Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

1. Истоки средневековой философии: древнегреческая философия и христианская теология. Основные черты средневековой философии (теоцентризм, креационизм, провиденциализм и эсхатологизм).

2. Этапы средневековой философии.

3. Классическая философия Средневековья (Фома Аквинский). Онтологическое доказательство бытия Бога. Философский смысл полемики реалистов и номиналистов.

4. Возрождение как эпоха гуманизма, его историческая и социально-экономическая обусловленность.

5. Антропоцентризм и проблема личности. Социально-политические учения (Н. Макиавелли) и социальные утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла) эпохи Возрождения.

Литература:

Основная:

[6, с. 325-413]; [7, с.68-92]; [11, с. 82-110]; [13, с. 42-62].

Дополнительная:

[25, c. 60-84] [20, с. 8-9].

Электронные ресурсы:

[6, с. 36-53]; [7, с. 28-42]; [8, с.53-71].

Основные понятия и термины:

Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, считая его главной ценностью мироздания.

Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычников.

Апофатическая теология — богословская концепция о принципиальной непознаваемости Бога.

Гуманизм – система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его право на свободу, счастье, равенство, борьбу за создание условий для свободного развития творческих сил и способности человека.

Деизм – учение, признающее Бога в качестве безличной первопричины мира, в дальнейшем не вмешивающейся в его развитие.

Догмат — положение, не подлежащее критике и обязательное для всех верующих.

Катафатическая теология — богословская концепция, допускающая возможность познания Бога по результатам его творчества.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.

Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Номинализм – учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия – лишь имена.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при котором природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.

Провиденциализм – религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются провидением, Богом.

Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.

Схоластика – «школьная философия», наука, зависимая от теологии, обосновывающая логическим путем религиозные догматы и систематизирующая их.

Теодицея (греч. theos — Бог и dike — справедливость — «оправдание Бога») - совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире.

Теология — учение о сущности Бога.

Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

Томизм – учение Фомы Аквинского.

Эсхатология – учение о конце света.

Средневековая философия - это философия эпохи феодализма V – ХV вв. вв. Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии и выступает как синтез двух традиций: античной философии и христианского откровения. В средневековой философии можно выделить два периода: становления и развития. Поскольку философские учения той эпохи стали складываться уже в I – V вв., а их основу составили этические концепции стоиков, эпикурейцев и неоплатоников, то можно выделить следующие этапы:

1. этап патристики апостольского периода (до середины II в.) и патристику апологетического периода (до VIII в.),

2. этап схоластики, ее становление (IX-XII вв.), зрелость (XIII в.), закат (XIV-XVвв.).

Особенность философии средних веков – ее зависимость от религии. Роль философии определялась как «служанка богословия».

Если греческая философия связана с политеизмом (многобожием), то философская мысль средних веков связана с монотеизмом (единобожием). К таким религиям относились иудаизм, христианство, ислам.

Средневековое мышление было теоцентрично. В соответствии с принципом теоцентризма источником всякого бытия является Бог. Высшая цель в жизни выражается в служении Богу. Бог есть первопричина и первооснова мира. Исходным пунктом философских размышлений стали догматы священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию, религии, а не науке. Христианский Бог стоит над природой, по ту ее сторону, поэтому является трансцендентным Богом (потусторонним). Активное творческое начало как бы изымается из природы и передается Богу. Творение становится прерогативой Бога, а изобретения со стороны человека считаются богохульством. Согласно христианскому догмату , Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли. Такое мировоззрение называется креационизм. Отличительными чертами средневековой философии были также провиденциализм – вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения, и иррационализм – принижение познавательных способностей человеческого разума, признание основным источником познания интуиции, озарения.

Основные черты средневековой философии:

· Тесная связь со священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке.

· Философия, основанная на традиции, текстах священного писания, была догматична и консервативна.

· Философия теоцентрична, поскольку определяющей реальностью всего сущего была не природа, а Бог.

· Философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим формулам, был основан на искусстве толкования, интерпретации текста.

· Креационизм – главный принцип онтологии, а откровение – главный принцип гносеологии.

Эпоха Средневековья выдвинула выдающихся философов – Августин (354-430), Эриугена (810-877), Аль Фараби (870-950), Ибн Сина (980-1037), Аверроэс (1126-1198), Пьер Абеляр (1079-1142), Фома Аквинский (1225-1274), Уильям Оккам (1285-1349) и др.

Апологетика и патристика.

Аоплогетика – это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей тогда языческой идеологии. Апологеты обосновали возможность существования философии на основе христианского вероучения. Христианство на первых этапах своего становления подвергалось гонениям и нуждалось в теоретической защите, осуществленной апологетикой. Наиболее известным апологетом был Юстин Мученик.

Вслед за апологетикой появляется патристика – философское учение отцов-церкви. Они изложили в своих сочинениях положения христианской философии, богословия, учения о церкви. Различают восточную и западную патристику. Наиболее яркой фигурой на Западе считают Августина Блаженного, на Востоке – Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Отличительная особенность восточной (византийской) философии в том, что она использует греческий язык и тем самым более органично связана с античной культурой, чем латинский Запад.

Августин Блаженный пришел к христианству через манихейство – религиозно-философское учение, появившееся на Ближнем Востоке в III в., считавшее добро и зло равновеликими началами. Также он находился под воздействием неоплатонизма, которым увлекался в молодости. Бог, по Августину, - причина всего. Он сотворил мир и продолжает его творить. Августин на основе неоплатонизма разработал философскую проблему теодицеи- проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро – это порявление Бога на Земле, а зол – это недостаток доьбра. Зло на Земле возникает из-за отдаленности материального существования от своего идеального образа. Воплощая в себе божественный образ предеметолв, явлений, людей, материя в силу своей косности искажает идеал, превращая его в несовершенное подобие.

Августин провозгласил формулу: «Верю, чтобы понимать». Она утверждает безусловный примат веры над разумом. Спасение человека, по Августину, - в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града Божьего на земле». Есть два вида человеческой деятельности – «град земной», т.е. государственность, которая основана на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу, и «град Божий» - духовную общность, которая основана на любви к Богу, доведенной до презрения к себе.

Бог, по Августину, есть наивысшее благо, а душа человеческая близка к Богу и бессмертна, она совершеннее, чем тело. Поэтому человек должен заботиться о душе, нежели о теле, подавляя чувственные наслаждения.

Августин выдвинул проблему свободы личности, поскольку он считает, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Заслуга Августина в том, что он впервые показал, что жизнь души есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. Августин – родоначальник философии неоплатонизма в христианской философии. Основные его работы: «О граде Божьем», «Исповедь», «О Троице», «Об истинной религии».

Схоластика.

Схоластика – т.е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Догма – это положение, безусловно принимаемое на веру, не подлежащее сомнению и критике. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями, называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы. Схоластика отличалась от мистики тем, что не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию бога. А мистика – учение о возможности познания Бога исключительно путем сверхъестественного созерцания – путем откровений, озарений и других иррациональных средств.

Представитель схоластики – Фома Аквинский, или Томас Аквинат. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизм. Современная доктрина Ватикана называется неотомизм. В учении Аквината четко проводится грань между верой и знанием, религией и наукой. Религия обретает знания в откровениях. Наука способна логическим путем доказать истинность откровений. В этом и заключается цель существования науки. Схоластика допускала существование только теоретических наук. Опытное, чувственное (естественнонаучное) знание она считала греховным.

По Аквинскому, только теология есть знание об общих причинах. Знание о Боге – есть знание двух порядков: 1) доступное каждому; 2) недоступное простому человеческому разуму. Поэтому основной принцип теологии – принцип предпочтительности веры над разумом. Главный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Фома Аквинский обосновал несостоятельность двойственной истины. Истина одна – это Бог. Аквинский выводит пять положений космологического доказательства бытия Бога. Он выводит доказательства не из понятия о Боге, а из того, что каждое явление имеет свою причину. Следуя от одной причины к другой, Фома приходит к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех реальных явлений и процессов.

Пять доказательств существования Бога:

1. В мире все находится в состоянии движения. Движение одной вещи является причиной движения другой и так далее. Чтобы движение стало реальностью, нужен первотолчок Бога.

2. Первотолчок является одновременно и первопричиной. И таковой является Бог.

3. Все в мире случайно, кроме Бога, обеспечивающего необходимость этих случайностей.

4. Мир состоит из вещей, степень совершенства которых задается абсолютным совершенством и таковым является Бог.

5. Все в мире целесообразно и эту целесообразность задает Бог.

Ф. Аквинский много сделал для обоснования теоретически католического вероучения, за что был удостоен титула – «ангельский доктор».

В ХI в. разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом как ученая дискуссия. Эта борьба вошла в историю философии как спор об универсалиях. Универсалиями называют общие понятия в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно, реально существуют только единичные предметы?».

Реализм признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий – универсалий («человек вообще», «дерево вообще») – как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей, порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».

Номинализм – признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия – имена создает познающий их субъект, путем абстрагирования признаков, что универсалии существуют после, а не до вещей. Реальны лишь единичные вещи, например, люди, деревья, а вот «человек вообще» или «древо вообще» - это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Разновидностью номинализма является концептуализм, или умеренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме позн7ающего субъекта.

Наши рекомендации