Тема № 1.3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения

Вопросы:

1. Становление, основные принципы и особенности средневековой западноевропейской философии.

2. Философия патристики и схоластики: основные проблемы (А. Августин, Ф. Аквинский).

3. Восточная ветвь средневековой философии: исихазм, паламизм.

4. Философия Возрождения, её особенности, основные проблемы и представители.

Методические рекомендации:

Тема охватывает 15 столетий истории. Поэтому принцип конспектирования – кратко о каждом этапе, представителе или направлении. Желательно найти небольшие фрагменты философских текстов в качестве иллюстрации основных идей. Хотелось бы предостеречь от односторонней оценки средневековья как «темных веков». Многие философы показали и прогрессивное значение этой эпохи.

В ходе работы над вопросом «Становление, основные принципы и особенности средневековой западноевропейской философии» необходимо вычленить основные принципы, этапы развития религиозно-философского мировоззрения в Европе на указанном историческом этапе. Начать изучение вопроса следует с выявления основных положений средневековой философии (теоцентризм, креационизм, провиденциализм). Далее следует рассмотреть особенности патристики и схоластики. Затем, необходимо выяснить, как решалась проблема соотношения веры и разума в христианской философии на различных её этапах.

Вопрос «Восточная ветвь средневековой философии» рассматривает особенности миропонимания Византии, где никогда не прерывалась античная философская традиция. Желательно при подготовке найти небольшие фрагменты философских текстов в качестве иллюстрации основных идей таких ярких представителей византийской философии как Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослова, Иоанна Дамаскина. Следует отметить, что 3-й вопрос раскрывается не во всех учебниках и при его анализе следует опираться на дополнительную литературу.

При анализе последнего вопроса необходимо отразить характерные черты философии эпохи Возрождения. Прежде всего, новые тенденции проявились в этике — появление гуманизма, возобновление учений стоицизма (Петрарка) и эпикуреизма (Балла). Натурфилософия эпохи Возрождения представлена именами Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей. Изучая проблемы, поставленные данными авторами, объясните, какие положения натурфилософии Возрождения оказались несовместимыми с догматами христианского мировоззрения. Необходимо раскрыть сущность пантеизма Б. Спинозы. В завершении выявите социально-политические взгляды изучаемого периода (Н. Макиавелли, утопический социализм – Т. Мор, Т. Кампанелла) и предпосылки формирования идеологии реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, У. Цвингли, Ж. Кальвин).

Вопросы для самопроверки:

1. Сформулируйте основные принципы религиозно-философского мировоззрения.

2. Как решалась в средние века проблема соотношения веры и разума?

3. Дайте сравнительную характеристику апологетики, патристики и схоластики.

4. Назовите основные проблемы, поставленные христианской философией.

5. Сформулируйте ценностные ориентации христианства.

6. Назовите особенности русской средневековой философии.

Темы сообщений:

1. Социокультурные предпосылки становления христианства.

2. Свобода воли и детерминизм в религиозных учениях средневековья.

3. Средневековая философия мусульманского Востока. Авиценна.

4. Проблемы человеческой индивидуальности Э. Роттердамский, Б. Телезио.

5. Антропоцентризм философии Возрождения.

6. Протестантизм – буржуазная версия христианства. М.Лютер, Ж.Кальвин.

Основные понятия темы:

креационизм, провиденциализм, апологетика, патристика, схоластика, теизм, теоцентризм, томизм, реализм, номинализм, антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, Ренессанс, утопия.

Учебная литература:

1. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.

2. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.

3. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.

4. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).

5. Философия: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В. Н. Асташов, Н. В. Дрянных, Н. С. Оботурова, О. В. Агафонова. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. 161 с.

Дополнительная литература:

1. Августин Аврелий. Книга Х [О самопознании ума] // Человек. 2005. № 4. С. 81–98.

2. Батиев Л. В. О соотношении права и морали в античной и раннесредневековой философии // Новая правовая мысль. 2009. № 2. С. 46–50.

3. Белялетдинов Р. Р. Человек и слово в средние века // Человек. 2008. № 6. С. 67–69.

4. Бычков В.В. Образно-символическая основа мышления автора «Ареопагитик» // Вопросы философии. 2012. № 9.

5. Давыденко В. Через веру – к покаянию // Преступление и наказание. 2007. № 3. С. 29–31.

6. Далмайр Ф. Николай Кузанский о вере, знании и ученом незнании // Вопросы философии. 2007. № 2. С. 35–41.

7. Девятова С. В., Купцов В. И. Судьба учения Н. Коперника // Вопросы философии. 2011. № 1.

8. Курмангалиева Г. К. Аль-Фараби и интеллектуально-духовные искания исламского средневековья // Вопросы философии. 2008. № 10. С. 128–139.

9. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П. В. Алексеев. М.: Проспект, 2008. 576 с.

10. http://www.philosophy.ru/ Библиотека Института философии, журнала «Вопросы философии», энциклопедии, справочники по философским дисциплинам.

Наши рекомендации