Общая характеристика курса
Учитель: Паламарчук Анжелика Михайловна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, В.С. Морозова. История России. XX – начало XXI веков. // Программы общеобразовательных учреждений: История России: 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009 (2010);
Н.С. Борисов, А.А. Левандовский. История России с древнейших времен до конца XIX в. // Программы общеобразовательных учреждений:
История России: 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
Преподавание ведется по учебникам:
1. А.А. Левандовский. История России XVIII-XIX веков. 10 класс. – М.: Просвещение, 2011.
2. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. История России. XX – начало XXI в. 11 класс. – М.: Просвещение, 2009, 2010.
Программа курса «История России» составлена на основе образовательного стандарта второго поколения и предназначена учащимся третей ступени системы общего образования с учетом его концептуальных и методических особенностей.
Потребность в современном прочтении исторического прошлого России диктуется новым этапом в развитии нашей страны и всего мира.
Начавшийся переход ведущих мировых стран к постиндустриальному этапу развития ускорил процессы глобализации, усилил взаимосвязь стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новыми нормами в настоящее время становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно изменяющиеся, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. А это требует более тщательного изучения опыта мирового исторического развития, основных этапов развития истории России.
В настоящее время, когда на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства, важно разработать и предложить на обсуждение такую систему исторического образования, которая не только сообщала бы совокупность знаний о прошлом, но и ориентировала обучаемых на извлечение из него практических уроков для сегодняшнего дня.
Направленность обновляемой образовательной системы России на социальные эффекты, производимые образованием (консолидацию
общества и формирование гражданской идентичности, снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, достижение социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями), требует от системы исторического образования изучения исторического опыта взаимодействия различных общественных страт между собой и с государством, анализ взаимодействия в прошлом представителей различных социальных и национальных групп, конфессиональных и культурных общностей.
В новых условиях возрастает роль исторического образования как ключевого фактора социализации подрастающего поколения, его воспитания на традициях своего народа, ориентира в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния, стабильности и процветания России.
Провозгласив в качестве цели построения демократического общества в России девиз «Свободный человек в свободной стране», органы государственной власти Российской Федерации ориентируют систему исторического образования страны на изучение исторических корней мирового опыта развития демократии, а также на историческую специфику ее проявления в истории России.
Все эти принципиальные подходы составляют основу не только новой концепции исторического образования, но и разрабатываемых новых учебников по всемирной и отечественной истории.
В рамках разработки новой концепции исторического образования для средней школы особое значение при разработке учебных программ и пособий для старших классов приобретают не только новые научные подходы к ее содержанию, но также и инновационные приемы обучения, методики изложения нового материала, самостоятельного поиска и усвоения учащимися объемов исторической информации и различных научных концепций исторического развития России, ее места и роли в мировой истории.
При этом разработчики исходят из того, что на новом этапе своего развития Россия нуждается в историческом образовании, оперативно откликающемся на актуальные задачи современного развития. Исторические знания, получаемые в школе, должны быть открыты перспективному видению будущего, стать действенной частью подготовки молодого поколения к включению его в жизнь и разнообразные формы деятельности, имеющие позитивное общественное значение. Учащемуся не только надо дать определенный объем знаний, замкнутых на конкретных исторических периодах и цивилизациях, но важнее выявить основные линии исторического движения к современному миру; объяснить, как разные исторические события связаны с современностью; обнажить корни современных процессов и явлений; показать, что современный мир стоит на фундаменте исторического наследия. Очень важно сделать исторический опыт частью личностного опыта молодых людей, чтобы они ощутили неразрывную связь поколений.
Исходя из этого, основной воспитательной задачей исторического образования в современной российской школе становится формирование российской идентичности, которое является одним из важнейших факторов дальнейшего укрепления российской государственности, формирования граждански сознательной и патриотически настроенной личности, без чего невозможно развитие России как сильного и стабильного государства.
Важно отметить при этом, что вся эта работа строится не на отвлеченно субъективных, конъюнктурных началах, а на объективно научной основе, современных данных исторической науки.
Именно научное знание в настоящее время является определяющим фактором инновационного развития, составляет его основу и главное содержание.
В связи с этим главной образовательной целью современной российской школы является формирование у учащихся основ исследовательского, научного взгляда на мир, который позволит им в дальнейшем интегрироваться в динамичное, инновационно развивающееся общество в качестве не только потребителей, способных грамотно использовать существующие высокие технологии, но и созидателей новых социально значимых материальных и духовных ценностей, способных отвечать на нестандартные вызовы мирового развития, общественного и технологического прогресса. От этого напрямую зависит конкурентоспособность Российской Федерации в мировом сообществе, по большому счету ее будущее.
Общая характеристика курса
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 10—11 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на важные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает её значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времён, культур, образа мыслей, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в средней полной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего с учётом принципа историзма в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Место курса «История России» в базисном учебном плане.
На изучение курса «История России» в 11 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).