Семестр. Форма контроля – зачёт.
Содержание разделов и результаты изучения дисциплины.
Разделы дисциплины и их содержание | Результаты обучения |
1. Вводный курс | |
1.1. Языковая ситуация в изучаемом регионе Китайский язык в системе мировых языков. История китайского языка. Китайский язык до реформ 1956 года. Современный этап развития китайского языка. | Посредством изучения материалов общего характера сформировать общее представление о китайском языке. |
1.2. Фонетический строй китайского языка. Инициали и финали. Звуки, система слогов, тоны, изменения тонов, интонация. | Выработка навыков нормативного произношения на уровне слогов, формирование устойчивых артикуляционных навыков. Последовательное освоение характеристик финалей и инициалей, а также правил произношения. Правила транскрипции. |
1.3. Введение в иероглифику. История каллиграфии. Черты. Ключи. | Представление о иероглифическом типе письменности, принципиальным отличиям иероглифического письма от алфавитного и практике. Знания в области языкового и культурного значения китайской письменности, традиций и нововведений в современной китайской иероглифике. Освоение важнейших принципов письма и основных графем – значимых частей иероглифов. Знания о типах иероглифов по структуре: простых и сложных. Формирования навыков в области ключевых принципов построения китайских словарей. Лексика вводного курса: в иероглифической записи 60 лексических единиц. |
1.4 Общие сведения об основном строе китайского предложения. | Представление о специфических особенностях грамматики китайского языка: строгая экономия грамматических средств, проявляющаяся в разных аспектах грамматического строя языка. Основные сведения о порядке слов в предложении. |
2. БАЗОВЫЙ КУРС КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА. | |
2.1 «Приветствие». | Коммуникативная ситуация. Приветствие. Знания и умения. Освоение 7 лексических единиц в иероглифической записи. Общий вопрос с вопросительной частицей 吗. Вопрос с модальной частицей 呢. Наречие 也. Отработка звуков, закрепление произносительных навыков. Простая финаль [e], сложная финаль [ie], [uo]. Лёгкий тон, неполный третий тон, правила транскрипции. |
2.2 «Ты занят?» | Коммуникативная ситуация. Навыки беседы. Знания и умения. Освоение 7 лексических единиц в иероглифической записи. Наречие 都. Предложение с качественным сказуемым. Простая финаль [ou], заднеязычная носовая финаль [ang], предыхательные и непридыхательные согласные. |
2.3 «Это мой друг» | Коммуникативная ситуация. Это мой друг. Знакомство (первоначальные сведения о человеке) Знания и умения. Освоение 6 лексических единиц в иероглифической записи. Указательное местоимение 这. Выражение “这是…” Инициаль [zh], [sh], особая финаль [-i]. Сложная финаль [iou] |
2.4 «Род занятий» | Коммуникативная ситуация. Осведомление о профессии. Знания и умения. Освоение 6 лексических единиц в иероглифической записи, 4 лексических единиц в фонетической записи. Предложение с глаголом-связкой 是. Определение со значением притяжательности, образованное при помощи служебного слова 的. Указательное местоимение 那. Инициаль [ch], простая финаль [ai]. |
2.5 «Откуда ты?» | Коммуникативная ситуация. Наведение справок о гражданстве. Знания и умения. Освоение 8 лексических единиц в иероглифической записи, 5 лексических единиц в фонетической записи. Осведомление о гражданстве. Вопросительные местоимения 哪,谁. Инициаль [r], Простая финаль [ei], носовая финаль [ong] |
2.6 «Какая это карта?» | Коммуникативная ситуация. Наведение справок о хозяине предмета. Знания и умения. Освоение 5 лексических единиц в иероглифической записи, 8 лексических единиц в фонетической записи. Вопросительные предложения с вопросительными местоимениями. Инициаль [j] |
2.7 «Пожалуйста, выпейте чая» | Коммуникативная ситуация. Вежливое предложение напитков и блюд. Знания и умения. Освоение 10 лексических единиц в иероглифической записи, 5 лексических единиц в фонетической записи. Вежливое обращение, образованное при помощи 请. Инициаль [q], [x]. Правила транскрипции [in], [ing] |
2.8 «Как Ваша фамилия?» | Коммуникативная ситуация. Общение на бытовые темы. Знания и умения. Освоение 9 лексических единиц в иероглифической записи, 5 лексических единиц в фонетической записи. Отработка чтения двусложных слов и многосложных словосочетаний. Дифтонг |
2.9 «В каком номере она живёт?» | Коммуникативная ситуация. Навыки беседы на повседневные темы. Знания и умения. Освоение 14 лексических единиц в иероглифической записи, 4 лексических единиц в фонетической записи. Китайские числа 1-10, принцип образования китайских чисел от 1-99. Глагол и предлог 在. Предложение с глагольным сказуемым. Отработка комбинирования тонов. Отработка чтения двусложных слов и многосложных словосочетаний. Инициали [z], [c], [s] Особая финаль [-i], Эризация финалей, финаль [er]. |
2.10 «Благодарю тебя» | Коммуникативная ситуация. Выражение благодарности. Знания и умения. Освоение 12 лексических единиц в иероглифической записи, 4 лексических единиц в фонетической записи. Использование 一下儿 после глагола. Отработка комбинирования тонов, чтения многосложных сочетаний, эризованной финали. Дифтонги и трифтонги. |
2.11 «Они хорошие друзья» | Коммуникативная ситуация. Рассказ о друзьях. Знания и умения. Освоение 8 лексических единиц в иероглифической записи. Повторение фонетики. Простые финали, сложные финали, носовые финали. Обобщение правил фонетической транскрипции. Полутретий тон. Трёхсложные слова. |
2.12 «Знаком ли ты с ней?» | Коммуникативная ситуация. Встреча, случайная встреча. Знания и умения. Освоение 20 лексических единиц в иероглифической записи. Междометия 喂,啊. Союз 和. Общий вопрос с утвердительно-отрицательной формой сказуемого. Предложения с несколькими глаголами в составе сказуемого. Наречия 也,都. Словесное ударение. |
2.13 «Кем он работает?» | Коммуникативная ситуация. Наведение справок о специальности. Как передать привет от себя или от другого лица. Знания и умения. Освоение 20 лексических единиц в иероглифической записи. Предложения наличия с глаголом "有". Предложные конструкции с предлогами "在" и "给". |
2.14 «Сколько студентов на факультете китайского языка» | Коммуникативная ситуация. Наведение справок о количестве. Знания и умения. Освоение 24 лексических единиц в иероглифической записи. Различия в использовании 多少,几. Основные счётные слова. Сочетание существительного со счётным словом в функции определения. Наречие 还. Словесное ударение. |
2.15 «Эта юбка новая». | Коммуникативная ситуация. Разговор об одежде. Знания и умения. Освоение 25 лексических единиц в иероглифической записи. Различие в использовании 二,两. Выражение удовлетворения и восхищения при помощи использования наречия 太. Предложения с "是". Конструкция с предлогом "从". |
2.16 «Время суток» | Коммуникативная ситуация. Способы обозначения точного времени. Часы. Знания и умения. Освоение 26 лексических единиц в иероглифической записи. Существительные или словосочетания в качестве обстоятельства времени. Вопрос типа "…, 好吗?" "Давай [сделаем]…?" или "[Сделаем]…, ладно?" Ударение в трёхсложных и четырёхсложных словах. Ударение в модальных частицах 啊,吗,呢. |
2.17 «Распорядок дня студента» | Коммуникативная ситуация. Распорядок дня. Знания и умения. Освоение 12 лексических единиц в иероглифической записи. Обзор пройденной грамматики. Подлежащее, сказуемое, дополнение, определение и обстоятельство. Определение и служебное слово "的" (1). Закрепление произносительных навыков. |