Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
Дом Учителя Уральского федерального округа
IX Международная Олимпиада по основам наук
Второй этап. Высшая лига
Научный руководитель проекта по литературе: Енина Лидия Владимировна,кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и стилистики русского языка
Института гуманитарных наук и искусств Центра классического образования
Уральского федерального университета
имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г.Екатеринбург.
Автор-составитель заданий: Ноздрина Надежда Николаевна,учитель русского языка и литературы I категории МБОУ Лицей № 109, г.Екатеринбург.
Рецензент проекта по литературе: Лузянина Ольга Григорьевна, учитель русского языка и литературы, первая категория, МБОУ СОШ № 170 с углублённым изучением отдельных предметов, г.Екатеринбург.
Литература 7 класс
Проводится в честь Эдуа́рда Никола́евича Успе́нского — советского и российского писателя и автора детских книг.
Время выполнения работы 1 час 15 минут
Таблица ответов
Фамилия Имя Отчество Населенный пункт Область образовательное № учреждение | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Инструкция по выполнению работы
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.
Часть 1 состоит из 5 заданий (1 – 5), оцениваемых в 1 балл.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6 – 10), оцениваемых в 3 балла.
Часть 3 состоит из 10 заданий (11-20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11-15) - на установление соответствия и 5 заданий (16-20) - на установление правильной последовательности.
Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21 – 25), оцениваемых в 6 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.
Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Ответы занесите в специальную таблицу ответов.
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.
В заданиях 1-5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. В «Песни про царя Ивана Васильевича…» М.Ю.Лермонтова читаем:
Отзвонили вечерню во святых церквах;
За Кремлём стоит заря туманная…
Опустел широкий гостиный двор.
«Переведите» выделенное словосочетание на современный русский язык.
1) гостиница
2) площадь
3) торговые ряды
4) главная улица
2. Вспомните, какое слово пропущено в отрывке из «Песни про царя Ивана Васильевича» М.Ю.Лермонтова:
Отпусти меня в степи приволжские…
Уж сложу я там буйную головушку…
И разделят по себе злы татаровья
Коня доброго, саблю острую
И седельце <…> черкасское.
1) славное
2) браное
3) конское
4) боевое
3. Как на языке литературоведения называется строфа, неоднократно повторяющаяся в поэтическом произведении:
Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую (М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»)?
1) повтор
2) присказка
3) прибаутка
4) рефрен
4. И.Андроников в статье «Судьба Лермонтова» сообщает, что поэма «Песня про царя Ивана Васильевича…» была создана в очень короткий срок, во время болезни поэта. Укажите этот срок.
1) десять дней
2) три дня
3) три недели
4) четыре месяца
5. В каком году Э.Н.Успенскому была присуждена премия имени Корнея Чуковского?
1) 2010
2) 2012
3) 1986
4) 1974
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 6-10 выберите три правильных ответа из пяти - шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.
6. Какие художественные особенности являются обязательными для жанра поэмы?
1) документальная точность
2) наличие «цепочки» событий, завязки, кульминации, развязки
3) автобиографичность
4) стихотворная форма
5) сочетание рассказа о событиях с изображением переживаний автора и героев
7. Какие литературные произведения можно объединить в одну группу как фантастические?
1) А.Н.Толстой «Аэлита»
2) В.А.Каверин «Два капитана»
3) А.Р.Беляев «Ариэль»
4) В.А.Солоухин «Закон набата»
5) В.П.Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне»
8. Какие фразы можно использовать в рассказе о поэме А.С.Пушкина «Полтава»?
1) Поэма носит не только исторический, но и автобиографический характер
2) Поэма написана в 1829 году и посвящена М.Н.Волконской
3) Эпиграфом к произведению стал фрагмент поэмы «Мазепа» Д.Байрона
4) В основу поэмы легли события времён Северной войны, в работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавскому и украинскому фольклору
5) Главным героем является Пётр I
6) Главной сюжетной линией поэмы является история трагической любви Мазепы к Марии Кочубей
9. В какие ряды включены только лирическиепроизведения?
1) А.К.Толстой «Василий Шибанов», М.Ю.Лермонтов «Бородино»
2) М.Ю.Лермонтов «Утёс», Н.А.Некрасов «Железная дорога»
3) А.С.Пушкин «Полтава», А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
4) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», И.С.Никитин «Русь»
5) И.С.Тургенев «Русский язык», А.А.Фет «Осенняя роза»
10. Найдите определения, в которых НЕТ ошибок.
1) Бестселлер – книга, имеющая особый коммерческий успех
2) Афоризм – обобщённая глубокая мысль, выраженная в стихотворной форме
3) Псевдоним – подпись автора, которую он ставит в конце своего произведения
4) Рецензия – отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора
5) Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед текстом произведения и выражающий тему, идею, настроение произведения