Цель и задачи создания ФОС

2.1. Целью создания ФОС учебной дисциплины (модуля), практики является установление соответствия уровня подготовки студента на данном этапе обучения требованиям рабочей программы.

2.2. Задачи ФОС по учебной дисциплине (модулю), практике:

– контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в Федеральных государственных стандартах и дополнительно включенных университетом в ОП (далее – ФГОС) по соответствующему направлению подготовки (специальности);

– контроль и управление достижением целей реализации ОП, определенных в виде набора заявленных в ОП компетенций выпускников;

– оценка достижений студентов в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;

– обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.

2.3. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ОП, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения студентов.

Формирование, содержание ФОС

3.1. ФОС должен формироваться на ключевых принципах оценивания:

– валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения);

– надежности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений);

– справедливости (студенты должны иметь равные возможности добиться успеха);

– эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам).

3.2. При формировании ФОС должно быть обеспечено его соответствие:

– ФГОС по соответствующему направлению подготовки (специальности);

– ОП и учебному плану направления подготовки (специальности);

– рабочей программе учебной дисциплины (модуля), практики;

3.3. Назначение оценочных средств определяет их использование для измерения уровня достижений обучающегося, установленных результатов обучения по одной теме (разделу) и/или совокупности тем (разделов) и/или учебной дисциплине (модулю), практике в целом.

3.4. В соответствии с ФГОС фонды оценочных средств включают в себя типовые задания, контрольные работы, тесты, другие оценочные средства и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения, навыки, а также уровень сформированности компетенций.

3.5. Структурными элементами фонда оценочных средств являются:

– титульный лист;

– лист согласований;

– паспорт фонда оценочных средств;

– зачетно-экзаменационные материалы, содержащие комплект утвержденных по установленной форме вопросов и/или экзаменационных билетов, заданий для зачета (экзамена);

– примерный перечень вопросов, задач, заданий и КИМ планируемых для включения в зачетно-экзаменационные материалы зачета/экзамена;

– комплект оценочных материалов (типовых задач (заданий), нестандартных задач (заданий), наборов проблемных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности, сценариев деловых игр и т.п.), предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на определенных этапах обучения.

– оценочные средства, указанные в рабочей программе дисциплины. Каждое оценочное средство по теме должно обеспечивать проверку усвоения конкретных элементов учебного материала.

3.6. Рекомендуемые виды оценочных средств, виды и формы контроля успеваемости и аттестации обучающихся, приведены в Приложении 1.

3.7. Разработка иных оценочных средств и включение их в ФОС осуществляется по решению научно-педагогического работника, отвечающего за текущий и промежуточный контроль достижений обучающихся по учебной дисциплине (модулю), практике.

3.8. ФОС по учебной дисциплине (модулю), практике оформляются в соответствии с Приложением 2, хранятся на кафедре в бумажном и электронном виде, а также передаются в электронную библиотеку и методический отдел в электронном виде.

3.9. Для обеспечения единообразия требований и объективности в оценке успеваемости обучающихся по университету в целом рекомендуется использовать единые критерии оценивания, приведенные в Приложении 3. Критерии должны быть доведены преподавателем до обучающихся на первом занятии по учебной дисциплине (модулю), практике.

3.10. Примерный перечень вопросов, задач, заданий для зачета (экзамена) размещается на электронных страницах кафедры сайта университета, за которой закреплена данная дисциплина (модуль), практика.

Разработка ФОС

4.1. Фонды оценочных средств разрабатываются по каждой дисциплине, (модулю), практике, учебного плана по ОП направления подготовки (специальности).

Если в рамках направления подготовки (специальности) для различных профилей, специализаций преподается одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию, то по ней создается единый ФОС. Целесообразность разработки единого ФОС по одноименной дисциплине, (модулю), практике для различных направлений подготовки (специальностей) определяется решением кафедры.

Если одна и та же дисциплина, (модуль), практика с одинаковыми требованиями к ее содержанию обеспечивается несколькими кафедрами, то по ней создается единый фонд оценочных средств. В этом случае совместное мотивированное заключение принимается соответствующими кафедрами..

4.2. ФОС по итоговой государственной аттестации разрабатываются выпускающими кафедрами и перед утверждением рассматриваются научно-методической комиссией соответствующего направления подготовки (специальности).

4.3. Ответственным исполнителем разработки фонда оценочных средств является заведующий кафедрой.

4.4. Непосредственный исполнитель назначается заведующим кафедрой из числа ведущих научно-педагогических работников кафедры. Фонд оценочных средств может разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой.

Наши рекомендации