Воскрешение умершей женщины
Наконец добрались до дома, где жила больная. Муж последней встретил шамана с такими словами:
«Из такой дали вам пришлось напрасно терять время и труд. Больная уже скончалась два дня тому назад».
Шаман ответил:
«Делать нечего, приходится мириться с тем, что произошло»! Провёл одну ночь. На следующий день он говорит хозяину:
«Вриехав из далёкого края, мне не хотелось бы возвращаться не потрудившись и не сделав никакой попытки. Разреши мне совершить камлание»!
Услышав слова шамана, дочь домохозяина с гневом сказала:
«Я не знаю таких людей, которые видели бы своими глазами или слышали ушами о таком шамане, который своим камланием воскресил бы мёртвого человека. Она мертва вот уже как три дня. Ты, как мне кажется, или сошёл с ума, или же просто глуп»?
Но однако отец ея не имел ничего против камлания.
Шаман приступл к камланию. Оно длилось целую ночь. Вот он, подержав руки в пламени горящего комелька, стал гладить мёртвую женщину. Это он проделал три раза. Вслед за тем втянул в себя ея недуг («бохсуруйар»): мёртвая тотчас же стала дышать и открыла глаза. Шаман прекратил камлание и сказал:
«Если она так заметно ожила, то может быть что-нибудь и получится»!
На следуюшую ночь он тоже приступил к камланию. Больная почувствовала себя ещё лучше. Во время камлания шаман обратился к той сердитой девице, которая вздумала бранить его, со словами:
«Дитя моё, а ну-ка схватись руками за козырёк камелька»! Та послушно взялась за козырёк. В старину у богатых женщин ровдужные полуштанники бывали сплошь украшены корольками, разнообразными медными подвесками – чопчу, тиэрбэс, кымырдагас и проч. Но вдруг такие нарядные полуштанники очутились на дверной дужке. Как они были сняты и очутились там, девица и сама не ведала.
Больная поправилась настолько, что могла самостоятельно сидеть перед очагом.
Шамана отправили обратно.
Этот рассказ в наших краях очень распространённый. Рассказывают в Оргетском, Кентикском и других наслегах.
Степанов Иван 55 лет,
Хоринского наслега,
Верхне-Вилюйского улуса.
9 марта 1925 года.
ШАМАНСКИЕ ЧУДЕСА.
(Воскрешение мёртвого).
В глубокой древности, в эпоху прадедов («былыр ёбюгэ сагана»), как гласит предание, а Мастахском улусе жил старик-рыбак. Он имел сына, который с семилетнего возраста ходил по соседям и, выпрашивая молочную пищу («юрюнгнээн»), прокармливал всю семью. Вскорости распространился слух, что этот парень совершает (удачное) камлание против «аббасы» (злого духа), причиняющего болезнь и смерть телятам.
Однажды этот парень, идучи к какому-то богачу, зашёл в одну юрту. Там на левой наре лежала тяжело больная женщина, у которой все четыре конечности были привязаны к лежанке. Эта женщина завела беседу с парнем и упросила его совершить над нею камлание. Парень согласился, взял сковороду (взамен бубна) и стал шаманить. У той женщины был вздут живот. После камлания вздутость прошла и больная совершенно здоровой стала на ноги. С тех пор этот парень превратился в настоящего шамана и молва о нём была слышна в далёких краях.
В то время в якутском крае (т.е. в якутском уезде) захворал именитый человек, глава всех восьми якутских улусов, по прозванию Туттук-Кулуба. Так как он был накануне смерти, сын его, по совету одной шаманки, выехал на Вилюй за этим парнем-шаманов. Он приехал с лишним конём но поводу и с зимней одеждой для шамана. Парень согласился. Поехали.
Когда до дому больной оставалось около 20-ти верст, шаман обратился к своему провожатому со следующими словами:
«Вот пять моих предписаний, которые ты должен испол нить без малейших нарушений: 1) скоро я поеду впереди тебя; 2) ты остерегайся, чтобы голова твоего коня не касалась крупа моего; 3) когда мой конь начнет биться, ты не шевелись и не обращай внимания; 4) затем, если я сверну с дороги и пойду бродить по снегу, ты не вздумай останавливать меня; 5) наконец, если услышишь голос человека, то никогда на это никак не откликайся»!
Затем шаман предсказал ему, что его отец – старик уже скончался. Дальше подробно описал его местожительство, дом и окрестности, провидел также и мыс – пригорок, под которым они должны были проехать.
Когда доехали до определённого мыса, шаман приказал остановиться и поехал впереди. Свернув с дороги, он побрел по снегу и, подойдя к одному пню, стал вести с кем-то беседу. В ответ раздался голос, говорящий:
«Оказывается, приехал ты, мой сродственник, с которым я воспитался в одном гнезде, (где воспитываются души шаманов)! Я, не подозревая о твоём прибытии, пришел уже прервав жизнь (дословно – «дыхание») старика, но тем не менее одна треть жизни осталась при нём; попытайся совершить камлание, но не забудь назначить мне награду, ибо я уже три года ничем ещё не поживился»!
Вот прибыли они к местожительству больного, который уже скончался. Дом был полон людьми. Среди собравшихся был один шаман и одна нарядная молодая женщина. При появлении приезжего вилюйского парня-шамана оба последние посмотрели на него с пренебрежением.
Парень начал шаманить над умершим. Вот он во время пляски трижды закружился в противную сторону. В этот момент тот шаман, который вздумал умалить его шаманскую силу, упал в обморок. Дальше шаман воззвал;
«О явитесь ко мне («будьте ближе») восемь дев, сдружившихся вместе»!
«И девять парней, подобных стае журавлей без маток»!
В этот момент та самая нарядная женщина, которая обнаруживала невнимание к приезжему шаману, оказалась совершенно голой и в таком виде, направляясь в скотский хлев, упала поперек дверного прохода. Она была, оказывается, дочерью старшего сына умершего головы. Ея отец взмолился к шаману:
«Если нужно отдать замену и выкуп за жизнь, то возьми меня, а дочь мою пощади! («Мэйии менгиэтэ, тыын толуга»; правильнее говорится «бэйэ мэннитэ, тыын толуга». «Мэнни – наверное видоизменение – «манньа» - награда, цена, а «толук» - выкуп, искупительная жертва»).
Услышав его мольбу, шаман сделал круг навстречу движению солнца и сказал:
«Прибывши помочь и врачевать, будет не хорошо мне создавать несчастье («бюдюсю»)!..
Затем, вопрошая (духов) о том, какой выкуп взять взамен (возвращаемой) жизни, он стал бить в бубен по направлению средней балки юрты. Обращаясь к отцу молодой женщины, шаман сказал:
«В качестве выкупа за жизнь твоей дочери я взял одного табунного жеребца и одну отборную кобылицу… Они уже погибли»!..
Затем, по поводу умершего шаман сказал:
«Около полуночи голова откроет глаза, на рассвете начнет дышать и сядет на нару, а на восходе солнца будет в состоянии разговаривать с домочадцами… Через семь же дней будет вполне здоров. В 150-верстах отсюда живет один человек, который раньше служил наслежным князем. Он должен был умереть через три года. Умирать ему теперь или через три года – не представляет большой разницы. Я вложил (в больного) жизнь этого князя. Затем, в 15-ти верстах отсюда живет тоже больной человек, служивший ранее выборным, которому в недалеком будущем тоже предстоит смерть... И от него я взял жизнь (чтобы вернуть жизнь больному)… А выздоровевший голова проживет ещё 23 года».
-------------------