О Кабардинской ветке Абазинского рода Аджиевых

Современная кабардинская фамилия Аджиевых имеет абхазо-абазинские корни и определяет род занятий их далеких предков. Согласно Дж.Н.Кокову, абхазо-абазинская фамилия Ажьи (Ажжи) (Ажиевы) означает «кузнец», где слово «жьи» - «кузнец», а приставка «а» - аффикс определенности1.

По древнему племенному делению абхазо-абазинских фамилий патронимия Аджи (Аджиевы – по русскому написанию) относилась к племени Псху, входившую в южную группу абазин2. Как отмечает Эвлия Челеби, в верховьях реки Бзыбь у подножья снежных гор обитали общества псху, ахчипсы, чаграй, мункеллебе, Ала-керейш, мача, панчарепш и др.3

Сообщения Эвлия Челеби подтверждают русские источники первой половины XVIII века и фиксируют южных абазин (большую Абазу) близ Черного моря и путь к ней с Северного Кавказа лежал через Кубань4.

С древних времен этот путь был главным в сношении горцев Северного Кавказа с Абазией и он проходил через земли, принадлежащие псху5. В связи с этим представители общества псху чаще, чем другие их соплеменники мигрировали на Северный Кавказ. Об этом свидетельствуют русские источники конца XVIII-начала XIX веков. Так, в переписке казаков-бабуковцев с властями в 1821-1823 гг. о предоставлении кабардинским и абазинским узденям дворянства значится и прошение узденя первой степени из абазин Ажиева Ильяса Гучижовича. Прошение Ильяса и свидетельство, выданное ему в обществе Большой Абазы о принадлежности его к абазинским узденям первой степени, мы публикуем ниже.

Прошение узденя Ажиева.

«Прошение узденя Ильяса Гучижова Ажиева к командиру Волгского казачьего полка поданное, в коем изъяснено, что умерший отец его, уздень Гучуж Ажиев, оставил свое жительство, Абазию, близ 45 лет, выехал под покровительство России на линию со всем семейством его и родовыми холопами своими, имея в семействе его, просителя, и двух братьев его Дзураба и Шолоха, и с дозволения бывшего начальства основал твердое себе жительство в Бабуковском ауле; оставил же отечество свое отец его не по каким дурным качествам, но из одной преданности к российскому престолу, надеясь под покровом оной вкушать спокойствие. Вскорости отец умер, он же, проситель, и меньшие братья его всячески старались сблизить себя к российскому начальству и всякие возлагаемые поручения от оного исполняли с усердием и в точности. По переименовании же всех их в казачье сословие, хотя по полку как и прочие некоторые считаются узденями, но служба от простолюдимых казаков нимало не различается, да и поступаемые дети узденские от детей простолюдимых не отличаются, что самое заставило его, не имея по азиатству своему к доказательству о родопроисхождении своем никаких документов для представления полку при определении на службу детей, исходатайствовать от закубанских князей и узденей, истинно знающих о родопроисхождении его, свидетельство, которое представляя, просил представить по начальству и исходатайствовать, чтобы как он сам, дети его, равно братья его, Дзурабаш, Шолох и их дети по полку считались узденями, да и при определении на службу по родопроисхождению были отличены от детей простолюдимых казаков и пользовались бы теми преимуществами, какими пользуются российские дворяне, закубанские и кабардинские уздени.

Свидетельство

Представленное же при сем прошении свидетельство следующего содержания. «Мы, нижеподписавшиеся абазинские владельцы и уздени, дали сие свидетельство известному нам по древнему происхождению узденю Ильясу Гучажеву сыну Ажиеву в том, что отец его, Гучуж Ажиев, назад тому более 40 лет с тремя сыновьями – Ильясом, Шолохом и Зурабом – со всем семейством и родовыми холопами своими, оставив пределы наши не по каким-либо дурным качествам, но единственно по одному усердию к России, перешел в Кавказскую область и там основал в Бабуковском ауле твордое жительство под покровительством российского правительства, наконец, сделавшись верноподданными российскому престолу, но что Гучуж Ажиев и предки его происходят из древних наших первостепенных узденей и в той почести от нас переселился в Россию и никому он не принадлежал и всегда владел он родовыми холопами и подданными, в том по сущей нашей справедливости утверждаем с приложением печатей и подписом»6.

О переселении псхувцев на нынешнюю территорию Карачаево-Черкессии в первой половине XIX века свидетельствует и «Список псхувцев, переселившихся в Кувинское ущелье на реку Большой зеленчук в 1844 году»7. Среди них: вдова Куна Аджи, Макао Аджи, Хакяго Аджи, Хачер Аджи, Тыр Аджи, Пату Аджи, Мжук Аджи, Сикудж Аджи, Шупо Аджи, Чах Аджи, Дакун Аджи, Падж Аджи, вдова Нах Аджи, уздень Якуб Аджи, Сосран Аджи, Кумач Аджиев, Мада Аджи, Эслан Аджи.

Переселяясь на Северный Кавказ, на земли, в том время принадлежащие кабардинским владельцам, абазинские уздени получали земли и приравнивались к кабардинским узденям, находившимся в вассальной зависимости от кабардинских князей и тлекотлешей. Как правило, кабардинские князья и высшее сословие Кабарды признавали переселившихся узденей на один ранг ниже, чем то сословие, к которому он принадлежал среди своих соплеменников на родине. Узденей первой степени Аджиевых в Кабарде в конце XVIII в. признавали как второстепенных, а в «Список Большой Кабарды князьям и разных «степеней узденям», составленном 5 августа 1829 года8 они записаны как уздени третьей степени. Среди них:

1. Аджиев Мустафа – 76 лет (имеет свой аул), сын его Закирей – 9 лет.

2. Аджиев Исхак – 53 года, сын его Жамурза – 15 лет.

3. Аджиев Муса – 40 лет, сын его Абдула – 11 лет.

4. Сын Аджиева Шокары – Жамурза – 3 года.

5. Аджиев Тагир – 45 лет, дети его Хамурза – 20 лет, Магомет – 15 лет, Исуп – 10 лет.

По всей вероятности, вышеперечисленные представители рода являются предками тех, кто сегодня проживает в Кабардино-Балкарии.

Наши рекомендации