех своих главных основных базовых элементах, которые позже, не претерпев существенных изменений, просуществуют фактически до позднего средневековья, до века реформации, до XVI века.

Отметим общий идейный покров этой ранней истории христианства. Он заключается в главной концепции старшинства церкви над светской властью, старшинства римской епископии над любой монархической властью на западе. Старшинство, которое основывалось на библейском материале, на библейском тексте, материале христианской традиции.

Историки иногда именуют эту концепцию августинской традицией, по имени одного из отцов западного христианства, блаженного Августина. Эта концепция нашла воплощение в пересказе, в тексте «О двух мечах». Меч светской власти должен контролировать мир подданных, меч духовной власти должен постоянно возвышаться над регалиями власти светской монархической. Монарх, светская власть – могут состояться лишь в лоне церкви как члены церкви, как участники громадного сообщества христиан.

В этом заключалось принципиальное важнейшее отличие западной традиции от восточной, западной христианской монархической культуры от восточной. Восточная идея, которая провозглашала божественность имперской власти, божественность монархических институтов, и соответственно старшинство светских структур над миром духовным. Этот момент основополагающий, и не учитывая его нам было бы сложно понять перипетии духовной борьбы, истории запада зрелого средневековья, XI, XII, XIII веков.

Светское общество. Карл Великий и его подданные. По большому свету этот мир мирян в VIII в. мало чем отличался от своих протообразцов двух-трех столетней давности. Что это значит? Основы королевской власти Карла покоились на тех же принципах, что и власть Хлодвига, и бесчисленного сонмища всех прочих Меровингский властителей. Это прежде всего персональная личная власть монарха, которая в силу своей харизмы, военного подвижничества и военного счастья в состоянии контролировать своих подданных, в состоянии выполнять свои эдикты, свои указы, и тем самым мобилизовывать силы общества вокруг своей короны, вокруг себя. Лучше всего это найдет воплощение в войнах Карла. Полвека его правления это почти полвека непрерывных войн, непрерывных побед, с которыми он предстанет на страницах не только французского, но и европейского героического эпоса более поздних столетий.

Если посмотреть под лупой на организацию этого социального мира в провинции, то мы увидим также почти полное тождество с прототипами многовековой давности. Это отдельные крупные династы, отдельные крупные могущественные семьи, которые контролировали провинциальную жизнь, и которые в силу персонального подданства монарху осуществляли от его имени управление подвластными землями. Большая часть земельной собственности принадлежит этим династиям, этим семьям на правах безусловной собственности. Это родовая собственность, это вотчина, то что в германской традиции именуется аллодом. Эта собственность во многих поколениях срастается с землей, это, если хотите, генетическое наследование. Управление же этими территориями фактически дублирует вертикаль королевской власти.

Здесь свои начальники, свои графы и их заместители, вице-графы, здесь свои судебные приставы, здесь своя присяга на верность, тот свой мир, который за много веков сращивается и связывается с правящей семьей. В этом была сила и слабость империи, сила и слабость королевства франков, империи Карла Великого. Сила, которая заключалась в том, что на основе персональной преданности и верности Карл мог окружать себя крупными династами, он был первым среди множества одинаковых добродетельных и знатных семейств и кланов.

Слабость же в том, что если на смену Карлу придет наследник более слабый, харизматично менее состоятельный, эти кланы и эти территории сразу же начнут отваливаться от центра Франкской державы.

Это необходимость и во многом трудная необходимость времени Каролингской эпохи. Какой выход из этой ситуации и кому даны инструменты и потенциальные возможности королевской власти усилить свое влияние, попытаться более прочно скрепить _______ своего авторитета, более прочно привязать провинции к центру? Одним из таких выходов становится формализация персональных связей, более тесная персональная привязка, которая находит выражение в рождении так называемого «феодального» права – термин очень плохой и путанный, проблемный, или иначе верного права.

Верное право, от немецкого термина _феод (?), что означает служебное держание, кусок земли, дарованный за службу.

_______королевская власть пытается привязать различные владения своих вассалов, расположенные на разном удалении от своих центров к монархической короне за счет обязательств верной службы. Эти обязательства позволяют королю рассматривать себя верховным собственником всей имперской земли, всего королевства. Его подданные, прежде всего крупные магнаты фигурируют при этом в качестве ленников короны. Так начинает рождаться так называемое феодальное и ленное право. Процесс очень сложный, очень длительный. Мы не в состоянии обозначить стартовую точку в этом движении, когда впервые встречаем акты земельных жалований короля своим подданным взамен за заслуги. Считается и долгое время считалось, что мощный толчок в этом направлении был сделан первыми Каролингами в 1-й пол. VIII века, когда герой в противостоянии с арабами, маврами, Карл Мартелл (Молот), пытаясь создать конное ополчение, нарезал из королевских земель множество земельных участков, которые в качестве кормления были дарованы этим конным дружинникам, конным боевым слугам, из которых позже будет создано германское конное ополчение.

Один немецкий историк начала XX века Генрих Друммер, он с восторгом уцепился за эту концепцию, полагая, что именно эта концепция объясняет рождение средневекового рыцарства. Появился даже термин для обозначения этих земельных держаний, который на поросячьей латыни будет звучать как __________ или бенефиции. Земля – предоставленная в качестве кормления, в качестве компенсации за верную службу.

На самом деле этот процесс оказался более сложным. Выяснилось, что эти бенефиции направо и налево раздавались Меровингами и до Карла Мартелла и после него. В любом случае нам важно ответить, что на протяжении нескольких веков VI-VII-VIII столетия, мы наблюдаем формирование этой служилой основы франкской монархии. Так сказать будет вернее, без указания на какие-то конкретные процессы и моменты.

Карл Мартелл – не создатель этой системы, он ее продолжатель, так же как и Карл Великий.

Какие компоненты правовых взаимоотношений появляются на стыке VIII-IX веков, в эпоху расцвета каролингской державы, которые позволяют говорить о формировании этих ленно-правовых нормативов. Появляется 2 главных базовых элемента правового договора между государем и его подданными. Это акт согласия государя принять под покровительство то или иное лицо, и формула клятвы, обещания подданного верой и правдой служить своему государю.

Первые такие письменные свидетельства мы встречаем гораздо позже, в IX-X вв. С эпохи Франков от нас дошли очень фрагментарные, но очень характерные свидетельства.

Одна из таких дат это 772 год, в этот год баварский герцог ____сселон со своей семьей, будучи побежденный франками, прибывает во Францию. И здесь в северной Франции в окрестностях Компьеня он встречается с Карлом, эта встреча очень хорошо изображена на страницах «Франкских анналов», этого официоза королевской ставки. Там говорится о том, что Карл приветствовал герцога верхом в седле. Герцог, сложил крестное знамение, произнес формулу клятвы, обещая верой и правдой, а также святой Троицей отныне проливать кровь на службе у франкского короля. Карл милостиво изъявил согласие, и оба они обменялись рукопожатиями. Рукопожатие при заключении сделки это непременная и главная церемония, атрибут, который символизирует завершение и вместе с тем символическое оформление этих отношений.

Чуть позже, в IX-X вв. акт передачи того или иного лена во владения того или иного королевского слуги получит наименование инвеституры. Термин этот не светский, а церковный. Инвеститура – когда епископы именем папы имели право рукополагать в сан, сама процедура рукоположения уже означала введение в должность, в ту или иную категорию священнослужителей.

Тогда же появляются и обозначения формулы клятвы, чаще всего эта клятва именуется термином амаш. Взято из французского и более позднего германского лексикона. На поросячьей латыни ______ (амагиум), что означает клятва нищете. По старому древнему германскому обычаю воин, который верой и правдой обязуется служить своему вождю, обязан поклясться своим ________ .

Любопытно, что обе стороны, и сеньор и его подданные, были не уверены в искренности слов друг друга, поэтому очень часто, уже начиная с VIII века, скорее всего, подобного рода сделки заключаются при настоящих толпах свидетелей. В качестве свидетелей в основном церковнослужители, в основном священники, аббаты, епископы приличных и крупных монастырей и геоцезов, на честность и порядочность которых можно было положиться.

В хрониках тех лет и более поздних, появляются сами базовые формулы, которые юридически обозначают с одной стороны владельца лена, а с другой стороны старшего по иерархии. Это сеньор и вассал. Вассал – скорее всего кельтский термин, вас – стражник, пастух, воин-наемник, телохранитель. Потом этот термин перекочует в тексты средневековых хроник и, начиная с X века, получит массовое распространение в европейской традиции.

Прецеденты подобного рода права и формирования права провоцируют формирование иерархии, провоцировали возникновение и развитие так называемой феодальной иерархии. Что это значит? Это более или менее четкое, ясное образование отдельных групп вассалов, подданных, обладающих определенной титулатурой.

Эпоха Карла Великого нам важна тем, что именно в эту эпоху начинается первая мощная инфляция титулов. Появление множества титулов, и расширение круга обладателей этих титулов. Наиболее распространенный: герцог. Герцогов огромное число в эпоху Карла, на рубеже VIII-IX веков.

Появляется граф, это германский термин. Первоначально графы это судебные приставы короля, они председательствуют на общинных собраниях, на общинных сотнях, принимают участие в принятии судебных решений. Позже графства передаются им в кормление, они как бы сажаются на землю и превращаются в полукнязей.

Графы различались по своей иерархии и по статусу. Наиболее приближенные к королю – это палатные графы, они управляли дворцами, резиденциями. Кроме того, появляются графы, управляющие удаленными королевскими поместьями, в достаточно большом радиусе от главных, базовых центров французского королевства. Такие графы в основном были представлены в Нидерландах и Германии, их именовали чаще всего фальц-графы. Термин связан с особым типом застройки каролингских замков и каролингской резиденции. Тип застройки, который именуется фальцем. Фальц – характерный тип замкового строения, резко отличный от романской Европы, от средиземноморской Европы. В основном этот тип застройки представлен в центральной и северной Европе, на территории Германии, отчасти Чехии и западная Франция. Принципиальное отличие заключалось в том, что хозяйственные и жилые помещения встраивались в обвод крепостной стены и не образовывали отдельного блока, как это обычно было принято у римлян, и как позже будет принято в Испании, Италии и других южно-европейских странах, где хозяйственный и жилой массив встроены, образуют как бы центральное ядро замка. В фальце внешняя стена и жилое помещение это одно и то же. В лучшем случае капелла – в качестве духовного центра образует какую-то соседнюю пристройку. По большому счету этот фальц восходит к типу германских крестьянских поселений, тип очень распространенный и ныне в северной Франции и в Германии, Нидерландах. Будучи там, проезжая по селам, вы можете увидеть такую характерную конфигурацию, когда хозяйственные постройки образуют внешний цельный обвод, комплекс. Генетически это прототип крестьянской усадьбы, в данном контексте превращенной в укрепленную королевскую резиденцию – фальц. Фальц-графы – как управляющие замками, королевскими резиденциями, расположенными на территории Германии.

Позже появится еще одна приставка ланд-графы, т.е. управляющие отдельными крупными территориями, провинциями. А также маркграфы – командиры и начальники пограничных округов, которые именовались марками. Таким марки покрывали собой периметр франкской границы. Характерная черта в организации этих марок заключалась в том, что абсолютно все здесь было подчинено военным задачам и военным интересам. Это настоящие военизированные поселения. Хозяйственная и аграрная жизнь не отделялась от военных функций. Управляющие этими округами, маркграфы, были наделены особыми полномочиями, например, могли именем короля организовывать военные экспедиции и военные походы.

Крупные марки эпохи Карла Великого: Испанская марка, образованная и созданная усилиями франков в результате многолетних войн с маврами на территории Пиренейского полуострова.

Заместители графов – это вице-комос (вице – заместитель, комос – граф), это в латинской транскрипции. Позже в классической средневековой традиции и во французской транскрипции это виконты – помощники графов по управлению вверенных им земель.

Эпоха Карла Великого это настоящая эпоха инфляции графских титулов, графской титулатуры. Несколько десятков графских родов, графских фамилий мы можем фиксировать чисто _______графически на стыке VIII-IX веков.

Появляются герцоги. Герцоги покоренных франками германских земель, саксонских земель. Самый яркий пример – дарование герцогского титула Вильгельму Саксонскому, тому самому Видукингу, вождю саксонских племен, сражавшихся с Карлом. Это знаменитая и легендарная, обыгранная в средневековых сказаниях и легендах инвеститура Видукинга в 785 году, во время личного свидания этого мятежного сакса с Карлом в ________ .

Можно ли говорить о зрелом характере отношений? Конечно же, нет. Это явление элементов ленного права, появление элементов правовой оболочки, которая связывает господина и его подданных, но это только лишь первые шаги на очень долгом и очень сложном пути формирования правовых отношений между старшими и младшими в европейском обществе.

Эпоха Карла заложила основы мира иерархии, в то время как параллельное церковное развитие формировало иерархию церковную.

Западный христианский мир не просто получал базовые организационные устои, он все больше и больше напоминал гигантскую пирамиду отдельных групп населения, отдельных иерархий, разнесенных по разным ступеням своего влияния и своей близости сторон.

Мир иерархии стал формироваться в Европе в эпоху Карла Великого, в эпоху Каролингов.

В какой степени эффективным оказался этот инструмент? В какой степени Карл, его предшественники, его наследники сумели с достоинством принять вызов времени? В какой степени успешна эта громадная структура иерархий, это сложнейший механизм инфляции титулов, оказался на высоте и помог королевской власти укрепить свои позиции? Выясняется, что все эти направления и течения ни коим образом не могли подавить основу хозяйственного облика, не могли модифицировать, изменить привычные структуры общественной организации.

Семья, семейное влияние, особенно влияние провинциальной знати, аграрный характер производства, полное господство сельского мира над городским, персональная связка на уровне регионов между магнатами, сильными людьми и младшими – она оставалась прежней. Более того, элементы нарождающегося ленного права чем дальше, тем больше _____фицировались в эту рутинную, обычную традиционную основу социальной жизни, общественной организации.

В какой степени устойчива оказалась империя Карла? Каковы были перспективы развития этой империи, где мы видим с одной стороны ________, а с другой стороны силы традиции обладали очень большим могуществом. Между ними устанавливается некое равновесие в VIII в.

Естественно, что этот мир, основанный на персональных личных связях, должен был треснуть и развалиться, подобно всем предшествующим моделям в истории, где речь шла именно о персональных связях, персональных отношениях, о клановом характере отношений между людьми, между группами людей и при наличии архаичного, очень неразвитого хозяйственного базиса.

Вот вам пожалуйста: Империя Карла Великого в IX в. переживает такой же распад, что до этого Франция Хлодвига, а до нее Западная Римская Империя.

Стоило только на вершинах франкского престола оказаться государю, который с точки зрения своей харизмы, своего авторитета начнет проигрывать предшественнику, стоило только появиться целому ряду новых опасных факторов на границах, как мы увидим, что эта империя начнет все больше трещать под ударами современных тенденций и течений.

Наши рекомендации