Подробное (поэтапное) описание
Исторический факультет
Сообщение
По предмету: «Архивоведение».
Тема: «Особенности организации архивного дела в XIX веке (вторая половина)».
Работу выполнил студент 104 группы Висящев А. Преподаватель Колесникова Е. А.
Москва 2012
Архивное дело во второй половине XIX века
Краткий обзор
После отмены в 1861 г. крепостного права с особой остротой встал вопрос о реформе управления на местах. В 1864 г. были созданы выборные органы власти в масштабе губерний — земские учреждения (земства), которые являлись не только выборными, но и всесословными органами. Земства занимались хозяйственными и культурными вопросами на территории губернии, однако они не имели административной власти и зависели от государственных органов, особенно от местной полиции. По образцу земских учреждений в 1870 г. было перестроено и городское самоуправление. Выборные органы городской Думы занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения, просвещения.
Судебная реформа 1874 г. провозглашала независимость суда от администрации (судья назначался правительством, но мог быть отстранен от должности только по суду), гласность (на судебных заседаниях могли присутствовать пресса и публика) и всесословность (т.е. единый суд для всего населения).Реформирование судебной системы России привело к созданию специальных судебных органов. Все эти изменения сказались и на состоянии архивной сферы в стране.
В 1872 г. был создан Московский дворцовый архив, в который была включена и коллекция документов Оружейной палаты. Через 10 лет, в 1882 г., подобный архив был создан в Санкт-Петербурге, а в 1888 г. Московский и Петербургский дворцовые архивы были объединены в архив Министерства двора. Таким образом, начиная со второй четверти XIX в. в ряде наиболее важных министерств происходит концентрация документов и создание единого архива. Более сложным было положение архивов в местных органах управления. Так, в годы правления императора Павла I (1796 —1801) были изданы два указа: в 1798 и 1800 гг., по которым предписывалось в каждой губернии создать три архива: при губернском правлении, судебной палате и казенной палате, что должно было обеспечить хотя бы минимальную сохранность документов местных органов власти. Однако в начале XIX в., при проведении реформ управления, требования, предъявляемые к созданию провинциальных архивов, изменились. В 1820 г. «Общее губернское учреждение» регламентировало создание архива при каждом местном учреждении, но недостаток финансов, приспособленных помещений и подготовленных для архивной работы чиновников на практике приводил к тому, что архивы на местах были в заброшенном состоянии, поэтому многие документы погибли. Кроме того, «бумажный бум», охвативший в начале века учреждения, и особенно центральные министерства, привел к тому, что архивы оказались переполненными документами различной ценности. В этих условиях правительство приняло ряд решений, оказавшихся губительными для архивов. Архивные фонды стали спешно «переселять» из одного помещения в другое, менее загруженное. Это привело к рассредоточению единых архивных комплексов, путанице, потерям. Другой, не менее пагубной практикой хранения документов было использование заброшенных, пустующих и совершенно не приспособленных для хранения помещений. Подобная практика была характерна как для крупных, столичных и губернских, центров, так и для провинции. И наконец, третья, самая губительная и практически бесконтрольная, «разгрузка архивов» была связана с уничтожением документов. Особенно это было распространено после проведения реформ 1861 г., когда началось варварское уничтожение документов дореформенных учреждений («бумагу» сдавали на переработку на фабрики, а чиновники, перевыполнившие своеобразный «план по сдаче», получали вознаграждение, что было неплохим дополнением к маленькому жалованью чиновников низших разрядов). Научная общественность пыталась обратить внимание правительства на совершенно недопустимое отношение к архивам. Так, Второй археологический съезд в 1872 г. ходатайствовал перед правительством об образовании особой комиссии для выработки общих правил работы архивов. В ответ на ходатайство в 1873 г. была учреждена комиссия из 28 ведомств и ученых учреждений, основная задача которой состояла в написании положения о Главной архивной комиссии как правительственном учреждении, долженствовавшем объединить управление архивами разных ведомств и подчинить их однообразным правилам хранения и пользования.
В предлагаемом положении помимо основного требования — учредить Главную архивную комиссию — предлагалось также учредить для всех ведомств общие архивы в губернских городах, а в общих архивах учредить особые комиссии для разбора местных документов под наблюдением Главной архивной комиссии. Эта рекомендация была осуществлена лишь в апреле 1884 г., когда были учреждены губернские ученые архивные комиссии (ГУАК), на которые возлагалась задача разбора материалов местных государственных учреждений, отбора материалов для уничтожения и формирования местных исторических архивов. Комиссии были в ведении Министерства внутренних дел, подчинялись губернаторам и состояли из местных чиновников. ГУАК были созданы в 41 губернии России и просуществовали до 1918 г. Фонды архивных комиссий ныне хранятся почти в каждом областном или краевом архиве, составляя ценную часть материалов дореволюционного периода.
Подробное (поэтапное) описание
1.Влияние реформ Александра II на архивное дело
Эпоха реформ 1860-1870-х гг. затронула все сферы развития русского общества.
К этому времени в архивном деле России:
* устоялась министерская система архивов;
* ведущими среди министерских архивов стали МАМИД и МАМЮ;
* архивы были отделены от делопроизводства;
* были созданы исторические архивы.
Главной проблемой стало преодоление бумажного вала. Необходимо было продолжать хранить документы прежних лет и, одновременно, принимать на хранение новые документы. Выходом из ситуации, особенно в провинции, стало уничтожение, зачастую без экспертизы ценности, старых архивов и заполнение их помещений новыми архивами. Тем не менее, архивная система развивалась. Создавались новые, реорганизовывались старые архивы. Министерские архивы начинали централизовываться, переводились из отдельных департаментов в департаменты общих дел или канцелярии. Тем самым создавались единые министерские архивы.
МАМЮ (Московский архив Министерства юстиции, так как впоследствии именно этот архив стал своеобразным методическим центром, определявшим работу архивов). После отмены в 1861 г. , переехавший в 1886 г. в собственное здание на Девичьем поле. Здесь работали такие выдающиеся архивисты, как Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, Д.В. Цветаев. В архив были включены все московские исторические архивы. В 1887 году сюда попала Литовская метрика — архив Литовских князей XIV—XVIII веков. В МАМЮ проводилось описание документов по фондам. Фондовое хранение заменяло прежние формы хранения. В 1869— 1921 гг. вышел 21 том "Описания документов и бумаг МАМЮ", ставшего образцом архивного описания того времени. Образцовым путеводителем по архиву стала вышедшая в 1890 г. "Памятная книжка МАМЮ". В МАМЮ существовал свободный допуск к несекретным документам. Здесь работали такие исследователи, как СМ. Соловьев, В.О. Ключевский, Г.П. Данилевский. Документы МАМЮ использовались при написании научных трудов и художестве иных произведений.
В МАМИД также осуществлялись разборка дел и их описание. В 1880—1900 гг. выходили "Сборники МАМИД", в которых публиковались материалы архива. Образованный в 1867 г. Во-енно-ученый архив, расположившись в Лефортовском дворце в Басманной слободе, в 1871 г.
начал выпуск "Материалов Военно-ученого архива Главного штаба" (вышло 14 томов). Материалы исторических архивов использовались в трудах ученых. Чаще всего архивные материалы публиковались в журналах "Русский архив", "Русская старина", "Исторический вестник", бывшими в то время ведущими отечественными историческими изданиями.
Произошли следующие нововведения в порядке хранения документов:
* перегруппировка дел по принципу принадлежности;
* хранение по тематике и коллекциям с внутренним хронологическим делением;
* начало фондового хранения по происхождению;
* проведение экспертизы ценности документов с их делением на постоянные, временные и подлежащие уничтожению;
* составление описей, алфавитов, обозрений, путеводителей, топографических указателей;
* расширение справочного аппарата, введение в обозрения данных по истории фондообразователя, развернутых аннотаций документов с включением их текстов;
* превращение научно-справочного аппарата в самостоятельный исторический источник.
2.Система архивного дела и его совершенствование во второй половине XIX в.
Развитие архивного дела, общий подъем российской исторической науки, рост национального самосознания требовали совершенствования архивной системы в России. На это были на-правлены проекты и практическая деятельность Н.В. Калачова (1819-1885) и ДЯ. Самоквасова (1843-1911).
Н.В. Калачов с 1865 г. по 1885 г. являлся директором МАМЮ.
В 1869 г. он организовал Первый археологический съезд и сделал доклад о необходимости архивной реформы. Главная идея реформы — создание в губерниях центральных исторических архивов, прекращение уничтожения документов, совершенствование описаний дел, расширение допуска к ним пользователей. Для обсуждения доклада была создана специальная комиссия.
В 1872 г. по решению Второго археологического съезда:
* все архивы при учреждениях были разделены на текущие, справочные и исторические;
* по уровню — на центральные, министерские и губернские;
* во главе всей системы архивов находилась Главная архивная комиссия Министерства народного просвещения (далее — ГАК МНП);
* была введена четкая система экспертизы ценности документов. Экспертиза документов проходила в несколько этапов. Разборочные комиссии архивов разделяли документы на справочные и исторические. Исторические документы отправлялись в специально создаваемые исторические архивы. В исторических губернских архивах разборочные комиссии проводили вторую экспертизу и направляли исторические дела либо в министерские архивы либо в губернские, часть дел, в случае их малозначительности, отправлялись на уничтожение. Судьбу спорных документов (о их дальнейшем хранении или уничтожении) окончательно решала разборочная комиссия при ГАК МНП после рассмотрения представленных ей описей и актов на уничтожение.
В 1873 г. состоялась поездка Н.В. Калачова в страны Европы для изучения европейского опыта архивного дела, возник проект создания Археологического института для подготовки истори-ков-архивистов. В 1873—1885 г.г. Временная комиссия по устройству архивов при МНП под руководством Н.В. Калачова разработала проект Положения о ГАК МНП. Главные задачи ГАК — наблюдение за сохранением документов, составление правил и заключений по архивному делу, определение порядка разбора и уничтожения архивных дел, распространение сведений об архивах и хранящихся в них документах.
В полномочия ГАК входили:
* обследование архивов, запрет уничтожения документов без ее ведома, контроль за деятельностью архивов;
* анкетирование российских архивов по разработанной ею анкете;
* разработка проекта создания губернских исторических обществ для работы с архивами (по итогам анкетирования);
* урегулирование процедуры уничтожения документов.
В 1874 г. на Третьем Археологическом съезде Н.В. Калачов выступил с предложением создать губернские ученые архивные комиссии на правах местных исторических обществ для упорядо-чения на местах архивного дела.
В 1878 г. был открыт СПб. Археологический институт, первым директором которого стал Н.В. Калачов.
В 1884 г. было издано Положение о Губернских ученых архивных комиссиях, на основании которого губернские ученые архивные комиссии стали формироваться по всей России — сначала в Орле, Рязани, Тамбове, Твери, затем — в других губерниях. К 1918 г. была создана 41 комиссия.
Другим крупным подвижником архивного дела в России был Д.Я. Самоквасов, являвшийся директором МАМЮ с 1892 г. по 1911 г.
В 1898 г. по поручению Московского археологического общества проводил анкетирование местных архивов. В ходе данного анкетирования было изучено их состояние. Было выявлено, что значительная часть документов уничтожается без экспертизы, отсутствует четкая система классификации документов, многие дела сформированы не полно.
Также Д.Я. Самоквасов в 1898 г. совершил командировку в страны Европы для ознакомления с развитием в них архивного дела. Данные шаги способствовали определению основных направ-лений реформирования архивного дела.
В результате деятельности Д.Я. Самоквасова в архивном деле России произошли следующие изменения:
* прекращено уничтожение документов без экспертизы;
* реорганизованы Археологический институт и архивные комиссии;
* создана государственная архивная система;
* была осуществлена полная централизация архивов центральных и местных правительственных учреждений;
* делопроизводственная документация (до 1800 года) упраздненных и действующих центральных правительственных учреждений, за исключением министерств с благоустроенными архивами, была сконцентрирована в МАМЮ;
* в центральных органах учебных округов были учреждены центральные архивы древних, до 1800 года, актов всех местных учреждений — областные центральные архивы, в которые вливаются губернские архивные комиссии;
* делопроизводство центральных учреждений после 1800 года было выделено в центральный архив-регистратуру, а в каждой губернии — губернский архив-регистратуру для местных учреждений;
* губернские учетные архивные комиссии сохранили самостоятельное значение местных историко-краеведческих обществ.
Литература
- Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. «Архивоведение» // Академия. М. 2007
- Тельчаров А.Д «Архивоведение (конспект лекций)» // Приор-издат. М. 2004