Распределение часов курса по темам и видам работ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
декан исторического факультета
______________
"_____"__________________200__ г.
Учебно-методический комплекс (УМК)
учебного курса
Русское Зарубежье 20-30-х гг.: Оценки
большевистской России»
Направление подготовки
030600 - «История»
Профиль подготовки
________________
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Ростов-на-Дону
2011 г.
АвторД.и.н., проф. Малыхин К.Г.
Рецензент Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой Социально-гуманитарных наук Ростовского филиала ФГОУ «Санкт-Петербургский университет культуры и искусства» Кравец А.Е.
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры исторической политологии исторического факультета ЮФУ, от 26 мая 2011 года, протокол № ___11___.
Одобрен УМС (УМК) исторического факультета ЮФУ, от 29 февраля 2012 года, протокол № 6.
Утвержден Ученым советом исторического факультета ЮФУ, от 2 марта 2012 года, протокол № 7.
Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс «Современные проблемы истории России» и предназначена для студентов 3 года обучения Исторического факультета ЮФУ, обучающихся по специальностям 020700 (520800) «История».
Полученные студентами знания значительно расширяют уровень профессиональной подготовки историка-профессионала. Полученные навыки и знания расширяют интеллектуальный фундамент гуманитарной подготовки профессионального исследователя и являются базой для дальнейшей работы в области изучения дисциплин специального цикла (источниковедения, историографии).
Изучение курса ставит своей целью обучить студентов умению овладеть историческим материалом, систематизировать его, выработать собственную точку зрения на проблемы методологии и источниковедения истории.
Задача данного курса - проследить процесс накопления новых знаний по историческим дисциплинам, выявить спорные и откровенно спекулятивные концепции, проявившиеся в последнее время в исторической литературе.
Кроме образовательных задач, учебный курс решает воспитательные и просветительские задачи. Знание истории формирует гражданские позиции студентов, вырабатывает чувство национального достоинства, помогает раскрыть нравственные качества человека.
В результате изучения курса студенты должны овладеть следующими умениями и навыками:
· умение определить суть исторической проблемы;
· умение отобрать фактический материал;
· умение выделить и запомнить важнейшие исторические концепции;
· умение установить закономерности исторического развития;
· навыки сравнительно-исторического анализа;
· навыки владения историческим материалом.
В преподавании дисциплины преимущественное внимание уделено практико-ориентированным образовательным технологиям и самостоятельной работе студентов.
Оценка самостоятельной работы студента:
Практические задания:
1. презентация: по 2-балльной шкале.
Требования к презентации:
7 слайдов, отражающих следующие параметры:
- наименование темы
- обоснование актуальности темы
- постановка целей и задач
- отражение процесса, события, проблемы в источниках
- раскрытие проблемы с точки зрения исследователей
- применение практических методов анализа
- выводы
- список использованных источников и литературы.
2 Проектные задания: по 2-балльной шкале.
Требования: объем не более 12 страниц текста.
- наименование
- обоснование актуальности
- основная характеристика проблемы
- отражение процесса, события, проблемы в источниках и литературе, анализ
- использование практико-ориентированных методик (для проектных заданий)
- выводы
- практическое использование полученных результатов (для проектных заданий)
- список использованных источников и литературы.
. Письменная контрольная работа:
1. Письменное задание, основанное на знании определенной источниковой базы: по 2-балльной шкале.
Требования: объем не более 12 страниц текста.
- наименование темы
- обоснование актуальности
- основная характеристика проблемы
- отражение процесса, события, проблемы в источниках
- основные взгляды на исследуемую проблему
- выводы
- список использованных источников и литературы.
2. Письменное задание (реферат), основанное на изучении историографии проблемы: по 2-балльной шкале.
Требования: объем не более 12 страниц текста.
- наименование
- обоснование актуальности
- основная характеристика проблемы,
- характеристика основных направлений историографии по рассматриваемому вопросу
- выводы
- список использованных источников и литературы.
Вопросы и задания: по 3-балльной шкале в зависимости от степени освоения изучения поставленного вопроса:
3 б. – умение использовать информацию из исторических источников
- владение знаниями по состоянию историографии проблемы, включая самостоятельный поиск информации
- умение делать самостоятельные выводы на основе полученных знаний
2 б. - умение использовать информацию из исторических источников
- владение знаниями по состоянию историографии проблемы
- умение делать выводы на основе полученных знаний
1 б. – применение знаний, полученных из учебных материалов по проблеме.
- умение делать выводы на основе полученных знаний.
Тестирование:
Комплект тестовых заданий разделен на три части по уровню сложности:
- базовый уровень (1 - 105);
- повышенный уровень (106 - 154);
- высокий уровень (155 - 202).
Уровень сложности определяется:
- содержательной частью задания;
- количеством действий, которые необходимо выполнить для выполнения задания;
- вариативностью этих действий.
Тест состоит из четырех видов заданий. Предлагается следующая структура тестовых заданий:
Тестовое задание «Множественный выбор» – задание закрытого типа, в котором студенту предлагается выбрать верные утверждения из списка ответов.
Инструкция к заданиям. К каждому заданию этой части даны несколько возможных вариантов ответа, в которых имеется, возможно, не один, а несколько правильных ответов (1, 2 и более). Отметьте правильный ответ (ы) маркером.
Тестовое задание «Короткий ответ» – задание, в котором студент при ответе на вопрос вписывает слово или фразу. Этот тип заданий состоит из основы (текст) и поля для ввода ответа.
Инструкция к заданиям. Ответом на задания этой части может быть слово, словосочетание или дата. Впишите в поле для ответа печатными буквами Ваш ответ.
Тестовое задание «Числовой вопрос». Вариант тестового задания «короткий вопрос». Ответ обязательно является числом и допускает погрешность в ответе.
Инструкция к заданиям. Ответом на задания этой части может быть цифра. Впишите в поле для ответа Ваш ответ.
Тестовое задание «На сопоставление» – задание, в котором предлагается группа терминов и необходимо установить соответствие. Этот тип заданий состоит из основы (текст), нескольких подвопросов и соответствующего числа ответов. Оформление: составляется один список, состоящий из вопросов и ответов на них.
Инструкция к заданиям. В этой части тестовых заданий два типа вопросов.
1. Установите соответствие между категориями и их определениями. Запишите цифры и буквы выбранных ответов, сохраняя числовую последовательность.
2. Укажите последовательность. Запишите требуемую последовательность буквами.
Оценка результатов тестирования может осуществляться по балльной системе (по 1 баллу за каждый верный ответ).
50% правильных ответов – «удовлетворительно».
75% правильных ответов – «хорошо».
Более 75% правильных ответов – «отлично».
На изучение данной дисциплины учебными планами специальностей отводится аудиторных 36 часов при общих трудозатратах в 80 часов., Из 36 часов аудиторных занятий 24 часа отводится на проведение лекций и 12 часов на проведение семинарских занятий.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Отбор учебного материала проводился в соответствии с целями и задачами курса.
Текущая аттестация качества усвоения знаний. Осуществляется на семинарских занятиях и с помощью тестовых заданий.
Итоговая аттестация – зачет
Распределение часов курса по темам и видам работ.
Темы | Лекции | Семинары | самостоятельная | Всего |
Тема-модуль 1. Введение | ||||
Тема-модуль 2. Социалистические течения Русского Зарубежья 20-30-х гг. | ||||
Тема-модуль 3.Либеральные и либерально-консервативные течения Русского Зарубежья 20-30-х гг. | ||||
Тема-модуль 4. Идейная эволюция сменовеховства | ||||
Всего |
Программа курса
Тема-модуль 1. Введение в проблемы курса. (4 часа)
Этапы накопления знаний по истории русского зарубежья. Особенности исследования темы в советское время, в эпоху перестройки и в первые послеперестроечные годы.
Исследование «сменовеховства», евразийства, консервативной, либеральной и социалистической фракции русской эмиграции.
Итоги и перспективы исследования темы.
Источники изучения темы. Мемуарная литература, специальные издания, русскоязычная периодика российской диаспоры 20-30-х гг.
Основная литература
1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 2-х т. М, 1991.
2. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М., 1991.
3. Бочарова З.С. Современная историография российского зарубежья 1920-1930-х годов// Отечественная история. 1999. №1.
4. Бочарова З.С. Судьбы российской эмиграции 1917-1930 годы. Уфа, 1998.
5. Игрицкий Ю.И. Меняющаяся Россия как предмет концептуального анализа // Отечественная история. – 1998. - № 1.
6. Верба И.А., Гусарова Л.О. С думой о Родине на чужбине. Эволюция российских политических партий в эмиграции (1920-1940 годы)// Кентавр. 1995. №3.
7. Кудрякова Е.Б. Российская эмиграция в Великобритании в период между двумя войнами. М., 1995.
8. Культура российского зарубежья. Сборник статей. М., 1995.
9. Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. Кн. 1,2. М., 1994.
10. Люкс Л. К вопросу об истории идейного наследия «первой» русской эмиграции// Вопросы философии. 1992. №9.
11. Соколов А.К. Методологические и источниковедческие проблемы истории последнего десятилетия (Куда идет Россия? 10 лет реформ. Заседание круглого стола) // Отечественная история. – 1995. - № 4.
12. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997.
Дополнительная литература
1. Ахиезер А.С. Самобытность России как научная проблема // Отечественная история. 1994. № 4-5.
2. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
3. Малыхин, К.Г. Большевистская модернизация России и русское зарубежье 20-30-х годов; оценки и модели. Ростов-на-Дону, 2000.
4. Меметов В.С. Интеллигенция, эмиграция, отечество: проблема патриотизма в творческом наследии представителей российского зарубежья 20-30-х годов ХХ века. Иваново, 1997.
5. Омельченко Н.А. Политическая мысль русского зарубежья. Очерки истории. 1920-начало 1930 годов. М., 1997.
6. Пронин А.А. Историографические аспекты феномена российской эмиграции// Клио. СПб. , 1997. №1.
7. Пушкарева Н.Л. Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом// Отечественная история, 1996. №1.
8. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции, 1919-1939. М., 1994.
9. Российская диаспора в XIX-XX вв.: выживание и исчезновение//Отечественная история. 2001. №1.
10. Российская эмиграция в Чехословакии (1918-1945). Сборник научных статей. СПб., 1996.
11. Российское зарубежье: Итоги и перспективы изучения, Тезисы научной конференции. 17 ноября 1997 года. М., 1997.
Тема-модуль 2. Социалистические течения Русского Зарубежья 20-30-х гг. (6 часов)
Меньшевики в 1919 - 1923 годах. Критика «военного коммунизма» и раннего большевистского НЭПа.
Социал-демократическая модель развития России. «Социалистический вестник».
Изменения в середине 20-х годов программных и тактических установок РСДРП.
Меньшевистская альтернатива развития России в 20-е годы, ее противоречивость. Работы Ф.И. Дана.
Оценки сталинского «Великого перелома». Работы О. Бауэра.
Дискуссия 1932 года и ее выводы.
Правое крыло социал-демократии.
Оценки большевистской политики и модели российской модернизации, предлагавшиеся этой группой.
Упрощенные оценки сталинского «Великого перелома» конца 20 – начала 30-х годов
Эсеровская диаспора 20-30-х гг. Заграничная делегация ПСР. «Революционная Россия». Дискуссии в ПСР о перспективах развития России в начале 20-х гг. Концепция В.М. Чернова. «Социокапитализм». «Третий путь». Критика В.М. Черновым теории и практики большевизма. Оценка эволюции воззрений В.И. Ленина. «Комнародничество».
Оценки В.М. Чернова в середине и во второй половине 20-х гг. В.М. Чернов в 30-е-40-е гг.
Эсеры-ортодоксы и их издания. Расхождения с В.М. Черновым. Оценки большевистской России 20-х гг. и сталинского «Великого перелома» 30-х гг.
Правые фракции эсеровской диаспоры и их издания. А.Ф. Керенский и его вклад в процесс сближения русского либерализма и социализма.
Основная литература
1. Тютюкин С.В. Меньшевизм: страницы истории М., 2002.
2. Урилов И.Х. История российской социал-демократии (меньшевизма): в 4 Ч. М., 2000. (Ч.1 Источниковедение, 2000; Ч.2 Историография, 2001).
3. Урилов И.Х. История российской социал-демократии (меньшевизма). Ч. 1,Ч. 2. //Вопросы истории, 2002.. №11.
4. Урилов И.Х. Ю.О. Мартов. Политик и историк. М., 1997.
5. Коновалова, О.В. «Смешанная экономика»: вариант Виктора Чернова // Свободная мысль-XXI. 2002. №3.
6. Коновалова, О.В. В.М.Чернов и аграрная программа партии социалистов-революционеров // Отечественная история. 2002. №2.
7. Коновалова, О.В. В.М.Чернов о демократии и социализме // Исторический архив. 2001. №4.
8. Коновалова, О.В. Преодоление народнических догм. В.М.Чернов о типах капиталистической эволюции // Свободная мысль-XXI. 2001. №4.
9. Кононенко, А.А. Партия социалистов-революционеров в 1901-1922 гг. Проблемы историографии. Тюмень, 2004.
10. Кононенко, А.А. Современная зарубежная историография Партии социалистов-революционеров // Вопросы истории. 2005. №2.
11. Кононенко, А.А. Современная российская историография партии социалистов-революционеров // Отечественная история. 2004. №4.
Дополнительная литература
1. Суслов А.Ю. О публикации документов по истории партии эсеров //Вопросы истории, 2002. №10.
2. Суслов А.Ю.Партия правых социалистов-революционеров в Советской России (октябрь 1917-1930-е г.г.): источники и историография. Казань, 2000.
3. Суслов А.Ю. «Партия правых эсеров после октября 1917 года в современной историографии». В сб.: «Точка зрения». Казань, 1999.
4. Суслов А.Ю. «Партия социалистов-революционеров в годы гражданской войны: обзор современной историографии».В сб. История белой Сибири: Мат.конф. Кемерово, 2005.
5. Федоренко А.А. Политическая концепция В.М. Чернова/ М., 1999.
6. Хвалин И.В. Идейные основы и общественно-политическая деятельность меньшевистской эмиграции в 1920-30-е гг. М., 2004.
7.Алексеева, Г.Д. Партия социалистов-революционеров после Октября 1917 г. // Вопросы истории. – 1992. – №6-7.
8. Ярщев Б. Чернов, эсеры и большевистский режим. Эволюция неонароднических оценок// Свободная мысль. 1994. №5.
9. Ярцев Б.К. Политико-экономическая платформа российского неонародничества в 20-е гг. // Был ли у России выбор?: (Н.И.Бухарин и В.М.Чернов в социально-философских дискуссиях 20-х годов). М., 1996.
Тема-модуль 3. Либеральные и либерально-консервативные течения Русского Зарубежья 20-30-х гг. (10 часов)