Развитие навыков классифицирования. На прогулке найдите два цветка, расскажите, как они называются, где растут

Найди отличия

На прогулке найдите два цветка, расскажите, как они называются, где растут. Внимательно рассмотрите цветы. Опишите, задавая ребенку вопросы, каждый цветок по отдельности. Затем сравните цветы, фиксируя внимание на цвете и форме их лепестков, листьев и т.д. Повторяйте упражнение на каждой прогулке, расширяйте ассортимент цветов. Кроме них можно использовать отдельные листья, травинки, шишки и т.п. Предложите малышу отыскать два одинаковых цветка или листика, собрать букет из одинаковых цветов, из двух видов цветов. Игра способствует развитию навыков классификации предметов по признакам, дает основы сравнительного анализа, знакомит с растительным миром.

Посади морковку

Вам потребуются: две полоски из черной бумаги — широкая и узкая, вырезанные из картона изображения морковок — 4 маленьких и 4 больших. Предложите малышу помочь зайке посадить морковку. Большую морковь надо разместить на широкой грядке, а маленькую — на узкой. Игра учит ребенка классифицировать предметы по размеру.

Спрячь в ладошке

Вам потребуются: маленький и большой шарики. Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус, крэкс-пэкс-фэкс!», заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое. Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравните шарики между собой, затем с ладошкой ребенка. Проделывайте подобные фокусы с любыми другими мелкими предметами. Игра развивает умение соотносить предметы по величине.

Гости

Вам потребуются: большая кукла, маленькая кукла, предметы кукольной посуды — большие и маленькие (ложки, тарелки, чашки). «К нам пришли гости! Кукла (пусть ребенок придумает имя) и кукла (имя). Они очень долго добирались, поэтому устали и проголодались. Давай их угостим чем-нибудь!». Пусть малыш сам предложит угощение для кукол. Усадите кукол за стол и попросите кроху правильно расставить посуду: большой кукле - большие предметы и - наоборот. Если кроха ошибется, помогите ему. «Угощением» могут стать любые подручные материалы: мелко порванная цветная или белая бумага, мелкие детали конструктора, пуговицы и пр. Фантазируйте, научите ребенка использовать привычные предметы в новом качестве. Например, обрывки белой бумаги — манная или рисовая каша, маленький мячик — яблоко и т.п. Предложите малышу самому разложить яства по тарелкам, при этом замечайте: «Что-то ты этой кукле положил совсем мала, дай ей побольше каши. А у этой много, она столько не съест, сделай ее порцию поменьше». Игра способствует развитию воображения, моторики, речи, знакомит с понятием «больше — меньше».

Развитие артикуляционного аппарата

Снежинка на ладони

Положите на ладонь ребенку кусочек ваты, попросите малыша представить, что это снежинка, попросите ее сдуть. Усложняя задачу, кладите несколько кусочков ваты, обрывки бумаги, небольшую пуговицу и т.п. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, воображения.

Водяные пузыри

Вам потребуются: соломинка для коктейля, емкость с водой. Научите ребенка дуть в соломинку, один конец которой помещен в воду. Получившиеся пузыри можно ловить рукой или ситечком. Предлагайте менять интенсивность выдувания: дуть сильно, слабее, совсем слабо. Фиксируйте внимание малыша на том, какие пузыри получаются при этом. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, знакомит со свойствами вещества.

Гол!

Сделайте на столе арку (ворота) из кубиков или конструктора. Положите перед малышом ватный шарик или перышко, предложите «задуть» его в ворота. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Шелест ветра

В межкомнатном проеме повесьте бумажные полоски. Попросите малыша побыть ветром и подуть на них. «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!».

От топота копыт...

Научите ребенка щелкать языком, изображая цокот копыт. Попросите показать, как скачет маленький жеребенок (цокать быстро и слабо), взрослый конь (отчетливо и медленно). Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Мотоцикл или КамАЗ

Предложите ребенку изобразить, как работает мотор мотоцикла, затем, легкового автомобиля, грузовика. Обращая внимание на то, как меняется громкость, тембр, интонации голоса. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Зарядка для языка

Расскажите малышу сказку, повторяйте вместе с ним все описанные действия: «Жил-был маленький язычок. Как назывался его дом? Правильно, рот. Как и в любом, доме, там был потолок, пол и стены. Проверь своим язычком, все ли на месте у тебя во рту (потрогать языком верхнее небо, щеки). А двери в его домике были крепкие-крепкие, отгадай, что это за двери Конечно, зубы. Покажи-ка двери своего домика. Когда язычок хотел выйти наружу, он приоткрывал свои двери, чуть-чуть высовывался, потом опять прятался и так несколько раз. Осмелев, он выходил наружу, смотрел вправо, влево, вверх, вниз, потом делал это быстрее, еще быстрее. Однажды язычок увидел блюдце с молоком, а он очень любил молоко, облизнулся и решил его выпить. Сначала он пил из блюдца, как из чашки (сделав губы трубочкой, втягивайте в себя воздух), но это было неудобно. Тогда он стал пить так, как это делают кошки. Выпив все молоко, он опять облизнулся и отправился домой, но перед этим помыл свои двери (проведите языком по внешней и внутренней стороне зубов)». Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Изучение букв

Волшебный домик

Расчертите альбомный лист на крупные клетки. В каждую клетку впишите букву в алфавитном порядке, рядом с буквой нарисуйте предмет, название которого начинается с этой буквы. Приклейте к получившимся окошкам открывающиеся ставенки. Предлагайте малышу заглядывать в окошки, при этом называйте букву и предмет рядом с ней нарисованный, выделяя первую букву. После многократных повторений игры, спрашивайте у ребенка: «А где живет буква А? А кто живет вместе с ней (картинка)?». Игра поможет ребенку быстрее запомнить буквы.

Буквы ходят в гости

Вам потребуются: карточки с буквами (без дополнительных изображений). Предложите ребенку водить буквы в гости друг к другу. Начните с гласных букв. Обратите внимание на то, что на карточках они должны быть красного цвета. Выложите букву А, начните рассказ: «Жила-была буква А. Она очень любила петь. Пела она: «Ааа-а-а-а». Спойте вместе с ребенком. «Однажды к ней пришла буква У, — выложите букву, — она тоже была певицей и пела «Ууу-у-у-у». Спойте. Договоритесь с малышом, что каждый из вас будет петь за одну из букв. Объявляйте: «Поет буква А (У)». Меняйтесь «песнями». Предложите петь друг за другом, чтобы услышать, что у вас получится (А-У, У-А). Обыграйте таким образом все гласные буквы. Приступая к изучению согласных, расскажите: петь они совсем не умеют, а только передразнивают разные звуки, например, буква Ж все время дразнит жука и говорит: «Ж-ж-ж-ж», буква Ф - ежика «Ф-ф-ф-ф», буква Ш все время просит говорить потише: «Ш-ш-ш» и т.д. Игра способствует развитию правильного произношения, дает основы слогосложения.

Запомни и прочти

(по методике Глена Доманна)

Вам потребуются: карточки с названиями. разных предметов. На каждом знакомом малышу предмете поместите карточку с его названием, написанным крупным шрифтом. Периодически совершайте экскурсии по квартире, громко читая ребенку то, что написано на карточке. Такие карточки можно делать перед выходом на прогулку и ставить их возле описанного объекта: «БЕРЕЗА», «ТРАВА», «СКАМЕЙКА». Игра способствует развитию зрительной памяти, учит читать.

Найди похожее

Вам потребуются: крупные карточки одинакового размера с короткими, написанными крупным шрифтом, словами (КОТ, ШАР, ДОМ и т.п.). Разделите парные карточки. Одну половину выложите на стол. Показывайте малышу карточку с надписью и предлагайте отыскать ее «подружку» среди лежащих перед ним. При этом четко проговаривайте написанное слово

Потрогай буквы

Вам потребуется: бархатная бумага. Вместе с ребенком вырезайте буквы из бархатной бумаги. При этом называйте малышу каждую букву, придумывайте слова, которые с нее начинаются. Вырезанные шаблоны наклейте на карточки. Попросите кроху обвести ту или иную букву пальцем, вспомнить слова, которые вы с ним придумали, вырезая эту букву. Игра развивает мелкую моторику, помогает выучить буквы.

Обучение счету

Кубик для башни

Вам потребуются: кубики. Предложите малышу построить дом или башню из кубиков. В процессе игры просите ребенка: «Дай мне, пожалуйста, один (два, три и т.д.) кубик, мне не хватило одного кубика». Интонационно выделяйте требуемое количество кубиков. Передавайте кубики крохе, не забывая указывать их количество: «Я вижу, у тебя закончились красные кубики, вот, возьми два кубика». Игра помогает освоить категорию «количество», обучает счету.

Считалочки

Учите малыша считалкам. Читайте их ритмично, указывая пальцем попеременно на всех участвующих в игре.

Зайчик

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайцу поскакать,

Ждет его серый волк,

Он зубами - щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Игра помогает научиться считать, развивает речь ребенка

Наши рекомендации