Шаг первый: выбор темы и научного руководителя

Предисловие

Согласно определению Большой советской энциклопедии, курсовой проект– самостоятельная учебная научно-методическая работа студентов университетов, педагогических, экономических, юридических, культуры и искусства и др. вузов, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников)[1]. Курсовая – это квалификационная работа, требующая научного и творческого подхода. При его подготовке недостаточно найти материал по теме и грамотно его изложить, необходимо пропустить прочувствовать свой текст. В пособие представлены требования, правила и советы, позволяющие грамотно и легко организовать процесс написания курсовой работы в виде пошагового руководства. Всего таких шагов восемь - выбор темы и научного руководителя; шаг второй – составление плана; шаг третий - подбор литературы; шаг четвертый - подготовка выписок, заметок, отдельных файлов; шаг пятый - написание текста; шаг шестой – оформление научно-справочного аппарата; шаг седьмой выверка текста и подготовка его к сдаче; шаг восьмой – защита курсового проекта.

Материал данного пособия условно можно разделить на две части: обязательные элементы курсовой работы и основы работы с текстом. Первая часть содержит методические рекомендации, объясняющие, что и как делать, из каких частей должна состоять работа, какие моменты нужно учитывать – то, о чем приходится задумываться студенту-дипломнику[2]. Курсовая работа – это не вольное сочинение на заданную тему, поэтому при его написании нужно учитывать ряд правил, которые изложены в положении о квалификационной работе. Ведь ваша курсовая работа должна доказать, что вы грамотный, творчески мыслящий специалист, настоящий историк-исследователь. Вторая часть посвящена работе с текстом, и возможным ошибкам, подстерегающим нас на научной стезе. Написание текста – это особый творческий процесс, в нем не обойтись без синтеза и анализа, это не простая компиляция фактов, это путь от изложения до переосмысления.

Часть представленного здесь материала появилась благодаря школе молодого автора, проводимой образовательно-исследовательским центром «Вестник Евразии»[3]. Возможность не только быть участником, но преподавателем на это школе позволила в полной мере осознать и увидеть, сколько трудностей возникает в процессе написания текста.

Однако эта методичка не заменит справочники и словари, которые вы должны активно использовать, но, возможно, она поможет осознать, что курсовую работу не стоит оставлять на последнюю ночь, к ее подготовке нужно подходить серьезно и ответственно.

Оформление сносок и ссылок

Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом или упоминаемом тексте. Библиографическая ссылка состоит из следующих компонентов: заголовок описания (название, фамилия и инициалы автора (авторов) или наименование коллектива; издание; место издания; год издания; количественная характеристика данных.)

Оформление ссылки:

. (точка) – перед каждым компонентом, кроме первого;

: (двоеточие) – перед наименованием издательства;

/ (косая черта) – перед сведениями о редакторах, составителях, переводчиках;

// (две косые черты)– перед названием издания, если это часть книги, журнала, сборника.

После каждого элемента необходимо ставить пробел.

В специальных библиографических изданиях между элементами названия работы и местом издания ставится еще и тире. Издание описывается на том языке, на котором напечатан его текст.

Место издания приводится в полной форме в именительном надеже за исключением: Москва - М., Санкт-Петербург - СПб., Петроград Пг,, Ленинград - Л-, Нижний Новгород -Н-Новгород и Ростов-на-Дону Ростов н/Д.

ВСЕ ССЫЛКИ ОФОРМЛЯЮТСЯ ПОДСТРОЧНО!!!

ПОСЛЕ КАЖДОГО ЭЛЕМЕНТА СТАВИТСЯ ТОЧКА И ПРОБЕЛ.

ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ СБОЛЬШОЙ БУКВЫ.

INTERNET. Ссылки на электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Это многочисленные электрон­ные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. п. Ссылаться можно как на весь ресурс, так и на его составные части – на разделы электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, пуб­ликации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п. Для замены применявшегося ранее словосочетания «Режим доступа» ГОСТ 7.0.5–2008 предлагает использовать аббревиатуру URL (Uniform Resource Locator — уни­фицированный указатель ресурса). Обязательным для такого вида источников является указание даты обращения к ним, поскольку электронные тексты, в отличие от печатных, могут быть в любой момент подвергнуты правке либо вовсе удалены. Примеры, приводимые ниже, взяты из официального издания «Национальный стандарт РФ. ГОСТ 7.0.5–2008»[4]. Подробные примеры по каждому варианту оформления приведены в Приложении 6. При описании электронных источников необходимо учитывать их особенности. Когда ссылка делается на диск CD и DVD, то выглядит она так:

Российские правила каталогизации. Ч. 1. Основные положения и правила [Электронный ресурс]. Рос. библ. ассоц., Межрегион. ком. по каталогизации. – М., 2004. – 1 CD-ROM. – Загл. с этикетки диска.

В ссылках на многочисленные электронные книги, статьи и т.д., как правило, приводится вся доступная информация с отметкой в квадратных скобках [Электронный ресурс]:

2 Жизнь прекрасна, жизнь трагична [Электронный ресурс]: 1917 год в письмах А.В. Луначарского, А.А. Луначарской / отв. сост. Л. Роговая; сост. Н. Антонова; Ин-т «Открытое о-во». М., 2001. URL: http://www.auditorium.ru/books/473/ (дата обращения: 17.04.2006).

Если ссылка сделана на электронный продукт, размещённый в удаленном доступе, то особое внимание уделяется месту разработки этого ресурса, автору страницы, составителю сайта и т.д.:

10 Справочник по полупроводниковым приборам // Персональная страница В.Р. Козака / Ин-т ядер. физики. [Новосибирск, 2003]. URL: http://www.inp.nsk.su/%7Ekozak/start.htm (дата обращения: 13.03.06).

Когда ссылка даётся на документ, для которого требуются специальные программы, это тоже в ней отмечается, чтобы желающие её проверить или использовать знали: для доступа к документу требуется специальное программное обеспечение (например, Adobe Acrobat Reader или Power Point):

53. Волков В.Ю., Волкова Л.М. Физическая культура: курс дистанц. обучения по ГСЭ 05 «Физическая культура» / С.-Петерб. гос. политех. ун-т, Межвуз. Центр по физ. культуре. СПб., 2003. Доступ из локальной сети Фундамент. Б-ки СПбГПУ. Систем. требования: Power Point. URL: http://

Сведения об ограничении доступа в связи с нахождением документов в коммерческих или условно-закрытых системах документов, баз данных, распространяемых по подписке (например, «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс», «EBSCO», «ProQuest», «Интегрум» и т. п.) тоже должны приводиться в ссылках:

5 О введении надбавок за сложность, напряжённость и высокое качество работы [Электронный ресурс]: указание Мин-ва соц. Защиты Рос. Федерации от 14 июля 1992 г. № 1-49-У. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Наконец, если известна дата обновления сайта или базы данных, и этот факт полагается отразить в библиографическом описании. Правда, тут ГОСТ предлагает на выбор автора варианты: «Дата обновления» или «Дата пересмотра»:

114. Экономический рост // Новая Россия : [библиогр. указ.] / сост.: Б. Берхина, О. Коковкина. С. Канн; Отд-ние ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, [2003 –]. Дата обновления: 06.03.2007.URL: http:// www.prometeus.

nsc.ru/biblio/newrus/egrowth.ssi (дата обращения: 22.03.2007).

Дополнительные замечания по поводу ссылок. Остается отметить еще несколько существенных моментов, связанных со ссылками. Когда текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки ставят в сокращении слова «цитируется по», «приводится по» с указанием источника заимствования. Пример:

Цит. по: Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. Т. 2. С. 27.

Если в ссылке перечисляется несколько работ одного и того же автора (одних и тех же авторов), то фамилии во второй и последующих ссылках могут быть заменены их словесными эквивалентами «его же», «её же», «их же» или «он же», «она же», «они же».

Если нужно отметить тот факт, что источник по данному вопросу не является единственным, пишут: «См., например:»либо (реже):«См., в частности» или «Ср. (сравни):». В историографическом обзоре возможно использование формы «См. также:» или «См. об этом».

При обзоре литературы, если требуется отметить только факт наличия работ, объединяемых одним научным направлением, и именно направление является предметом историографического анализа, как правило, ставится одна цифра ссылки на весь абзац, а в самой ссылке перечисляются несколько наименований. Если какая-то работа упоминается вскользь, без акцента на её содержании, выноску целесообразно разместить сразу после названия упоминаемой работы или фамилии её автора. В ситуации, когда в предложении идёт речь о сути научного исследования, даже если автор не упоминается, а только подразумевается, цифра ссылки размещаетсяв конце предложения.

Правила оформления ссылок в тексте работы

Ссылка в тексте, как правило, в историографическом обзоре делается поправилам оформления письменной речи. В тексте названия книг даются в кавычках, а в ссылке - без кавычек, инициалы авторов в тексте - перед фамилией, а в списке литературы или ссылке внизу страницы - после фамилии.

Интересны работы о деятельности партийных организаций региона, опубликованные в период оттепели. Например, в монографии В.И. Филькина «Чечено-Ингушская партийная организация в годы Великой Отечественной войны» показаны боевые и трудовые подвиги трудящихся республики, их помощь Красной Армии, укрепление дружбы между народами СССР.1

Сноска оформляется:

1Филькин В.И. Чечено-Ингушская партийная организация в годы Великой Отечественной войны.- Грозный, 1960. 245 с.

Полная ссылка при первом употреблении содержит все необходимые элементы библиографического описания. При повторном употребление ссылки происходит ее сокращение.

Если ссылка применяется повторно на тот же источник, и между ними нет других ссылок, то используется обозначение: Там же. С. 370;

Если ссылка на тот же источник используется в пределах 3-5 страниц текста, то следует писать: Указ. соч. С. 366 илиисключить из описания год и место издания, а эти сведения заменить многоточием;

Если ссылка на данный источник появляется в тексте через большой интервал, то в описании остаются лишь упоминания об авторе и первые одно - два слова из названия книги: Шевченко А. Украина... С. 370.

В случае невозможности цитаты по первоисточнику допускается повторное цитирование В тексте указывается первоисточник, а ссылке реальный текст, который использовался автором: «Цит. по:» либо «Цит. по кн.:» или «Цит. по ст.:»

Если автор не желает, или считает излишним останавливаться на каком-то аспекте рассматриваемого сюжета, но полностью игнорировать его не может, то уместна сноска на другую работу, посвященную этой проблематике, начинающаяся словами «См.» или «См. об этом», «Более подробно см.»

Если нужно отметить тот факт, что источник не является единственным, или необходимо подчеркнуть, что тот или иной текст иллюстрирует высказываемую автором мысль, то пишется «См., например,» или реже «См., в частности». В историографическом обзоре возможно использование формы «См. также:» или «См. об этом» .

Может возникнуть вопрос, а где именно поставить знак сноски? Если знак сноски можно поставить в нескольких местах, то его следует размещать либо в конце абзаца, либо в конце предложения. При обзоре литературы, если вы отмечаете только факт наличия работ, объединенных одним научным направлением, и именно направление является предметом историографического анализа, то, как правило, ставится ОДНА сноска на ВЕСЬ абзац, а в подстрочнике перечисляются несколько наименований литературы. Если вы упоминаете работу вскользь, не акцентируя внимания на ее содержании, например, для полемического перехода к анализу другой монографии, то целесообразно сноску разместить в середине предложенияпосле названия упоминаемой работы или фамилии автора. В ситуации, когда в предложении идет речь о сути научного исследования, даже если автор не упоминается, а только подразумевается, то сноска размещается в конце предложения.

И не менее важным правилом, является постановка ссылок только на те источники и литературу, которая была проработана вами лично.

Шаг седьмой выверка текста

и подготовка его к сдаче

Студенту, работающему над курсовой работой, не стоит пренебрегать разного рода словарями. Под рукой желательно иметь, как минимум, орфографический словарь. На одну компьютерную проверку текста полагаться не стоит, она слишком ненадежна.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Это поговорка верна для поэтапной работы над исследованием. Вы предлагаете гипотезу, а потом с помощью документов ее либо подтверждаете, либо опровергаете. Какие-то из ваших первоначальных предположений окажутся ошибочными, и это закономерно. Но есть ошибки, которых не стоит допускать или нужно исправить прежде, чем посчитать работу над дипломом завершенной.

Какие ошибки вас могут подстерегать на пути создания текста дипломной работы? Не останавливаясь на орфографических, синтаксических ошибках, отметим недопустимость фактических:

· ошибки в обозначении места и времени события: «Александр II был убит по пути в Петергоф 2 марта 1881 года»; (правильно «Александр II был убит 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала»)

· в передаче последовательности действий, причинно-следственных отношений и т. д., Например, «Создание охранки в 1883 году способствовало усилению террористических акций народников»; (Охранка была создана для борьбы с народниками и их активность сразу снизилась)

· в искажении имен собственных .

· Лексический анахронизм заключается в употреблении слова или выражения, не соответствующего лексическим, фразеологическим и другим нормам эпохи, отображаемой в речи. Это может быть перенос современного слова на действительность прошлого или наоборот, немотивированное использование архаизма в современной речи. Два примера из 1812 года:

· 1. Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи.

· 2. Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов, собравшихся в Филях.

Удивительно, но столь откровенные и комичные «ляпы» не всегда заметны даже маститым авторам. Что же говорить о студенческих работах, в которых встречаем такие, например, перлы:

· Ломоносов поступил в вуз.

· После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел.

· В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.

· На шее у каждого раба висела его техническая характеристика.

· Раскольников хотел пойти в милицию, чтобы признаться в содеянном.

· Шаг первый: выбор темы и научного руководителя - student2.ru Андрей Болконский добровольно ушёл на фронт.

· Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.

· Чехов — один из талантливейших авторитетов того времени.

· Даже банальная опечатка может стать лексическим анахронизмом:

· Перенесемся в далёкий Ершалаим, во дворец прокуратуры Иудеи Понтия Пилата.

Помимо фактических ошибок, которые могут свидетельствовать о незнании материала, невнимательности или даже в ряде случаев некомпетентности исследователя, следует исключить логические неточности. Они вызваны нарушением правил логического мышления. К ним относятся:

· нарушения последовательности высказывания;

· отсутствие связи между предложениями и частями работы;

· неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

· раздробление одной микротемы другой микротемой;

· несоразмерность частей высказывания;

· отсутствие обязательных элементов работы;

· перестановка частей текста;

· неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование, например, сначала от первого, затем от третьего лица).

Проверив свою работу на отсутствие вышеперечисленных ошибок, еще рано считать, что больше от вас ничего не требуется. Прежде, чем сдать диплом на кафедру или отнести рецензенту, необходимо задать себе несколько вопросов. Возможно, это мелочи, главное же сделано! И все же на кафедру вы предоставляете дипломное сочинение – квалификационную работу, которая должна свидетельствовать о том, что ее сделал студент, достойный стать дипломированным специалистом, а внимательное отношение к мелочам - это и есть один из многих пунктов, входящих в понятие компетентности качественно подготовленного специалиста.

Итак, прежде, чем отправить свою работу на принтер,

- проверьте интервалы между словами, включив функцию «непечатные знаки», и «вычистите» все, оставив лишь единичный интервал, в противном случае, это грозит тем, что ваша работе будет выглядеть неопрятно с «дырками» внутри текста (для этого вы можете воспользоваться функцией «Заменить» в MS Word);

- удостоверьтесь, что ваш текст полностью отформатирован. (при переносе кусков теста из файла в файл могут восстановиться прежние параметры);

- убедитесь в правильном использовании жирного шрифта и курсива;

- убедитесь в однотипном стиле сокращений, наименований, если они у вас есть, например, выбрав сокращение г. – вместо город, соблюдайте на протяжении всего текста, не давайте повода усомниться в том, что вы нетщательно работали над текстом);

- выверите список литературы и источников, убедитесь все ли тире, запятые на месте, нет ли путаницы с буквами, обозначающими страницы, (например, «С. 141» говорит о том, что данная информация находится именно на 141 странице книги, а если это ссылка на книгу в списке литературы, то получается, что у нее нет ни предыдущих 140, ни последующих страниц, это выглядит нелепо, особенно, если в тексте наличествует ссылка, к примеру, на 165 страницу, срочно нужно небольшое исправление: «141 с.»);

- проверьте, «не съехали» ли сноски при форматировании больших текстов, убедитесь, все ли сноски подстрочные, если вы выбрали такой вариант оформления;

- «снята» ли нумерация на первой странице текста, там, где у вас оглавление, идет ли нумерация с 3 страницы, титульный лист лучше распечатать отдельно;

- после распечатки текста уже на бумажном носителе убедитесь, что все части работы на месте, включая титульный лист, приложения.

Правила оформления дипломной работы

Текст квалификационной работы выполняется в печатном виде на белой бумаге форматом А-4 на одной стороне листа, шрифтом Times New Roman, 14 кеглем, полуторным интервалом. Поля на страницы: сверху- 2 см., снизу – 2 см., слева – 3 см., справа – 1,5 см. Равнение по ширине. Отступ в начале абзац – 1,25 см. Все заголовки печатаются по центру. Главы начинаются с новой страницы. Нумерация страниц обязательна, курсовая представляется на белых листах формата А4 в скоросшивателе.

Работа должна содержать сквозную нумерацию, обозначаемую вверху страницы (по центру), титульный лист и план (содержание) не нумеруются. Первая цифра в нумерации - 3 на странице «Введение».

Сноски внизу страницы (их нумерация начинается на каждой новой странице). Общий объем работы 35-50 страниц.

- в случае невозможности представить компьютерную распечатку курсовая печатается на пишущей машинке или аккуратно переписывается от руки с соблюдением вышеназванных требований к интервалам и полям;

- курсовые представляются только на бумажном носителе, электронные копии не принимаются и не рассматриваются

Теперь предстоит вычитка курсовой работы, и только после этой контрольной выверки распечатайте тот вариант, который вы будете переплетать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления титульного листа дипломной работы

Министерство образования и науки РФ

Ульяновский государственный университет

Кафедра истории Отечества

НАЗВАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа

Выполнил(а) студент(ка) _ курса

Фамилия Имя отчество (именительный падеж)

Научный руководитель:

канд. ист. наук, доцент

Иванов И.И.

Работа защищена

«___»_____2012г.

Оценка___________

Научный руководитель

___________подпись___________

Ульяновск 2012

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оформления оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение. …………………………………………………………….………………..С. 3- 18

Глава I.

§1. …………………………………………………………… …………………..С.19-32

§2.……………..………………………………………………………….…….. С. 32-47

§3……………… .…………………………………………..……………..…… С. 47-6.

Глава II.

§1. ……………………………………………………………………………......С. 63-72

§3………………………………………………………………...…….…...........С. 72-85

Заключение………………………………………………………………….….…….С.86-89

Список источников и литературы.………………………………………..С.89-95

Приложения………………………………………………………………….…… …С.95-105

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Список глаголов, употребляющихся при аннотировании, реферировании и рецензировании[5]

Глаголы, употребляемыедляперечисления основных вопросов:автор рассматривает, описывает, анализирует, называет, раскрывает, говорит, разбирает, показывает, излагает, освещает, останавливается, сообщает.

Глаголы, употребляемые дляобозначения исследовательского или экспериментального материала:автор исследует, высказывает, разрабатывает предположение, доказывает, выдвигает, выясняет, считает, утверждает, полагает.

Глаголы, употребляемые дляпередачи определений и градаций, классификации конкретных проблем, вопросов: автор определяет (дает определение), перечисляет (признаки, черты, свойства), характеризует, сравнивает, формулирует, сопоставляет, констатирует.

Глаголы, употребляемые для перечисления вопросов, рассматриваемых в первоисточнике попутно:автор касается, замечает, затрагивает, намечает, упоминает.

Глаголы, передающие слова и мысли, которые автор первоисточника выделяет особо:автор выделяет, отмечает, подчеркивает, утверждает, повторяет, специально останавливается, неоднократно возвращается, обращает внимание, уделяет внимание, концентрирует внимание, заостряет внимание, акцентирует внимание, сосредоточивает внимание.

Глаголы, используемые для обобщений, подведения итогов:автор делает вывод, подытоживает, приходит к выводу, обобщает, подводит итоги, суммирует

Глаголы,фиксирующие, отмечающие аргументацию автора первоисточника с использованием примеров, цитат, иллюстраций, цифр, всевозможных данных:

автор приводит примеры(цифры, таблицы), ссылается, опирается, аргументирует, обосновывает, иллюстрирует, подтверждает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, соотносит, исходит, противопоставляет, цитирует

Глаголы,используемые для выражения позиции автора:
автор соглашается (согласен), возражает, противоречит, спорит, опровергает, полемизирует, критикует, расходится во взглядах, выдвигает (приводит) возражения, аргументы доказательства

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Список определений оценочного характера[6]

Проблема - научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, надуманная, неразрешимая.

Вопрос - актуальный, принципиальный, теоретический, практический, общий, конкретный, важный, коренной, сложный, спорный, правомерный.

Цель - важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, реальная, поставленная, указанная.

Задача - первоочередная, ближайшая, конечная, поставленная, намеченная, коренная, узловая, особая, конкретная, определенная.

Направление - ведущее, главное, решающее, основное, генеральное, важнейшее, правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, следующее.

Изучение - объективное, экспериментальное, теоретическое, практическое, сравнительное, опытное, непосредственное, специальное, длительное, постоянное, систематическое, дальнейшее, углубленное, интенсивное, глубокое, всестороннее, детальное, тщательное, внимательное.

Исследование - научное, объективное, теоретическое, экспериментальное, опытное, общее, конкретное, классическое, фундаментальное, всестороннее, систематическое, обширное, углубленное, глубокое, детальное, подробное, актуальное, серьезное, сложное, ценное.

Путь (изучения) - простой, сложный, неправильный, верный, рациональный, оптимальный; опытным путем; путем тщательного анализа, длительного изучения, всестороннего наблюдения.

Наблюдения - научные, объективные, специальные, визуальные, точные, тщательные, многочисленные, многократные, постоянные, регулярные, важные, глубокие, дальнейшие, непосредственные, простые, сложные, данные, указанные, проведенные

Эксперимент - аналогичный, подобный, проверочный, новый, важный, интересный, блестящий, убедительный, уникальный, успешный, намеченный, задуманный, проведенный.

Анализ- научный, объективный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, сравнительный, тщательный, точный, глубокий.

Материал - научный, экспериментальный, справочный, статистический, фактический, собранный, систематизированный, полученный, имеющийся, использованный, большой, богатый, обширный, разнообразный, достаточный, достоверный, неподходящий.

Данные - опытные, косвенные, конкретные, расчетные, цифровые, современные, последние, прежние, точные, проверенные, исчерпывающие, полные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, надежные, убедительные.

Факт- реальный, конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный.

Информация- точная, исчерпывающая, полная, подробная, накопленная, существенная, важная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, достаточная, новая, текущая.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Список оценочных конструкций[7]

Выражение значимости.

Важно отметить, что; сущность этого сводится к следующему; с теоретической точки зрения это..., с практической точки зрения это...; необходимо подчеркнуть, что.

Выражение уверенности.

Убежден, уверен, считать, полагать; с точки зрения автора; автор убедительно доказывает, что; это доказывает, что; доказано, что; разумеется, что; очевидно, что; нет сомнения в том, что; в этой связи ясно, что; автор отстаивает точку зрения, придерживается точки зрения.

Выражение согласия.

Одобрять, хвалить, восхищаться, соглашаться, разделять точку зрения, подтверждать, признавать достоинства, придерживаться подобного же мнения.

Выражение предположения.

Допустить; высказать свое предположение; предложить; выдвинуть гипотезу (о ч е м ?), предположить, что; условиться, что...

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Примеры библиографических ссылок

Источник: Приложение А (справочное). Национальный стандарт РФ. ГОСТ 7.0.5–2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Издание официальное. М.: Стандартинформ. 2008. С. 16–18.

Предисловие

Согласно определению Большой советской энциклопедии, курсовой проект– самостоятельная учебная научно-методическая работа студентов университетов, педагогических, экономических, юридических, культуры и искусства и др. вузов, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников)[1]. Курсовая – это квалификационная работа, требующая научного и творческого подхода. При его подготовке недостаточно найти материал по теме и грамотно его изложить, необходимо пропустить прочувствовать свой текст. В пособие представлены требования, правила и советы, позволяющие грамотно и легко организовать процесс написания курсовой работы в виде пошагового руководства. Всего таких шагов восемь - выбор темы и научного руководителя; шаг второй – составление плана; шаг третий - подбор литературы; шаг четвертый - подготовка выписок, заметок, отдельных файлов; шаг пятый - написание текста; шаг шестой – оформление научно-справочного аппарата; шаг седьмой выверка текста и подготовка его к сдаче; шаг восьмой – защита курсового проекта.

Материал данного пособия условно можно разделить на две части: обязательные элементы курсовой работы и основы работы с текстом. Первая часть содержит методические рекомендации, объясняющие, что и как делать, из каких частей должна состоять работа, какие моменты нужно учитывать – то, о чем приходится задумываться студенту-дипломнику[2]. Курсовая работа – это не вольное сочинение на заданную тему, поэтому при его написании нужно учитывать ряд правил, которые изложены в положении о квалификационной работе. Ведь ваша курсовая работа должна доказать, что вы грамотный, творчески мыслящий специалист, настоящий историк-исследователь. Вторая часть посвящена работе с текстом, и возможным ошибкам, подстерегающим нас на научной стезе. Написание текста – это особый творческий процесс, в нем не обойтись без синтеза и анализа, это не простая компиляция фактов, это путь от изложения до переосмысления.

Часть представленного здесь материала появилась благодаря школе молодого автора, проводимой образовательно-исследовательским центром «Вестник Евразии»[3]. Возможность не только быть участником, но преподавателем на это школе позволила в полной мере осознать и увидеть, сколько трудностей возникает в процессе написания текста.

Однако эта методичка не заменит справочники и словари, которые вы должны активно использовать, но, возможно, она поможет осознать, что курсовую работу не стоит оставлять на последнюю ночь, к ее подготовке нужно подходить серьезно и ответственно.

Шаг первый: выбор темы и научного руководителя

КУРСОВАЯ РАБОТА студента- историка – это письменная авторская работа посвященная конкретной исторической теме, которую студент выполняет на 1- 4 курсах как дневной, так и на заочной формы обучения. В тоже время курсовая работа - это учебная при выполнении которой студент должен приобрести и продемонстрировать следующие умения и навыки:

– умение отбирать источники, датировать и классифицировать их, делать описание источника, анализировать источник, извлекать из него информацию с помощью различных исследовательских методик, умение верифицировать источник (то есть провести генетический анализ происхождения содержащихся в нем сведений и проверить их на достоверность);

- знание литературы по истории изучаемого вопроса, умение ее классифицировать, устанавливать преемственность точек зрения, умение применять компаративистский анализ (то есть сравнительный анализ разных взглядов на один и тот же вопрос);

- умение собирать литературу и знание правил библиографического оформления сносок и списка использованных источников и литературы.

- продемонстрировать знание гипотез в отношении уже изученных сюжетов, степень исследованности темы, использование неопубликованных источников; самостоятельность мышления, логичность изложения материала,

- свидетельствовать о способности автора к систематизации, закреплению и расширению полученных за время обучения знаний и умении применять эти знаний при постановке и решении разрабатываемых в курсовой работе вопросов и проблем.

Тематика дипломных работ может быть различна. Объектом исследования историка выступают конкретные исторические сюжеты отечественной истории, источниковедческие и историографические проблемы, жизнь и деяния государственных, общественных, политических деятелей. Тема исследования может касаться истории городов, отдельных учреждений, предприятий, отраслей промышленности, групп населения, государственных органов власти, местного самоуправления. Желательно, чтобы тематика работы касалась истории региона. Это позволит максимально полно обеспечить возможность работы студентов с архивными документами и периодикой.

Студент также может предложить интересующую его тему курсовой, которой нет в списке, но он все равно должен выбрать научного руководителя, который согласился бы руководить избранной темой. После выбора темы и руководителя студент должен явиться к руководителю в часы его консультаций, уточнить тему и получить задание – составление плана, списка литературы, узнать время контрольных явок к научному руководителю и т.д.

Темы курсовых работ студентов 1-2 курсов утверждаются на кафедре в сентябре. Темы курсовых работ студентов 3-4 курсов утверждаются по представлению научных руководителей на заседании кафедры в октябре. Следовательно, выбрать тему и руководителя и встретиться с руководителем на консультации студент 1-2 курса должен не позднее середины сентября, а 3-5 курсов – конца октября. Изменение темы и переход от одного научного руководителя к другому допускаются только по окончанию учебного года и получению оценки за курсовую работу прошедшего года. Для студентов, перешедших на 2- 4-й курс, нет никаких ограничений для перехода. Студент должен подать письменное заявление заведующему кафедрой и получить предварительное согласие нового научного руководителя принять студента. Уважительной причиной для перехода могут быть разногласия принципиального характера (как научные, концептуальные, так и личные) с прежним научным руководителем, приобретшие такую остроту, что исключают дальнейшее научное руководство. Не являются уважительными причинами для перехода: внезапно возникшее у студента желание сменить тему на «более интересную», а также внезапно возникшие претензии студента к научному руководителю,

Шаг второй – составление плана

План курсовой работы можно построить по проблемному принципу, хронологическому, либо соединить эти два принципа воедино. Курсовую работу желательно разделить не менее, чем на 2 главы, но не более, чем на 4. Главы курсовой – это ракурсы рассмотрения общей проблематики, исследованию которой посвящена работа. Главы следует разбить на параграфы, в которых уже и рассматриваются кон

Наши рекомендации