Основные задачи, цель и принципы создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Результатом проведенной ГКЧС РСФСР работы по обоснованию целесообразности создания государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, явилось постановление Правительства Российской федерации от 18 апреля 1992 г. № 261, в соответствии с которым, была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). После принятия в 1995 году Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основной целью создания этой системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций,их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основными задачами созданной системы являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Законодательная и нормативно-правовая основа построения и функционирования РСЧС.

Создание и развитие РСЧС происходило одновременно с формированием законодательной и нормативно-правовой базы построения и функционирования системы, а также разработкой нормативных документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на федеральном, территориальном, муниципальном и объектовом уровнях(схема 7.1).

Схема 7.1

Основные задачи, цель и принципы создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. - student2.ru Структурная схема законодательной и нормативной правовой базы РСЧС.

На федеральном уровне законодательную и нормативную правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конституция Российской Федерации, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений Правительства Российской Федерации, а также около 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

За последние годы проделана значительная работа по формированию общефедерального законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, построения и функционирования РСЧС. Активная нормотворческая деятельность осуществлялась в субъектах Российской Федерации.

После принятия федеральных законов по предметам совместного ведения федерального центра и регионов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О государственном материальном резерве» субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и закрепленными за ними полномочиями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, провели большую работу по созданию своих законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере. Как свидетельствует анализ конкретных нормативных правовых актов 88 субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 января 1998 года ими принято около тысячи различных нормативных документов, касающихся данной проблемы. Среди них 59 законов и 919 иных нормативных правовых актов, например, Закон Тамбовской области от 29 марта 1996 г. N 57-З "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Анализ всего общефедерального законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, построения и функционирования РСЧС показывает, что в нем четко прослеживаются основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государство гарантирует защиту граждан от чрезвычайных ситуаций, закрепляя в Конституции Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Эти конституционные положения содержаться в целом ряде федеральных законов, постановлениях Правительства Российской Федерации и нормативных документах соответствующих федеральных министерств и ведомств. Так, в законе Российской Федерации «О безопасности» (1992 г.) дается определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Закон определяет субъекты безопасности и пути ее достижения.

Определение общих для Российской Федерации организационно-правовых норм в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах территории страны или его части, объектов хозяйственного и иного назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дано в Федеральном Законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, с изменениями от 28 октября 2002 года). Этот закон является и юридической базой функционирования РСЧС, поскольку в нем дано определение единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, изложены основные задачи этой системы.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию охраны жизни и здоровья людей, содержится в федеральных законах «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», законах Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», в Основах законодательства Российской Федерации об охране жизни и здоровья граждан, в Кодексе Законов о Труде Российской Федерации и ряде других документов.

Набор правовых норм, регулирующих отношения, связанные с защитой материальных и культурных ценностей, объектов хозяйственного и иного назначения, содержится в законе Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральном законе «О пожарной безопасности» и некоторых других.

Особое место в системе законодательства по обеспечению безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций занимают федеральные законы «Об обороне» и «О гражданской обороне». В них содержится ряд принципиальных положений, касающихся планирования и осуществления мероприятий гражданской обороны, излагаются полномочия федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления в этой области.

Действующее законодательство в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера практически охватывает все основные направления деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренные Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором определены, прежде всего, общие вопросы организации деятельности РСЧС как системы в целом. В порядке реализации требований этого закона Правительством Российской Федерации утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этим документом на министерства, ведомства и организации Российской Федерации возложены определенные функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а МЧС России поручено осуществлять общее руководство созданием, функционированием и дальнейшим развитием РСЧС.

Нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности органов управления, сил и средств РСЧС, обеспечение их готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, содержатся в трех федеральных законах, пяти постановлениях Правительства Российской Федерации, в ряде нормативных документов МЧС России. Это Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановления Правительства Российской Федерации «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», приказ МЧС России «О дальнейшем совершенствовании управления поисково-спасательными формированиями МЧС России» и др.

Организация связи, оповещения и информирования в области защиты от чрезвычайных ситуаций опирается на правовые нормы, изложенные в федеральных законах «О связи» и «Об информации, информатизации и защите информации», в законе Российской Федерации «О государственной тайне». Указе Президента Российской Федерации «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», в пяти постановлениях Правительства Российской Федерации, среди которых постановление об утверждении Положения о порядке использования радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», правила предоставления услуг телеграфной и телефонной связи в чрезвычайных ситуациях и др.

Порядок передачи и использования закрытых данных определен законом Российской Федерации «О государственной тайне» и Положением о порядке взаимодействия МЧС России и его органов с центральным аппаратом Гостехкомиссии России по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, утвержденным этими ведомствами.

Вопросам правового регулирования отношений, связанных с подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, посвящен ряд нормативно-правовых актов. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет принципы организации подготовки населения к защите от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в этой области (ст. 20,21). Статья 19 этого закона обязывает граждан Российской Федерации «изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области, выполнять установленные правила и нормы поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций».

Подготовка населения строится в соответствии с порядком, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Этот нормативный акт устанавливает, что подготовка населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций ведется по соответствующим возрастным или социальным группам и осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях (в том числе общеобразовательных) независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства. Подготовке подлежат: учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также население, занятое в сферах производства и обслуживания. Методическое руководство, координация и контроль за подготовкой возлагаются на МЧС России.

Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций являются одной из основных задач РСЧС. Она закреплена в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в Положении о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в постановлении Правительства Российской Федерации «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ряде других нормативных актов.

Порядок материально-технического и финансового обеспечения деятельности РСЧС, создания и использования резервов материально-технических средств определен в общей сложности 32 нормативными правовыми документами. В частности, этой проблеме посвящена VI глава Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», состоящая из 4 частей: финансирование целевых программ; финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание и использование резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В Федеральном законе «О государственном материальном резерве» определены полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в отношении государственного резерва, часть которого предназначена для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» устанавливает порядок формирования и использования централизованных средств для решения данной проблемы.

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 13 мая 1997 года № 576 установило правила выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Ряд норм, касающихся вопросов финансирования РСЧС, ее подсистем и звеньев, содержатся в Положении о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 1994 года определен порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, строительстве и на транспорте. Совместным приказом Минтранса России, МПС России, Минобороны России от 25 августа 1992 года утверждено Положение о порядке обеспечения перевозок сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Порядок осуществления государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определен федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об экологической экспертизе», Указом Президента Российской Федерации «О государственных надзорных органах» и положениями о федеральных надзорных органах, утвержденными в установленном порядке.

Постановлениями Правительства Российской Федерации установлены правила проведения государственной экологический экспертизы в области промышленной деятельности и осуществления лицензирования отдельных видов работ, стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации продукции и услуг. Порядок проведения государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласования градостроительной документации и проектов строительства в системе МЧС России, привлечения специалистов для осуществления экспертиз определен рядом нормативных актов министерства.

Нормативно-правовую базу деятельности по организации ликвидации чрезвычайных ситуаций и ответственности за проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ составляют федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, определяющие порядок ликвидации последствий стихийных бедствий, и нормативные акты МЧС России.

В системе законодательства большое место занимают нормативные правовые акты, регулирующие вопросы социальной защиты населения, пострадавшего от стихийных бедствий, и лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Принятые за последние годы Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О социальной защите Граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», законы Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» вводят нормативные положения:

о правах граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

о медицинском обслуживании, компенсациях и льготах за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

о бесплатном государственном страховании, получении компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

о пенсионном обеспечении в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

о пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В нормативных актах Правительства Российской Федерации и соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации определены порядок и условия реализации установленных льгот по социальной защите, в частности: виды и размеры компенсаций и льгот; порядок выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет лицам, работавшим в зонах чрезвычайных ситуаций и принимавшим участие в их ликвидации; правила выдачи документов, подтверждающих пребывание в зонах с льготным социально-экономическим статусом; меры по обеспечению жильем и др.

Порядок выполнения обязательств, вытекающих из международных соглашений по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, а также оказания гуманитарной помощи, определен в ряде указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, инструкций МЧС России по вопросам, входящим в его компетенцию.

В настоящее время основные усилия правотворческих органов сосредоточились на вопросах совершенствования уже созданного законодательства, на разработке и принятии в связи с этим таких актов, которые предусматривали бы внесение в законодательство необходимых дополнений и уточнений. Так, из принятых нормативных правовых актов в 1997-1998 годах, более половины посвящены внесению необходимых уточнений и дополнений в действующее законодательство.

Созданная комплексная отрасль законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не лишена недостатков. Одни объясняются сжатыми сроками ее формирования, другие – тем, что законы, нормативные и правовые акты создавались разными правотворческими организациями государства. В результате не все акты имеют одинаковую юридическую силу. Некоторые распространяются на различные субъекты правоотношений и разное территориальное пространство, содержат противоречия, несогласованность. Количество нормативного материала лавинообразно возрастает, а это создает трудности в его использовании. Не все направления деятельности РСЧС имеют достаточное нормативное обеспечение. Все это требует дальнейшего развития системы законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Структура РСЧС.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура системы строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованьях (район, населенный пункт) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем и звеньев определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

К федеральному уровню РСЧС относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории России по 7 регионам. В составе РСЧС образованы: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Самара), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск), и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы.

К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъектов Российской Федерации с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.

Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый – территорию предприятия, учреждения, организации.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Управление РСЧС.

Управление РСЧС заключается в деятельности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решению возложенных на них задач и практическому их выполнению в повседневной деятельности, при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Система управления РСЧС строится по территориально-производственному принципу.

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС России, которое в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются координирующие органы - комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям, как коллегиальные органы, объединяют в своем составе ответственных представителей различных ведомств соответствующего уровня, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения – оперативно мобилизовать силы и ресурсы соответствующей территории на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» созданы и функционируют:

на федеральном уровне – межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

на территориальном уровне – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на местном уровне – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

на объектовом уровне (в организациях) – объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

При ведомственных комиссиях по чрезвычайным ситуациям могут создаваться штатные структурные подразделения, состав которых определяется министерством, ведомством, организацией в зависимости от возможных объемов работ по ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций.

Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).

На федеральном уровне таким органом управления является МЧС России.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» региональный центр ГОЧС (РЦ ГОЧС) является органом управления, специально уполномоченным решать вопросы гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, войск гражданской обороны.

Работа РЦ ГОЧС осуществляется на основании Временного положения о региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 29 марта 1999 года.

На территориальном, местном и объектовом уровнях функции постоянно действующих органов управления РСЧС ранее выполняли штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, которые после принятия Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1396 «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» были преобразованы в органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

В связи с этимна территориальном уровне органами управления ГОЧС сегодня являются министерства, комитеты, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на местном уровне – органы управления ГОЧС (управления, отделы), создаваемые при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне (в организациях) – отделы, секторы (специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организаций.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации создаются органы повседневного управления – дежурно-диспетчерские службы, включающие в себя:

оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные), в том числе Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

Для непосредственного управления ликвидацией конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления ГОЧС могут создаваться нештатные органы управления – оперативные штабы или оперативные группы.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на повседневных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Системы связи и оповещения РСЧС представляют собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналы общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающие передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления ГОЧС. Они базируются на стационарные и подвижные узлы связи органов управления ГОЧС.

Системы оповещения созданы на федеральном, территориальном и местном уровнях управления.

Федеральная система централизованного оповещения обеспечивает доведение в автоматизированном режиме установленных сигналов и речевой информации до всех РЦ ГОЧС и структур центрального подчинения при комплексном использовании средств и каналов связи, сетей радио- и телевизионного вещания, а также комплексов технических средств автоматизированного оповещения.

Непосредственное оповещение населения об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации в системе оповещения РСЧС осуществляется комбинированным путем, для чего используются электросирены, проводные средства связи и оповещения, местные сети проводного и эфирного радиовещания, телевидение.

Силы и средства РСЧС.

Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:

службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

формирования Госсанэпиднадзора России;

ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода России и Минторга России;

геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделения Минатома России;

учреждения Агентства по мониторингу чрезвычайных ситуаций;

учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относятся:

войска гражданской обороны;

поисково-спасательная служба МЧС России;

военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;

формирования гражданской обороны территориального, местного и объектового уровней;

специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

аварийно-технические центры Минатома России;

службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

восстановительные и пожарные поезда МПС России;

аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота, Федеральной службы речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.

Из перечисленных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности –силы постоянной готовности. Их перечень на федеральном уровне утверждается Правительством Российской Федерации, на территориальном, местном и объектовом уровнях – соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями организаций.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строител

Наши рекомендации