Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Перечень тем, выносимых на самостоятельное изучение по дисциплине «Философия истории», в соответствии с п.4.1. РПД:
№ | Наименование темы | Содержание самостоятельной работы | Форма контроля | Трудоёмкость (час.) | |
1. | Философия истории как отрасль философского знания | ||||
1.1. | Объект и предмет философии истории. Структура, функции историософского знания | 1. Работа с учебной и научной литературой. 2. Написание словаря терминов по теме | Терминологический диктант. Тестирование | ||
1.2. | Принципы, методы, категориальный аппарат философии истории | 1. Работа с учебной и научной литературой. 2. Написание словаря терминов по теме | Терминологический диктант. Тестирование | ||
2. | Национальные школы философии истории | ||||
2.1. | Общая характеристика немецкой историософской традиции | 1. Работа с учебной и научной литературой. 2. Написание словаря терминов по теме. 3. Задание для самоподготовки: а) Проанализируйте исторический метод Геродота и «прагматическую историю» Фукидида. б) Раскройте сущность христианской концепции истории в средневековой Европе. в) Сравните политическую и риторическую школы итальянского Возрождения. г) Выделите основные историософские положения труда «Левиафан» Т. Гоббса. д) Обоснуйте роль теории исторического круговорота Дж. Вико в становлении принципа историзма | Опрос на семинарском занятии. Терминологический диктант. Тестирование. Проверка выполнения задания для самоподготовки | ||
2.2. | Французская историческая мысль | 1. Работа с учебной и научной литературой. 2. Написание словаря терминов по теме | Опрос на семинарском занятии. Терминологический диктант. Тестирование | ||
2.3. | Философско-историческая мысль России | 1. Работа с учебной и научной литературой. 2. Написание словаря терминов по теме. 3. Задание для самоподготовки: Составьте таблицу концептуальных моделей философии истории (см. пункт 6.2.3. РПД) | Опрос на семинарском занятии. Терминологический диктант. Тестирование. Проверка выполнения задания для самоподготовки | 8 (+1 КСР) | |
3. | Современные проблемы философии истории | ||||
3.1. | Единство и многообразие исторического процесса | 1. Работа с учебной и научной литературой. 2. Написание словаря терминов по теме | Опрос на семинарском занятии. Терминологический диктант. Тестирование | ||
3.2. | Смысл и значение истории | 1. Работа с учебной и научной литературой. 2. Написание словаря терминов по теме | Опрос на семинарском занятии. Терминологический диктант. Тестирование | ||
3.3. | Демократизация исторического процесса | 1. Работа с учебной и научной литературой. 2. Написание словаря терминов по теме. 3. Написание творческой самостоятельной работы (эссе) | Опрос на семинарском занятии. Терминологический диктант. Тестирование. Проверка эссе | 10 (+1 КСР) | |
3.4. | Цивилизации и их место в истории | 1. Работа с учебной и научной литературой. 2. Написание словаря терминов по теме | Опрос на семинарском занятии. Терминологический диктант. Тестирование | ||
Итого | 81 (+2 КСР) |
Порядок изучения философии истории предусматривает следующие виды самостоятельной работы обучающихся: письменная творческая работа (эссе), письменная самостоятельная работа по выполнению задания для самоподготовки, составление терминологического словаря.
Эссе – это краткое сочинение, в котором автор осмысливает проблему, заданную в теме, и творчески излагает свою точку зрения по ней. Структура эссе предусматривает следующие элементы:
1. Титульный лист.
2. Вводная часть. Смысл и основания тематической формулировки. Постановка главного вопроса по теме, который получит свой ответ в основной части (в «теле текста»). Актуальное состояние темы (необходимо его обосновать и доказать). Терминология с объяснениями.
3. «Тело текста» (главная часть). Развернутый ответ на основной вопрос. Необходимо проанализировать данные, которые находятся в распоряжении автора, и защитить аргументами свою точку зрения. Рекомендуется использовать категориальный аппарат философии, продемонстрировать владение теоретическими положениями, пользоваться фактами, опирающимися на личный или социальный опыт, описывать связи: причинно-следственные, формально-содержательные, отношения целого и частей и т.п. Правило абзацев: один абзац – одна мысль.
4. Заключительная часть. Объединение выводов. Обзор итогов. Повторение основных утверждений, к которым желательно подобрать философскую цитату.
При выполнении задания для самоподготовки необходимо изучить тему по лекционным материалам и рекомендованным учебникам. Подготовить письменный ответ на вопросы. Сформулировать интегративное заключение.
Составление терминологического словаря является самостоятельной работой обучающегося. Магистрант может искать термины и определения в учебной, учебно-методической, научной литературе, в сети интернет. Однако словарь должен быть составлен самостоятельно, а не представлять собой несвязанные отрывки из заимствованных текстов. Термины выстраиваются в алфавитном порядке. Определения должны полностью отражать значение термина, желательно в краткой и логически ясной форме.
Учебно-методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся
Основная учебная литература:
1. Ивин, А.А. Философия истории / А.А. Ивин. – 2-е изд. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 843 с. – Библиогр. в кн. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=273885
2. Пивоев, В.М. Философия истории: учебное пособие / В.М. Пивоев. – 2-е изд. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 219 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210653
3. Семенов, Ю.И. Философия истории: общая теория исторического процесса / Ю.И. Семенов. - М.: Академический проект: Трикста, 2013. – 616 с. – (Технологии истории). – Библиогр. в кн. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211137
Дополнительная учебная литература:
1. Бачешкина, Т.И. Лекции по философии истории: учебное пособие / Т.И. Бачешкина, Г.Г. Беляев; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. – М.: Альтаир: МГАВТ, 2012. – 61 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430310
2. Гегель, Г.В.Ф. Философия истории / Г.В.Ф. Гегель. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 950 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=7087
3. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 1562 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36081
4. Карсавин, Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 747 с. – [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36105
5. Южанинова, Е.Р. История социально-философских идей в немецкой классической философии: учебно-методическое пособие: учебное пособие / Е.Р. Южанинова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. - 97 с. – Библиогр. в кн. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364905