Европейская культура эпохи Средневековья.

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрешения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институом.

Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла.

Сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим.

Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.

Значение слова записанного и особенно звучащего было чрезвычайно велико. История культуры Средневековья – история борьбы церкви и государства.

РАННИЙ ПЕРИОД. С конца 4 века началось великое переселение народов. Вандалы, готы вторгались в пределы Западной Римской империи.

Когда Западная римская империя распалась образовался ряд недолговечных государств. В Галлии и Западной Германии – франки, в Британии – англосаксы.

Везде, где господство Рима пустило более глубокие корни, романизация захватывала все области культуры: господствующим языком был латинский, господствующим правом – римское право, господствующей религией – христианство.

Однако следует отметить кризис культуры античного мира в период нашествия варваров, усугубившийся привнесением их наивного мифологического мышления, поклонением стихийным силам природы.

Все это отразилось на культурном процессе раннего средневековья. В 9-10 веках европейские народы боролись против набегов мавров, венгров, норманнов.

Эта пора, прошедшая в феодальных междоусобицах, характеризуется временным упадком и оскудением духовной культуры.

Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность.

Иногда специалисты различают академический классицизм первой половины 17 века и неоклассицизм конца 18 – начала 19 веков.

Представителем академического классицизма в живописи Франции является Никола Пуссен. Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков.

Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена – люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга.

Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическим виде. Пейзаж Пуссена – это не реальная природа, а природа улучшенная, созданная художественным вымыслом живописца.

Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли замершими скульптурами. Образом для них послужила античная пластика и мир античных героев.

Клод Лоррен, в торжественных композициях которого идеальные пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве 17 века.

Культура эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично- христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры. Основная цель исследования автора показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении людей, метод исследования – исторический. Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к общему мнению. Одни считают его "язычеством", "антихристианством", другие, наоборот, видят в нем христианско-католические элементы, отыскивая его корни в христианской культуре. Если сгруппировать множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как: — расцвет культуры; — переворот в культуре; — переходный культурный этап; — восстановление античности.Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их комплекс образует качественно новую ступень культуры.

Наши рекомендации