Распределение часов курса по темам и видам работ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

декан исторического факультета

______________

"_____"__________________200__ г.

Учебно-методический комплекс (УМК)

учебного курса

Русское Зарубежье 20-30-х гг.: Оценки

большевистской России»

Направление подготовки

030600 - «История»

Профиль подготовки

________________

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Ростов-на-Дону

2011 г.

АвторД.и.н., проф. Малыхин К.Г.

Рецензент Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой Социально-гуманитарных наук Ростовского филиала ФГОУ «Санкт-Петербургский университет культуры и искусства» Кравец А.Е.

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры исторической политологии исторического факультета ЮФУ, от 26 мая 2011 года, протокол № ___11___.

Одобрен УМС (УМК) исторического факультета ЮФУ, от 29 февраля 2012 года, протокол № 6.

Утвержден Ученым советом исторического факультета ЮФУ, от 2 марта 2012 года, протокол № 7.

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс «Современные проблемы истории России» и предназначена для студентов 3 года обучения Исторического факультета ЮФУ, обучающихся по специальностям 020700 (520800) «История».

Полученные студентами знания значительно расширяют уровень профессиональной подготовки историка-профессионала. Полученные навыки и знания расширяют интеллектуальный фундамент гуманитарной подготовки профессионального исследователя и являются базой для дальнейшей работы в области изучения дисциплин специального цикла (источниковедения, историографии).

Изучение курса ставит своей целью обучить студентов умению овладеть историческим материалом, систематизировать его, выработать собственную точку зрения на проблемы методологии и источниковедения истории.

Задача данного курса - проследить процесс накопления новых знаний по историческим дисциплинам, выявить спорные и откровенно спекулятивные концепции, проявившиеся в последнее время в исторической литературе.

Кроме образовательных задач, учебный курс решает воспитательные и просветительские задачи. Знание истории формирует гражданские позиции студентов, вырабатывает чувство национального достоинства, помогает раскрыть нравственные качества человека.

В результате изучения курса студенты должны овладеть следующими умениями и навыками:

· умение определить суть исторической проблемы;

· умение отобрать фактический материал;

· умение выделить и запомнить важнейшие исторические концепции;

· умение установить закономерности исторического развития;

· навыки сравнительно-исторического анализа;

· навыки владения историческим материалом.

В преподавании дисциплины преимущественное внимание уделено практико-ориентированным образовательным технологиям и самостоятельной работе студентов.

Оценка самостоятельной работы студента:

Практические задания:

1. презентация: по 2-балльной шкале.

Требования к презентации:

7 слайдов, отражающих следующие параметры:

- наименование темы

- обоснование актуальности темы

- постановка целей и задач

- отражение процесса, события, проблемы в источниках

- раскрытие проблемы с точки зрения исследователей

- применение практических методов анализа

- выводы

- список использованных источников и литературы.

2 Проектные задания: по 2-балльной шкале.

Требования: объем не более 12 страниц текста.

- наименование

- обоснование актуальности

- основная характеристика проблемы

- отражение процесса, события, проблемы в источниках и литературе, анализ

- использование практико-ориентированных методик (для проектных заданий)

- выводы

- практическое использование полученных результатов (для проектных заданий)

- список использованных источников и литературы.

. Письменная контрольная работа:

1. Письменное задание, основанное на знании определенной источниковой базы: по 2-балльной шкале.

Требования: объем не более 12 страниц текста.

- наименование темы

- обоснование актуальности

- основная характеристика проблемы

- отражение процесса, события, проблемы в источниках

- основные взгляды на исследуемую проблему

- выводы

- список использованных источников и литературы.

2. Письменное задание (реферат), основанное на изучении историографии проблемы: по 2-балльной шкале.

Требования: объем не более 12 страниц текста.

- наименование

- обоснование актуальности

- основная характеристика проблемы,

- характеристика основных направлений историографии по рассматриваемому вопросу

- выводы

- список использованных источников и литературы.

Вопросы и задания: по 3-балльной шкале в зависимости от степени освоения изучения поставленного вопроса:

3 б. – умение использовать информацию из исторических источников

- владение знаниями по состоянию историографии проблемы, включая самостоятельный поиск информации

- умение делать самостоятельные выводы на основе полученных знаний

2 б. - умение использовать информацию из исторических источников

- владение знаниями по состоянию историографии проблемы

- умение делать выводы на основе полученных знаний

1 б. – применение знаний, полученных из учебных материалов по проблеме.

- умение делать выводы на основе полученных знаний.

Тестирование:

Комплект тестовых заданий разделен на три части по уровню сложности:

- базовый уровень (1 - 105);

- повышенный уровень (106 - 154);

- высокий уровень (155 - 202).

Уровень сложности определяется:

- содержательной частью задания;

- количеством действий, которые необходимо выполнить для выполнения задания;

- вариативностью этих действий.

Тест состоит из четырех видов заданий. Предлагается следующая структура тестовых заданий:

Тестовое задание «Множественный выбор» – задание закрытого типа, в котором студенту предлагается выбрать верные утверждения из списка ответов.

Инструкция к заданиям. К каждому заданию этой части даны несколько возможных вариантов ответа, в которых имеется, возможно, не один, а несколько правильных ответов (1, 2 и более). Отметьте правильный ответ (ы) маркером.

Тестовое задание «Короткий ответ» – задание, в котором студент при ответе на вопрос вписывает слово или фразу. Этот тип заданий состоит из основы (текст) и поля для ввода ответа.

Инструкция к заданиям. Ответом на задания этой части может быть слово, словосочетание или дата. Впишите в поле для ответа печатными буквами Ваш ответ.

Тестовое задание «Числовой вопрос». Вариант тестового задания «короткий вопрос». Ответ обязательно является числом и допускает погрешность в ответе.

Инструкция к заданиям. Ответом на задания этой части может быть цифра. Впишите в поле для ответа Ваш ответ.

Тестовое задание «На сопоставление» – задание, в котором предлагается группа терминов и необходимо установить соответствие. Этот тип заданий состоит из основы (текст), нескольких подвопросов и соответствующего числа ответов. Оформление: составляется один список, состоящий из вопросов и ответов на них.

Инструкция к заданиям. В этой части тестовых заданий два типа вопросов.

1. Установите соответствие между категориями и их определениями. Запишите цифры и буквы выбранных ответов, сохраняя числовую последовательность.

2. Укажите последовательность. Запишите требуемую последовательность буквами.

Оценка результатов тестирования может осуществляться по балльной системе (по 1 баллу за каждый верный ответ).

50% правильных ответов – «удовлетворительно».

75% правильных ответов – «хорошо».

Более 75% правильных ответов – «отлично».

На изучение данной дисциплины учебными планами специальностей отводится аудиторных 36 часов при общих трудозатратах в 80 часов., Из 36 часов аудиторных занятий 24 часа отводится на проведение лекций и 12 часов на проведение семинарских занятий.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Отбор учебного материала проводился в соответствии с целями и задачами курса.

Текущая аттестация качества усвоения знаний. Осуществляется на семинарских занятиях и с помощью тестовых заданий.

Итоговая аттестация – зачет

Распределение часов курса по темам и видам работ.

Темы Лекции Семинары самостоятельная Всего
Тема-модуль 1. Введение  
Тема-модуль 2. Социалистические течения Русского Зарубежья 20-30-х гг.
Тема-модуль 3.Либеральные и либерально-консервативные течения Русского Зарубежья 20-30-х гг.
Тема-модуль 4. Идейная эволюция сменовеховства  
Всего

Программа курса

Тема-модуль 1. Введение в проблемы курса. (4 часа)

Этапы накопления знаний по истории русского зарубежья. Особенности исследования темы в советское время, в эпоху перестройки и в первые послеперестроечные годы.

Исследование «сменовеховства», евразийства, консервативной, либеральной и социалистической фракции русской эмиграции.

Итоги и перспективы исследования темы.

Источники изучения темы. Мемуарная литература, специальные издания, русскоязычная периодика российской диаспоры 20-30-х гг.

Основная литература

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 2-х т. М, 1991.

2. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М., 1991.

3. Бочарова З.С. Современная историография российского зарубежья 1920-1930-х годов// Отечественная история. 1999. №1.

4. Бочарова З.С. Судьбы российской эмиграции 1917-1930 годы. Уфа, 1998.

5. Игрицкий Ю.И. Меняющаяся Россия как предмет концептуального анализа // Отечественная история. – 1998. - № 1.

6. Верба И.А., Гусарова Л.О. С думой о Родине на чужбине. Эволюция российских политических партий в эмиграции (1920-1940 годы)// Кентавр. 1995. №3.

7. Кудрякова Е.Б. Российская эмиграция в Великобритании в период между двумя войнами. М., 1995.

8. Культура российского зарубежья. Сборник статей. М., 1995.

9. Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. Кн. 1,2. М., 1994.

10. Люкс Л. К вопросу об истории идейного наследия «первой» русской эмиграции// Вопросы философии. 1992. №9.

11. Соколов А.К. Методологические и источниковедческие проблемы истории последнего десятилетия (Куда идет Россия? 10 лет реформ. Заседание круглого стола) // Отечественная история. – 1995. - № 4.

12. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997.

Дополнительная литература

1. Ахиезер А.С. Самобытность России как научная проблема // Отечественная история. 1994. № 4-5.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

3. Малыхин, К.Г. Большевистская модернизация России и русское зарубежье 20-30-х годов; оценки и модели. Ростов-на-Дону, 2000.

4. Меметов В.С. Интеллигенция, эмиграция, отечество: проблема патриотизма в творческом наследии представителей российского зарубежья 20-30-х годов ХХ века. Иваново, 1997.

5. Омельченко Н.А. Политическая мысль русского зарубежья. Очерки истории. 1920-начало 1930 годов. М., 1997.

6. Пронин А.А. Историографические аспекты феномена российской эмиграции// Клио. СПб. , 1997. №1.

7. Пушкарева Н.Л. Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом// Отечественная история, 1996. №1.

8. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции, 1919-1939. М., 1994.

9. Российская диаспора в XIX-XX вв.: выживание и исчезновение//Отечественная история. 2001. №1.

10. Российская эмиграция в Чехословакии (1918-1945). Сборник научных статей. СПб., 1996.

11. Российское зарубежье: Итоги и перспективы изучения, Тезисы научной конференции. 17 ноября 1997 года. М., 1997.

Тема-модуль 2. Социалистические течения Русского Зарубежья 20-30-х гг. (6 часов)

Меньшевики в 1919 - 1923 годах. Критика «военного коммунизма» и раннего большевистского НЭПа.

Социал-демократическая модель развития России. «Социалистический вестник».

Изменения в середине 20-х годов программных и тактических установок РСДРП.

Меньшевистская альтернатива развития России в 20-е годы, ее противоречивость. Работы Ф.И. Дана.

Оценки сталинского «Великого перелома». Работы О. Бауэра.

Дискуссия 1932 года и ее выводы.

Правое крыло социал-демократии.

Оценки большевистской политики и модели российской модернизации, предлагавшиеся этой группой.

Упрощенные оценки сталинского «Великого перелома» конца 20 – начала 30-х годов

Эсеровская диаспора 20-30-х гг. Заграничная делегация ПСР. «Революционная Россия». Дискуссии в ПСР о перспективах развития России в начале 20-х гг. Концепция В.М. Чернова. «Социокапитализм». «Третий путь». Критика В.М. Черновым теории и практики большевизма. Оценка эволюции воззрений В.И. Ленина. «Комнародничество».

Оценки В.М. Чернова в середине и во второй половине 20-х гг. В.М. Чернов в 30-е-40-е гг.

Эсеры-ортодоксы и их издания. Расхождения с В.М. Черновым. Оценки большевистской России 20-х гг. и сталинского «Великого перелома» 30-х гг.

Правые фракции эсеровской диаспоры и их издания. А.Ф. Керенский и его вклад в процесс сближения русского либерализма и социализма.

Основная литература

1. Тютюкин С.В. Меньшевизм: страницы истории М., 2002.

2. Урилов И.Х. История российской социал-демократии (меньшевизма): в 4 Ч. М., 2000. (Ч.1 Источниковедение, 2000; Ч.2 Историография, 2001).

3. Урилов И.Х. История российской социал-демократии (меньшевизма). Ч. 1,Ч. 2. //Вопросы истории, 2002.. №11.

4. Урилов И.Х. Ю.О. Мартов. Политик и историк. М., 1997.

5. Коновалова, О.В. «Смешанная экономика»: вариант Виктора Чернова // Свободная мысль-XXI. 2002. №3.

6. Коновалова, О.В. В.М.Чернов и аграрная программа партии социалистов-революционеров // Отечественная история. 2002. №2.

7. Коновалова, О.В. В.М.Чернов о демократии и социализме // Исторический архив. 2001. №4.

8. Коновалова, О.В. Преодоление народнических догм. В.М.Чернов о типах капиталистической эволюции // Свободная мысль-XXI. 2001. №4.

9. Кононенко, А.А. Партия социалистов-революционеров в 1901-1922 гг. Проблемы историографии. Тюмень, 2004.

10. Кононенко, А.А. Современная зарубежная историография Партии социалистов-революционеров // Вопросы истории. 2005. №2.

11. Кононенко, А.А. Современная российская историография партии социалистов-революционеров // Отечественная история. 2004. №4.

Дополнительная литература

1. Суслов А.Ю. О публикации документов по истории партии эсеров //Вопросы истории, 2002. №10.

2. Суслов А.Ю.Партия правых социалистов-революционеров в Советской России (октябрь 1917-1930-е г.г.): источники и историография. Казань, 2000.

3. Суслов А.Ю. «Партия правых эсеров после октября 1917 года в современной историографии». В сб.: «Точка зрения». Казань, 1999.

4. Суслов А.Ю. «Партия социалистов-революционеров в годы гражданской войны: обзор современной историографии».В сб. История белой Сибири: Мат.конф. Кемерово, 2005.

5. Федоренко А.А. Политическая концепция В.М. Чернова/ М., 1999.

6. Хвалин И.В. Идейные основы и общественно-политическая деятельность меньшевистской эмиграции в 1920-30-е гг. М., 2004.

7.Алексеева, Г.Д. Партия социалистов-революционеров после Октября 1917 г. // Вопросы истории. – 1992. – №6-7.

8. Ярщев Б. Чернов, эсеры и большевистский режим. Эволюция неонароднических оценок// Свободная мысль. 1994. №5.

9. Ярцев Б.К. Политико-экономическая платформа российского неонародничества в 20-е гг. // Был ли у России выбор?: (Н.И.Бухарин и В.М.Чернов в социально-философских дискуссиях 20-х годов). М., 1996.

Тема-модуль 3. Либеральные и либерально-консервативные течения Русского Зарубежья 20-30-х гг. (10 часов)

Наши рекомендации