Структура исторического материала и способы его изучения.
Занятие 1.
1.Способы учебной деятельности.
2.Классификация методов.
3.Значение устного сообщения исторического материала.
4.Требования, предъявляемые к речи учителя.
5.Виды устного изложения:
· сжатое сообщение
· сюжетный рассказ
· персонификация
· драматизация
· описание
· характеристика
· объяснение
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Ролевая игра. Подготовить пример демонстрации устного изложения нового материала для одного урока.
2. Разработать задание для учащихся при слушании изложения материала учителем на уроке по одной из тем.
3. Сформулировать целевые установки 2–3 уроков по наиболее знакомому периоду истории*. (Работа в парах).
* Примеры:
№ 1. Учитель истории и обществознания Пивоварова Е.В.
Урок истории в 8 классе по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России».
Цели урока:
– Сформировать у учащихся представление о ходе процесса отмены крепостного права в России для разных слоёв населения, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего развития страны, оценить вклад Александра II, Я.И. Ростовцева, Н.А. Милютина в реформировании жизни общества.
– Развивать способность представлять события с различных точек зрения, описывать его в различных жанрах, умение анализировать исторические документы, извлекать из них информацию, высказывать свою точку зрения.
– Воспитание уважения к истории своего отечества, к людям, посвятившим жизнь реформированию России.
№ 2.Учитель истории Алексина Е.Ю.
Урок истории в 10 классе по теме «Преобразования Петра I. Пётр Великий – чудо или чудовище?».
Цели урока:
– Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Преобразования Петра I», в ходе дискуссии и работы в группах, используя различные оценки деятельности Петра I , определить итоги и значение его реформ.
– Развивать умения учащихся работать в малых группах, правильно вести дискуссию, анализировать, делать выводы, обобщать.
– Воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма.
№ 3.Учитель истории Кис Р.Н.
Урок истории в 11 классе по теме «Гражданская война в России 1918–1922 гг. Технология завоевания политической власти и трагедия человеческих судеб».
Цели урока:
– Сосредоточить внимание учащихся на вопросах гражданской войны, требующих глубокого осмысления: гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, как пример решения политических, экономических, социальных вопросов силовыми методами, основой которых стал террор; причины поляризации общественных сил в период гражданской войны и влияние политического кризиса на отдельные человеческие судьбы.
– Развивать умение работать с фактическим материалом, документами. Развивать навыки подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения.
– Воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям Отечественной истории. Усилить в сознании учащихся неприятие войны и силовых методов разрешения социально-политического кризиса через рассмотрение гражданской войны как величайшей народной трагедии. Подойти к выводу о необходимости выбора иных, не силовых путей решения важных политических вопросов в современном обществе.
№ 4.Учитель истории и обществознания Ринчинова Е.Н.
Урок обществознания в 11 классе по теме «Избирательное право».
Цели урока:
– Сформировать у учащихся представление об избирательном праве, избирательной системе, действующей в России, принципах участия граждан в выборах.
– Продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в группах, навыков получения новых знаний из различных источников. Продолжить обучение подростков вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения, обобщать, анализировать, систематизировать и творчески перерабатывать полученные знания.
– Формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до сознания старшеклассников необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.
4.В соответствии с современными подходами к школьной лекции по истории разработайте и обсудите свой вариант её организации*. (Работа в малых группах).
* При разработке лекции следует придерживаться схемы:
– Класс. Тема.
– Вид лекции.
– Обоснование лекционной формы учебного занятия.
– Цели.
– Опережающее задание.
– План лекции.
– Приёмы и средства лектора.
– Познавательное задание.
– Задания: а) для первичного повторения и закрепления лекционного материала;
б) для систематизации и обобщения новых знаний и умений.
Занятие 2.
1.Приёмы обучения как виды деятельности.
2.Зависимость приёмов работы учащихся от приёмов деятельности учителя.
3. Факты в обучении истории. События, явления, процессы.
4. Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Выбрать типы и виды уроков к разделу программы. Обосновать сделанный выбор. Показать структурное построение одного занятия. (Работа в малых группах).
2. Выбрать не менее двух способов повышения эффективности классно-урочной (лекционно-семинарской) системы обучения; показать практическое воплощение на своём разделе программы. (Работа в малых группах).
3.Используя разработки уроков для 10 класса из пособия Б.Н. Серова и А.Р. Лагно[1], проанализировать различные формы организации занятия по одной и той же теме:
· Тема урока: Реформы и личность Петра I.
Формы проведения – 1) комбинированный урок
2) ролевая игра «Суд над Петром I»
· Тема урока: Народные восстания в России. От Булавина до Пугачёва.
Формы проведения – 1) школьная лекция
2) самостоятельная работа учеников
· Тема урока: Общественная жизнь России при Николае I.
Формы проведения – 1) комбинированный урок
2) урок–игра
4.Сформулировать темы для трёх видов школьных семинаров по истории, определить специфику их целей.
вид семинара | тема | цели |
| ||
| ||
|
Занятие 3.
1.Основные приёмы изложения главных исторических фактов.
2.Приёмы повествования.
3.Приёмы описания.
4.Характеристика исторической личности.
5.Задания – игры.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Подготовить задания – игры. (Работа в малых группах).
2. Продемонстрировать фрагмент занятия с использованием познавательных игр.
3. Разработать памятки изучения и характеристики войн, исторической личности.
4. Проанализировать любую разработку школьного урока истории*.
*При анализе разработки урока следует придерживаться схемы:
1) Основные задачи (цели) урока, выдвинутые педагогом, их обоснованность.
2) Соответствие содержания (факты, обобщения, выводы) образовательным и воспитательным целям.
3) Научность, систематичность, доступность изучаемого на уроке.
4) Соответствие методов и приемов обучения целям урока.
5) Сочетание на уроке коллективного, группового и индивидуального обучения.
6) Использование наглядных пособий и технических средств обучения.
7) Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приёмам самостоятельной работы.
8) Образовательные, развивающие и воспитывающие результаты урока.
9) Степень достижения целей.
10) Тип проведённого урока и его структура (основные этапы, их взаимодействие, правильно ли использовано время урока).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Абдулаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта // Преподавание истории в школе. 2012. № 1. С. 3–6.
2. Алексашкина Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 5. С. 16–24.
3. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя – М.: Изд-во ВЛАДОС–Пресс, 2001.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Ворожейкина Н.И. Вариативное моделирование уроков истории в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 5. С. 18–22.
6. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся. // Преподавание истории в школе. 2012. № 1. С. 7–13.
7. История–литература: Интегрированные уроки. 11 класс / Сост. Л.Л. Кочергина, Л.А. Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2003.
8. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М.В. Короткова. – М.: Изд-во ВЛАДОС–Пресс, 2001.
9. Методика преподавания истории: Модульная программа курса: В 3-х ч. / Сост. Т.Н. Соболева, Н.Ю. Кошенова. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010. Ч. 1.
10. Морозов А.Ю. Учебники по истории: традиции и новации // Преподавание истории в школе. 2007. № 1. С. 7–13.
11. Нестандартные уроки истории. 10 класс. / Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
12. Стрелова О.Ю. Новая жизнь учебных иллюстраций // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. № 1. С. 9–18.
13. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
Семинар № 3 (6 часов)