Рекомендации по поиску и работе с источниками
Ищем источники в архиве и музее: подсказка юному исследователю
Осипова М. М.
педагог дополнительного образования
клуба "Петрополь" ГБНОУ "СПБ ГДТЮ"
Углублённо изучая ту или иную тему, каждый мечтает сделать своё открытие. Для тех, кто создаёт краеведческое исследование, это желание довольно часто может осуществиться в архиве. Что же это такое, и чем он отличается от библиотеки?
Работая в библиотеках, мы изучаем книги, журналы, газеты. Все они являются опубликованными документами, т.е. напечатанными и изданными не в одном экземпляре. Создавая их, авторы ориентировались на многих читателей. В архивах же хранятся неопубликованные документы: их задача – передать определённую информацию конкретному человеку (адресату). [6; с. 111] Это может быть личная или рабочая переписка, документы, образованные в ходе деятельности какого-то учреждения. Работать с ними сложнее, зато интереснее. Именно благодаря таким свидетельствам ваше исследование может стать более ценным.
Согласно действующему «Порядку использования архивных документов…» возраст тех, кто будет с ними работать, не ограничен [2]. Следовательно, каждый архив устанавливает свои внутренние требования. Петербуржцам повезло: как правило, в нашем городе можно самостоятельно работать в архиве с 16 лет, а более юным исследователям это позволено делать в сопровождении взрослого. Столь строгие условия доступа в архив свидетельствуют о том, что и поведение в нём также регламентировано. Познакомимся с этими правилами поближе.
Когда следует идти в архив?
Разрабатывая новую тему, мы всегда начинаем с более общих и обширных изданий: энциклопедий, справочников, затем находим в библиотеках подходящие книги, статьи. Только после углублённого знакомства с опубликованными материалами имеет смысл отправляться в архив. Благодаря им вы сможете полнее и лучше проанализировать найденные архивные документы. Кроме того, не стоит забывать о том, что многие архивы также занимаются публикацией своих материалов. Вы найдёте их в библиотеке или в Интернете (пример см. сайт «История российской благотворительности» [8]). В таком случае обращаться к оригиналам не имеет смысла: они уникальны и существуют лишь в одном экземпляре, следовательно, их нужно беречь и прикасаться к ним как можно реже.
Когда вы уверены в том, что основной массив всех опубликованных работ по вашей теме уже изучен, подумайте, в какой архив вам следует отправиться. Возможно, вам повезло, и вы уже нашли ссылки на те архивные документы, которые необходимо изучить. Если же нет, то специально в помощь исследователям издаются справочники, рассказывающие о тех материалах, которые хранятся разными архивами. Петербуржцам может помочь справочник «Архивы России: Москва и Санкт-Петербург» [3], в нём вы найдёте описания всех основных архивов нашего города. Существуют также путеводители по отдельным архивам (например, двухтомное издание «Центральный государственный исторический архив (ЦГИА СПб)» [12]) или тематические справочники, созданные на базе одного или нескольких учреждений (например, «Документы личного происхождения в архивных учреждениях Северо-Западного федерального округа Российской Федерации» [7]). Познакомиться с ними можно как в библиотеках, так и в Интернете. Изучение таких справочных материалов позволит вам точнее определить, в каком архиве содержатся документы по вашей теме.
Работать со справочниками будет проще, если вы будете иметь представление о том, как хранятся документы в архиве. Все материалы, хранимые архивом, разделены на довольно большие части: фонды, объединённые фонды и коллекции.Каждой из частей присвоены отдельный номер и название, которые пригодятся вам при оформлении требования или ссылки. Фонд – это совокупность документов, образовавшихся в ходе деятельности какой-то одной организации, предприятия, общества, учреждения или человека (их называют фондообразователями), т.е. все эти материалы собраны не хаотично, а связанны между собой исторически или логически (пример описания фонда можно посмотреть на сайте Информационной системы «Архивы Российской академии наук» [9]). Объединённые архивные фонды иколлекции – это группы материалов, образовавшихся в ходе деятельности разных фондообразователей и соединённые вместе по тематическому признаку. Каждый фонд или коллекция состоят из единиц хранения или дел (один архивный документ или несколько, объединённые вместе; это наименьшая группа архивных материалов, они также имеют свои номера). Чтобы найти в огромном фонде конкретный документ, создаются описи, т.е. списки, где перечислены все входящие в фонд дела / единицы хранения. [6; с.115-116] Таким образом, чтобы добраться до одного документа, связанного с вашей темой, необходимо проделать следующий путь: определить нужный архив, найти соответствующий фонд или коллекцию, изучить подходящую опись, где будет названо дело, в котором хранится то, что вы ищете.
К счастью, современные технологии вносят свой вклад в столь сложный поиск, упрощая его. Например, можно попробовать сразу найти дела, связанные с вашей темой. В этом вам помогут поисковая система, расположенная на сайте «Архивы Санкт-Петербурга» [4], или электронные каталоги архивов (например, на сайте Российского государственного исторического архива (РГИА) [5]). Но если в них вы ничего не нашли, не отчаивайтесь: в архивах хранится столько дел, что пройдёт ещё не мало лет пока хотя бы название каждого из них попадёт в эти замечательные базы данных.Например, на сайте РГИА написано, что их электронный каталог содержит информацию лишь о 2,5 % от общего количества архивных дел.
После того, как ближайшие перспективы намечены, и вы уже знаете, в какой архив будете обращаться и что собираетесь там изучать, необходимо получить более полную информацию о нём: где он находится, в каком режиме работает, каковы условия работы исследователей. Прежде всего вам нужно выяснить, в какое время можно записаться в архив, и как работает его читальный зал, в котором вы потом будете работать с документами. Кроме того, следует уточнить, что необходимо для оформления пропуска. Чаще всего, это ваш паспорт (и паспорт взрослого сопровождающего, если он будет с вами) и отношение для работы в архиве (его дадут там, где вы учитесь), но может также понадобиться ваша фотография. В поиске этой актуальной информации вам помогут такие Интернет-ресурсы как портал «Архивы России» [10], сайт «Архивы Санкт-Петербурга» [4], официальные сайты архивов или учреждений, к которым они относятся. Но перед тем, как отправиться в архив, всё-таки не пожалейте времени: позвоните и всё уточните. Это позволит вам сэкономить время в будущем и сделает понятнее процедуру оформления.
В архиве
Когда вы в первый раз придёте в архив, вас встретит либо сотрудник, который оформляет пропуска, либо директор архива. В любом случае ваша задача – доказать, что вы уже готовы к работе с архивными документами, углублённо изучили вашу тему на основе опубликованных материалов и точно знаете, что вы собираетесь смотреть или искать в их архиве. Если всё прошло удачно и вам оформят пропуск, ознакомьтесь с порядком работы исследователей в этом архиве. Уточните, сколько дел сразу вы имеете право заказывать, через какое время они будут доставлены и в течение какого периода вы можете их изучать. Многих также интересует возможность использования компьютера, но при этом помните, что любая сканирующая или фототехника строго запрещена (в том числе – телефоны).
Несмотря на то, что вы уже подготовились к приходу в архив и знаете, какие материалы хотели изучить, не пренебрегайте работой с его каталогами и картотеками. В них вы можете найти то, что ещё не встречали ранее. Обратите внимание на то, что каталог в архиве также может быть доступен не постоянно. Режим его работы лучше уточнить заранее у сотрудников архива. Они же могут дать вам хорошие советы по ведению поиска и помогут заполнить требования, чтобы получить описи или дела. В отличии от библиотечного бланка требования в архивном вам необходимо указать тему вашего исследования, хронологические рамки, планируется ли его публикация.
Когда вы придёте в архив в следующий раз, можно сразу отправляться в читальный зал для работы с заказанными делами. Не забудьте зарегистрироваться в журнале его посещений, если, согласно внутренним правилам, это необходимо.
Получив дело, сразу выписывайте себе ссылку на него (а потом не забывайте про номера листов!). С правилами оформления ссылок на архивные документы можно познакомиться в ГОСТе «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» [1]. Библиографическое описание в вашем списке архивных материалов будет выглядеть так:
Полное название архива или аббревиатура. Ф.номер(название фонда). Оп.номер. Д.номер дела,его годг.Название дела,количество листовл.
Где: Ф. – фонд, Оп. – опись, Д. – дело (или ед. хр. – единица хранения), г. – год, л. – листы (может быть л. … об. – оборот конкретного пронумерованного листа). Если у вас возникнут вопросы с тем, как правильнее оформить ссылку на тот или иной источник, вы можете проконсультироваться с сотрудником читального зала.
Работая с документами, относитесь к ним бережно: аккуратно перелистывайте страницы и не меняйте их порядок, не оставляйте надолго под прямыми солнечными лучами или просто в раскрытом виде, не загибайте уголки (и не разгибайте те, что уже загнуты), располагайте ваш конспект рядом с источником, а не на нём. Оставлять свои следы на архивных материалах также не стоит, это не лучший способ войти в историю. Вашими "следами" могут стать не только штрихи от ручки, но и отпечатки пальцев, даже если они кажутся вам чистыми. Поэтому опытные исследователи стараются работать с бумагой в белых перчатках (подробнее об этом см. 11). Помните, что внимательное и уважительное отношение к источнику позволит вам не только почувствовать себя настоящим исследователем, но и станет залогом будущего успеха.
Будьте также готовы к тому, что изучать архивные документы сложнее, чем опубликованные материалы. Если вы исследуете дореволюционный период истории, то имейте в виду, что многие документы написаны от руки, но не всегда каллиграфическим почерком. Для чтения такого текста вам понадобится больше времени. Кроме того, ещё работая в библиотеке, вам следует привыкнуть к дореформенным правилам орфографии.
Когда ваши поиски увенчались успехом, и вы нашли интересующие вас документы, постарайтесь переписать их себе полностью. Ведь вполне возможно, что детали, показавшиеся на первый взгляд неважными, приобретут большее значение в ходе дальнейшего изучения темы. Копировать архивные документы возможно, однако стоит это, как правило, довольно дорого. Поэтому делать электронные копии имеет смысл только в том случае, если эти документы имеют принципиальное значение для вашего исследования и/или вы хотели бы поместить их в приложении к вашей работе.
Если вам не хватило одного дня для изучения всех заказанных материалов, и вы ещё раз планируете вернуться к работе с ними, скажите об этом при сдаче дел. Не забудьте также в конце дня заполнить лист использования каждого дела, он находится в начале папки. О том, как это следует делать, уточните у сотрудника читального зала. Как правило, в нём указывают текущую дату, вашу фамилию с инициалами и характер произведённой работы (просмотр, выписки, копии от руки и т.д.). Если же вы возвращаете документы в хранилище, будьте уверены, что вам не придётся заказывать их вновь.
Где ещё можно найти источники?
Увлёкшись изучением письменных источников, мы забываем о том, что свидетелями эпохи становятся не только печатные или рукописные тексты. Фотографии, предметы быта, мебель, одежда… – все они также рассказывают о своём времени и могут стать источниками для вашего исследования. Познакомиться с ними можно в музеях, ведь именно там их не только хранят, но и изучают. Работая над своей темой, задумайтесь о том, какие музеи с ней связаны. Осмотрите их экспозиции самостоятельно или в ходе экскурсии. Вопросы, касающиеся вашего исследования, задайте экскурсоводу или, познакомившись с сайтом музея, обратитесь в соответствующий отдел, позвоните научным сотрудникам. Однако будьте готовы к тому, что музеи, как правило, сотрудничают с уже опытными исследователями: в их фондах хранятся материалы разных видов, работа с ними требует специальной подготовки и глубоких знаний. Поэтому самостоятельно в полной мере изучить музейные предметы вам вряд ли удастся (впрочем, возможны исключения: например, в школьных музеях или в рамках специальных программ крупных музеев). Зато вполне вероятно, что музейные сотрудники подскажут вам новые пути для поиска информации. Например, публикации или исследования, созданные на базе их музея. Благодаря им вы сможете описать найденные музейные предметы в контексте именно вашей работы. Если же тема вашего исследования ещё не изучалась в этом музее, может сложиться так, что ваше обращение станет поводом для этого. В таком случае вполне вероятно, что право первой публикации выявленных материалов будет принадлежать музею. Но на ценности вашей работы это не отразится. Для вас гораздо важнее уделить больше внимания анализу всех найденных источников, тогда ваше исследование станет полнее и интереснее.
В заключении хотелось бы пожелать вам увлекательных поисков и новых открытий. О том, насколько интересным может стать этот путь, расскажет выпускница клуба «Петрополь» Валентина Чикина на примере своего исследования.
Нормативные документы
1.ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. – Москва: Стандартинформ, 2008. – 19 с.
2.Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации: Приложение
к приказу Минкультуры России
от 3 июня 2013 г. № 635
// Федеральное архивное агентство [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Росархив, 2009-2015. – Режим доступа: http://archives.ru/documents/order-use-archival-documents-russian-federation.shtml. – Загл. с экрана. (дата обращения: 20.07.2015).
Список литературы и Интернет-ресурсов
3.Архивы России: Москва и Санкт-Петербург: справ.-обозрение и библиогр. указ. / Федер. архив. служба России (Росархив) и др.; отв. сост.: Л.В. Репуло; гл. ред.: В. П. Козлов, П. К. Гримстед. – Москва: Археографический центр, 1997. – 1070 с.
4.Архивы Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]: официальный сайт / Архивный комитет Санкт-Петербурга. – Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2011-2015. – Режим доступа: https://spbarchives.ru. – Загл. с экрана. (дата обращения: 19.07.2015).
5.Веб-страницы. Помощь // Российский государственный исторический архив [электронный ресурс]: официальный сайт. – РГИА, -2015. – Режим доступа: http://fgurgia.ru/showObject.do?object=90499671. – Загл. с экрана. (дата обращения: 25.07.15).
6.Грицкевич, В. П. Теория и история источниковедения: пособие / В. П. Грицкевич, С. Б. Каун, С. Н. Ходин. – Минск: БГУ, 2000. – 220 с.
7.Документы личного происхождения в архивных учреждениях Северо-Западного федерального округа Российской Федерации [Электронный ресурс]: справочник / Архивное управление Санкт-Петербурга и ленинградской области, Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга; науч. ред. Н. Б. Лебедева; редколлегия: Т. С. Конюхова, Н. Б. Лебедева, В. П. Ярошецкая. – Санкт-Петербург: ЦГАЛИ, 2002. – 265 с. – Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/guide/lf_sz/index.shtml. – (дата обращения: 19.07.2015).
8.История российской благотворительности [электронный ресурс]: сайт. – ФГУ Российский государственный исторический архив (РГИА), -2015. – Режим доступа: http://charity.fgurgia.ru. – Загл. с экрана. (дата обращения: 25.07.15).
9.НА РГО [Научный архив Русского Географического общества]. Фонд 1 // Информационная система «Архивы Российской академии наук [электронный ресурс]: портал Mnemosyne. – Архивы Российской академии наук, 2015. – Режим доступа: http://isaran.ru/?q=ru/fund&guid=737A0F22-4860-4682-9797-4BD4FA68FDEA&ida=27. – Загл. с экрана. (дата обращения: 25.07.15).
10. Портал Архивы России [Электронный ресурс]: отраслевой портал /Федеральное архивное агентство (Росархив). – Архивы России, 2001-2015. – Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/index.shtml. – Загл. с экрана. (дата обращения: 19.07.2015).
11. Чего не следует делать в архивах // Arzamas.academy [электронный ресурс]: Веб-сайт. – 18-24.06.2015. – ООО «Арзамас», Charmer, 2015. – Режим доступа: http://arzamas.academy/materials/668. – Загл. с экрана. (дата обращения: 19.07.15).
12. Центральный государственный исторический архив (ЦГИА СПб): Путеводитель. В 2-х томах. – Санкт-Петербург: Виктория плюс, 2009. –Режим доступа: https://spbarchives.ru/web/group/information_resources/-/archivestore/guide/2?_archivestore_WAR_archivestoreportlet_redirect=%2Finformation_resources%2F-%2Farchivestore%2Farchive%2F2. – (дата обращения: 19.07.2015).
Путь исследователя: работа в архиве
Чикина В.А.
Студентка I курса института Истории СПбГУ,
выпускница историко-краеведческого клуба «Петрополь»
ГБНОУ «СПб ГДТЮ»
При написании краеведческой исследовательской работы мы сталкиваемся иногда с недостатком информации по той или иной теме. В этом случае наш путь лежит в архив. Ведь именно там начинающий или опытный исследователь может найти что-то новое. Так и я на одном из этапов написания своей исследовательской работы отправилась в архив в поисках недостающей информации.
Мое исследование было посвящено человеку, моему однофамильцу, который внес большой вклад в культурную и научную сферы нашего города. Изначально в Википедии мне удалось увидеть про своего героя Александра Андреевича Чикина лишь пару предложений (в которых, как я узнала позднее, есть ошибки). Потом я работала в Российской национальной библиотеке и с Интернет-ресурсами. К сожалению, имя Александра Чикина я не встретила ни в одной энциклопедии, ни в справочнике. Но в исследовательской работе главное – не отчаиваться, а продолжать искать. Поэтому я отправилась в архив. В этой статье я бы хотела рассказать на своем примере о том, как сделать поиск архивнойинформации легче и комфортнее.
Сначала я изучила сайт «Архивы Санкт-Петербурга» (spbarchives.ru) и познакомилась с основными архивами нашего города. Затем я просмотрела электронный каталог Российского Государственного исторического архива (РГИА). Там по именному каталогу я нашла необходимые мне документы, а именно личное дело Чикина в фонде Академии художеств. Хочу отметить, что для удобства исследователей на сайте архива перечислены все его фонды.
Я узнала адрес архива и отправилась туда. Для записив РГИА былинеобходимыфотография, паспорт и отношение от образовательного учреждения. Пропускоформляют быстро, прямо на месте, и сразу дают логин и пароль от электронного личного кабинета. Последнийнеобходим для того, чтобы дистанционно заказывать дела. Это значит, что вы можете, не выходя из дома, заказать нужные вам документы, если заранее узнали их фонд/опись/№ дела/год (также можно найтина сайте). Вы заполняете электронную форму требования, и уже через несколько рабочих дней дела ждут вас в читальном зале. Это очень облегчает работу в архиве, а также экономит ваше время. Я пользуюсь этой услугой с самого начала моего исследовательского пути. По словам сотрудников архива, вскоре заказывать дела можно будет только через компьютер, а не по требованиям, написанным от руки. Если вы впервые попали в архив, они обязательно помогут вам справиться с заполнением и того, и другого.
Заказывать дела во многих архивах, как я убедилась, можно как подлинные, так и на микрофильмах. Микрофильмы–этофотокопии документов, размещенные на одной пленке. Так, например, в РГИА и РГАЛИ (г. Москва) вам чаще придется работать именно с ними. В первый раз мне было непонятно, как использовать фильмоскоп (приспособление для просмотра пленки), но я обратилась за помощью к сотруднику, и мне все объяснили.
Мало уметь пользоватьсяв архиве фильмоскопом, важно также правильно работать с каталогами. Например, когда я отправилась в Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), меня ожидала неудача: каталог в этом архиве тоже работает строго по расписанию, поэтому я советую прежде, чем отправиться в архив, все узнать и распланировать. Кроме того, вы должны четко понимать, в каком каталоге будете искать информацию: именном, географическом, предметном или ином, который ведется в данном архиве, чтобы не тратить время на бессмысленные поиски. И не забывайте о том, что каталоги составляли сотрудники архива, годами дополняя и уточняя их, определяя места карточек. Поэтому стоит обращаться с последними очень аккуратно и класть на предназначенные им места.
Аккуратность – не единственное качество, необходимое для исследователя. Также важно быть коммуникабельными и приветливыми. Чаще всего сотрудники архивов будут очень рады Вам помочь. Главное – четко сформулировать, что конкретно вы ищете.
Эти качества помогли мне при работе в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) в Москве. Ведь если мы пишем исследование по истории нашего города, это совсем не значит, что все необходимые документы будут находиться только в нем. Благодаря интернету или иному способу связи вашипоиски могут быть не ограничены географически. Работая с электронным каталогом этого московского архива, я нашла очень важные для моего исследования документы. К сожалению, у меня не было возможности приехать надолго в столицу для изучения этих источников, поэтому я написала письмо по электронной почте в архив. Мне ответили, что могут дистанционно оформить заказ на любую дату. Я так и поступила, после чего приехала в Москву и в течение двух дней изучила все интересующие меня документы. Это были личные письма А. Чикина карикатуристу П. Щербову. Для меня это была чудесная находка, поскольку в них содержалось больше личной, сокровенной информации.
Также интересно, что в этом архиве хранятся несколько тысяч единиц автографов людей, которые были связаны с историей отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры. Возможно, если Ваше исследование связано с этими видами искусств или их деятелями, вам будет интересно и полезно изучить эти материалы.
Кроме того, на сайте РГАЛИ представлен раздел «Виртуальные архивы». Некоторые отсканированные документы можно найти там, не выходя из дома. Например, я так нашла интересные для меня источники на сайте Российской Академии Наук. Это очень удобно, ведь вы имеете право изучать их и при необходимости поместить в приложение в своем исследовании. Но иногда такой возможности нет и, стремясь лучше раскрыть суть своей работы,исследователь вынужден заказывать сканирование или копирование документов, с которыми работал в читальном зале.
В РГИА я заказывала копии документов. На своем опыте могу сказать, что иногда эта услуга не такая необходимая, как кажется на первый взгляд. Ведь всю информацию из этих источников вы уже переписали в свой конспект.Поэтому подумайте, прежде чем сделать заказ. Если вы все-таки решили, то лучше брать копии на электронных носителях, нежели чем на бумаге. Возможно, это будет стоить дороже, но зато потом вы сами сможете сделать столько копий, сколько будет необходимо.
Иногда стоит проверить, не были ли опубликованы архивные материалы в каких-либо периодических изданиях. Например, в выпуске журнала «Вокруг Света» я нашла рисунки моего героя. Именно этот журнал подсказал мне, что поиски можно продолжить в научном архиве Русского географического общества (РГО).
Я посетила этот архив, который находится в штаб-квартире РГО в нашем городе. Исследователи работают там строго по записи. Предварительно необходимо позвонить по телефону и представиться, рассказать о цели своего визита в архив, после чего вам назначат дату и время. Заниматься в этом архиве было не только интересно, но и очень удобно, ведь он располагается в здании нач. XX в., созданном специально для РГО: в нем все продумано для работы исследователей.Я очень благодарна Светлане Дмитриевне Мангутовой и Марии Федоровне Матвеевой, сотрудникам петербургского штаба РГО, за их помощь и поддержку. В архиве хранятся личные дневники А. Чикина, в которых он рассказал о своем путешествии вглубь Африки к горе Килиманджаро. При работе с ними я познакомилась с почерком своего героя. Разбирать данный текст было трудно и долго, но это того стоит. Сложности возникали и из-за дореволюционных правил орфографии. Привыкнуть к ним лучше, работая в библиотеке с напечатанными текстами. Например, в некоторых случаях написание буквы Е было другим, а именно – ѣ (ять). На концах слов, заканчивающихся на твердую согласную, стояла буква Ъ (еръ). Из этого источника я узнала многие слова, свойственные для народов Африки, и названия поселений. Изучать такие документы крайне интересно, поэтому не бойтесь сложных путей и изучайте новое.
Личные вещи человека, такие как личный путевой дневник, можно найти не только в архиве, но и в музее. Я неоднократно была в музее-усадьбе художника Щербова в Гатчине, где хранятся предметы, которые друзья привезли из совместных путешествий. Щербов был лучшим другом Чикина. Подтверждением этого стал один из экспонатов музея – выписка из метрической книги о крещении сына Щербова, в которой Чикин записан крестным отцом. В фондах музея хранится также фотоальбом из их поездки по Экваториальной Африке. Для меня он очень важен, поскольку пока у меня нет, к сожалению, ни одной достоверной фотографии или портрета Чикина. Сотрудники музея обещалидатьмневозможность изучить этот альбом после того, как они сами опубликуют информацию о нем.
Я убедилась в том, что иногда для исследователя очень важным становится умение ждать. Это также относится ко всему исследовательскому пути каждого человека. По крупинкам собирая свою работу, каждый из вас придет к успешному результату. Главное стараться искать новую информацию и дарить новую жизнь сюжетам, домам, людям, возрождая память о них. Я желаю вам терпения, времени и усидчивости, которые так необходимы при работе в архивах. А свой путь исследователя вы проложитесами!