Новая экономическая политика

Новая экономическая политика

Форсирование социалистического строительства и его политические последствия

Образование СССР и национально-государственное строительство

Внешняя политика Советского государства накануне войны

Новая экономическая политика

В истории России особое место принадлежит 20-м гг. С начала 1921 г. главными в жизни страны стали задачи мир­ного строительства. Специфика 20-х гг. состояла в многооб­разии форм социально-экономического развития, в остроте политической борьбы, потребовавших отмены политики "военного коммунизма", выработки и внедрения новой эко­номической политики (нэп). Нэп был свернут в конце 20-х гг. Начало и завершение нэпа проходило в сложных условиях внутреннего и между­народного положения страны.

После окончания гражданской войны страна оказалась в тяжелейшем положении, столкнулась с глубоким эконо­мическим и политическим кризисом. В результате почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своих на­циональных богатств. По сравнению с 1913 г. валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13 %, а мелкой — более чем на 44 %. Ухудшилось положение в сель­ском хозяйстве. Сократились посевные площади, урожай­ность, валовые сборы зерновых, производство продуктов животноводства. Сельское хозяйство все более приобретало потребительский характер, его товарность упала в 2,5 раза. Произошло резкое падение жизненного уровня и условий труда рабочих. В результате закрытия многих предприятий продолжался процесс деклассирования пролетариата. Ог­ромные лишения привели к тому, что с осени 1920 г. в среде рабочего класса стало усиливаться недовольство. Положе­ние осложнялось начавшейся демобилизацией Красной Ар­мии. По мере того как фронты гражданской войны отодви­гались к границам страны, крестьянство начало все более активно выступать против продразверстки. По существу речь шла о кризисе политики "военного коммунизма".

15 мая 1921 г. Х съездом партии было принято решение о замене разверст­ки налогом. С заменой продразверстки натуральным налогом и раз­решением крестьянам продавать свою продукцию в целях стимулирования сельскохозяйственного положения страны связано начало новой экономической политики (нэп). Для формирования рынка и налаживания товарообме­на с крестьянами было необходимо оживить промышлен­ность, увеличить выпуск ее продукции. В этих целях при переходе к нэпу было проведено разгосударствление мел­ких и частично средних предприятий.

17 мая 1921 г. принимается постановление Совнаркома, в соответствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности как в фор­ме частных предприятий, так и в кооперативной. Более трети всех промышленных предприятий, преимущественно мел­ких и средних, было сдано в аренду. Причем более полови­ны из них получили частные лица. С 1921 г. была разрешена аренда средств производства. Часть предприятий (в основ­ном пищевой промышленности) взяли в аренду кооперативы. Одновременно указывалось на возмож­ность перехода к денежной форме обмена и необходимость введения платности всех хозяйственных услуг.

Активно заработал Госбанк. Стали создаваться товарные биржи. С переходом к нэпу начала возрождаться разветвленная система самодеятель­ных хозяйственных организаций, деятельность промысло­вой, потребительской, сельскохозяйственной, кредитной и других видов кооперации.

В результате этих мер к середине 20-х гг. в промыш­ленности около 18 % предприятий были кооперированы. Вместе с тем разрешалось для промышленного развития и привлечение иностранного капитала. С этой целью разре­шалась аренда российских государственных предприятий зарубежными предпринимателями. Первая концессия была учреждена в 1921 г. В целом же их количество было неве­лико, в 1926-1927 гг. — 65 предприятий. Возникали и со­вместные предприятия с участием средств Советского государства и иностранных фирм.

В начале новая экономическая политика рассматрива­лась как временная мера, предназначенная для подготовки перехода через прямой товарообмен к социалистическому продуктообмену. Ее необходимость объяснялась специфи­ческими условиями России, где многомиллионная масса мел­ких товаропроизводителей нуждалась в рынке. Однако уже на Х Всероссийской конференции 28 мая 1921 г. В.И. Ленин говорит о нэпе как о долговременной стратегии партии, подлежащей "проведению всерьез и надолго".

В качестве стимулов в развитии советской экономики на первый план выдвигались экономическая заинтересован­ность и хозяйственный расчет. Большое внимание уделя­лось кооперативным формам. В результате осуществления новой экономической по­литики в стране начался хозяйственный подъем. За период 1921-1924 гг. валовая продукция крупной государственной промышленности возросла более чем в 2 раза. На действо­вавших предприятиях удалось сохранить основные кадры рабочих. С 1923 г. начался быстрый рост числа рабочих, за­нятых в государственной промышленности, в результате чего удалось достигнуть довоенного уровня по выпуску важней­ших видов продукции в крупной и мелкой промышленности. Восстанавливался транспорт, налаживалась его работа.

Особенно важное значение имело оздоровление финан­совой системы. Наряду с Государственным банком в 1922 г. были открыты отраслевые банки — Торгово-промышлен­ный, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации и др. С осени 1921 г. в стране началось проведение денежной реформы. В октябре 1922 г. Госбанк выпустил в оборот бан­ковский билет (червонец), имевший твердое обеспечение. Торговый оборот начал стро­иться на основе твердой советской валюты, которая была при­нята на валютных биржах мира как конвертируемая.

Уже к 1922 г. обозначился заметный рост сельского хо­зяйства. Страна была накормлена.

XIV съезд Коммунистической партии, состоявшийся в декабре 1925 г., вошел в отечественную историю как съезд индустриализации. На XIV съезде Сталин, избранный в 1922 г. Генераль­ным секретарем ЦК партии большевиков, впервые говорил о курсе на индустриализацию как о генеральной линии пар­тии. Тогда же была сформулирована главная задача инду­стриализации: превратить страну из ввозящей машины и оборудование в страну, производящую машины и оборудо­вание, чтобы в обстановке капиталистического окружения страна представляла собой экономически самостоятельное государство.

Развивая идею об индустриализации страны, Л.Д. Троц­кий предлагал проводить индустриализацию ускоренными темпами, увеличить объемы капитальных работ, в ближай­шее пятилетие уменьшить диспропорцию между сельским хозяйством и промышленностью. Аналогичные суждения высказали и другие деятели партии и государства — Л.Б. Ка­менев, Г.Е. Зиновьев, Г.Л. Пятаков и др.

Пере­оценив успехи восстановления экономики, правительство наметило на 1925 — 1926 гг. большой экспорт зерна и за­купку на этой основе значительного количества иностран­ного оборудования. Однако объем заготовок оказался меньше намеченного. Сказались не только погодные усло­вия, но и негибкая практика кредитования лесозаготовок. Деревня вновь ощутила нехватку промышленных товаров. Ухудшению положения на рынке способствовали быстрый рост зарплаты и расширение масштабов капитального стро­ительства.

Чтобы ослабить товарный голод, правительство пошло на сокращение вложений в промышленность, уменьшение им­порта и увеличение сельхозналога в расчете на изъятие опре­деленной части средств из деревни, главным образом у кулаков.

В декабре 1927 г. состоялся XV съезд ВКП(б), который вошел в историческую литературу как съезд, провозгла­сивший "курс на коллективизацию". В действительности же на съезде речь шла о развитии всех форм кооперации, о том, что перспективная задача постепенного перехода к коллективной обработке земли будет осуществляться "на основе новой техники (электрификации и т.д.)", а не наобо­рот: к машинизации на основе коллективизации. Ни сроков, ни способов кооперирования крестьянских хозяйств съезд не устанавливал.

Начало второй половины 20-х гг. все еще проходило под знаком расцвета нэповских принципов. Важным показателем успехов был общий рост фабрич­но-заводской промышленности: ее продукция в 1927 и 1928 гг. превысила плановые наметки. Расширение индустрии поч­ти на 40 % происходило за счет собственных вложений, т.е. ресурсов предприятий.

В стране складывалась крепкая система сельскохозяй­ственной кооперации, в 1927 г. она объединяла уж треть крестьянских хозяйств. Рядом с ней действовала потреби­тельская и растущая кустарно-промысловая кооперация. Вместе они охватывали свыше двух третей товарооборота между городом и деревней, обеспечивая тем самым проч­ную экономическую связь между крестьянскими хозяйст­вами и промышленностью.

В 1925-1929 гг. производство зерна колебалось на уров­не чуть выше довоенного. Поголовье скота увеличивалось примерно на 5 % в год.

В то же время хлебозаготовительный кризис зимы 1927-1928 гг. создал реальную угрозу планам промышленного строительства, осложнил общую экономическую ситуацию в стране. По отношению к "держателям хлеба", прежде всего к кулацким и вообще зажиточным хозяйствам, были приме­нены "чрезвычайные" меры, что по существу вело к свер­тыванию нэпа в отношениях между городом и деревней.

Сталинская группа (Сталин и его сторонники В.М. Мо­лотов, К.Е. Ворошилов, Л.М. Каганович и др.) к этому вре­мени добилась большинства в политическом руководстве страны.

В январе 1928 г. Сталин предложил для ста­билизации хлебозаготовок развернуть строительство колхозов и совхозов. Сталин и его сторонники увидели то звено социально-экономической структуры деревни, кото­рое позволяло бы осуществлять перераспределение средств и снабжать город хлебом. В ноябре 1929 г. партийно-госу­дарственными органами принимается решение о форсиро­вании процессов коллективизации.

В 1929 г. на Украине и в РСФСР узакониваются чрез­вычайные меры по ограничению свободной продажи хлеба, устанавливается первоочередная продажа зерна по государственным обязательствам. Уже со второй половины 1929 г. начинается частичная экспроприация кулачества. Ограни­чиваются, а затем и свертываются различные кооперации, позднее ликвидируются земельные общества, все права и обязанности которых передаются сельсоветам.

В 1929 г. были пересмотрены плановые задания первой пятилетки в сторону резкого увеличения и постановки эко­номически недостижимых целей. Стимулирование трудо­вой активности рабочих опиралось в это время на энтузиазм и административные рычаги. Возможности материального стимулирования были ограничены уравнительной тариф­ной реформой 1928 г., введением нормированного снабже­ния в городах. 1929 год стал по существу решающим в отказе от нэпа. На судьбу нэпа большое влияние оказала полити­ческая обстановка в стране в тот период.

К концу 30-х гг. в Советском Союзе союзных республик стало 11; автономных — 22; автономных областей — 9; на­циональных округов — 9. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР) была упразд­нена, а Грузия, Армения и Азербайджан вошли в состав СССР. Казахстан и Киргизстан стали союзными республи­ками. К 1941 г. союзных республик стало 16, автономных — 20, автономных областей — 9, национальных округов — 10. Перед началом Великой Отечественной войны в 1939-1940 гг. в состав СССР вошли Западная Украина и Западная Бело­руссия, Бессарабия, Северная Буковина, прибалтийские буржуазные республики Латвия, Литва и Эстония, в кото­рых победила Советская власть, упраздненная здесь еще в годы гражданской войны.

Наши рекомендации