НЭП (Новая экономическая политика).
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
Учебный год
Ключи для проверки
Класс
(общее количество баллов – 100)
Задание №1. Тестовые вопросы (с одним правильным ответом). Прочтите отрывок и укажите произведение, фрагментом которого он является. Выберите правильный ответ к поставленным вопросам(по 1 баллу за каждый правильно угаданный тест. 2 балла за правильно указанное произведение. Всего 4 балла).
Отрывок из текста:
Ответ: Наказ Уложенной комиссии
1). В каком сражении русским войскам противостояли западноевропейские рыцари?
Ответ: 3
2). Последним царем из династии Рюриковичей являлся:
Ответ: 1
Задание №2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами. Выберите в представленных тестах правильные ответы.
(по 2 балла за каждый правильно угаданный тест. Всего 6 баллов).
1). Кочевыми народами, нападавшими на русские земли, являлись
Ответ: 2, 5
2). Тремя российскими военачальниками, прославившимися в ходе русско-турецких войн XVIII в., были:
Ответ: 2, 4, 6
3). Что из перечисленного относится к реформам Избранной Рады:
Ответ: 2, 3, 4
Задание №3. Ряды на определение принципа его построения. Определите по какому принципу образованы представленные ряды.
(по 2 балла за каждый правильно угаданный ряд. Всего 6 баллов).
1). П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский
Ответ: декабристы, казненные после подавления восстания на Сенатской площади.
2). Битва при Нарве, осада Нотебурга, битва у Лесной, сражение у мыса Гангут
Ответ: события Северной войны.
3). Граф П. А. Строганов, князь В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев
Ответ: члены Негласного комитета при Александре I
Задание №4. Ряды «на включение» – «на исключение».
((по 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 3 балла).
1). Кто из перечисленных лиц не относится к современникам Елизаветы Петровны?
Ответ: Г
2). Какой из перечисленных терминов не относится к эпохе Древнерусского государства:
Ответ: А
3). Кто из перечисленных не носил звание «генералиссимус»?
Ответ: Г
Задание №5. Хронологические последовательности.
(по 2 балла за каждую полностью верную последовательность. Всего 6 баллов).
1). Расположите правителей Российского государства в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
Ответ: БВГА
2). Расположите в хронологическом порядке события российской истории XIV-XV вв. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
Ответ: ВАГБ
3. Расположите в хронологическом порядке события правления Ивана IV «Грозного». Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
Ответ: ГАБВ
Задание №6. Задания на соотнесение двух рядов данных.
(по 2 балла за каждое полное соответствие. Всего 6 баллов).
1). Установите соответствие между именами российских правителей и событиями, связанными с их правлением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 2541
2). Установите соответствие между именами исторических лиц и сферами их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 3241
3). Установите соответствие между событиями российской истории и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 4531
Задание №7. Текст с пропусками. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами.
(по 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 9 баллов).
Ответы: 1. Северная. 2. Рекрутских. 3. Демидовыми. 4. Сенат. 5. «оком государевым». 6. Коллегии. 7. Адмиралтейств-коллегия. 8. Святейшему Синоду (Духовной коллегии). 9. Тайная канцелярия.
Задание №8. Задание по работе с иллюстративными источниками. Ответьте на вопросы к представленной иллюстрации.(по 2 балла за каждый верный ответ. Всего 12 баллов).
Ответ:
Неман;
2. 1807;
Тильзитский;
Александр I;
Наполеон Бонапарт;
6. Континентальная блокада / Блокада Англии
Задание №9. Задание на анализ карты. Опираясь на представленную карту, ответьте на вопросы.(по 2 балла за каждый верный ответ. Всего 8 баллов).
Ответ:
Чесма;
2. 1770;
Алексей Орлов;
4. Турция / Османская империя
Задание №10. Задание на анализ документов. Прочтите отрывок из Акта об отречении Государя Императора от престола Государства Российского и ответьте на вопросы.
(по 2 балла за каждый верный ответ. Всего 10 баллов).
Ответы:
НЭП (Новая экономическая политика).
Е годы.
3. РКП (б) – Российская коммунистическая партия большевиков.
На Х съезде.
5. В рамках «военного коммунизма».
Историческое эссе
(общее количество баллов – 30)
Темы эссе
1. Не знать истории – значит всегда быть ребенком. (Цицерон).
2. «Святослав Игоревич – Александр Македонский нашей древней истории». (Н.М. Карамзин).
3. XIII век – век борьбы русского народа за свою независимость.
4. «Иван III – это деятель не только русской, но и всемирной истории. Не обладая привлекательными свойствами Мономаха или Дмитрия Донского, он «стоит, как государь, на высшей ступени величия». (Н.М. Карамзин).
5. «Вопрос о государственном порядке превратился для него <Ивана IV>в вопрос о личной безопасности, и он, как не в меру испугавшийся человек, начал бить направо и налево, не разбирая друзей и врагов». (В.О. Ключевский).
6. «Смута – есть случайное явление, затронувшее интересы влиятельных людей, которые боролись за власть после пресечения династии Рюриковичей». (К.С. Аксаков).
7. «Реформа <Петра> сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами…». (В.О. Ключевский).
Для жюри:
При оценке эссе следует исходить из следующих критериев:
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
За каждый критерий выставляется – 6 баллов. Всего 30 баллов.