Формы текущего контроля и активных методов обучения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ФГОУВПО «РГУТиС»
Филиал ФГОУВПО «РГУТиС» в г. Перми
Кафедра «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе,
д.э.н., профессор
_____________ Новикова Н.Г.
«___» ______________ 200__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина «История менеджмента»
Специальность 080507.00 «Менеджмент организации»
Пермь, 200__г
Рабочая программа составлена на основании примерной программы дисциплины
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности ___________________________
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» филиала ФГОУВПО «РГУТиС» в г. Перми
Протокол № ______ «___» ____________200_г
Зав. кафедрой Чупина Г.Н.
Согласованно:
С учебной научно-методической лабораторией
филиала ФГОУВПО «РГУТиС» в г.Перми
Зав. лабораторией Батуева М.И.
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол № _____ «___» ___________200_г
Рабочую программу разработал:
Преподаватель кафедры Бурмистрова Л.Г.
Общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Согласовано:
Зам. проректора-начальник
Учебно-методического управления к.э.н., доцент Дуборкина И.А.
Начальник
Методического отдела Рыженок Н.В.
Цели и задачи дисциплины
История менеджмента входит в состав дисциплин, подготовленных в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507.00«Менеджмент организации», специализации «Менеджмент гостеприимства», «Финансовый менеджмент»
Изучение истории менеджмента является необходимым условием для получения квалификационного образования при подготовке менеджеров-профессионалов и формированию ими собственных взглядов для эффективного решения как сегодняшних, так и будущих проблем.
Предметом исследования истории менеджмента является управленческая мысль. Дисциплина «История менеджмента» оперирует теми же категориями и понятиями, что и наука менеджмент.
Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с основными, наиболее значительными направлениями развития истории менеджмента на различных этапах формирования науки управления.
В результате изучения дисциплины «История менеджмента» студенты должны усвоить исторические тенденции развития управления, условия и факторы возникновения и развития менеджмента, этапы и школы в истории менеджмента, теорию и практику управления в России.
В развитие истории менеджмента значительный вклад внесли многие науки - политэкономия, философия, психология, социология, конкретная экономика, технические науки, медицина и др. Вместе с тем история менеджмента параллельно существует с такими дисциплинами, как история политэкономии, история философии, история экономической мысли и др. в свою очередь, эти дисциплины затрагивают отдельные категории истории менеджмента.
2. Объем и содержание курса
Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля
Вид занятий и контроля | Очная форма обучения | Заочная форма обучения | ||
Полная программа | Сокращённая программа | Полная программа | Сокращённая программа | |
Всего часов | - | |||
Лекции | - | |||
Практические занятия | - | - | - | - |
Семинары | - | |||
Лабораторные работы | - | - | - | - |
Консультации по курсу | - | - | - | - |
Всего аудиторных часов | - | |||
СРС | - | |||
Курсовой проект или работа | - | - | - | - |
Реферат | - | - | - | - |
Контрольная работа | - | - | - | - |
Зачёт | - | |||
Экзамен | - | - | - | - |
Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятий
№ п/п | Наименование тем | Дневная форма | Заочная форма | ||||||
Полный курс | Сокращенный курс | Полный курс | Сокращенный курс | ||||||
Л | П | Л | П | Л | П | Л | П | ||
1. | Природа управления и исторические тенденции его развития | ||||||||
2. | Условия и факторы возникновения и развития менеджмента | ||||||||
3. | Формирование школы научного управления | ||||||||
4. | Административная (классическая) школа менеджмента | ||||||||
5. | Возникновение и развитие школы человеческих отношений и поведенческих наук | ||||||||
6. | Информационный период в развитии теории и практики управления. Школа науки управления | ||||||||
7. | Разнообразие моделей менеджмента | ||||||||
8. | Развитие управления в России | ||||||||
Всего |
Тематическое содержание дисциплины
№ п/п | Наименование темы | Содержание темы | Вид занят ий |
1. | Природа управления и исторические тенденции его развития | Сущность, содержание и основные задачи дисциплины. Вклад других наук в развитие истории менеджмента. Значение изучения истории менеджмента для формирования современного менеджера - профессионала. Виды управления. Субъекты и объекты управления. Природа управления. Древний период развития управления. Первая управленческая революция - "религиозно-коммерческая". Опыт управления государственным хозяйством в Древнем Египте. Вторая революция в области управления - "светско-административная". Третья управленческая революция -"производственно-строительная". Вклад в развитие управления Сократа, Платона, Александра Македонского, Катона Старшего, императора Диоклетиана. | Л |
Место курса истории менеджмента в системе науки управления. Древний период развития управления. Управленческие революции: религиозно-коммерческая, светско-административная, производственно-строительная. | П | ||
2. | Условия и факторы возникновения и развития менеджмента | Индустриальный период развития управления. Четвертая революция в области управления. Отделение управления от собственности и зарождение профессионального управления. Вклад в развитие управленческой мысли и практику управления А. Смита, Р. Аркрайта, Ч. Бэббиджа, Р. Оуэна. Предпосылки возникновения научного менеджмента. Причины отставания системы управления от уровня процесса производства на промышленных предприятиях в конце 19 века. Четвертая революция в области управления. Зарождение профессионального управления. Предпосылки возникновения научного менеджмента. | Л П |
3. | Формирование школы научного управления | Ф. Тейлор - основоположник научного управления производством. Основные принципы концепции Тейлора. Задачи менеджмента, сформулированные Тейлором. Ошибочные взгляды Тейлора на некоторые проблемы управления. Развитие идей Ф. Тейлора в трудах его последователей: Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Эмерсона, Г. Форда. Вклад Ф.Тейлора в теорию и практику управления. Основные теоретические положения концепции Ф.Тейлора, изложенные в его книге «Научная организация труда». Развитие менеджмента в трудах последователей Ф.Тейлора. КнигаТ.Эмерсона «Двенадцать принципов производительности». Теория Г.Форда. Его книги: «Сегодня и завтра» и Моя жизнь, мои достижения» | Л Л |
4. | Административная (классическая) школа менеджмента | Формирование классической школы в управлении, ее отличие от школы научного управления. Вклад А. Файоля в теорию и практику менеджмента. Общие функции управления, сформулированные А. Файолем: предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль. Основные требования к руководителям предприятий по А. Файолю. Взгляды А. Файоля на систему подготовки руководящих кадров. Универсальные принципы управления А. Файоля. Сходства и различия теорий управления Тейлора и Файоля. Идеи М. Вебера о рациональной природе человека и организационных структур. Три типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель. Принцип построения идеальной (бюрократической) организации. Вклад А.Файоля в теорию и практику менеджмента. Общие функции управления и универсальные принципы управления, сформулированные А.Файолем в его книге «Общее и промышленное управление» | Л П |
к .''
5. | Возникновение и развитие школы человеческих отношений и поведенческих наук | Причины возникновения школы человеческих отношений и ее основные положения. Вклад Г. Мюнстерберга и М.П. Фоллетт в развитие школы психологии и человеческих отношений. Заслуга Э. Мейо в создании терии и практики человеческих отношений. Содержание и значение Хоторнского эксперимента. Трансформация школы человеческих отношений в школу поведенческих наук (бихевиористскую). Основные представители этого направления менеджмента: Ф. Герцберг, Д. Макгрегор, Р. Лайкерт. А. Маслоу. Школа человеческих наук и ее основные представители. Школа поведенческих наук, ее вклад в развитие бихевиористского направления | Л Л П |
6. | Информационный период в развитии теории и практики управления. | Становление и развитие школы науки управления (математической, количественной). Современные подходы к управлению: процессный, системный, ситуационный. | Л |
Школа науки управления | Школа науки управления. Три методических подходов к управлению - процессный, системный, ситуационный. | П | |
Разнообразие моделей менеджмента | Особенности японской модели менеджмента. Японской и американской моделей менеджмента. Особенности европейской модели менеджмента. | Л | |
Модели менеджмента: японская, американская, европейская | П | ||
Развитие управления в России | Управленческие аспекты реформ Петра 1. Столыпинские реформы в процессах формирования капиталистического производства в России. Реформы Витте. | Л | |
Развитие теории и практики управления в СССР в 20-30-е годы (А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов). | Л | ||
Управление экономикой в петровские времена. Организационно-управленческая деятельность СЮ. Витте и П.А. Столыпина. Возникновение научной организации труда и управления в России. Тектология А.Богданова. Идеи в области научной организации труда А.К. Гастева. | П |
Формы текущего контроля и активных методов обучения
2.4.1. Проведение зачёта. Перечень вопросов
1. Предмет и задачи дисциплины «История менеджмента».
2. Древний период развития управления.
3. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
4. Формирование школы научного управления.
5. Ф.У.Тейлор - основоположник научного управления производством.
6. Тейлоризм и его сущность.
7. Развитие менеджмента в трудах последователей Ф. Тейлора, Г.Гантта, В.и Л.Гилбрет, Г. Эмерсона, Г.Форда.
8. Развитие идей Ф. Тейлора в трудах Г.Гантта
9. Вклад Френка и Лилиан Гилбрет в теорию и практику менеджмента.
10. «Двенадцать принципов производительности Г. Эмерсона»
11. Теория Генри Форда.
12. Административная (классическая) школа менеджмента.
13. Теория администрации Анри Файоля.
14. Принципы управления, сформулированные А. Файолем.
15. Вклад М.Вебера в развитие менеджмента.
16.Возникновение и развитие школы человеческих отношений.
17.Вклад Гуго Мюнстерберга в развитие менеджмента.
18. Вклад Мери Паркер Фоллетт в развитие школы психологии и человеческих отношений.
19. Вклад Э. Мейо в создании теории и практики человеческих отношений.
20. Содержание и значение Хоторнского эксперимента Э.Мейо.
21. Методы обращения с людьми Дейла Карнеги.
22. «Человеческий фактор» в развитии менеджмента.
23. Школа поведенческих наук (бихевиористская)
24. Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга.
25. Две концепции организации управления Д. Макгрегора («теория X» и «теория Y»)
26. Четыре системы управления человеческими ресурсами Ренсиса Лайкерта.
27. Теория потребностей Абрахама Маслоу.
28. Школа науки управления (количественная, математическая).
29. Процессный подход к управлению.
30. Системный подход к управлению.
31.Ситуационный подход к управлению.
32. Особенности японской модели менеджмента.
33. Характеристика модели американского менеджмента.
34.Особенности европейской модели менеджмента.
35.Теория и практика управления в СССР в 1920-30 года
36. Научная и практическая деятельность А.К.Гастева.
37. Вклад А.А. Богданова в развитие научной организации труда.
38. Вклад П.М. Керженцева в развитие научной организации труда.
39. Содержание реформы системы управления экономикой 1965 г., ее недостатки.
40. Суть экономической реформы 1979 г.
41. Критика затратных методов хозяйствования в СССР (70-80 е гг.)
42. Трудности перестройки системы управления на основе рыночных отношений в России.
43. Основные направления дальнейшего совершенствования системы управления экономикой.