Курс о практической презентации навыков. 4 страница

- Я не уеду отсюда, - по-прежнему

упирался он, - это мой город, здесь мой дом. Я верю в господа, я вверяю себя ему.

Господь спасет меня, я знаю. Поэтому я никуда не поеду!

Пришлось вертолету возвращаться ни с чем.

А дожди все продолжались. Вода поднималась все выше и выше, пока...

В общем, чтобы не затягивать и без того длинную историю, просто скажем, что старик утонул.

И его душа отправилась туда, куда отправляются после смерти все души. Он был страшно зол. Он был очень зол. Его бросили! И это после многих лет веры и служения! За что?

Он подошел к вратам и постучал, да так, что разбудил всех, кто в это время спал на небесах. Высокие деревянные врата открылись медленно, с громким скрипом. Старик немедленно потребовал аудиенции у господа.

-У меня есть к нему разговор. Я хочу видеть его прямо сейчас. Он оставил меня! Вы представляете!

Святой Петр, который присматривал за прибывающими к вратам душами, был высоко квалифицированным знатоком человеческого поведения.

- Хорошо-хорошо, - сказал он, уловив злость и раздражение в голосе старого мужчины - я вижу, что вы чувствуете сильную злобу, и, должен вам сказать, что окажись я на вашем месте, я чувствовал бы то же самое.

- Кончай разговоры!!! - прервал его старик. - Я хочу увидеть господа и хочу сделать это прямо сейчас! Пусть объяснит мне свое поведение.

- Хорошо-хорошо. Я посмотрю, что можно сделать, - ответил святой Петр, взвиваясь на самый верх.

- Привет, господи. Извини, что беспокою, но у меня внизу стоит парень, который утверждает, что ты подвел его. Он очень зол и хочет поговорить с тобой. Что мне делать?

- Пригласи его сюда, - ответил господь.

Святой Петр подвел старика к космическому лифту, который доставлял души в пентхауз, где обитал господь. Лифт поехал вверх. Казалось, они ехали целую вечность, но наконец двери открылись, и ста­рик лицом к лицу столкнулся с господом богом. Он снова впал в ярость.

- Господь, у меня к тебе серьезный разговор. Как ты мог так поступить со мной? Ты оставил меня. Я доверял тебе, я верил в тебя. Я думал, ты спасешь меня. А ты оставил меня!

Господь оставался спокойным и только внимательно смотрел на человека. Когда старик закончил свою тираду, господь просто сказал:

- Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что я оставил тебя? Разве ты не научился пользоваться дарами, которые я дал тебе: пятью чувствами, твоим мозгом и всеми возможностями окружающего мира?

- О чем, черт возьми, ты говоришь? - требовательно воскликнул старик.

- Сначала я послал тебе автобус, затем лодку, и наконец, я прислал за тобой вертолет. В следующей жизни научись брать на себя чуть больше ответственности за свои поступки и свою жизнь.
^ Первичный источник: Джулuан Рассел (Juliaп Russell).

4.08. Вера
Набожный предприниматель вел свой «Мерседес» сотни миль через арабскую пустыню, чтобы встретиться со святым человеком. Приехав на место, он припарковал свою машину позади простого жилища и на неделю погрузился в учебу. Он голодал, медитировал и молился семь дней и ночей, полностью вверив себя силе всемогущего бога.

Но когда он попытался найти свою машину, он обнаружил, что ее нет там, где он ее оставил. Он искал повсюду, но его «Мерседеса» нигде не было видно. Он начал горько жаловаться святому:

- Посмотри, что случилось. Я проводил дни и ночи в молитвах, и вот как господь отплатил мне!

Святой человек улыбнулся и сказал:

- Верь в господа, но не оставляй своего верблюда без присмотра.

^ Общий источник: восточное предание.

4.09. Ложки
Женщина умерла, и ее душа покинула тело и полетела к небесам. Она постучала в ворота, которые охранялись архангелом. Это была высокая и массивная деревянная дверь, и вскоре она открылась, скрипя ржавыми петлями.

Когда архангел увидел женщину, он глубоко вздохнул и сказал:

- Вот вы и пришли. Мы боялись, что это когда-нибудь произойдет.

- Что вы имеете в виду? - спросила женщина. - Почему вы боялись моего прихода?

- Понимаете, - ответил архангел, - моя работа заключается в том, чтобы направлять души людей в рай или в ад. Проблема заключается в том, что мы не знаем, куда послать вас.

- Что значит, вы не знаете, куда меня послать?

- Ну, - замялся архангел, - вы, вероятно, знаете, что для этого у нас имеются весы. Большие и точные весы, на одну сторону которых мы кладем все хорошее, что вы сделали в своей жизни, а на другую - все плохое. То, какая сторона перевесит, и определяет, куда вас отправят - в рай или в ад.

- И...

- В вашем случае в этом и состоит наша проблема, при взвешивании вашей жизни оказалось, что чаши весов абсолютно уравновешены. Такого раньше не случалось. Мы не знаем, как поступить с вами.

- Не знаете, как поступить со мной? И когда меня куда-нибудь определят? Что вы вообще собираетесь делать?

- Мы решили предоставить выбор вам. Женщина остолбенела:

- Я должна выбрать? Вы шутите, правда? Я могу выбрать, где мне жить, в аду или в раю?

- Да, - просто ответил архангел.

Наступила долгая пауза. Наконец женщина спросила:

- А в чем разница между ними?

- Между раем и адом? Материальной разницы нет, совсем никакой.

- Никакой? СОВСЕМ НИКАКОЙ? Вы шутите!

- Нет, что вы. Это не шутка. Мы хотим, чтобы вы выбрали место, которое вы хотели бы видеть вашим новым домом.

Последовала еще одна пауза. Наконец женщина спросила:

- А вы уверены, что нет никакой разницы?

- А может, вы хотите увидеть все сами и потом выбрать? - спросил архангел.

Женщина кивнула.

- С чего бы вы предпочли начать? Низ или верх?

- Давайте сначала посмотрим верх.

- Превосходно. Но он огромен. С чего бы вы хотели начать осмотр?

Женщина выглядела озадаченной.

- Позвольте, я помогу вам. Что вы любили больше всего, пока были живы?

- О, это просто. Я люблю хорошо поесть и попить.

- Значит, сначала посетим ресторан. Вы согласны?

Женщина кивнула, и они вошли в лифт. Небесный ресторан располагался на одном из верхних этажей. Еще до того как открылись двери лифта, женщина почувствовала нежнейший, сводящий с ума аромат. Этот запах нес с собой столь сильное ощущение удовольствия, что она позабыла обо всем. Когда двери открылись, она увидела длинные столы, накрытые чистыми белыми скатертями, по обе стороны от них стояли простые скамьи. На скамьях сидели дружелюбно улыбающиеся люди, упитанные, уже поевшие и беззаботно болтающие друг с другом.

На столах стояли огромные серебряные супницы, из которых и исходил волшебный аромат. Женщина вдруг поняла, что очень хочет есть, и решила попробовать еду, которая так изумительно пахла.

Но тут она заметила нечто необычное.

На столах не было приборов: ни ложек, ни вилок, ни ножей. Не было даже десертных маленьких ложечек, только длинные серебряные половники. Ручка каждого из них была неимоверно длинной, около полутора метров в длину. Архангел поинтересовался ее мнением.

- Все великолепно, - сказала она, но мне очень любопытно посмотреть на другой ресторан, действительно ли он ничем не отличается от этого.

И они вошли в лифт. Она была удивлена, не почувствовав ни изменения давления, ни повышения температуры. Еще до того как открылись двери в адский ресторан, женщина почувствовала тот же нежный аромат, что и в небесном ресторане. Тот же удивительный запах, который нес в себе обещание стольких удовольствий! Когда двери открылись, она увидела длинные столы, накрытые чистыми белыми скатертями, и простые лавки, стоящие вдоль них. Все то же, что и на небесах.

На столах также стояли большие серебряные супницы, исторгающие соблазнительные запахи. Она снова почувствовала, что хочет есть, и решила хоть здесь немного перекусить. Но, как и на небесах, здесь полностью. отсутствовали столовые приборы: не было ни ножей, ни вилок, ни чайных, ни десертных ложек, только большие серебряные половники около полутора метров длиной.

И тут она заметила некоторое отличие. Она был так увлечена ароматами кухни, элегантной простотой обстановки и странным отсутствием столовых приборов, что не сразу обратила внимание на тишину и напряженную атмосферу, царящую в помещении. На скамьях сидели люди, так же как и в небесном ресторане. Но люди на небесах были доброжелательными и упитанными улыбались и болтали друг с другом, здесь же все было по-другому.

Все люди были угрюмыми и мрачными, внимательно и с подозрением наблюдающими друг за другом. И хотя супницы были полны великолепной еды, эти люди выглядели изнуренными и истощенными, как будто они не ели несколько недель.

Женщина повернулась к хранителю врат.

- Рестораны на небесах и в аду абсолютно одинаковы. Но этот почему-то полон злых и истощенных людей. Так в чем же разница?

Архангел ответил:

- Да, я уже говорил вам, между ними нет никаких материальных отличий. Я не упомянул об отношениях. Разница в отношениях между людьми. Вы видите эти половники? Их ручки слишком длинны. Вся разница состоит в том, что в аду люди пытаются наесться сами. А враю люди кормятдруг друга.
Первичный источник: анекдот.

Общий источник: существует огромное количество разнообразных версий этой истории.

4.10. Небеса и ад
Старый король тяжело болел и очень боялся смерти. Он позвал своего шута, чтобы тот подготовил его к путешествию в ту страну, откуда не возвращаются.

- Какова разница между небесами и адом? - спросил он.

- Что ты можешь знать о таких тонких вещах? - ответил шут. - Все, что ты знаешь, - это военные кампании, грабеж и притеснение своих соседей. Ты слишком стар, глуп и бессилен, чтобы знать что-либо о столь тонких материях.

Услышав эти слова, король впал в ярость, и повелел стражникам арестовать шута. Шута раздели и избили плетьми, привязав к скамье. Но шут оставался спокойным, как будто наказание совсем не задело его. Спокойствие шута разгневало короля еще больше. Он схватил меч и уже был готов рассечь шута от макушки до пупа, но улыбка в глазах шута остановила уже занесенный меч.

- Теперь ты знаешь, что такое ад, - сказал шут, пристально смотря в глаза королю.

- Ты рисковал своей жизнью, чтобы показать мне это? - воскликнул пораженный король. - Ты был высечен, тебя пытали, а ты даже не дернулся. Ты улыбался мне, когда я был готов выпустить твои кишки наружу. Ты не боишься смерти?

- Это и есть небеса, - ответил шут.
^ Первичный источник: анекдот.

Вторичный источник: одна из версий опубликована Sue Kпight, NLP solutioп (см. библиографию).

4.11. Красная кнопка
Крот вел машину по трассе, рядом с ним сидел его друг барсук. Крот наслаждался вождением и окружающей природой, пока другая машина, за рулем которой сидела крыса, не подрезала его машину.

Крот был разъярен. Он надавил на газ и ринулся вслед за крысой, крича, мигая фарами и отчаянно жестикулируя. Он изрыгал проклятия и крики, потемнев от гнева. Крыса же усмехнулась, показала ему неприличный жест и укатила прочь.

Весь последующий час крот находился в сильнейшем расстройстве. День был окончательно испорчен. Он чувствовал себя униженным и расстроенным, как будто кто-то поставил под вопрос его мужественность. Ему бросили вызов, а он оказался не на высоте.

Барсук сразу заметил, что происходит с его другом, но решил пока не вмешиваться. Он ждал, пока наступит подходящий момент. Наконец крот повернулся к нему и сказал:

- Меня страшно раздражают такие водители!

- Прости меня, - ответил барсук, - но мне очень интересно. Как именно ты доводишь себя до такого ужасного состояния из-за того, что сделал другой водитель?

Крот потерял дар речи. Он ожидал поддержки.

- Что ты имеешь в виду? – растерянно спросил он.

- То, что сделал тот водитель, просто предоставило нам некоторую информацию о нем. То, как ответил ты, говорит многое о тебе. Но меня интересует вот что: как ты умудряешься сам взвинтить себя до такого ужасного состояния в ответ на то, что сделал другой водитель?

В этот момент крот начал понимать, что у него есть выбор того, как именно он будет реагировать в той или иной ситуации. Он может разозлиться, если захочет, или остаться спокойным и воспринять действия другого в качестве информации, рассказывающей о его личности.

После этого случая крот стал наслаждаться вождением машины еще больше. Барсук чувствовал себя в машине крота гораздо более спокойно и в большей безопасности, а жена крота заметила, что ее муж стал менее агрессивным и напряженным.

Однажды крот сказал барсуку, что обнаружил отличное изречение в книге, которую читал.

«Никто не нажимал на вашу красную кнопку. Вы просто оставили контрольную панель открытою».

- Вот что я делал, - сказал крот, - я создавал напряжение и стрессовые ситуации.
^ Цитата о красной кнопке заимствована из книги Johп Griпder. Rightiпg the educatioпal coпveyor belt (см. библиографию).

4.12. Самонадеянность
Две машины быстро ехали в противоположных направлениях по деревенской дороге. Было позднее лето, и живые изгороди, росшие вдоль заборов, были настолько пышными, что не было никакой возможности увидеть, что находится за следующим поворотом.

Оба водителя ехали с открытыми окнами, потому что была уже середина дня. Они смотрели на дорогу перед собой. И, как это часто случается, один из водителей был мужчиной, а другой - женщиной.

Они ехали на очень высокой скорости и лишь в последнюю минуту заметили друг друга. Они ударили по тормозам и разъехались, едва не задев друг друга.

Как только они остановились, женщина повернулась к мужчине и через открытое окно крикнула:

- СВИНЬЯ!

Мужчина не заставил себя долго ждать:

- Сама КОРОВА!

Он надавил на педаль газа, завернул за угол и... врезался в большую свинью.

^ Первичный источник: ежедневная программа «Мысль дня» на Би-бu-си.

4.13. Что мы можем сделать?
Маг вел занятия в очень сложной группе. Она состояла из людей с разными жизненными ценностями и разной степенью готовности к работе. Некоторые хотели одного, другие - совсем другого. Некоторые считали, что превосходят других по своим знаниям и квалификации, и поэтому остальные тормозят прохождение программы. Другие считали остальных участников высокомерными, самонадеянными и не в меру эгоистичными. Всем казалось, что комната для занятий слишком мала. И все эти настроения усиливались.

Маг некоторое время ждал, надеясь, что динамика группы придет в норму и ситуация разрешится сама собой. Но ничего не происходило. Он приехал домой на выходные и начал продумывать стратегические шаги. Он сделал много всего, но что-то сработало лучше, чем другое.

Отвлекаясь от своих размышлений, он достал письма, которые скопились в его почтовом ящике за неделю. Из большого коричневого конверта он извлек глянцевую рекламную брошюрку тренинговой программы и быстро пробежал ее глазами.

Его внимание привлек раздел, который назывался «заметки для участников», и он вдруг поразился: как же я мог забыть о таком простом факте, что мир помогает нам, если только мы способны увидеть эту по­мощь и подсказку. Он внимательно прочел эту главу и понял, что делать дальше.

В понедельник утром, в новой и большой комнате, он написал на доске большими буквами:

^ Что я могу сделать...

для себя?

для других?

для ведущего?

Что Маг может сделать...

для себя?

для каждого члена группы?

Как каждый из нас может стать магом,

агентом изменения для себя и для других?

А потом он написал цитату из Олдоса Хаксли:

«Опыт - это не то, что случается с нами. Это то, чему мы позволяем с нами случиться».

Наступил долгий и спокойный момент рефлексии. И как только послание было понято, работа началась.
^ Источник: эта история была создана под впечатлением от чтения «Руководства для ведущих тренинги», подготовленного Ассоциацией Джона Сеймура.

4.14. Цыпленок и орел
Жил на свете фермер, занимавшийся разведением кур. Еще одной его страстью было скалолазание. Однажды, карабкаясь на очередную скалу, он наткнулся на огромный выступ. На этом выступе лежало гнездо, а в гнезде - три больших яйца. Орлиных яйца.

Он знал, что поступает абсолютно нелогично и, конечно, неправильно, но заманчивая перспектива оказалась сильнее разумных доводов, и он взял одно из яиц и положил в рюкзак, оглядываясь, нет ли поблизости их мамаши. Потом он спустился вниз и, вернувшись на ферму, подложил орлиное яйцо к курам.

В эту ночь мама-наседка сидела на очень большом яйце, равного которому вы не видели ни в одном курятнике. Петух был очень горд этим.

Через некоторое время яйцо треснуло, и малыш увидел свет. Он повернулся на тоненьких ножках и увидел наседку.

- Мама! - воскликнул он.

Орленок рос со своими братьями и сестрами цыплятами. Он научился всему, что должен уметь цыпленок: кудахтать и клевать зерна, тыкаться клювом в грязи, чтобы найти червячка или что-нибудь съедобное, шумно хлопать крыльями и пролетать несколько футов в воздухе, прежде чем плюхнуться в пыль. Он свято верил во все, во что должен верить цыпленок.

Однажды, на закате своей жизни, орел, который думал, что он цыпленок, поднял глаза к небу. Высоко-высоко, в прозрачных воздушных потоках, широко расставив мощные золотые крылья, парил орел.

- Кто это? - спросил старый орел, обратившись к своей соседке по ферме. - Он великолепен. Столько силы и изящества. Столько поэзии в каждом взмахе крыльев, в каждом движении.

- Это орел, - ответила курица, - король птиц. Это небесная птица. Но мы, мы просто куры, мы птицы земли.

Так случилось, что орел жил и умер курицей, потому что всегда думал, что он

курица.
Первичный источник: Fr. Anthony de Меllо SJ, quoted in Awareness, fount.

4.15. Прелести двоеженства
Сидя в кафе, мужчина слушал восторженные рассказы своего друга с изрядной завистью.

- Я не могу описать тебе, - расска­зывал друг, - как это прекрасно - жить с двумя женщинами. С тех пор как я завел вторую жену, я начал ощущать массу разнообразнейших удовольствий. Как рубин и изумруд, каждая по-своему прекрасна и радует глаз, и как каждый цветок издает собственный аромат, так и они украшают мою жизнь.

Мужчина решил, что его друг, должно быть, живет в раю. Он почувствовал укол зависти и тоже решил попробовать сладость других фруктов.

Несколько дней спустя он женился на второй женщине. Но когда он пришел к ней в спальню в первую брачную ночь, она начала прогонять его:

- Оставь меня одну и дай мне поспать. Иди к своей первой жене. Я не собираюсь быть лишь частью твоей жизни. Выбирай: или я, или она.

Когда же он зашел в спальню к первой жене, его ждал еще один неприятный сюрприз.

- Не думай, что я буду позволять тебе приходить сюда. Если я так мало значу для тебя, что тебе понадобилась вторая жена, даже не смей показываться здесь. Иди к ней.

Бедному мужчине ничего не оставалось, как поискать место для сна в мечети. Он улегся на полу и попытался уснуть. Но как он ни пытался, сон не шел к нему. Через некоторое время он услышал деликатное покашливание. Он поднял голову и был очень удивлен, увидев перед собой своего друга, который недавно рассказывал ему о своих двух женах.

- Что ты тут делаешь? - спросил он у него.

Друг объяснил, что уже давно ночует здесь, потому что у него серьезные проблемы с обеими супругами.

- Так почему же ты расписывал мне, как прекрасно жить с двумя женщинами?

Виновато опустив голову, друг объяснил, что ему было очень одиноко проводить каждую ночь в мечети, и он решил, что ему нужна компания.
^ Первичный источник: Носсрат Пезешкиан (Nossrat Peseschkiaп).

Общий источник: восточное предание.

Раздел 5

Изменение выбора
Изменение выбора
- Меня смущает это название, - признался Ученик. - Что оно означает: что наличие выбора позволяет людям осуществить изменения, или ведет людей к изменениям, или это значит, что истории в этом разделе предлагают качественные изменения к лучшему, подобно выбору сути, или что-нибудь другое?

- Язык может быть неоднозначным и содержать почти неуловимые значения. Я читаю роман, который называется «Прочная любовь». Как ты думаешь, что оно означает?

- Но не лучше ли делать так, чтобы смысл был ясным, прямым и однозначным?

- Иногда это действительно необходимо. И в таком случае подобрать подходящее название - это целое искусство. В других случаях столь же необходимо быть многозначным, чтобы создать пространство, внутри которого каждый сможет установить собственные смысловые связи и найти для себя некоторые ответы, что тоже очень полезно, не так ли?

Ученик почувствовал, что не уловил сути последнего утверждения.

- Очень важно, - добавил Маг, - сознательно выбрать, хочешь ли ты быть прямым или неоднозначным, и понять, для какой цели это нужно.

Чтобы скрыть свое недоумение, Ученик вернулся к своему основному вопросу:

- Так все-таки, о чем этот раздел?

- Это трудный вопрос, - не спеша ответил Маг. - Мне кажется, что здесь рассказывается о многих вещах: о том, как де­лать выбор и приходить к изменениям, о создании выбора и изменениях, которых мы желаем в нашей жизни.

- И почему вас иногда так трудно понять! Вы не можете прямо ответить на мой вопрос. А ведь вы, кажется, Маг?

- Значит, ты предполагаешь, что Магу известны ответы на все вопросы?

Ученик смутился:

- Простите. Иногда я не подбираю слова.

Маг улыбнулся:

- Дело не в этом. Ты прав, и обычно полезно вести себя так, как если бы большой выбор лучше, чем его отсутствие. Ес­ли ты можешь делать нечто только одним способом, значит, у тебя нет выбора. Если у тебя есть два пути - это дилемма. Ты нуждаешься как минимум в трех возможностях, чтобы в любой ситуации чувство­вать наличие выбора, а это значит, что ты можешь достичь желаемого результата для себя и для других, - Маг замолчал. – Что ты вынес из нашего разговора?

Ученик напряженно размышлял несколько минут.

- Я думаю, что каждая ситуация неповторима и каждая личность уникальна. Поэтому важно с тщательностью выбирать наши реакции и ответы, поскольку они повлияют на людей, вовлеченных в нее, и на контекст, в котором осуществляется взаимодействие.

- Отлично. Существует весьма полезная трехшаговая модель для того, чтобы осуществить верный выбор и достичь желаемых изменений. Во-первых, ты должен знать, какого результата ты хочешь достигнуть, как для себя, так и для других людей, участвующих во взаимодействии. Во-вторых, будь восприимчив и осмысливай те ответные реакции, которые ты получаешь от людей в процессе взаимодействия. Обращай внимание не только на ту информацию, которую они выражают в словах, но также, и это даже более важно, через голос и невербальную коммуникацию, посредством которой они выражают свои истинные состояния и настроения. И наконец, это определит то богатство выбора твоих реакций на окружение, веди себя гибко, чтобы .двигаться к желаемому исходу и не отступать от него.

- А-аа! Ну, конечно. Вы уже говорили мне об этом: если то, что я делаю, не работает, нужно попробовать что-нибудь еще. И чем больше выбора, тем больше у меня шансов изменить свою жизнь так, как я этого хочу.

- За исключением того случая, когда ты оказываешься перед разъяренным быком. Тогда нужно игнорировать возможность осмысления и перебора различных типов поведения, а просто бежать оттуда так быстро, как только можешь.

- Но, мне кажется, я по крайней мере, могу выбрать наиболее предпочтительное направление побега?

- Это верно.

5.01. Застрявший в кувшине
Жена муллы решила приготовить баклаву, блюдо, для которого нужно много орехов. Мулла очень любил баклаву, особенно когда в ней было много орехов, поэтому он отправился в подвал, чтобы принести их жене.

Он погрузил свои руки глубоко в кув­шин и зачерпнул столько орехов, сколько умещалось в ладонях. Но когда он попытался вытащить руки, он, к своему ужасу, обнаружил, что застрял и руки не проходят через горлышко кувшина. И несмотря на все свои усилия, он не мог освободить их.

Он начал кричать и взывать о помощи. Он выкрикивал множество слов и даже ругательств, которых мулле произносить не пристало. Его жена прибежала на его крики, и они вместе попытались освободить его. Но кувшин крепко держался за его руки.

Они позвали соседей, но несмотря на множество предложений, они не смогли достигнуть желаемого результата, и руки муллы по-прежнему были крепко зажаты в кувшине.

Случайный прохожий, привлеченный жалобами и всхлипываниями муллы, спросил, что случилось. Мулла подробно объяснил ему, как попал в такое удручающее положение.

- Если ты пообещаешь следовать всем моим указаниям, я помогу тебе, - ответил прохожий.

Мулла согласился:

- Я сделаю все, что ты скажешь. Только освободи меня.

- Тогда просунь свои руки еще глубже в кувшин.

Мулла подумал, что это нелепо, зачем совать руки глубже, если он хочет вынуть их оттуда. Но все-таки подчинился словам незнакомца, помня о своем обещании.

- Теперь разожми пальцы и высыпь все орехи. Все до одного.

Это указание показалось мулле еще более абсурдным. Ведь ему нужны орехи, чтобы жена приготовила ему баклаву! Но все же он подчинился и сделал так, как ему сказали.

- Теперь расслабь свои руки, чтобы они повисли вниз, и медленно вынь их из кувшина.

К огромному удивлению муллы и под крики благодарных зрителей руки с легкостью вышли из кувшина.

Но мулла продолжил размышлять над ситуацией.

- Это все очень хорошо, и я благодарен тебе за то, что ты освободил мои руки. Но как насчет орехов, которые я должен принести моей жене?

Прохожий взял кувшин, наклонил его и высыпал на стол столько орехов, сколько требовал ось для приготовления блюда.

Мулла остолбенел. Он посмотрел на прохожего с восхищением и глубоким уважением и спросил:

- Ты маг, да?

^ Первичный источник: Носсрат Пезешкиан (Nossrat Peseschkiaп).

Основной источник: восточное предание.

5.02. Монах и вор
Через трещину в монастырской двери вор наблюдал за одним из монахов. Монах полировал очень древний античный подсвечник, сделанный из чистого золота. Он заметил, что монаху понадобились допол­нительные тряпки, поэтому он повернулся и прошел прямо сквозь толстую каменную стену в соседнюю комнату. Вор был поражен, но быстро сообразил, что это умение может ему очень пригодиться.

Тогда вор пришел в монастырь и обратился к монаху.

- Учитель, можешь ли ты научить меня

проходить сквозь стены?

- Могу, - ответил монах. - Но ты должен стать моим учеником и делать все, что я скажу. Тогда ты научишься проходить сквозь стены.

Вор согласился и делал все, что говорил ему монах. Прошел год. Вор подошел к монаху и сказал:

- Учитель, я все еще не научился проходить сквозь стены.

- Будь терпеливым, сын мой, - ответил монах. - Если ты будешь делать все точно так, как тебе говорю, ты научишься проходить сквозь стены.

Прошло еще пять лет, в течение которых вор тщательно выполнял все указания монаха. Он снова подошел к монаху и сказал:

- Учитель, я все еще не умею ходить сквозь стены.

- Будь терпеливым, сын мой, - ответил монах. - Если ты будешь делать все точно так, как тебе говорю, ты научишься проходить сквозь стены.

Прошло еще десять лет. Вор по-прежнему был прилежным учеником и делал все, как говорил ему монах. Наконец, он подошел к монаху и сказал:

- Учитель, я все еще не умею проходить сквозь стены.

- Будь терпеливым, сын мой, - ответил монах. - Если ты будешь делать все точно так, как тебе говорю, ты научишься проходить сквозь стены.

Однажды монах попросил вора принести ему несколько тряпок, чтобы отполировать подсвечник.

Вор прошел сквозь толстую каменную стену в соседнюю комнату.

И даже не заметил этого.

^ Первичный источник: Jaпe Revell & Susaп Normaп. Haпdiпg over (см. библиографию).

5.03. Разная тактика
Вы могли видеть это по телевидению, слышать об этом по радио или из газет, но в этот раз ежегодный мировой чемпионат проводился в британской Колумбии. Финалистами были канадец и норвежец.

Их задача была такова. Каждому из них отводился определенный участок леса. По­бедителем становился тот, кто смог бы по­валить наибольшее количество деревьев с 8 утра до четырех часов дня.

В восемь часов утра раздался свисток и два лесоруба заняли свои позиции. Они рубили дерево за деревом, пока канадец не услышал, что норвежец остановился. Поняв, что это его шанс, канадец удвоил свои усилия.

В девять часов канадец услышал, что норвежец снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг без десяти десять канадец услышал, что норвежец снова остановился. И снова канадец принялся за работу, желая воспользоваться слабостью противника.

В десять часов норвежец снова включился в работу. Пока без десяти одиннадцать он ненадолго не прервался. С все возрастающим чувством ликования канадец продолжил работу в том же ритме, уже ощущая запах победы.

И так продолжалось целый день. Каждый час норвежец останавливался на десять минут, а канадец продолжал работу. Когда раздался сигнал об окончании соревнования, ровно в четыре часа пополудни, канадец был совершенно уверен, что приз у него в кармане.

Вы можете себе представить, как он удивился, узнав, что проиграл.

Наши рекомендации