Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 час
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
Образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
Кафедра истории и теории культуры
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Учебно-методический комплекс
Для бакалавриата по направлению
Культурология
Москва 2011
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Учебно-методический комплекс
Составитель:
канд. филос. наук, доц. Ю.А.Асоян
Учебно-методический комплекс утвержден
на заседании кафедры истории и теории культуры
24.03.2011, протокол № 7
Российский государственный гуманитарный университет, 2011
Учебно-методический комплексдля бакалавриата по направлению
033000 — Культурология включает в себя Рабочую программу дисциплины «Теория культуры» и планы семинарских занятий по данной дисциплине. Рабочая программа и планы семинарских занятий имеют единые общие требования и соответствуют учебному плану ООП. Рабочая программа и планы семинарских занятий имеют также единые учебные цели и задачи, сформулированных в программе дисциплины, и направлены на формирование компетенций, обозначенных в программе.
В УМК представлено содержание дисциплины, распределение часов курса по темам и видам работ, перечень семинарских занятий и методические материалы к ним, основная и дополнительная литература, рекомендованная для освоения курса, информация о применяемых образовательных технологиях и системе текущего и промежуточного контроля знаний студентов, даны примерные темы курсовых работ.
Содержание дисциплины предполагает изучение истории этических учений и отражение ее современных теоретических проблем.
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»
Аннотация
Дисциплина «Теория культуры» является общепрофессиональной (вариативная часть часть, гуманитарный, социальный и экономический цикл – Б 1) Предназначена для студентов по направлению подготовки 033000 — «культурология». Дисциплина реализуется на факультете Истории искусства кафедрой «История и теория культуры».
Содержание дисциплины
– изучение культуры как сложно организованного и исторически изменчивого образования, выполняющего разнообразные функции. Предметом теории культуры являются процессы функционирования и динамики культуры, принципы ее изучения и типологизации. Особое внимание в курсе уделено метатеории культуры предметом которой является интерпретация базовых понятий теории культуры, анализ концепций и направлений теоретической культурологии.
.
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника
ОК-1 - владение культурой мышления, способностей к восприятию, обобщению, анализу информации;
ОК-2 - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ПК-1 - владение категориями и концепциями, связанными с изучением разнообразных культурных форм, социокультурных процессов и практик;
ПК-2 - способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований
ПК-4 - готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости, оцениваемый степенью подготовки к семинарским занятиям, подготовка рефератов, докладов, выполнение аналитических заданий, промежуточный контроль в форме письменной работы и зачета
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Программой предусмотрены лекционные (10 час) занятия, семинары (16 час), самостоятельная работа студентов (46 час)
Цель и задачи дисциплины:
Цель дисциплины – способствовать формированию умений и навыков анализа культурологических теорий и концепций, теоретико-методологических оснований исследовательских подходов и практик изучения культуры.
Задачи дисциплины –
· сформировать у студентов представление о современной теоретической топографии – основных темах и проблемах, сопровождающих современные исследовательские подходы и практики изучения культуры
· продемонстрировать их принципиальную множественность; сформировать представление о метатеории культуры как способах изучения базовых понятий и категории культурологического знания.
Предмет курса – изучение культуры как сложно организованного и исторически изменчивого образования, выполняющего разнообразные функции. Предметом теории культуры являются процессы функционирования и динамики культуры, принципы ее изучения и типологизации. Сферой изучения метатеории культуры выступает интерпретация основных понятий теории культуры, анализ концепций и направлений теоретической культурологии.
Место дисциплины в структуре ООП:
«Теория культуры» является общепрофессиональной дисциплиной и адресована студентам, обучающимся по направлению «Культурология».Она призвана способствовать формированию рефлексивных установок в отношении к теоретическим основам культурологических исследовательских и проективных практик и подходов, которые в дальнейшем будут углубляться в процессе освоения ряда дисциплин
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций обучающегося:
· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-1);
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8)
· использование основных положений и методов социальных, гуманитарных наук при решении профессиональных задач, способность анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
· владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов и практик; (ПК 1);
· способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК -1);
· способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; (ПК-2);
1.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:
знать:
· предметную специфику подходов теории культуры, особенности ее языка, представлять место теории культуры в современном культурологическом знании и практиках исследования культуры;
· содержание категорий современной науки (пространство-время, хронотоп и др.), возможности и особенности их использования при построении теории культуры и в практиках социо-гуманитарного знания;
· содержание и значение терминов, используемых при построении общей теории культуры (культурогенез, динамика культуры, морфология культуры, типология культуры, традиция, картина мира, парадигма и др.)
· содержание понятий, описывающих отдельные области и сферы изучения культуры (понятия «миф», «мифологическое сознание», «религия», «религиозность», «языковая картина мира», «научная картина мира» и др )
· содержание, теоретико-методологические особенности, и относительность фундаментальных моделей и категорий истории культуры (история, историческая эпоха, категориальная схема: античность-средние века-новое время и др.)
уметь:
· критически воспринимать и интерпретировать тексты, представляющие теории и практики изучения культуры
· понимать логику их построения, обусловленность их содержания как теоретическим, так и социокультурным контекстом;
· определять значение разных теоретических подходов для конкретной исследовательской практики в сфере изучения культуры
· анализировать базовые тексты по теории культуры, распознавать исторический и теоретический контекст их формирования
владеть:
· понятийным аппаратом дисциплины;
· техниками анализа теоретико-культурологических текстов
· навыками теоретического анализа культурных форм и процессов;
2.
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 час
№ | Раздел дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекц. | Практ. занят. | Семинары | Самостоятельная работа | |||
1. | Введение Предмет и задачи курса | Аналитические задания | ||||
2. | Понятия общей теории культуры | Рефераты | ||||
3. | Культурная география: теоретические подходы и языки описания | Доклады | ||||
4. | Понятия и термины истории культуры (теоретическое содержание) | Доклады | ||||
Морфология культуры (социальные категории и понятия) | Доклады | |||||
Морфология культуры (символические формы и языки культуры) | Рефераты | |||||
Трансляции культуры: механизмы передачи культурного опыта | Письменная работа | |||||
Зачет | ||||||
Итого: |
Содержание дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Введение Предмет и задачи курса | Предмет теории культуры. Ее место в практиках культурных исследований Понятие метатеории культуры: анализ языка теорий культуры | |
Понятия общей теории культуры | Культура и культуры (категории и рубрики) Культура и природа. Понятие природы и языки ее описания. Культура и цивилизация как базовые понятия. Пространство и время как категории культуры. Картина мира и ментальность как понятия теории и истории культуры | |
Культурная география: теоретические подходы и языки описания | Границы, пространственные ориентиры и центры культуры. Восток и Запад как категории культурной географии и истории культуры. Региональные культуры: практики описания и теоретические концепты. Понятие Европы. Восточная Европа в подходах ментальной географии. Геокультурные мифологемы в истории и теории культуры. | |
Понятия и термины истории культуры (теоретическое содержание) | Понятие истории и исторической эпохи в знании о культуре. Концепции первобытной культуры. Античная культура: теории и понятия.. Концепции Средних веков и Возрождения. Теории Нового времени, модерна и постмодерна | |
Морфология культуры (основные социальные категории и понятия) | Понятие расы, язык расовых теорий XX века. Понятие нации, теории нации и национальной культуры. Общество как понятие теории и истории культуры. Языки описания общества. Культуры социальных групп (понятия и языки описания). Теория субкультур. Понятие субкультуры. | |
Морфология культуры (символические формы и языки культуры) | Язык и культура. Теории языка и культуры. Миф. Теории мифа и мифологического сознания. Религия и религиозная культура: принципы описания и базовые понятия. Теория художественной культуры, языки описания и понятия базового уровня. Интеллектуальная культура: понятия, теории и практики описания | |
Трансляции культуры: механизмы передачи культурного опыта | Культурные заимствования как проблема теории культуры. Традиция как категория теории и истории культуры. Практики трансляции культурного опыта: проблема «научения культуре». Механизмы трансляции и присвоения культуры: проблема перевода |