Перечень тем проектных работ
1. Историография в системе культуры, общественной, идейно-политической и научной мысли.
2. Накопление исторических знаний у народов Древнего Востока.
3. Историческое сознание в духовной традиции индо-буддийской цивилизации.
4. Социальная философия конфуцианства и представления о циклическом развитии истории общества.
5. Сыма Цянь и его «Исторические записки».
6. Историческое сознание в духовной традиции античности.
7. Древняя Греция – «колыбель» исторической науки.
8. Проблема войны и мира в трудах древнегреческих историков.
9. Геродот – «отец» европейской истории.
10. «Скифский рассказ» Геродота.
11. Греческая историография эпохи эллинизма.
12. Традиции историописания в Древнем Риме.
13. История Рима в творчестве Тита Ливия.
14. Исторические взгляды Корнелия Тацита.
15. На закате античной традиции историописания: Аммиан Марцеллин.
16. Концепции общественного развития в философской и исторической мысли античности.
17. Христианская концепция истории эпохи средневековья.
18. Средневековые хроники и анналы.
19. Средневековые историки: мировоззрение, предмет и методы работы.
20. Византийские историки и их наследие (Прокопий Кесарийский, Агафий, Феофилакт Симокатта, Георгий Синкелл, Константин Багрянородный, Лев Диакон, Михаил Пселл).
21. Гуманистическая историография эпохи Возрождения.
22. Историки-эрудиты и их деятельность в эпоху Возрождения.
23. Исторические взгляды Никколо Макиавелли (1469-1527).
24. Исторические взгляды Франческо Гвиччардини (1483-1540).
25. Историко-политические взгляды Г. Гроция (1583-1645).
26. Философско-исторические взгляды Томаса Гоббса (1588-1679).
27. Философско-исторические взгляды Джона Локка (1632-1704).
28. Летописание как начальный этап древнерусской историографии.
29. Проблемы истории славян и образования Древнерусского государства в «Повести временных лет».
30. Внелетописные формы исторических сочинений Древней Руси («слово», сказания, воинские повести): общая характеристика.
31. Проблема происхождения царской власти на Руси в исторических сочинениях. Концепция «Москва – третий Рим».
32. Исторические сочинения в России второй половины XVII в.: от накопления исторических знаний к их осмыслению.
33. Историки-эрудиты XVIII в. (Буке, Л.А. Муратори, Г.В. Лейбниц, И.К. Гаттерер).
34. Теория исторического процесса Дж. Вико (1668-1744).
35. История Франции в работах А. де Буленвилье (1658-1722) и Ж.Б. Дюбо (1670-1742).
36. Исторические взгляды лорда Болингброка (1678-1751).
37. Исторические взгляды французского просветителя Вольтера (1694-1778).
38. Исторические взгляды французского просветителя Ж.Ж. Руссо (1712-1778).
39. Э. Гиббон – английский историк эпохи Просвещения.
40. Философ-историк И.Г. Гердер (1744-1803).
41. Исторические взгляды французского просветителя Ж.А.Н. Кондорсе (1743-1794).
42. А.Р.Ж. Тюрго (1727-1781) и его «Рассуждения о всемирной истории».
43. История Англии в творчестве Д. Юма (1711-1776).
44. Исторические взгляды английского историка Т. Карлейля (1795-1881).
45. Ж. де Местр, Л. Бональд, Ф.Р. Шатобриан – представители французской романтической историографии конца XVIII – начала XIX вв.
46. Историческая школа права в Германии: Ф.К. фон Савиньи (1779-1861) и К.Ф. Эйхгорн (1781-1854).
47. Либеральная историческая школа во Франции в XIX в.: О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер.
48. История Франции и Французской революции в работах Ж. Мишле (1798-1874).
49. Исторические взгляды Л. фон Ранке (1795-1886).
50. Историческая концепция К. Маркса (1818-1883)
51. Исторические взгляды Ф. Энгельса (1820-1895).
52. О. Конт (1798-1857) – основоположник позитивизма.
53. История Франции в творчестве И. Тэна (1828-1893).
54. История Англии в творчестве Г.Т. Бокля (1821-1862).
55. Историк культуры Я. Буркхардт (1818-1897) и его школа.
56. Историко-экономическая школа в Германии в XIX – начале XX вв.: Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер.
57. Школа культурно-исторического синтеза К. Лампрехта (1856-1915).
58. Историки-неокантианцы: В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936).
59. Историк античности Э. Мейер (1855-1930).
60. Французские историки-позитивисты второй половины XIX – начала XX вв.: Ф. де Куланж, Ш. Ланглуа, Ш. Сеньобос.
61. В.Н. Татищев (1686-1750) и развитие русской историографии в первой половине XVIII в.
62. Исторические взгляды немецких ученых XVIII в.: Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер.
63. М.В. Ломоносов (1711-1765) и его вклад в развитие русской исторической науки.
64. М.М. Щербатов (1733-1790) – историк и публицист второй половины XVIII в.
65. Историческая концепция Н.М. Карамзина (1766-1826).
66. Исторические взгляды декабристов.
67. И.-Ф.-Г. Эверс (1781-1830) о проблемах истории Древней Руси.
68. М.Т. Каченовский (1775-1842) – основоположник «скептической школы» в отечественной исторической науке.
69. Исторические взгляды М.П. Погодина (1800-1875).
70. Историческая концепция славянофилов.
71. Историческая концепция западников.
72. Государственная школа в русской историографии (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин).
73. Историческое наследие С.М. Соловьева (1820-1879).
74. Исторические взгляды К.Н. Бестужева-Рюмина (1829-1897).
75. Историческая концепция А.П. Щапова (1821-1876).
76. Историческая концепция К.Н. Леонтьева (1831-1891).
77. Д.И. Иловайский (1832-1920) – историк и автор учебников по истории.
78. Исторические взгляды Н.И. Костомарова (1817-1885).
79. Историческая концепция В.О. Ключевского (1841-1911).
80. П.Н. Милюков (1859-1943): историк и политик.
81. Историческое наследие С.Ф. Платонова (1860-1933).
82. А.С. Лаппо-Данилевский (1863-1919) – историк, методолог, источниковед.
83. Историческая концепция Н.Я. Данилевского (1822-1885).
84. Исторические взгляды народников.
85. Исторические взгляды Г.В. Плеханова (1856-1918).
86. Исторические взгляды А.А. Кизеветтера (1866-1933).
87. Исторические взгляды А.А. Корнилова (1862-1925).
88. Н.П. Павлов-Сильванский (1869-1908) и его работы о феодализме на Руси.
89. Историческое наследие Е.Ф. Шмурло (1853-1934).
90. Историческая концепция А.Е. Преснякова (1870-1929).
91. «Русская историческая школа» и ее представители (П.Г. Виноградов, Н.И. Кареев, И.В. Лучицкий, М.М. Ковалевский).
92. Исторические взгляды английского историка Р. Дж. Коллингвуда (1888-1943).
93. Историческая концепция английского историка А. Дж. Тойнби (1889-1976).
94. «Экономическая история Великобритании» Дж. Х. Клепэма (1873-1946).
95. Лейбористская историография: Дж. Коул и Р.Г. Тоуни.
96. Французская школа «Анналов»: Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Э. Ле Руа Лядюри.
97. Французская историография о революциях XVIII – XIX вв.: А. Матьез, Ж. Лефевр, Ж. Ренар.
98. Французская историография о мировых войнах XX в.: П. Ренувен, А. Мишель, Р. Арон.
99. О. Шпенглер (1880-1936) и «Закат Европы».
100. Исторические взгляды К. Ясперса (1883-1969).
101. Исторические взгляды Ф. Мейнеке (1862-1954).
102. Б. Кроче (1866-1952) – крупнейший представитель итальянской историографии первой половины XX в.
103. Экономическое направление в американской историографии: Ч. Бирд, Дж. Коммонс, Ф. Хайек.
104. Американская историография внешней политики США: Д. Перкинс, С. Бемис, Ф. Даллес.
105. Концепции «индустриального общества» в американской историографии: У. Ростоу, Д. Белл, Дж. Гелбрейт.
106. Историки неолиберального направления в американской историографии: Р. Хофстедтер и А.М. Шлезингер-младший.
107. Исторические труды В.И. Ленина (1870-1924).
108. Исторические взгляды М.Н. Покровского (1868-1932).
109. Научное наследие академика М.Н. Тихомирова (1893-1965).
110. Исторические взгляды и научная деятельность академика Б.Д. Грекова (1882-1953).
111. Историк и археолог, академик Б.А. Рыбаков.
112. Историческая концепция Л.Н. Гумилева (1912-1992).
113. «Русская историография» историка-эмигранта Г.В. Вернадского (1887-1973).
114. Академик И.Д. Ковальченко (1923-1995) – историк, методолог, источниковед.
115. Историческое наследие академика Е.В. Тарле (1874-1955).
116. К.Б. Виноградов – исследователь истории стран Европы нового и новейшего времени.
117. А.А. Зимин (1920-1980) – автор работ по истории России IX – XVIII вв.
118. Отечественное антиковедение в XX в.: представители и проблематика исследований.
119. Советская историография истории средних веков: Е.А. Косминский, Е.В. Гутнова.
120. Фроянов И.Я. – исследователь истории Древней Руси.
121. Мавродин В.В. (1908-1987) – автор работ по истории России XI – XVIII вв.
Критерии оценивания устного ответа на экзамене по дисциплине
«Историография»
Критерии оценки | «отлично» | «хорошо» | «удовлетв.» | «неудовл.» |
Уровень усвоения материала, предусмотренного программой | ||||
Уровень знакомства с основной литературой, предусмотренной программой | ||||
Уровень знакомства с дополнительной литературой | ||||
Качество ответа (его общая композиция, логичность, аргументированность, общая эрудиция) | ||||
Ответы на вопросы (полнота, аргументированность, умение использовать ответы на вопросы для более полного раскрытия содержания вопроса из экзаменационного билета) | ||||
Педагогическая ориентация (культура речи, манера изложения материала, умение использовать учебные пособия, разрешенные на экзамене, способность заинтересовать слушателя) | ||||
Итоговая оценка |
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания:
Основные характеристики качественного усвоения обучающимися программного материала по дисциплине – это полнота (объем), глубина, конкретность, осмысленность (обобщенность), системность, действенность и прочность, которые проявляются в знаниях и сформированных специальных и общих умениях и владениях (навыках) и одновременно выступают как критерии оценки устного ответа обучающегося на зачете и экзамене. Выделенные критерии оценки знаний, умений и владений (навыков) характеризуют обученность, развитость и компетентность студентов. Они могут быть развернуты следующим образом:
полнота (объем) – это сумма фактов, понятий, правил, законов, которые устанавливаются рабочей программой дисциплины и усваиваются обучающимися;
глубина – это совокупность осознанных студентами знаний об изученном объекте, понимание существенных причинно-следственных связей между историческими фактами, событиями и явлениями, роли различных факторов в развитии исторических процессов;
конкретность – это умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний (доказать на примерах основные высказанные положения), способность показать частное явление, событие или факт как проявление общих тенденций, черт или особенностей исторического развития на том или ином этапе;
системность – это понимание логики изучаемой дисциплины, ее идей и закономерностей, выделение ее структурных элементов, умение располагать изученный материал в определенной последовательности, правильно соотносить одни факты, события, явления с другими;
осознанность (обобщенность, осмысленность) – это понимание связей между знаниями, правильность и убедительность суждений, умение выделить существенные и несущественные связи, умение отвечать на видоизмененные вопросы, применять теоретические знания для объяснения исторических фактов, событий и явлений;
прочность и действенность – это твердое удержание в памяти изученного материала (фактов, событий, дат, имен и др.), умение пользоваться приобретенными знаниями на зачете / экзамене, способность показать их применение в будущей профессиональной деятельности и социальной практике;
грамотность речи – изложение материала литературным языком, адекватное употребление при ответе предметной терминологии, персоналий.