Как работать с параграфом учебника
Как работать с параграфом учебника
1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нём событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, иллюстрации
2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи
3. Составь развёрнутый план – он облегчит подготовку домашнего задания
4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради
5. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что увидел в музее в кинофильмах
6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее
7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии
8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом и без него
9. Подготовь ответы на вопросы и задания которые помещены конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем
Как составить план
1. Внимательно прочитай текст
2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль
3. Озаглавь части
4. В каждой части выдели несколько предложений, развивающих главную мысль
5. Теперь остаётся проверить, все ли основные идеи, заключённые в тексте, нашли отражение в плане
Как рецензировать ответ
Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям:
1. Полнота и правильность изложенных фактов, выводов, датировки событий
2. Последовательность и доказательность изложения
3. Использование и объяснение новых исторических терминов
4. Использование карты, хронологических и цифровых данных и таблиц, иллюстраций
Отметь речевые ошибки (ненужные повторы, длинноты, бедность речи). Учитывая замечания, объективно оцени ответ. Постарайся сначала отметить положительные черты, а потом недостатки.
Как заполнять контурную карту
1. Контурные карты заполняйте по заданию учителя.
2. Перед тем, как приступить к работе, продумайте её до конца. Рассчитайте, где напишите названия стран, рек, городов, где обозначите границы, походы и прочее, так, чтобы надписи и значки не мешали друг другу.
3. При заполнении карты пользуйтесь цветными карандашами.
4. Территории государств раскрашивайте ровно, бледным цветом.
5. Границы и направления военных походов обозначайте так, чтобы они отличались от окраски государств.
6. Названия государств, рек, городов и годы пишите чернилами.
7. Условные обозначения подбирайте по указанию учителя. Рядом с каждым вопросом задания укажите выбранное вами условное обозначение.
8. Если при выполнении заданий встречаются затруднения, обращайтесь к соответствующим картам атласа или к учебнику.
Как готовить домашнее задание по истории
1. Внимательно прочитайте заданный параграф целиком. Подумайте над тем, почему произошло событие, описанное в параграфе, какие последствия оно имело.
2. Чтобы понять, что в параграфе самое главное, надо подумать над выводами, они напечатаны крупным или жирным шрифтом.
3. Проверьте, правильно ли вы произносите имена и названия, приведённые в учебнике географические названия найдите на карте.
4. Рассмотрите относящиеся к параграфу рисунки, иллюстрации, выполните задания. Относящиеся к ним. Если в конце параграфа есть документ, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.
5. Прочитав параграф, надо ответить на поставленные к нему вопросы и выполнить задания.
6. подготовьте рассказ по параграфу, не надо заучивать материал наизусть, нужно уметь излагать его своими словами. Перескажите вслух, устное изложение материала способствует хорошему его усвоению, а также развитию речи.
Как проанализировать текст
1. Внимательно прочитайте предложенный текст.
2. Попробуйте найти и выделить основные идеи, мысли, выводы автора. При этом обратите внимание, какие аргументы использует автор в подтверждение своей мысли или суждения.
3. Постарайтесь объяснить своими словами основные положения прочитанного фрагмента.
4. Попытайтесь представить основной смысл прочитанного в наглядной форме (таблицы, схемы, рисунка или любой иной формы наглядности) – чтобы прочитанное вами также стало понятно тем ученикам, кто не читал этого текста.
5. возможно, что не всё в данном тексте вам показалось бесспорным. Выделите те положения, с которыми вы не в полной мере согласны и по каким из них вы могли бы поспорить.
Как работать с источником
1. Происхождение источника:
- автор,
- время создания,
- тип источника (документ, дневник и т. д.),
- полный текст или отрывок (в данном случае – кто подготовил, чем руководствовался в выборе),
- оригинальный текст или перевод.
2. Содержание текста:
- основное содержание текста,
- на какие части делится текст, озаглавить каждую,
- выделить самые важные слова, имена, события,
- объяснить непонятные слова используя словари.
3. Определение достоверности информации:
- автор был свидетелем событий или пересказывает то, чего сам не видел?
- источник первичный (первый известный текст) или вторичный?
4. Субъективность текста:
- все тексты субъективны,
- субъективность осознанная или неосознанная,
- были ли у автора особые намерения,
- является ли автор хорошим наблюдателем,
- есть ли у автора симпатии или антипатии,
- каков авторский язык,
- является ли автор выразителем определённых взглядов,
- является ли данный источник единственным, описывающим это событие; если есть другие, то рассказывают ли они о событиях так же или по другому; если по другому, то в чём заключается разница, как её можно объяснить.
5. Источники для изучения мышления людей:
- зачем создан данный источник,
- если автор пытается искажать события, то зачем он это делает,
- как автор относится к себе, к описываемому событию, к участникам этого события (объяснить отношение).
Характеристика
Общественных выступлений
1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акции протеста или гражданского неповиновения и т.д.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности.
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты.
Характеристика войн
1. Причины войны, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) военные и политические итоги этапа.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.
Рекомендации по написанию реферата на историческую тему
Слово «реферат», латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат - это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.
Процесс написания реферата состоит из следующих этапов:
1. Выбор темы и постановка проблемы.
Тема реферата выбирается в соответствии с интересами учащегося и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность. Тема школьного реферата не должна быть слишком широкой (например «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.») или слишком узкой, посвященной каким-то частным вопросам.
Одновременно с темой реферата продумываете я и его проблематика. Как известно, главный вопрос исторического исследования, это вопрос почему. Школьный реферат также должен содержать попытку ответа на этот вопрос в рамках заданной темы. Например, если тема реферата «Начальный период Великой Отечественной войны», то главной проблемой данной работы должен быть поиск ответа на вопрос о причинах поражений Красной Армии в начале войны.
2. Сбор материала по выбранной теме.
После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащий необходимые сведения. Для этого необходимо ознакомится с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в Интернете.
После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках или в специальной тетради выписывать основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы. Необходимо отметить, что в случае возникновения сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право потребовать предъявить эти подготовительные материалы.
3. Составление плана.
Определение содержания реферата позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, двух - пяти пунктов основной части (могут иметь подпункты) и заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, четкими, по возможности краткими. В процессе работы первоначальные их варианты, как правило, пересматриваются (могут быть включены новые вопросы, изменена последовательность и т.п.).
4. Работа над текстовой частью реферата.
После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспективным изложением сущности прочитанного, с выписками отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения. Обдумайте порядок изложения, формулировки пунктов плана, сверьте с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в реферате, рассчитайте объем всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый объем школьного реферата- 8-10 стандартных машинописных страниц чистого текста (т.е. без учета титульного листа, плана и списка источников и литературы). Стандартная машинописная страница - примерно 1800 знаков (30 строк по 60 знаков). При компьютерном наборе сегодня наиболее часто используется шрифт Times New Roman, 14-й размер, полуторный интервал.
Во введении (1-2 стр.) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность, степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования, Пункты основной части являются развернутым изложением ответа на сформулированный во введении вопрос почему. В заключении (также 1-2 стр.) формулируются основные выводы по теме работы. Структура заключения должна соответствовать структуре реферата.
Например, если тема реферата «Начальный период Великой Отечественной войны», а проблема — причины поражений Красной Армии в начальный период войны, то очевидно, что в реферате должны быть раскрыты два аспекта данной проблемы: слабые стороны Красной Армии и сильные стороны немецкой армии. Каждому из этих аспектов должен быть посвящен отдельный пункт основной части. В заключении необходимо кратко перечислить (первое..., второе..., третье...) причины неудач Красной Армии, взятые в их совокупности.
5. Оформление реферата.
Оформление титульного листа показано на последней странице.
На втором листе дается план реферата. Введение и заключение не нумеруются. Основные пункты плана нумеруются римскими, а подпункты - арабскими цифрами.
На титульном листе и плане номер страницы не проставляется, но они учитываются, и, следовательно, введение начинается со страницы под номером 3.
Цитата, приведенная без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь ссылку на источник, например: « Цена победы для советской стороны была немалой - в боях погибли сотни солдат и офицеров»1. Сноска имеет следующий вид: 1Иванов Н.С Первые победы. М., 1998. С.29.
Также в обязательном порядке должны даваться ссылки на источники любой цифровой информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков и философов. Например: «По мнению некоторых исследователей, поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны целиком и полностью объясняются сталинскими репрессиями»2. Сноска в данном случае должна выглядеть так: 2См., напр.: Петров В.В., Сталинизм, М., 1991. В данном случае страница не указывается.
Для школьного реферата рекомендуется режим постраничных сносок со сквозной нумерацией. Основной текст отделяется от текста сноски чертой, при компьютерном наборе сноска печатается шрифтом меньшим, чем основной текст (10 пунктов).
1. Завершается реферат списком использованных при его написании источников и литературы. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками или учебными пособиями, Сначала указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем - монографии и статьи в журналах, газетах и сборниках (и то и другое в алфавитном порядке, под номерами).
Как следует из приведенного образца, при компьютерном наборе допускается выделение фамилии и инициалов автора курсивом; можно не указывать издательство, но следует обязательно указать год и место издания. Москва, Ленинград, Санкт - Петербург, Горький, Нижний Новгород даются в сокращении (М., Л., СПб., Г., Н.Н.), названия других городов - полностью.
Как работать с параграфом учебника
1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нём событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, иллюстрации
2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи
3. Составь развёрнутый план – он облегчит подготовку домашнего задания
4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради
5. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что увидел в музее в кинофильмах
6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее
7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии
8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом и без него
9. Подготовь ответы на вопросы и задания которые помещены конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем
Как составить план
1. Внимательно прочитай текст
2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль
3. Озаглавь части
4. В каждой части выдели несколько предложений, развивающих главную мысль
5. Теперь остаётся проверить, все ли основные идеи, заключённые в тексте, нашли отражение в плане
Как рецензировать ответ
Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям:
1. Полнота и правильность изложенных фактов, выводов, датировки событий
2. Последовательность и доказательность изложения
3. Использование и объяснение новых исторических терминов
4. Использование карты, хронологических и цифровых данных и таблиц, иллюстраций
Отметь речевые ошибки (ненужные повторы, длинноты, бедность речи). Учитывая замечания, объективно оцени ответ. Постарайся сначала отметить положительные черты, а потом недостатки.