Колыванов Георгий Евгеньевич
Декабря 2016
Колыванов Георгий Евгеньевич
Русская историография
(Черновые наброски)
Историческая наука возникла в России поздно – в XVIII веке. В Западной Руси (Украине, Белоруссии) немало исторических сочинений появилось уже в XVII веке. Последнее обстоятельство связано с тем, что православные Западной Руси вынуждены были отстаивать православие от католической экспансии. Поэтому там стало раньше, чем в Московской Руси, развиваться образование, появился интерес к истории. Наибольшую известность из трудов западнорусских историков приобрел «Синопсис» архимандрита Иннокентия (Гизеля) (ок. 1600-1683), впервые изданный в 1674 году. Гизель, родом из Кенигсберга, немец по национальности, протестант-реформат. Затем он принял православие и монашество, окончил Киево-Могилянскую коллегию, учился в Львовской иезуитской коллегии, был ректором Киево-Могилянской коллегии и архимандритом настоятелем Киево-Печерской лавры. В его «Синопсисе» излагается гражданская и церковная история русского народа. Начинается «Синопсис» исследованием о происхождении славян. При этом автор считает родоначальником славян упоминаемого в Библии Мосоха. От этого Мосоха Иннокентий (Гизель) выводит название Москва. Это конечно курьез. Свое повествование Иннокентий доводит до царствования Феодора Алексеевича, то есть до своего времени. «Синопсис» Иннокентия Гизеля, как и другие исторические сочинения западнорусских православных авторов, находится в сильнейшей зависимости от латинских и еще больше от польских авторов. Тем не менее, «Синопсис» завоевал большую популярность даже в Великороссии, где «надолго стал учебной книгой русской истории».[1] Он переиздавался вплоть до 1836 года около 30 раз. Объясняется это, возможно, тем, что «Синопсис» Иннокентия Гизеля по своему направлению, как отмечает профессор М.О. Коялович – «чисто русская, патриотическая книга».[2]
Арсений
Лызлов
Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738)
Байер считается основоположником норманнской теории России. В 1725 году он приехал из Кенигсберга в Россию, в новооткрытую Академию наук в Петербурге. В Петербурге он прожил до своей смерти в 1738 году. Первоначально Байер хотел заниматься Китаем, стал изучать китайский язык, затем решился заняться историей России. Русский язык он, однако, так и не освоил. Поэтому он стал изучать греческие, латинские и немецкие источники по истории России. Байер пытался доказать, что Древнерусское государство создали норманны, а именно шведы, что Рюрик был призван из Швеции. Слово «варяг» он производил от эстонского слова «варас» (разбойник) и сопоставлял его с русским словом «вор». Норманнская теория возникла в Швеции. Байер перенес ее в Россию, где она нашла много последователей.
Иеромонах Никодим (Селлий)
Первый научный труд по истории Русской Церкви составил преподаватель Александро-Невской семинарии, датчанин по национальности, иеромонах Никодим (Селлий). Он был современником Татищева (умер в 1745 году) и до перехода в православие носил имя Бурхард. Будучи иеромонахом, он преподавал латинский язык в Александро-Невской семинарии. Как историк Селлий был учеником Байера, однако критиковал его концепцию норманизма. Церковно-исторический труд Никодима Селлия вошел целиком в «Историю русской иерархии», составленную митрополитом Евгением (Болховитиновым) и архимандритом Амвросием (Орнатским).
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Основу своего исторического и филологического образования Ломоносов заложил в Московской Академии, которая находилась тогда в Заиконоспасском монастыре. Основные исторические труды Ломоносова: «Замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера «Происхождение имени и народа Российского», «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года», «Краткий Российский летописец с родословием», ставший учебником русской истории вместо «Синопсиса» Иннокентия (Гизеля). Ломоносов также является автором ряда работ и высказываний о Петре Великом. Следует отметить «Слово похвальное блаженныя памяти государю императору Петру Великому». Ломоносов-историк выступал с позиций анти-норманизма. Он доказывал, что первые русские князья – выходцы из славянских племен с южного берега Балтийского моря.
Императрица Екатерина II
Первая книга по русской истории, рассчитанная на широкий круг читателей, написана императрицей Екатериной II. Ее труд «Записки касательно Русской истории» доведен до конца XIII века и не имеет научного значения. Однако он интересен как первая попытка рассказать русскому обществу доступным языком его прошлое.
Екатерина II писала довольно много: сатирические произведения, пьесы, занималась составлением словаря. Написала она также «Житие» преподобного Сергия Радонежского, в котором он рассматривается больше как полезный общественный деятель, нежели как святой.
Густав Эверс (1781-1830)
Эверс – сын фермера из Лифляндии. Учился в Германии. Закончил свое образование в Геттингенском университете. После окончания образования вернулся на родину и стал домашним учителем. Сферой научных интересов Эверса стала история России. Писал он на немецком языке. Первая книга Эверса «Предварительные критические исследования для российской истории» вышла в 1808 году. В 1810 году Эверс становится профессором русской истории Дерптского университета. Главный труд Густава Эверса «Древнейшее русское право в историческом его развитии» был издан в 1826 году.
Эверс не был сторонником норманнской теории. В противовес ей он выдвинул гипотезу хазарского происхождения Руси. Эверс полагал, что народ Русь жил первоначально в Причерноморье.
В монографии «Древнейшее русское право в историческом его развитии» Эверс выдвинул теорию родового быта. Эта теория в несколько измененном виде была воспринята Кавелиным и Сергеем Михайловичем Соловьевым. Эверс говорил, что «первоначально существует каждое семейство само по себе. … Род объемлет собой многие семейства: в каждом из них отец есть господин. … Из родов образуются племена, и главою племени становится тот же, кто был родоначальником. Начальник племени делается мало-помалу могущественным князем. Но первоначальное семейственное положение, основанное на самой природе, долго еще сохраняет свою силу».
Декабря 2016
Колыванов Георгий Евгеньевич
Русская историография
(Черновые наброски)
Историческая наука возникла в России поздно – в XVIII веке. В Западной Руси (Украине, Белоруссии) немало исторических сочинений появилось уже в XVII веке. Последнее обстоятельство связано с тем, что православные Западной Руси вынуждены были отстаивать православие от католической экспансии. Поэтому там стало раньше, чем в Московской Руси, развиваться образование, появился интерес к истории. Наибольшую известность из трудов западнорусских историков приобрел «Синопсис» архимандрита Иннокентия (Гизеля) (ок. 1600-1683), впервые изданный в 1674 году. Гизель, родом из Кенигсберга, немец по национальности, протестант-реформат. Затем он принял православие и монашество, окончил Киево-Могилянскую коллегию, учился в Львовской иезуитской коллегии, был ректором Киево-Могилянской коллегии и архимандритом настоятелем Киево-Печерской лавры. В его «Синопсисе» излагается гражданская и церковная история русского народа. Начинается «Синопсис» исследованием о происхождении славян. При этом автор считает родоначальником славян упоминаемого в Библии Мосоха. От этого Мосоха Иннокентий (Гизель) выводит название Москва. Это конечно курьез. Свое повествование Иннокентий доводит до царствования Феодора Алексеевича, то есть до своего времени. «Синопсис» Иннокентия Гизеля, как и другие исторические сочинения западнорусских православных авторов, находится в сильнейшей зависимости от латинских и еще больше от польских авторов. Тем не менее, «Синопсис» завоевал большую популярность даже в Великороссии, где «надолго стал учебной книгой русской истории».[1] Он переиздавался вплоть до 1836 года около 30 раз. Объясняется это, возможно, тем, что «Синопсис» Иннокентия Гизеля по своему направлению, как отмечает профессор М.О. Коялович – «чисто русская, патриотическая книга».[2]
Арсений
Лызлов