II. Вампирское толкование библейских мифов
Исследователи расходятся во мнении относительно точного местоположения вампирского города, существовавшего в Европе приблизительно в 14 — 17 веках. Одни бездоказательно помещают его на территорию нынешней Румынии в район печально известной Трансильвании до перехода ее под власть турецкого султаната в 1566 году. Другие полагают наилучшим местом для вампирского города окрестности старинного французского города Провен, под которым существует огромнейшая сеть подземных ходов, где вампиры могли прятаться во время Столетней войны между Англией и Францией, безнаказанно убивая мирных жителей и солдат.
В данном случае точное месторасположение вампирского города не играет роли, поскольку никем до сих пор не доказано, что он вообще существовал (впрочем, обратное не доказано тоже). О целях его основания можно судить лишь по отрывочным сведениям, дошедшим до нас в весьма искаженном виде. Судя по всему, выжившие после резни в Безье вампирские патриархи решили объединить вампиров под своей властью с помощью искусственно созданного религиозного культа, который они намеревались противопоставить христианству. Идеологическое ядро новой религии составили несколько вампирских преданий, в том числе и сильно переработанной миф о Вампирском Рае.
Суть изменений свелась к следующему: было заявлено, что никакого Вампирского Рая не существует ни на Севере, ни на Востоке, ни в других частях света, но его следует построить своими собственными руками здесь — в Европе, воздав отмщением всем христианам и тем, кто выступал на их стороне против вампиров. Однако подобное толкование не понравилось большинству вампиров. Вера в реально существующий Рай питала их надежду на лучшую жизнь, а Рай абстрактный, существующий исключительно как умственная конструкция, помещенная в далекое будущее, не привлекал вампиров с религиозным сознанием.
В результате возникла партия традиционалистов, расколовшая вампирское сообщество на два противоборствующих лагеря. Вместо фантазий о счастливом будущем, вампиры-традиционалисты обратились к прошлому и стали перетолковывать Библию на свой лад, чтобы доказать вампирские корни христианства. Поскольку среди новообращенных вампиров было много христиан, которым было трудно отказаться от своей веры, идеи традиционалистов приобрели необычайную популярность.
В частности, опираясь на миф о Вампирском Рае, традиционалисты перетолковали историю о грехопадении на свой извращенный, но не лишенный некоторого изящества манер. Как мы помним, Господь Бог запретил Адаму и Еве вкушать плодов от дерева познания добра и зла, однако совращенная змеем Ева отведала запретного плода и дала его своему супругу. Разгневанный Господь выгнал их из Рая и обрек на долгие страдания.
Прежде всего вампиры обратили внимание на очевидную деталь: Бог сначала сотворил Адама, затем запретил ему есть плоды дерева познания добра и зла и только потом создал Еву. Иначе говоря, Ева попросту не знала об этом запрете, а Адам мог не спросить, с какого дерева жена дает ему плод. Таким образом, изгнание их из Рая было несправедливым деянием Господа. Следовательно все потомки Адама и Евы от рождения имеют право на Рай. Но кто в таком случае имеет больше прав: люди или вампиры? Традиционалисты дали свой ответ на этот вопрос: вкусив плода от древа познания добра и зла, Адам и Ева сделались вампирами, и все их потомки так же были вампирами, поэтому «ночной народ» имеет больше прав на Рай, чем род людской.
Вампиры-традиционалисты обосновали свою трактовку библейского сюжета таким образом. Красное спелое яблоко символизирует кровь. Надкусив его Ева сделалась вампиром, и муж ее поступил так же. Так они познали добро и зло, то есть Свет и Тьму. Изгнанные из Рая они дали жизнь нескольким поколениям вампиров, каждое из которых было слабее предыдущего, а потом вампиры и вовсе потеряли способность к половому размножению. С точки зрения традиционалистов люди — это это просто животные, созданные Богом для насыщения вампиров. Они присвоили себе Библию и теперь истребляют «ночной народ», чтобы скрыть истинное происхождение христианской религии.
Многие вампиры, не искушенные в богословии, охотно поверили традиционалистам и стали требовать от патриархов организовать экспедицию на поиски вампирского Рая, что, разумеется, не входило в планы высших иерархов. Предложенная ими новая религиозная система проиграла в открытом соперничестве с «овампиренным» христианством, однако вампирского Ренессанса так и не случилось. Новая религия никого не объединила, город был разрушен, а вампирские патриархи, отказавшись от идеи открытого противостояния Церкви, принялись постепенно расшатывать ее изнутри.
III. Поиски потерянного Рая
Из вампирского города вампирохристианство стало постепенно распространяться по Европе под видом тайной доктрины весьма привлекательной для тех, чей уровень образования не позволял заметить очевидные нелепости и несостыковки в ней. Жалкие группы маргиналов, веривших в то, что Адам, Ева и Христос были вампирами, стали объектом насмешек со стороны интеллектуальной элиты «ночного народа». Тем не менее, им удалось организовать несколько экспедиций, отправленных на поиски Вампирского Рая, окончившихся, впрочем, полнейшим провалом. Новые географические открытия постепенно раздвигали границы изведанного мира, пока в нем не осталось места для сказочной страны, где вампиры могли бы жить тайной счастливой жизнью.
Миф о Вампирском Рае постепенно эволюционировал и видоизменялся, пока не превратился в эзотерическое учение о некоем психологическом состоянии блаженства, достигнуть которого вампир может в процессе длительного самосовершенствования. Открывший в себе внутренний Рай вампир навсегда избавляется от мучительного чувства голода и более не испытывает непреодолимой жажды крови, долгое время терзавшей его естество. Вампир избавляется от страданий и жестокости и перерождается в высшее существо, преисполненное мудрости и любви.
Это учение стало модным среди вампиров во второй половине 19 века на волне всеобщего увлечения буддизмом, теософией и оккультными практиками. Его буддийские корни очевидны и не подлежат сомнению. Составленное из обрывков восточных доктрин, причем превратно понятых, оно представляет типичный продукт своего времени, когда в уставшей от христианства Европе возникла потребность в новой духовности. Вампиры падки на все тайное, поэтому нет ничего удивительного в том, что их следы обнаруживаются в ближайшем окружении известных оккультистов и теософов той эпохи.
Неясным, правда, остается вопрос об авторстве учения о внутреннем Рае. Лучшим кандидатом на эту роль исследователи считают Елену Петровну Блаватскую, много путешествовавшую по Индии и Тибету и знакомую с восточными доктринами не по наслышке. Известно, что вампиры из тайного общества Девяти Невидимых регулярно посещали Тибет в то время, поэтому было бы логично предположить, что они использовали Блаватскую для своих неведомых целей. Во всяком случае распространение среди европейских вампиров концепции «внутреннего рая» могло положительным образом сказаться на планах Девяти Невидимых относительно строительства новой вампирской империи. Когда вампирам стало известно, что в третьем томе «Тайной Доктрины» Блаватская решила поведать миру об их существовании, ее попросту убили и книга вышла в урезанном варианте.
На связь учения «внутреннего рая» с теософией указывает следующий факт. Идея самосовершенствования одинаково чужда как вампирам, так и буддистам (буддизм — это религия освобождения, а не бесконечного прогресса), однако именно в теософии произошло смешение чуждых друг другу идей буддизма и самосовершенствования, откуда эта гремучая смесь и перешла к вампирам. Некоторые вампиры, уставшие от вечной жажды крови, нашли в ней новую надежду на избавление от своих страданий, приняв на веру анонимные рассуждения о внутреннем источнике блаженства.
Излишне, наверное, говорить, что ни один вампир так и победил голод с помощью медитаций и концентрации на непонятных восточных символах. Очевидное отсутствие результатов и падение в обществе интереса к теософии похоронили учение о «внутреннем рае» окончательно и бесповоротно. Как тигр не может избавиться от потребности в мясе, так и вампир не способен преодолеть в себе жаду крови. Сегодня рассказы о Вампирском Рае воспринимаются вампирами как древние сказки и часть культурного наследия, от которого нет никакого проку в эпоху тотального беспамятства. Знать свое прошлое стало сегодня не модно, и вампиры поддались этой всеобщей апатии. В наши дни только кровь имеет для них значение, а все остальное — прах.
Клуб вампиров