Курс о практической презентации навыков. 1 страница

Альберт Эйнштейн

«Любая технология, опережающая время, неотличима от магии».

Артур К. Кларк

«Ты должен быть изменением, если хочешь видеть мир».

Ганди


ISBN 5-04-008946-5

@ Nick Owen, 2001 Публикуется с разрешения Crown House Publishing

@ Перевод, оформление.

ЗЛО «Издательство

«ЭКСМО-Пресс», 2002
^

Посвящаю Софии

Благодарности и истоки этой книги

Всем людям, которые спрашивали о том, где я нахожу истории и метафоры, которые использую в своей работе. Их отчаянное сопротивление самостоятельности и нежелание найти собственные истории подтолкнули меня к началу работы над этим проектом.


Друзьям и коллегам, которые не только поддержали меня в намерении отправиться в это путешествие, но и оказывали под­держку на различных стадиях осуществления этого проекта: Джоан Альберт, Рик Купер, Хелен Айар, Нейл Хатчинсон, Эф Си Джей, София Митрева, Дэйв Пламментер, Руперт Джонс Парри, Мэри Шелли и Кэролин Тэмпл.

Рассказчикам, у которых я учился иногда самыми неожиданными путями. В их число входят Джума Бакари, Паоло Коэлхо, Джудит Де Лозье, Дэвид Гордон, НоринДжонс, Хью Лаптон, Джон Морган, Роберт М. Пирсиг и Эндрю Райт.

Уатт Вудсмол, который на программе развития тренеров подвел меня к обучающему диалогу Мастера и Ученика, Знающего и инженю, к традиции, которая раньше вместила в себя «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, «Подготовку актера» Константина Станиславского,«Паломничество» Паоло Коэлхо, и«Путь Мастера» Дипака Чопра. Этот замысел оказался очень полезной объединяющей структурой для разных частей книги.

Некоторые из историй, рассказанных в этой книге, являются моими собственными, поэтому я задолжал огромную сумму благодарностей рассказчикам и сочинителям историй всех времен, которые создавали, развивали, изменяли и передали нам так много историй. Потому что многие истории берут свое начало в древних временах.

Я собирал эти истории из многообразных источников: во время моих путешествий, от друзей и попутчиков, на семинарах, из книг, кинофильмов, радио и так далее. Несмотря на то что я изменил и адаптировал эти истории, я указываю в конце каждой истории, когда это возможно, рассказчика или тот источник, который предоставил ее мне.

Я разделил источники на три категории. Первичный источник - это люди, от которых я впервые услышал эту историю, книга, где я впервые ее прочитал, или посредник, через которого я познакомился с ней. Вторичный источник - это либо источник, которому благодарен мой первоисточник, или ссылка на книгу, где вы можете найти альтернативную версию этой истории. Общий источник относится к историям, которые широко известны и при­надлежат разнообразным традициям.
По прошествии времени я забыл некоторые из оригинальных источников. Я буду признателен всем, кто сможет напомнить мне о них, чтобы оставить соответствующее упоминание в последующих изданиях.

Мои истории напечатаны без благодарственных упоминаний в конце. Многие из них - это отражение событий моей жизни, и я благодарен тем, кто сделал возможными эти переживания. Они поймут, каково их участие в создании этой книги, когда прочтут ее.

Я многому научился в области применения метафоры благодаря разнообразной (прямой и косвенной) помощи Джудит Де Лозье, Роберта Дилта, Дэвида Гордона, Джеймса Лоули, Пенни Томпкинс, Джулиана Рассела, Джейн Ревел, Сьюзан Норман, Кристины Холл, Джона Моргана, Марио Ринволакри и Милтона Эриксона.

Я благодарен за то вдохновение и гло­ток свежего воздуха, который я получил от коллекций историй таких авторов, как Рэйчел Наоми Ремен, Кларисса Пинкола Эстес, Марио Ринволакри, Джона Моргана, Улли Бейера, Джека Кэнфилда и Марка Виктора Xeнсeнa.

Я почти тонул в мудрости и элегантной простоте историй восточной традиции, особенно историй, принадлежащих традиции суфистов. Я хочу поблагодарить доктора Идрис Шах и доктора Носсрата Пезешкиана за их коллекции суфистских и восточных историй (восточных, конечно же, только с моей стороны). Собирая и публикуя эти древние поучительные истории, они сделали возможным распространение сокровищ мудрости, от которых Запад долго отворачивался.

Эти истории дали мне многое. Реалистичное и скромное понимание моей роли как писателя и распространителя этих историй сводится к передаче другим мудрости и разнообразия перспектив, которые предлагают эти истории. Я надеюсь, что читатели и слушатели продолжат учиться у них самостоятельно и передадут свои знания другим. Это пути историй.

Информацию о писателях и их книгах вы можете найти в библиографии.

Хочу также сказать спасибо редактору Бриджет Шайн за ее поддержку, энтузиазм и работоспособность, а также Мэту Пирсу.

Эта рукопись писалась в Лондоне, Гонконге, Нью-Йорке, Поунт Ридж, Скопье и Сагресе. Это тоже важно.

Наконец, заранее благодарю всех тех читателей, которые будут выбирать, использовать эти истории и распространять свои собственные интерпретации этих историй в этом мире.

НИК ОУЭН

Лондон, 2001

Предисловие На протяжении всей человеческой истории легенды и притчи играли важную обучающую роль на всех уровнях, от сакрального до обыденного. Это происходило потому, что истории учили нас посредством своей мудрости и простоты. Мне посчастливилось попасть под влияние таких людей, как Милтон Эриксон и ГрегориБэйтсон. Эти учителя помогли мне развить глубокое понимание тех способов, благодаря которым истории помогают формированию систематичного мышления и систематичной жизни. Но это не все. Истории также сопровождают процесс решения проблемы, помогают нам достичь измене­ний и формулировать наши мечты.

Ник сделал гигантский шаг вперед, расширив наше понимание того, что же такое история. Но он рассказывает не только об истории как таковой, но и о пробуждающей чувства и мысли силе истории, о том, как использовать ее в качестве необходимого инструмента в коммуникативной среде, а также для усовершенствования умения учителей, тренеров и ведущих, и всех тех, кто зависит от этого умения в профессиональной деятельности.

Эта книга рассказывает о роли ведущего как рассказчика и основном инструменте хорошей истории - языке. Ник попытался показать нам, что как фасилитаторы, вне зависимости от того, насколько мы харизматичны, заражены энтузиазмом или профессиональны в использовании различных коммуникативных навыков, мы должны понимать язык истории.

Я веду тренинги уже 25 лет и, как и Ник, обнаружила, что история является наиболее важным средством общения, предоставляя максимальному числу участников возможность понять изучаемую мысль или точку зрения. Это свойство истории. Она предлагает удобную структуру, которая сохраняет свои свойства, даже если имена и место действия в истории будут изменены.

Есть мнение1, что истории служат в качестве моделей, которые закрывают собой промежуток между моим опытом человеческого бытия и теориями, которые я могу создать, чтобы объяснить этот опыт. Этот мыслительный процесс обращается к иному типу мышления, которое позволяет закрыть промежуток между индуктивным и дедуктивным способами мышления. Истории предлагают нам структуру, которая по­могает перейти к переживанию жизни и на­шего опыта.

Эта книга историй богата практическими аспектами, она очаровывает нас, заставляет смеяться и помогает нам учиться и изменяться. Я благодарю Ника за этот подарок миру от имени всех читателей и от имени ведущих тренингов в частности. Все эти разговоры об историях напомнили мне одну историю.

Человек захотел узнать нечто о мышле­нии и решил спросить у своего компьютера. Он спросил его: «Как ты думаешь, смог бы ты когда-нибудь мыслить, как человек?» Машина тут же погрузилась в анализ своих возможностей. Наконец она распечатала ответ на маленьком листе бумаги. Человек потянулся за ним, чтобы прочитать то, что она написала, и увидел только одну фразу:

Это напомнило мне одну историю
В этом небольшом анекдоте высказыва­ется предположение, что, если бы компьютер действительно мог думать, как человек, он смог бы рассказать нам историю. Другими словами, компьютер мог бы представить нам небольшой связный рассказ, который обладал бы свойствами истории (или даже метафоры), и мы бы признали его адекватным. В этой книге мы найдем множество историй, которые, безусловно, интересны и уместны.

Спасибо, ^ Джудит Де Лозье.

ВВЕДЕНИЕ


Краткий обзор
- Почему вы так интересуетесь книгами с историями?

Маг внимательно посмотрел на своего Ученика и спросил:

- Что такое магия?

- Искусство трансформации и изменения.

- Хорошо. А какова роль мага?

- Роль мага заключается в том, чтобы

помочь людям сделать изменения в своей жизни полезными и приятными.

- И как это достигается?

- Развитием осознания того, что все вещи имеют структуру, что изменения все­гда возможны, что существует более чем одна перспектива и что сущность благоприятных изменений состоит в развитии большей креативности и открытии доступа к большему количеству выборов.

- Какова ответственность просвещенного мага?

Ученик на секунду задумался, вспоминая то, чему его учили.

- Ответственность мага заключается в том, чтобы использовать свою силу мудро, этично и с наибольшей человечностью.


  • А каковы ключевые принципы?


Молодой Маг задумался, прежде чем ответил:


  • Существует пять основных принципов:

1. Маг должен думать систематично и видеть те связи между вещами, которые заметны не сразу. По этой причине Маг должен рассматривать информацию в ее естественном контексте, поскольку ничто не существует и не чувствует в вакууме.

2. Маг должен всегда понимать, что его знание условно, что всегда можно найти и открыть нечто большее, что всегда существует более чем один способ достижения какого-либо результата.

3. Маг делится своими знаниями. Поэ­тому он выбирает просвещенный путь для оказания помощи другим и достижения бессмертия.

4. Маг всегда следует четырем правилам: уважение к себе, уважение к другим, забота об экологии и ответственность за свои действия.

5. Настоящий Маг верит, что ничто из существующего не истинно, но действует так, как если бы это было истиной. Он доверяет проявлениям своих чувств, чтобы правильно интерпретировать свою реакцию, и он всегда рассматривает, какой выбор был бы наиболее предпочтительным для конкретной ситуации.

- Ты хорошо выучился, - сказал Маг. - Все, о чем ты упомянул, является причиной того, что маги коллекционируют и используют истории. Все истории содержат правду и неправду, каждая история завершена в своем контексте, существует в собственной реальности. Каждая история отражает некоторую систему, карту мира, и, как любая карта, она завершена внутри себя, но в то же время является неполной, потому что отражает только одну из возможных перспектив. Истории используются нами как способ увидеть и понять наш мир в новом свете, с новой точки зрения, - продолжал Маг. - Изменяя наших читателей и слушателей через осознание ограниченности их карты, мы делаем возможным достижение инсайта. Зная это, ты должен понять, насколько важным и могущественным инструментом для развития креативности и увеличения возможностей выбора в нашей жизни являются истории. И почему маги, разыскивая новые волшебные средства, столько времени про водят в книжных магазинах.

Об этой книге
Люди часто спрашивают меня: «Где вы находите истории?» Истории находятся повсюду: в книгах и газетах, фильмах и ежедневных событиях, в сознании и на устах людей, и прежде всего в нашей собственной жизни.

Эта книга является коллекцией некоторых историй, анекдотов и метафор, которые я использовал для работы в усло­виях самого разнообразного коммуника­ционного контекста. Истории могут быть использованы, чтобы подтвердить, изме­нить или расшатать чью-либо позицию, идею, верование, видение, поведение, навык, привычку или цель. Истории могут быть использованы в таких контекстах, как обучение, бизнес, коммуникация, презентация, здоровье, самосовершенствование, взаимоотношения, искусство, спорт, лич­ностное развитие и терапия и, конечно, просто для удовольствия.

История, нашедшая отклик, всегда влияет на наше видение мира, изменяя его, как если бы мы рассматривали мир через стекла разного цвета. Истории подводят нас к тому, чтобы взглянуть на нашу жизнь и опыт таким способом, который изменяет привычную перспективу, уровень и фокус восприятия. История, как объектив фотоаппарата, может приблизить или отдалить события от субъекта. Фильтры могут быть использованы, чтобы через объектив истории изменять цвета, настроение и энерге­тический уровень. Как и все магическое и волшебное, истории могут изменять или расшатывать уже устоявшуюся точку зрения, привычную карту мира и, выталкивая нас из ограниченного пространства стереотипов, приводят к новому пониманию и новым открытиям.

Истории, приведенные в этой книге, могут быть использованы в разнообразном профессиональном и личном контексте, а также просто для развлечения.

Установление рамок и значение
Вне рамок, установленных вокруг контекста, информация не имеет смысла. Рассмотрим следующую ситуацию. Огромное грозовое облако нависло над землей и почти полностью закрыто солнце. Что может значить эта ситуация? Мы не сможем сказать ничего определенного, до тех пор пока не сформулируем контекст этой ситуации, пока не создадим соответствующую рамку.

Это может означать неблагоприятный день для служителя культа солнца. Или прекрасное время для проращивания семян. Это может быть полной катастрофой для фермера, чья пшеница уже созрела и готова к уборке. И в то же время эта туча может стать благословением для путешественника в безводной пустыне.

Истории, приведенные в этой книге, прозвучат более удачно, если будут приведены в соответствие с каким-либо контекстом. Например, в ситуации, когда человек зацикливается, фиксируется на переживании тяжелого воспоминания о прошлом или неприятного опыта в настоящем, может быть использована следующая история.
^ Два монаха-пилигрима прошли уже много миль, избегая людских поселений и следуя правилу монахов, которое запрещало им разговаривать слюдьми и прикасаться к женщине. Они не желали попутчиков, поэтому выбирали окольные пути и спали на земле.

Шел сезон дождей, и, поскольку им предстояло пересечь реку, они надеялись, что она не очень разлилась и ее можно перейти вброд. Приблизившись, они увидели, что река вышла из берегов. Они решили найти перевозчика, который доставил бы их на другой берег в своей лодке. Но, обойдя окрестности, они не заметили никаких признаков лодочника. По-видимому, лодку сносило сильным течением, и он остался дома.

^ Однако там была женщина.

Она была великолепно одета и прикрывалась зонтиком. Она обратилась к монахам с просьбой помочь ей пересечь реку, потому что ее дело было неотложным, а река в этом месте хоть и была быстрой и холодной, но неглубокой.

Младший пилигрим проигнорировал ее просьбу и продолжал оглядываться по сторонам. Старший ничего не сказал, посадил женщину на плечи и перенес через поток. На противоположном берегу он аккуратно поставил ее на землю, так что она даже не промочила ноги.

В течение следующего часа, пока монахи пробирались через густой и влажный лес, юный монах бранил старшего, высказывая свое презрение к его поступку и обвиняя его в нарушении правил и данного обета. Как он посмел? Как он мог? О чем он думал? Кто дал ему право так себя вести?

Вскоре они вышли на открытое место, и старый монах остановился и пристально посмотрел в глаза юного спутника. В воздухе повисла тишина.

^ Наконец, его глаза засветились мягким светом, и он тихо сказал: «Брат мой, я оставил эту женщину на том берегу час назад.

Ты же до сих пор несешь ее на себе».

Эта фиксация является той рамкой, которая придает истории ее силу и значение.

Установление рамки для любой истории из этой книги остается на ваше усмотрение. Фиксация на событии приведена лишь как одна из возможных рамок для этой истории. Эта книга полна магии, и значение и смысл каждой истории будут зависеть от того, в каком контексте вы ее рассказываете, кем являетесь вы и для кого она звучит.

Значение и интерпретация
Лучшие из историй всегда многослойны и допускают богатейший набор интерпретаций. Некоторые истории могут содержать внутри себя противоречивые значения, как, например, история, названная «Каменотес», интерпретируя которую можно сделать два абсолютно разных вывода. В зависимости от личного опыта и заинтересованности каждый читатель будет воспринимать историю, метафору или анекдот по-разному, вкладывая различный смысл.

Возможно, слово «метафора», использованное в этой книге, нуждается в некотором пояснении. Я рассматриваю все истории этой книги как расширенные метафоры. Они действуют мощно, но косвенно, они являются отличным средством представления опыта в неожиданном или непривычном свете, в новой перспективе.

Метафора - это не просто поэтический или риторический прием, это мощное средство изменения опыта человека и его системы восприятия. Если мы используем метафору, которая выражает какое-то понятие, мы сделаем возможным различные способы понимания. Такое изменение перспективы ведет нас к большему разнообразию выборов, в пределах которых мы действуем и постигаем мир1.

Понимание определенной связи между понятиями переносится на другую систему понятий («пересечение» или «перенос» - таково значение древнегреческого слова «метафора»). Эта новая рамка предполагает, что мы переоцениваем привычное понимание изначального понятия. Наша способность думать о собственных мыслях позволяет занять метапозицию, а значит, рассмотреть оригинальную ситуацию «сверху», В перспективе, более ясно и мудро.

Одной из особенностей метафоры, которая делает ее столь мощным средством воздействия, является способность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия, требующие дополнительных разъяснений, в более простые и конкретные формы. Метафора позволяет выйти за пределы абстрактных материй и перевести мысль в чувственную, непосредственно переживаемую форму. Возможно, как раз об этом писал в первой главе своей книги Леонард Шлейн.2
Сила историй
Каждая история создает собственный мир. И в каждой истории сочетается внутренняя логика, сопровождающаяся внешним выражением посредством слов (левое полушарие) вместе с аспектами творчества, связями и образами, которые выражаются посредством интонаций и эмоций (правое полушарие). Таким образом, оба полушария нашего мозга (неокортекс) стимулируются. Эти факты влияют на наше понимание следующего: привлекательности историй как проводников смысла, запоминаемости историй, их пригодности для людей разного возраста, разной культуры и информационных стилей общения.

На более глубоком уровне истории являются архетипами. Истории, метафоры и мифы передают историю, культуру, ценности и обычаи людей. Они являются своеобразным социальным клеем, который используется для введения, инструктирования и изменения читателя или слушателя. А поскольку они задевают самые глубокие аспекты общественного опыта, они действуют на сознательном и бессознательном уровне, отправляя свои «сообщения» как прямо, так и косвенно, незаметно для адресата. Истории связаны с бессознательным, поскольку тревожат нас и бросают вызов комфортному представлению о себе или собственной идентичности, нашему программированному поведению или привычной карте мира. Или, наоборот, укрепляют их.

Истории действуют через пространство и время. Библейские притчи, коаны Цзен или анекдоты суфистов - все они отражают современные ценности, образцы поведения и контекст. Истории связывают прошлое с настоящим и устремляют их в будущее.

Связывая время и контекст, идею и понятие, поведение и ценности, истории делают чрезвычайно интересным для слушателя предсказание последующих мыслей и действий. Подходящей современной иллюстрацией этому может послужить так называемая «мыльная опера». Каждый эпизод заканчивается на моменте неразрешенного кризиса, который оставляет нервные узлы мозга зрителя в открытом, возбужденном состоянии. Поскольку мозг

стремится к упорядоченности и завершённости, эта неясность должна быть устранена. Зритель пересматривает всю информацию, имеющуюся у него на данный момент, и выстраивает продолжение эпизода в соответствии с возможным исходом. Режиссер мыльной оперы сформировалспособность к ответу, к ответной реакции.

Попытка предсказания гарантирует, что аудитория будет заинтересована в просмотре следующего эпизода, и тогда возбуждение будет снято1.

В литературе писатель может открыть сразу несколько таких элементов в преде­лах одной истории, как, например, в тра­диционном романе, где все они разрешатся в финальном эпизоде. В большинстве современной литературы в основу пьесы могут быть положены неопределенные принципы2, поэтому предлагается множество способов торможения возбужденного нейрона. Без такого завершения у вас не получится истории. Останется лишь набор разрозненных и бессвязных фактов3.

Использование историй
Истории столь привлекательны, потому что находят свой путь к читателю самыми разнообразными и иногда непредсказуемыми путями. Потому что они связывают различные уровни и сами предлагают раз­нообразные способы их использования. Вот лишь некоторые способы применения историй, приведенных в этой книге:

1. Просто для удовольствия.

2. Для изменения состояния, настроения или уровня энергии человека или группы людей.

3. Для переформулирования проблемы.

4. Чтобы увидеть поведение или пози­цию в новой перспективе.

5. Для разрушения ограниченного взгляда на мир.

6. для изменения неприемлемого поведения.

7. Чтобы предложить разумную и полезную модель поведения или восприятия.

8. Чтобы ненавязчиво преподнести некоторую точку зрения.

9. Чтобы продемонстрировать, что проблема не уникальна и не нова.

10. Чтобы развить креативность.

11. Чтобы продемонстрировать неадекватность логической причинности: коаны.

12. Чтобы активизировать нервные центры, пробудить мозг и внести информацию в открытое сознание, которое ждет завершения.

13. Как введение, очерчивающее ключевые моменты или мысли, которые будут развернуты позднее.

14. Как итог или обзор уже преподанной информации.

15. Для открытия новых возможностей и значений.

16. Для организации дебатов или дискуссии.

17. Для изменения или укрепления существующего взгляда на мир.

18. Чтобы привлечь аудиторию к по­вторению некоторых моментов истории, с целью усовершенствования языковых структур или словаря.

19. Для поощрения вовлеченности и вмешательства аудитории.

20. Чтобы рассказать поощрительную историю аудитории.

21. Чтобы развить навыки самопрезентации и публичного выступления.

22. Чтобы продемонстрировать некоторые аспекты структуры, присущие эффективной коммуникации.

23. Чтобы продемонстрировать систематическую природу человеческих взаимоотношений.

24. Чтобы продемонстрировать, как люди реагируют на встречу с картой мира, не соответствующей их собственной.

25. Чтобы почувствовать недостаток чего-либо.

26. Чтобы разогреть групповой аппетит.

27. Чтобы вызвать интерес.

28. Чтобы сделать некоторую мысль более запоминающейся.

29. Чтобы сформировать яркие ассоциации в сознании слушателя.

30. Продемонстрировать, что вы намерены ориентироваться на творческое развитие группы в такой же степени, как и на ее инструктирование.

31. Для сопровождения Мультисенсорной коммуникации.

32. Чтобы удивить людей.

33. Чтобы познакомить их с мудростью иной культуры.

34. Чтобы продемонстрировать, насколько взгляды и мудрость других культур схожи, и в то же время отличаются от нашей.

35. Чтобы ввести аудиторию в состояние легкого транса или сна.

36. Чтобы возбудить активность правого полушария.

37. Чтобы пробудить к работе оба полушария мозга.

38. Чтобы перевести активность с уровня бета-волн (сознательные) процессы к альфа-волнам (легкий транс или состояние сна). Альфа-излучение в большей степени подходит для введения информации наиболее глубоком, подсознательном уровне и для интеграции и закрепления уже предъявленного материала1.

39. Чтобы ввести информацию, минуя уровень осознания.

40. Чтобы продемонстрировать, насколько своеобразно каждая личность интерпретирует информа­цию и как это соответствует ее собственной карте мира и жизненному опыту.

41. Чтобы продемонстрировать, что «восприятие - это проекция»: наша карта мира определяет то, как мы воспринимаем мир.

42. Чтобы оправдать написание книги.

43. Чтобы оправдать чтение книги.

44. Чтобы установить связь между прошлым, настоящим и будущим.

45. Чтобы сделать информацию более содержательной и запоминающейся.

46. Чтобы развить навыки визуали зации.

47. Чтобы сделать абстрактное конкретным.

48. Чтобы достучаться до бессознательного.

49. Чтобы развить осознание сенсорной базы языка и опыта.

50. Чтобы развить понимание роли и силы метафоры в историях, а также

в коммуникации в нашей обыденной жизни.

51. Чтобы повысить значимость следующего этапа коммуникации, остановив настоящий на незавершенном, но критическом моменте истории: эффект Шахерезады.

52. Чтобы взять сложную идею и «сделать ее настолько простой, насколько вы сможете, но не чрезмерно» (Эйнштейн).

53. Чтобы бросить вызов самодовольству.

54. Для укрепления культурной точки зрения, позиции, системы ценностей или верований.

55. Чтобы изменить парадигму.

56. Чтобы создать игру.

57. Как основа для драматизации.

58. Чтобы создать персонажей, сюжет или живописную картину (пока воображаемую ).
Искусство рассказывания историй
Рассказывание историй - это искусство, которое заложено в способности каждого к достижению цели. для развития этого искусства нужна практика и внимание к обратной связи, которую вы получаете. Существуют четыре типа обратной связи. Первый - это смотреть и слушать рассказчика, которого вы признаете как мастера в этой области. Спросите себя: « Что такого он сделал, что произвело на меня столь большое впечатление? Как он добился этого?»

Если вы сможете обнаружить, что он сделал, вы сможете моделировать его поведение. Если это работает у него, это вполне может сработать и у вас. Это обратная связь, которую вы даете себе.

Второй тип обратной связи дают вам другие, когда вы рассказываете истории. Для этого вам нужно установить зрительный контакт и держать все ваши чувства открытыми, чтобы отмечать все те реакции, которые вы получаете по ходу рассказывания историй. Соответствовала ли реакция аудитории той, которую вы ожидали на этом этапе? Хороший рассказчик подобен накатывающей на берег волне. Вы погружаете слушателей в легкий транс, напоминающий сон наяву, и, когда вы добиваетесь этого, вы с легкостью можете перемещать слушателей из одного состояния в другое. Обратная связь в этом случае будет главным образом невербальной. Естественно, это не означает, что аудитория будет пассивной. Могут проявляться самые разнообразные мыслительные и эмоциональные процессы. Чем внимательнее вы наблюдаете за аудиторией, тем больше информации о достигнутом результате вы получаете.

Третий тип обратной связи - это обратная связь, которую вы даете самостоятельно после того, как рассказали историю. Что пошло не по плану? Что я мог сделать

вместо этого? Какой вариант был бы наиболее удачным? Какими ресурсами я обладал, но не воспользовался? Что изменило бы использование этого ресурса? Например, было ли мое дыхание глубоким? На­сколько успешно я структурировал свою историю? Мог ли я сделать это лучше?

Правильное ли время я выбрал для своего рассказа?

Если же все прошло великолепно, поздравьте себя с этим и все равно отрефлексируйте произошедшее. Что я сделал, чтобы достичь такогоуспеха? Можно ли было сделать ситуацию еще более эффективной?

Рассказывание историй - это путешествие, и дорога к совершенству не имеет конца. Вы всегда имеете возможность сделать еще лучше.

Четвертый тип обратной связи - это реакция окружающих (о которой вы просите или естественная), которая высказывается после того, как история прозвучала. Бывает трудно принять тот факт, что такая обратная связь полезна. С любой точки зрения она не является истинной, потому что один человек оценивает вас со своей точки зрения, в собственной перспективе под влиянием момента. Вы можете обра­тить на нее внимание, интегрировать ее в свою историю, поразмышлять над ней или отвергнуть. Это информация, которую вы всегда можете принять или отвергнуть.

Может быть очень полезным пригласить кого-нибудь, кто специально оценил бы ваше «выступление», присутствуя вовремя вашего рассказа и дав потом обратную связь. Если вы сделаете это, то лучше попросить его дать специфическую обратную связь - на основании одного или двух элементов. Например, был ли установлен зрительный контакт с аудиторией? Был ли мой голос достаточно громок? В достаточ­ной ли степени я выдерживал общий тон и эмоциональный настрой истории? Хорошо ли использовал тишину и паузы? Насколько мои телесные проявления поддерживали те или иные моменты истории? В противном случае на наблюдателя обрушится огромный поток информации, которую нужно будет оценить, и тогда выводы будут слишком общими и малополезными.

Наши рекомендации