Методологические основания создания мультисенсорных арт-объектов для лиц со слепоглухотой.

Современное отношение общества к лицам с инвалидностью олицетворяет верх гуманизма и прагматизма. С одной стороны прослеживаются тенденции к созданию максимально удобных условий жизнедеятельности для лиц с ОВЗв – так называемая «доступная среда». Создаются профориентационные центры для лиц с инвалидностью. Ведется работа в направлении спорта и туризма. С другой стороны, решаются вопросы минимизации последствий инвалидности путем разработки новых технических устройств: бионический глаз, экзоскелет, вибро-аккустические аппараты и прочее.

Двухсторонний подход в решении проблемы адаптации человека к окружающей среде, позволяет по новому взглянуть на различные сферы жизни, в том числе сферу искусств. Совершенно очевидно, что становится бессмысленным картина художника для слепого и музыка композитора для глухого. Тем не менее, из истории мы знаем, что существуют слепые художники и глухие музыканты.

К первым относится Джон Брамблитт – слепой художник. Джон потерял зрение в результате неврологической болезни, до которой занимался рисованием. Приобретенные ранее навыки и каждодневная практика рисования «в слепую» помогли Джону распрощаться с депрессией. Более того, Джон разработал собственный метод рисования – тактильная краска. Так проводя ладонью по холсту, благодаря кожной чувствительности появляется возможность ощутить картину через другой канал восприятия.

Ко вторым относится не безызвестный Людвиг ванн Бетховен. Из истории известно, что потеря слуха происходила постепенно, а так как композитор практиковался в сочинительстве часто, он помнил, как звучит каждая нота. К тому же, по некоторым сведеньям Бетховен пользовался кинестетическим восприятием при игре, зажимая в зубах деревянную палочку, дотрагиваясь ей до струн рояля.

Объединяет этих двух людей желание творить и метод адаптации к возникшим трудностям. При потере слуха или зрения у композитора или художника происходит перераспределение информационной нагрузки на сенсорные системы. Если ранее ведущим каналом восприятия художника являлось зрение, то после его потери система обработки визуальных образов адаптируется к наиболее универсальному каналу восприятия информации – кожной чувствительности.

Кожная или тактильная чувствительность – восприятие животными и человеком с помощью концевых образований чувствительных нервов в коже (рецепторов) прикосновения, давления, вибрации, тепла, холода и боли []. Из определения следует, что кожная чувствительность обладает способностью полимодального анализа сенсорных сигналов. Одновременное восприятие давления, вибрации, холода, тепла и боли невозможно. Перечисленные модальности можно разделить на группы:

1) Давление и вибрация ощущаются посредством одних и тех же рецепторов, расположенных в непосредственной близости к кожному покрову.

2) Холод и тепло ощущается посредством терморецепторов, которые пролегают в толще кожи.

3) Болевые ощущения универсальны и не привязаны к какой-то конкретной сенсорной системе.

Универсальность тактильной чувствительности связана с ее распределением по всей поверхности тела. Ощутить прикосновение невозможно только в случае повреждения эфферентных проводящих путей передающих сигнал от рецепторов кожи или поражения структур спинного или головного мозга, ответственного за переработку этого рода информации. Полный крах приспособляемости к окружающей среде возможен при потери большой доли тактильной чувствительности в основных сенсорных зонах (ладони, губы и язык), полной слепоте и глухоте.

Позиция универсальности тактильной чувствительности дает ряд преимуществ при создании арт-объектов для лиц со слепоглухотой:

Преимущество 1. Помимо «понятного» считывания рельефа поверхности объекта тактильный канал связи предполагает возможность передачи информации через частоту вибрационных колебаний и изменений температуры этих объектов. Арт-объект приобретает возможность воздействовать через тактильное давление, вибрацию и температуру.

Преимущество 2. Возможность ощущать тактильную информацию всем телом открывает возможность локализовать ощущения в необходимых местах и при необходимости их транспортировать. Арт-объект приобретает телесную ориентированность.

Преимущество 3. Через тактильный канал связи можно передавать сигналы различной интенсивности и качества – ощущение ветра и его отсутствия, мягкости и жесткости, холода и тепла и т. д. Арт-объект приобретает динамические свойства подачи тактильных воздействий

Преимущество 4. Поскольку тактильная чувствительность локализована по всей поверхности тела, а конечности способны к пространственному перемещению относительно исследуемого арт-объекта, появляется возможность создание объектов в трехмерном пространстве. Арт-объект приобретает возможность расположения его частей друг относительно друга в трехмерном пространстве.

Таким образом, перечисленные преимущества позволяют создавать арт-объекты с большим количеством способов преподнесения тактильной информации. Подобная поливариативность способов подачи информации учитывает большое количество сложностей моделирования смыслового содержания арт-объектов для слепоглухих.

Другой, не менее важный в природе канал связи с окружающей средой – обонятельный. Применение душистых веществ в арт-объектах для слепоглухих допустимо, но предполагает некоторые границы.

Первая граница связана с интенсивностью запаха. Если арт-объект находится в закрытом, не проветриваемом помещении в отсутствии вентиляции, то такой объект, во первых, будет отвлекать на себя внимание от других экспонатов, во-вторых может вызывать аллергическую реакцию посетителей, а в третьих – скапливание ароматической оболочки вокруг арт-объекта может спровоцировать негативные переживания посетителей за счет надпорогового увеличения концентрации воспринимаемого запаха.

Вторая граница связана со сложностью восприятия неизвестных ранее душистых веществ. Так ранее неизвестный запах может спровоцировать неприятные ощущения, а известные ароматы не всегда вызывают положительные переживания и не всегда приятны.

Для того, что бы решить проблему границ использования запахов в условиях демонстрации арт-объекта на общественных площадках, необходимо предварительно проводить ряд исследований. Только после определения ряда параметры предъявления запаха, а так же степени выраженности этих параметров относительно места демонстрации объекта, будет возможно презентовать арт-объект без негативных последствий.

Арт-объект ориентированный на лиц со слепоглухотой не должен исключать возможности акустического и визуального оформления в соответствии со степенью потери слуха и зрения и их сочетаниями. Классификация слепоглухих по сенсорному признаку включает в себя:

1) Тотально слепоглухих, у которых наблюдается полное отсутствие зрения и слуха.

2) Практически слепоглухих. Минимальные остатки зрительной или слуховой функций, на которые можно опираться.

3) Слабовидящих глухих.

4) Слабослышащих слепых.

5) Слабовидящих слабослышащих.

Без сомнений, что при создании арт-объекта, в первую очередь необходимо ориентироваться на тотально слепоглухих, а значит ориентироваться на универсальный сенсорный канал связи с окружающей средой – тактильный. С другой стороны, лица обладающие остаточным слухом и остаточным зрением способны к определению некоторых качеств слуховых и визуальных стимулов.

Визуальные стимулы адаптированные для лиц с остаточным зрением. Основная проблема связанная с предъявлением визуальных стимулов – нозологическая. Поскольку нарушения могут различаться от случая к случаю необходимо найти оптимальное качество и интенсивность визуального стимула, а так же его пространственную локализацию на арт-объекте.

Слабовидящий – лицо, обладающее остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения). Норма интенсивности освещения при подобных нарушениях для детей – 500-600 люкс на рабочей поверхности. Например, норма для офисного помещения, где используются компьютеры по Российским стандартам (СНиП 23-05-95) – 200-300 люкс. Как видно, интенсивность освещения для слабовидящих детей в двое выше офисного стандарта.

Поскольку речь идет о арт-объекте, то справедливо заметить, что для создания полноты ощущений необходимо не только полагаться на интенсивность освещения, но и на его цвет. Использование ярких цветов расположенных друг относительно друга достаточно близко, может нарушить целостность восприятия слабовидящего человека. Решением данной проблемы может служить использование 2-3 цветов на большой площади, при условии минимального их наложения друг на друга. Других ограничений по использованию цветового оформления не предполагается. Для того, что бы расширить диапазон используемых цветов в арт-объекте можно использовать источники света с функцией настройки цвета – Led лампы. Настройка цвета может происходить через включение и отключение датчиков к которые активирует человек, изучающий арт-объект.

Слуховые стимулы адаптированные для лиц с остаточным слухом. Слабослышащими считаются лица с понижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ. Решений по адаптации слуховых стимулов для лиц с остаточным слухом – два.

1) Использование специальных слуховых аппаратов, позволяющих увеличивать интенсивность звука, тем самым делая его доступным для восприятия;

2) Использование устройств передающих тактильную вибрацию в соответствии с вибрациями звуковой волны;

Устройства, относящиеся к первому решению уже достаточно распространены на рынке и являются общедоступными. Устройства, относящиеся ко второму типу разрабатываются и еще не вошли в массовое производство. Такие устройства персонифицированы и передают вибрацию на тело в область грудной клетки. Эффективность данных устройств подтверждена практикой [].

Относительно вкусовой чувствительности необходимо уточнить, что при создании стационарного арт-объекта использование вкуса осложненно вероятностью наличия аллергических реакций на определенные вещества, а так же сложностью встраиваемости в арт-объект возможности гигиеничной пробы вкуса.

Вниманию читателей мы предлагаем мультисенсорную модель арт-объекта, созданного с учетом всех вышеперечисленных требований и условий. В качестве арт-объекта выступает картина Мадонна Лита, написанная Леонардо да Винчи. На картине изображена женщина, кормящая грудью ребенка. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент [Википедия].

Мультисенсорная модель картины «Мадонна Лита» состоит из трех взаимосвязанных частей:

1) Первый план - Мадонна с младенцем - 3D модель

2) Второй план - гладкая полукруглая стена с двумя окнами

3) Третий план - сенсорный рельеф пейзажа в окнах

Расположение частей друг относительно друга не исключают возможности одновременного касания всех трех элементов. Расстояние между 1, 2 и 3 планом не должно превышать расстояния вытянутой руки.

Первый план.

Мадонна с ребенком в реалистическом стиле. Температура кожи Мадонны около 35-36 гр. Температура ребенка при активации датчиков - 43 гр. Тело малыша вибрирует в такт музыке. Из ноздрей младенца струиться аромат молока. Сокращения тела создают эффект дыхания в соответствии с ритмом музыки и изменениями интенсивности воздушных потоков исходящих из окон второго плана.

Мадонна выполнена по пояс (70 см) на гидравлической платформе для регулировки высоты. Гидравлическая платформа на одной ножке по центру. От пояса до пола продолжение одежды Мадонны (велюр, алькантар, бархат).

Второй план.

Гладкая полукруглая стена с двумя отверстиями (окнами) располагается позади «Мадонны» на расстоянии 2-4 см на уровне плеч. Полукруглая стена для возможности создания акустического эффекта реверберации (отражения звука). Лицевая сторона из гладкого, холодящего материала. На стене текст (шрифт Брайля) с подробным описанием сюжета картины. В окна можно свободно просунуть руку. Тыльная сторона полукруглой стенки имитирует архитектурный рельеф стен эпохи Возрождения. На верхней точки стены находится яркий источник света направленный на Мадонну. Подача цвета связана с датчиками движения из третьего плана арт-объекта, например: касание земли – зеленый; касание неба - голубой. Тень, созданная Мадонной от источника света падает на пол.

Третий план.

Конструкция полусферы, закрепленная с тыльной стороны полукруглой стенки. Доступ к внутренней части полусферы пролегает через два окна с фронтальной стороны арт-объекта. Внутри полусферы расположен рельефный пейзаж:

· Верхняя часть рельефного пейзажа – небеса. Тактильные ощущения – мягкость, воздушность и прочее.

· Середина рельефного пейзажа – граница перехода неба и гор.

· Нижняя часть рельефного пейзажа сделана из материалов, передающих ощущение касание к траве и воде. Для создания ощущения воды можно использовать желеобразный гель.

В полусферу вмонтированы вентиляторы, которые выдувают воздушные потоки через окна 2-го плана в такт дыхания младенца. В систему вентиляции встроены ароматические диффузоры, дозированно подающие запах в соответствии с необходимостью.

Контакт с моделью Мадонны:

1) Ощущение ветра и аромата картины. При приближении к арт-объекту у слепоглухого человека есть возможность ознакомиться с инструкцией, в которой указана последовательность действий интерактивной мультисенсорной картины.

2) Модель Мадонны с ребенком. На данном этапе происходит тактильное знакомство с моделью Мадонны Литы. Не исключается возможность активации датчиков, включающих вибрацию некоторых частей модели.

3) Холодная полукруглая стена с текстом. Следующим этапом человек знакомится с пространством за Мадонной. Он ощущает холодную стену, на которой шрифтом Брайля написан сюжет картины.

4) Объятие Мадонны. Просовывая руки в окно происходит активация программы Мадонна Лита. Раздается детский крик, начинает нагреваться тело ребенка. Играет музыка в стиле эпохи Возрождения соответствуя по настроению сюжету картины: переход от тревоги за ребенка к блаженству и успокоению. Музыка, сокращения тела ребенка и интенсивность потоков воздуха из окон соответствуют единому ритму. Человек, как бы обнимает Мадонну таким образом, что «дышащий» и «нагревающийся» ребенок находится на уровне живота человека.

5) Ощупывание рельефа «башни». Ощущение – Мадонна в «Башне»

6) Ощупывание неба, гор, земли и речки. Активируя тот или иной датчик происходит изменение подсветки модели таким образом, что бы у человека создавалось впечатление того, что его касания меняют цветовое сопровождение.

Таким образом, мультисенсорная модель картины Мадонна Лита может быть реализована в условиях поставленных требований, где тактильная чувствительность является универсальной. Основные ощущения ритмики, рельефа и пространства переданы именно благодаря тактильному восприятию, что позволяет на данном уровне сформировать в восприятии целостный образ картины, написанной Леонардо да Винчи.

Методологические основания создания мультисенсорных арт-объектов для лиц со слепоглухотой. - student2.ru Методологические основания создания мультисенсорных арт-объектов для лиц со слепоглухотой. - student2.ru

Текст защищен авторским правом

Авторы:

Букреев Никита Сергеевич

Перегудова Наталья Александровна

Наши рекомендации