Тема 2.3 Культура эпохи Средневековья.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Кафедра гуманитарных дисциплин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов и
проведению семинарских занятий
дисциплина: «Культурология»
Специальности:
080115.65-Таможенное дело
030501.65- Юриспруденция
Форма обучения: заочная
На базе высшего образования
Ростов-на-Дону
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Кафедра гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры
(протокол от «13» января 2006г. №1)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов и
проведению семинарских занятий
дисциплина: «Культурология»
Специальности:
080115.65-Таможенное дело
030501.65- Юриспруденция
Форма обучения: заочная
На базе высшего образования
Ростов-на-Дону
Авторы-составители- И.С. Василенко, кандидат социологических наук
Т.Г. Кузнецова
Ответственный за выпуск-Т.А. Марченко–заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин, доктор социологических наук, профессор
Рецензенты:
И.Н. Богданова, кандидат философских наук, доцент кафедры теории социологии РГУ
Н.В. Киселева, профессор кафедры истории и теории государства и права РФ РТА доктор исторических наук
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Лекции | Семинары | ||||
Р а з д е л 1.Теория культуры | |||||
1.1 | Формирование культурологии как науки | ||||
1.2 | Понятие и сущность культуры | ||||
1.3 | Подходы к определению культуры | ||||
Р а з д е л 2. История культуры. | |||||
2.1 | Традиционные общества. | ||||
2.2 | Античность как тип культуры | ||||
2.3 | Культура эпохи Средневековья. | ||||
2.4 | Культура эпохи Возрождения и Реформации | ||||
2.5 | Культура Европы XVII-XIX вв. | ||||
2.6 | Особенности развития культуры XX-XXI вв. | ||||
2.7 | Основные проблемы культуры XX вв | ||||
Р а з д е л 3. История отечественной культуры | |||||
3.1 | Геополитические характеристики русской культуры | ||||
3.2 | Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры | ||||
3.3 | Русская культура IX-XIX вв. | ||||
3.4 | Культура России советского периода. Современные проблемы культуры России | ||||
ИТОГО: | |||||
Зачет |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЕЙ.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1. Теория культурыТема 1.1 Формирование культурологии как науки.I. Задании для самостоятельной работы.
1. Дать определение науки культурологии.
2. Описать предпосылки возникновения и развития культурологии как самостоятельной дисциплины в кругу гуманитарных наук.
3. Охарактеризовать предметные области культурфилософии, культурантропологии, социологии культуры.
4. Дать характеристику структуре и составу культурологических знаний.
5. Какова роль культурологического знания в подготовке современного специалиста, значение и важность развития индивидуальной культуры личности?
6. Владеть терминами и понятиями: Антропология культурная (Культурантропология). Герменевтика. Детерминизм культурный. Диффузия культурная. Конфликт культурный. Миф. Развитие культурное. Семиотика. Социокультурный подход.
II. Рекомендации по выполнению заданий
В процессе подготовки важно отметить, что впервые культурологию как самостоятельную науку выделил американский антрополог Лесли Алвин Уайт (1900 – 1975 гг.). По его мнению, культурология представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека, чем другие общественные науки.
В качестве этапов становления культурологии как науки, необходимо выделить и датьхарактеристику: 1) донаучный период представлений о культуре; 2) зарождение культурологии как части философии, истории, этнографии и других специальных дисциплин; 3) кризис традиционных представлений о культуре, возникновение культурологии как самостоятельной дисциплины и ее развитие на собственной основе; 4) культурология ХХ века.
На современном этапе культурология представляет собой разветвленную систему знаний (теоретическая и прикладная культурология), соответствующую многим сферам жизнедеятельности человека.
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Гуревич П.С. Культурология: учебник для студентов, М., 2006 С 5-31.
2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология, М., 2004 С 12-33.
3. Кравченко А.И. Культурология, учебное пособие. М., 2000 С 5-34.
4. Культурология, учебник / Под. ред. Солонина Ю.Н. Кагана М.С., М., 2005 С 13-22, 37-60.
Дополнительная литература
1. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Проф. Г.В. Драча. М., 2002.
2. Культурология: краткий тематический словарь. Ростов н/Д., 2001.
3. Столяренко Л.Д. Культурология: Учебн. пособие. Ростов-н/Д:, 2004.
Тема 1.2 Понятие и сущность культуры.I. Задании для самостоятельной работы
1. Дайте понятие культуры: многообразие определений и форм.
2. Составьте краткий конспект содержания основных подходов к изучению культуры.
3. Сопоставьте понятия: наука и культура; техника и техническая культура.
4. Дайте характеристику структура культуры: материальная и духовная, классовая, национальная, общечеловеческая и др.
5. Субкультура, контркультура, массовая и элитарная культура.
II. Рекомендации по выполнению заданий
В процессе рассмотрения феномена культуры необходимо осветить данное понятие: 1) со стороны общества – социологический подход; 2) со стороны человека – антропологический подход; 3) со стороны точных рациональных наук изучающих природу –рационально – научный подход; 4) общефилософский подход.
Обратить внимание на характеристику функций культуры: (лат. functio –отправление, деятельность) 1) ценностная (аксиологическая); 2) коммуникативная; 3) познавательная (гносеологическая); 4) информационная; 5) деятельная (праксиологическая); 6) человекотворческая (социализация личности) и другие, определяемые точкой зрения исследователя.
Выделить структурные элементы культуры: 1) духовная культура: познавательная, интеллектуальная, художественная, нравственная, религиозная, правовая, педагогическая, философская; 2) материальная культура: культура труда, материального производства, культура быта, отношение к собственному телу, физическая культура. Основные закономерности культуры: 1) преемственность; 2) устойчивость и передача культурных традиций; 3) новаторство; 4) самобытность, неповторимость, уникальность; 5) единство национального и общечеловеческого (интернационального); 6) приоритет культуры в общественном развитии.
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Гуревич П.С. Культурология: учебник для студентов, М., 2006 С 31-47.2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология, М., 2004 С 130-132.3. Кравченко А.И. Культурология, учебное пособие. М., 2000 С 39-51, 107-131.4. Культурология, учебник / Под. ред. Солонина Ю.Н. Кагана М.С., М., 2005 С 22-27.Дополнительная литература
1. Культурология: краткий тематический словарь. Ростов н/Д, 2001.
2. Культурология. История мировой культуры/Под общ. ред. А.Н. Марковой. М., 1998.
3. Культурология. XX. Энциклопедия в 2-х т. Спб, 1999.
4. кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. Спб., 2004.
5. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000.
Тема 1.3 Подходы к определению культуры.I. Задания для самостоятельной работы
В результате изучения лекций и рекомендованной литературы необходимо уметь отвечать на следующие вопросы:
§ В чем смысл концепции идеальных типов М. Вебера?
§ Что является основанием для типологии культуры О. Шпенглера, какие культурно-исторические типы он выделяет?
§ Какие основания для типологии культур выдвигает Н.Я. Данилевский, какие культурно-исторические типы им описаны?
§ Что имел в виду К. Ясперс, говоря о двух дыханиях в историко-культурном процессе, какие периоды мировой истории он выделяет?
§ Разрешите дилемму: единый мировой культурный процесс или история “локальных цивилизаций”.
II. План семинарского занятия
1. Понятие “культура” у немецких философов И.Канта и И.Г. Фихте.
2. Материалистическая концепция культуры К. Маркса.
3. Культурологическая концепция М. Вебера.
4. Культурологические взгляды Н.Я. Данилевского.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарскому занятию
Важно отметить, что все взгляды на определение культуры можно условно разделить на оптимистические и пессимистические. Оптимистических взглядов на развитие Европы и ее культуры придерживались представители классических социологических школ XIX векаГ. Спенсер и О. Конт, считавшие неотъемлемым признаком развития европейских государств - прогресс. В основе развития общества, по мнению О. Конта, лежит принцип сотрудничества или кооперации. Однако, даже среди теоретиков этого направления в середине 70-х гг. XX века стали раздаваться тревожные голоса о целях существования современного человечества и его культуры, пределах роста цивилизации и экологических проблемах современности, о возникновении и обострении все новых глобальных проблем, ставящих под угрозу само существование человечества. Пессимистический взгляд на культуру берет свое начало в работах Жан-Жака Руссо (1712—1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а его жизнь на лоне природы как наиболее простую и одновременно наиболее правильную форму жизни человечества.
Особенно остро критика европейской культуры прозвучала в работах известного немецкого философа Фридриха Ницше (1844—1900), который подошел к ее анализу с позиций пессимизма и иррационализма. В 1918 году вышла работа Шпенглера “Закат Европы” и сразу же стала знаменитой. В истории культуры найдется не так много случаев, когда научный труд вызывает не только реакцию научного сообщества, но и широчайший отклик в умах людей, далеких от сферы научного исследования культуры. Это была книга-диагноз, книга-пророчество. Автор не только изучил историю культуры (мало кто из современных ему философов мог сравниться с ним в эрудиции и широте охвата исторического материала), но и поставил вопрос о будущем европейской культуры, — вопрос, на который сам автор дал неутешительный и горький ответ.
Зигмунду Фрейду (1856-1939) принадлежит честь создания нового направления в психологии и медицине – психоанализа. Значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины: философское обобщение психоанализа — фрейдизм — стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологии.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература.
1. Культурология, учебник / Под. ред. Солонина Ю.Н. Кагана М.С., М., 2005 С 60-67, 69-84. 2. Столяренко Л.Д. Культкрология: Учебн. пособие. Ростов-н/Д:, 2004 С55-67.3. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология, учебное пособие для студентов. М., 2000 С 7-25.Дополнительная литература
1. Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992.
2. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.:, 1972.
3. Сравнительное изучение цивилизации: Хрестоматия: Уч. пособие для вузов/ Сост. Б.С. Ерасов. М., 1999.
4. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
5. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993.
Раздел 2. История культуры. Тема 2.1 Традиционные общества.I. Задания для самостоятельной работы
В процессе изучения лекций и рекомендуемой литературы заполнить таблицу:
Культура Характеристики | Др. Египет | Месопотамия | Др. Индия | Др. Китай |
Хронологические рамки | ||||
Особенности верований, религии. | ||||
Художественная культура. | ||||
Архитектура. | ||||
Наука/образование | ||||
Особенности письменности | ||||
Достижения/памятники |
II. Рекомендации по выполнению заданий
В процессе рассмотрения культуры Др. Египта важно отметить, что это первое государство, могущественная держава. Важнейшей чертой культуры является протест против смерти. Велико стремление к бессмертию, которое легло в основу религиозной, культурной, политической и экономической жизни.
Основными памятниками архитектуры являются пирамиды-гробницы фараонов, обладающих вечной жизненной силой - «ка», т.е. бессмертием.
Основные характеристики культуры Древнего Египта: 1) идея бессмертия; 2) замедленное развитие художественной культуры; 3) низкий уровень развития индивидуального «я» и самостоятельно – творческого начала; 4) связь художественной культуры с религиозно – мифологическим мировоззрением. Искусство –составная часть заупокойного ритуала, оно дарит бессмертие; 5) художественное творчество утилитарно; 6) художественное творчество связано с пиктографической письменностью, дублирует ее, несет ту же информацию; 7) произведение искусства точно указывает на социальное положение, иерархично; 8) в архитектуре египетская культура представлена храмами, дворцами и пирамидами; 9) в скульптуре – статуями богов, сфинксами, изваяниями фараонов; 10) художественная культура Древнего Египта – это колыбель зарождения современной культуры. Об ее истории рассказывает Библия, древние авторы, а главным образом – сами памятники: пирамиды, гробницы, развалины храмов, изображения, надписи и др.
В процессе анализа особенностей культуры Др. Индии необходимо отметить особые памятники древнеиндийской литературы – веды. В понятие "веды" обычно включают четыре основных сборника - сомхиты (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа), а также примыкающие к ним так называемые поздневедийские сочинения. Веды представляют собой сборники священных гимнов, жертвенных и магических формул, описаний ритуала, толкований и комментариев к священным текстам: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда мелодий), Яджурведа (Веда жертвенных формул), Атхарваведа (Веда заклинаний и заговоров). Ведийская литература содержит сведения из различных областей знаний того времени: земледелия (удобрения, севообороты, шелководство, вредители растений и др.), медицины (перечень болезней, их признаки, целебные травы и около 760 целебных снадобий, сведений об анатомии, патологии, терапии и др), геометрии (соотношение сторон прямоугольного треугольника), ремесел (устройство гидравлических машин и пр.), военной техники (виды оружия, оборонительные сооружения), астрономии (определение положения многих звезд) и т. д.
В ведах насчитывается 33 бога, хотя в одном месте упоминается о 3399 богах. Боги делились на земных, небесных и промежуточных. Наиболее почитаемым богом можно считать Индру, бога дождя и грома, бога-воина: лично ему посвящены 250 гимнов, часто упоминается он и в гимнах, посвященных другим богам. Хранителем мирового порядка и справедливости выступал Варуна - божество ночного неба и небесных и земных вод. Большим уважением пользовался и Агни, бог огня, возносящего жертвы. В ведах ему посвящено около 200 гимнов. Некоторые божества, как, например, Вишну, Шива или Брахма, пробиваются в первые ряды божеств только в более поздних ведических текстах.
Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, превратившийся в первую мировую религию. Традиционная формула называет "три драгоценности" буддизма: это сам Будда, дхарма - его учение и сангха - община его последователей.
Буддизм - самая ранняя по времени появления мировая религия, которой ныне следуют около 700 млн. человек. Расцвет этой религии в Индии пришелся на V в. до н.э.- начало н. э. Основателем буддизма считается реальное историческое лицо - Сиддхартха Гаутама (560 - 480 гг. до н. э.).
Рассматривая культуру Др. Китая, особое внимание необходимо уделить особенностям верований. За четыре столетия конфуцианство завоевало умы и сердца людей и во II веке до н. э. стало официальной идеологией императорского Китая. На протяжении более чем двадцати столетий идеи Конфуция были духовной основой общественной жизни, оказав глубочайшее влияние на историю и национальный характер китайцев. Конфуцианство также распространилось по странам Юго-Восточной Азии, оказав огромное влияние на взаимоотношения человека и государства не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме.
Главной заслугой конфуцианства было стремление совместить государственность и человечность, понимаемые в духе восточной традиции. Конфуций предлагает распространить принцип отношений в большой семье (клане) на все общество и осуществить это с помощью традиционного для Китая ритуализированного этикета - правил «ли» (ли переводится как благопристойность, этикет, ритуал).
III. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Кравченко А.И. Культурология, учебное пособие. М., 2000 С 381-3992. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология, учебное пособие для студентов. М., 2000 С 56-89Дополнительная литература
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Проф. А.Н. Марковой. М.,1998.
2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1999.
3. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. 1-2 часть. М., 1993.
4. Культурология (УКШ) Введение в теорию культуры. М. 1999.
5. Попов Е.В. Введение в культурологию. М., 1996.
6. Культурология XX век. Словарь. - Санкт-Петербург. 1997.
Тема 2.2 Античность как тип культурыI. Задания для самостоятельной работы
1. Раскрыть содержание основных характеристик античной культуры:
1) телесность, скульптурность - (телесное воплощение космоса и человека, антропоцентризм, господство гармонии, симметрии, ритмики, меры);
2) космизм – (Космос, осознаваемый как чувственный, одушевленно – разумный, внеличностный, фаталистически – героический);
3) пантеизм - (Космос – абсолютное божество. Античные боги – законы природы);
4) агональность - (Состязание, соревнование);
5) гражданские доблести (мужество, гражданственность, подвиг во имя отечества);
6) особенности социокультурной организации античного города – полиса;
7) светский характер культуры;
8) теоретийный способ мышления, послуживший началу формирования современной (европейского типа) науки;
9) антропоцентризм;
10) гедонизм.
2. Описать мировые достижения античной культуры:
1) в государственном устройстве: демократическая республика, империя;
2) в законодательстве – основы юриспруденции;
3) основы рациональной науки;
4) основы европейской системы образования и воспитания;
5) образцы городских гражданских праздников (дионисии, олимпийские игры);
6) в художественной культуре - образцовые формы: в эпосе, скульптуре, декоре, театре, ораторском искусстве, цирке;
7) религиозно – мифологическая картина мира легла в основу художественного творчества последующих эпох.
II. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарскому занятию
Цель изучения данного материала - разобраться в специфике античной культурной «картины мира» и уяснить всемирно-историческую роль античной культуры. Также выявить общее и особенное в древнегреческой и древнеримской культурах.
При рассмотрении материала необходимо вникнуть в содержание целого ряда понятий: агон, калокагатия, катарсис, пайдейя, полис, архаическая революция, колонизация.
Обратить внимание на то, что античная культура характеризуется как целостное образование, охватывающее все исторические формы общественного сознания – политику, право, философию и искусство. Хронологически она охватывает все этапы исторического развития древней Греции и Рима. Поэтому рассматривать вопросы необходимо, исходя из восприятия античной культуры именно как целостного образования, прослеживая, как свойственные ей черты проявлялись на различных этапах истории древней Греции и древнего Рима. Именно такой подход позволяет выявить историческую специфику античной культуры как особого типа культуры, обладающей характерной только для нее парадигматической функцией.
Поскольку главной особенностью этого типа культуры было ее произрастание из городской (полисной) социальной и духовной жизни, важно более полно осветить ее классический период, а ему предшествовавшие стадии описать менее подробно.
Однако, это не означает, что крито-микенская культура, гомеровский и архаический периоды в истории культуры древней Греции должны быть только названы. В каждом из них заявляет о себе и формируется во всем своем своеобразии античная культура, поэтому для каждого из этих этапов нужна краткая, но емкая характеристика.
Особого внимания заслуживает так называемая архаическая революция, в период которой в Греции и сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Они были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, которые и получили название архаической революции. Именно архаическая революция позволила сформировать античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее в мире никогда не было. Выход на первый план частнособственнических отношений, развитие товарного хозяйства, ориентированного на рынок, привели к возникновению структур, определивших специфику античного общества. Без этих рассуждений говорить о полисе, его характеристиках и особенностях.
Важно не только описать культуру Рима, но и сравнить ее с культурой древней Греции. Поэтому уместно будет уже в самом рассказе о римской культуре вычленять общие и особенные ее черты в сравнении с Грецией.
Прежде всего, важно обратить внимание на источники влияния, оказавшие значительное воздействие на формирование древнеримской культуры: это традиции, обычаи и культурные достижения народов всего Средиземноморья, население древневосточных государств, в том числе и Египта, подчинившиеся римской власти, а также греки и этруски. Но наибольшее влияние на культуру Рима оказали племена латинов, населявши область Лаций ( где и возник город Рим).
Так, следует отметить, что Рим оставил в наследство всему человечеству развитые представления о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества, а римское искусство с его темой величия государства, трагедией несовместимости имперской власти и свободы граждан завершает античную художественную культуру.
Особое внимание следует обратить на зарождение и развитие христианства. Синтез греческой и римской культур и создал специфическую античную культуру как основание европейской культуры и цивилизации. Как сказал Якоб Буркхардт : «Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи».
III. Рекомендуемая литература
Основная литература.
1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. 3-е изд. перераб. и дополн., -М.,2002 С 89-100.2. Кравченко А.И. Культурология, учебное пособие. М., 2000 С 310-342.3. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология, учебное пособие для студентов. М., 2000 С 90-108.Дополнительная литература
1. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука. / под ред. Ярхо. М. 1995.
2. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб. 1998.
3. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи. // Избр. Соч.: в 2 т. Ростов – н/ Д., 1995.
4. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995.
5. Драч Г. В. Античная культура и мировая цивилизация. Ростов –н/Д., 1991.
6. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.
7. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей истории культуры и культура античного Рима. М. 1993.
8. Культура Древнего Рима. В 2-х т. М. 1985.
9. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М. 1990.
10. Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре. // А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Т.8., Кн. 1. М. 1992.
11. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1993.
12. Очерки по истории мировой культуры. / Под редакцией Т.Ф. Кузнецовой. М. 1997.
13. Штаерман Е.М. Проблема римской цивилизации. // Цивилизации. – Выпуск 1. М. 1992.
Тема 2.3 Культура эпохи Средневековья.
I. Задания для самостоятельной работы
1. Описать влияние религия и церковь оказали на формирование культуры, образования, науки в эпоху Средневековья.
2. Дать характеристику основных особенностей западноевропейской литературы Средневековья.
3. Охарактеризовать роль городов как центров образования и науки в Средневековой Европе. Рассказать об особенностях ее архитектуры.
4. Раскрыть основную суть христианства как одной из мировых религий?
5. Какова историческая и культурологическая роль средневековья в мировом процессе развития?
6. Владеть основными терминами и понятиями:
Римско-католическая церковь. Монашество. Инквизиция. Схоластика. Романский стиль. Готический стиль. Витражи. “Пламенеющая готика”. Трубадуры. Ваганты. Моралите. Теология. Рыцарство. Рыцарская литература. Городская культура.
II. Рекомендации по выполнению заданий
Основной целью данной темы является не только знакомство со средневековой картиной мира, но и выявление изменений, которые претерпели представления о душе ( по отношению к языческой античности), а также знакомство с направлениями и стилями в искусстве Средневековья.
В подготовке следует учитывать то обстоятельство, что в научной исторической, искусствоведческой и культурологической литературе до сих пор не сложилось единого представления о хронологических рамках периода, именуемого Средневековьем. Мы будем исходить из того, что период культуры Раннего и Классического Средневековья охватывает по меньшей мере 10 веков, с V в. по конец ХIV в., т.е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения.
Следует также помнить о внешних и внутренних источниках формирования средневековой культуры. К первым мы относим воздействие арабской и византийской культур, а ко вторым – римское и варварское наследие и, конечно, христианство в его западной, католической форме.
Прежде чем разбираться в содержании и структуре средневековой картины мира заметим, что под этим понятием мы подразумеваем определенное мироощущение, представления о природе, времени и пространстве, порядке всего сущего, об отношениях людей друг к другу, свойственные конкретному периоду исторического и культурного развития.
Картина мира формируется отчасти стихийно, отчасти целенаправленно, в рамках религии, философии, науки, искусства, идеологии. Картина мира складывается на основе определенного образа жизни людей, становится его частью и начинает в свою очередь оказывать на него сильное воздействие.
Усвоение сути и особенностей средневековой картины мира невозможно без обращения к проблемам христианства, которое стало стержнем средневековой культуры, одновременно с рассмотрением этих проблем мы касаемся и социокультурной специфики католицизма, взаимоотношений церкви и светской власти, коллизий их противостояния и союза
Термин «католичество» происходит от греческих слов «кат» (по) и «холэ» (целая, вся). В христианском Символе веры, составленном в IV в., церковь называется единой (единственной), святой, католической (по – церковнославянски – соборной) и апостольской. Церковь – католическая (соборная), так как она имеет своих последователей во всех странах мира и заключает в своих догматах всю полноту истины, одинаковой для всех христиан.
Cледует помнить, что духовной доминантой социокультурного процесса Средневековья было религиозное миропонимание, основанное на требовании подавления плоти и освобождения духа (философия аскетизма).
Главной идеей христианства была идея спасения, достичь которого возможно только обожением верующего, т.е. путем перехода его в вечную жизнь с Богом. Это возможно только содействием (синергией) человеческих усилий и Божьей благодати. Но что же дает христианину уверенность в своем спасении? Как сохранить правую веру? Тут и выдвигается на первый план роль церкви. Церковь – носительница религиозного и нравственного предания, перешедшего от Христа к апостолам, а затем к их ученикам; она также сфера реального присутствия Христа, дающего безошибочность веры. Спасение верующего, то есть победа над злом, возможна лишь при подчинении разума авторитету веры, носительницей которого и является церковь.
Создание учения о церкви и ее организация стали для христианства важнейшими задачами. Нужно было отражать нападения на церковь извне, бороться с расколами и ересями внутри, приспосабливаться к новым условиям. Все это и привело католическую церковь к острому противостоянию со светской властью. И, естественно, обширная христианская литература играла существенную роль в этой борьбе. Для западных церквей, связанных с областями латинской культуры и языка, особое значение имели труды и деятельность уроженца Северной Африки Аврелия Августина (354 – 430).
Августин – христианин полагал, что Бог создал человека праведным, но с волей, свободной к добру и злу. Адам и Ева злоупотребили своей свободой и согрешили, запятнав свою душу гордыней и себялюбием. Оскверненная душа заразила тело, ставшее из слуги души ее господином. Поэтому все потомки Адама несут в себе первородный грех. Следовательно, воля человека оказалась способной только ко злу, хотя Бог его не создавал. Зло, по Августину, не что-то реально существующее, а действие свободной воли исконно чистых ангелов и людей, пожелавших удалиться от Творца. Следовательно, зло есть лишь отсутствие блага, удаление от него. Воплощение, страдания и смерть Христа открыли людям путь к спасению. Оно зависит не от воли людей и заслуг человека, а обусловлено благодатью, действием Бога. Но оправдание благодатью распространяется не на всех, так как Бог по всеведению своему знал, что воспользуются его дарами немногие. Он предопределил назначенное к блаженству меньшинство, а грешное большинство оставил преданным гибели.
Именно Августин и делает вывод о том, что церковь и есть носительница авторитета веры. Только она имеет право прощать грехи и распоряжаться заслугами святых. Единству церкви, «Града Божьего», противостоит множество дьявольских сил, поэтому для преодоления их церковь может прибегать и к насилию и принуждению, используя в том числе и силу государства, чтобы заставить заблудших покориться.
Провозглашенная Августином власть авторитета воплотилась в главенство римского первосвященника над церковью и государством.
В связи с невозможностью полного устранения рациональной человеческой деятельности, церковь стремительно ограничивает ее проявления множеством правил, предписаний и ограничений и одновременно, для сохранения чистоты ее догматов, делает упор на развитие не рационального, а эмоционального восприятия действительности и основ вероучения. Это приводит, наряду с другими факторами, к такой особенности средневекового мировоззрения как символизм.
Характеризуя основные направления и стили в искусстве Средневековья, нужно учитывать ту регламентирующую роль, которую играла церковь в процессе культурного развития Европы этого периода. Поскольку расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического Средневековья, то именно на этом этапе и следует остановиться более подробно.
В то же время, прежде чем переходить к рассмотрению направлений и стилей, нужно подчеркнуть и описать то бесспорно лидирующее положение, которое имело богословие (теология) в иерархии сфер средневековой культуры.
Важно подчеркнуть, что эпоха средневековья ни в коем случае не может восприниматься нами как период провала и черноты в развитии западноевропейской культуры от античности к Новому времени или как период застоя, так как именно в это время сложились наиболее значимые черты европейского христианского типа культуры.
III. Рекомендованная литература
Основная литература
1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. 3-е изд. перераб. и дополн., М., 2002.
2.Кравченко А.И. Культурология, учебное пособие. М., 2000 С 351-469.
3.Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология, учебное пособие для студентов. М., 2000 С 143-161.
Дополнительная литература
1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: М., 1999.
2. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов н/Д., 2001.
3. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Проф. Г.В. Драча. М., 2002.
4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой. М., 1998.
5. Культурология, Введение в теорию культуры. М. 1999.
6. Полищук В.И.. Мировая и отечественная культура. 1-2 часть. М., 1993.
7. Попов Е.В., Введение в культурологию. М., 1996.
8. Средневековая Европа глазами современников и историков. В пяти частях. М. 1994.