Последний нонешний денечек
СТАТЬИ РАЗНЫХ ЛЕТ
Знамя труда
24.12.1998
МЕЖЕВИКИ
Многие жители Понаровья, пограничники и рыбаки видели в некоторых местах невдалеке от реки интересные камни с крестами. Автору этих строк приходилось их фотографировать в местности, где раньше была д. Скарятина Гора. Такие же камни известны во Втрое и Омуте. Скарятинские камни - гранитные валуны, вкопанные посреди современной грунтовой дороги, которая прежде была деревенской улицей. В 1998 с помощью местного жителя насчитали 6 штук меток. По его сведениям, были подобные и на полевых дорогах. О назначении находок долгое время судили местные краеведы и прочие доброхоты от истории. О межевом назначении камней приходилось слышать от местников и дачников российского Понаровья.
Недавно пришлось общаться с сотрудником Псковского музея-заповедника Борисом Николаевичем Харлашовым, который идентифицировал скарятинские камни как межевые. Мало того, они имеют аналоги в Печерском районе Псковской области. Они сегодня представляют безусловную археологическую редкость. В нашем районе едва насчитаешь 25 каменных крестов и их фрагментов. Межевики же имют 2 типа насеченных крестов. Это крест - четырехконечник с точкой посредине и крест пятиконечник, т.е. с малой перекладиной в навершии. По мнению Б.Н. Харлашова, межевики распространены в местностях, заселенных до войны эстонским населением, и датировка их утвердительно поздняя, возможно, XX век. Здесь спорить не берусь. Может быть, кое-кто из жителей Понаровья внесет ясность?.. Кстати, есть у нас интересные топонимы - Межник, Намежки. О каких межах они говорят?
Кингисеппский краевед Д.И. Смольский приводит интересные сведения по «Пограничному камню», который лежит в р.Луге в 7 км выше по течению от д. Кленно. На нем высечена черта (посредине), на одной стороне крест, на другой - некое углубление, похожее на корону. По его изысканиям - это камень, указующий границу между Россией и Швецией, установленную Столбовским договором 27.02.1617 г.
Большой камень с крестом и письменами ХП века известен в водах Западной Двины. Стоит он на отмели и называют его «Борисов Камень». Текст гласит: «Господи. Помози рабу своему Борису». Исследователи склонны относить его до деяний полоцкого князя тех времен - Бориса. Вот что значила встарь межа; еще недавно за нее дрались братья и родственники, когда земля была в частной собственности до 1917 года. В древней столице Руси, Ладоге, была принята варяжская система межевания участков. Она включала в себя протяженный кусок земли с частью речного берега. «Скарятинская протяженность» от камня до камня по улице, а стало быть и по берегу, ок. 25 метров (минимум). Впрочем, эта величина может быть кратной искомому размеру участков, если мерить по береговой улице. Наиболее вероятный раздел в иные времена по числу едоков или душ мужского пола
Трудно говорить, какой инструмент имели мастера, наносившие меты на камни, но ясно, что скарпели (зубила по камню) достаточной твердости. Неоднократно автором строк встречены даже просверленные отверстия в гранитах (Гусева Гора, Кологриво). Это очередные загадки истории, касающиеся в том числе технологий. Реально с точки зрения патриотизма поинтересоваться аналогичными знаками в соседней Эстонии, впрочем, это вопрос времени...
P.S. Не мешало бы отчему музею разжиться парочкой таких межевиков. Пограничники не единожды ежедневно ступают по ним - может, привезут...
Скамья. Межевой камень, лежащий на сельской улице.
В.БУДЬКО, художник.
ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ (2007)
Межник, Намежки
В правобережье реки Долгой, между деревнями Хотило и Руско (очевидно, Руско правильнее, чем Русско) стоит деревня Межник. Сам топоним мужского рода и формант «ик» свидетельствуют не о меже в огороде, а о чем-то весомом, значимом.
Встарь границу еще называли «грань». Действительно, таковая имелась. Это место - естественное разделение псковских и новгородских земель по реке. Сегодня нельзя утверждать, что оба княжества всегда мирно сосуществовали. Известно, например, что Псков помогал Москве в деле удушения новгородской демократии. И это противостояние было не единственным.
Иная межа могла быть меж сотнями «Долосской» и «Старопольской». Они существовали в ХVII веке с центрами в селах Норница и Воловое.
Могла существовать межа и между владетельными волостками новгородских вотчинников, таких, как великий боярин Богдан Есипов.
Интересную легенду о Межнике рассказали мне в Старополье. Согласно ей деревня маркировала немного нимало, как межплеменную межу между деревнями Русско и Корино. Сказочка извещает, что в первой деревне проживали, естественно, русские, а во второй корелы. Что есть истина, никто теперь уж не разберет.
Между тем, один респондент в Доложске отстаивал истинно правильное написание русской деревни как «Руско». И он, скорее всего, прав. В России бывали дворяне Руско, - датчане.
О значении межи особо отмечал в 34 статье Русской Правды еще Ярослав Мудрый. Он писал: «А иже межоу переорет либо перетес, то за обиду 12 гривен». Это значило, что если кто-то запашет межу или срубит межевое клеймо или дерево, то уплатит 12 гривен денег - штраф. Вышеозначенная сумма в два раза превышала штраф за убийство смерда.
До XIII века в Великом Новгороде существовали княжеские вотчины. Огромными землями владела церковь. В частности, район Заручья принадлежал достаточно долго Софийскому собору столицы княжества. С установлением боярско-вечевой «республики» были ликвидированы княжие волости. Вновь приглашенные по договору-ряду князья уже не имели права владеть земельными угодьями. Это давало возможность не дробить земли между наследниками. Долгое время существовал институт боярских детей-наследников, которые годы и годы ждали прав на владение. Будучи боярами, они ничего не имели до седых волос. Иван III, захватив Верхнюю или Новгородскую Русь, приступил к учету новых владений, отчасти к межеванию.
Несколько раз им сводились неугодные бояре с семьями, а так же проводилась секуляризация монастырско-церковных ценностей и земли. Создался огромный фонд в тысячи земельных единиц - обеж. Эта окладная единица определялась: «Один человек на одной лошади орет», т.е. один человек может обработать. Но один мог обрабатывать хорошую и плохую землю. В десятинах или гектарах это совершенно разные площади. На вопрос Иоанна III новгородцам: что их соха? они отвечали: "3 обжа соха, а обжа один человек на одной лошади орет". Межевыми инструкциями 1754 и 1766 годов «велено мерить на обжи по 10 четвертей или 5 десятин в поле, а в дву потомуж». - Мудреная наука межевание.
Впоследствии земли давались Иоанном III в дачу и поместье лучшим гостям, т.е. торговым людям. Давались земли и безземельным детям боярским изо всего Московского княжества, а те везде ставили межи.
Число сведенных и отчасти репрессированных новгородцев составляло по писцовым книгам того времени 1045 человек. Это без семей, одни мужчины. С семьями свод составлял около 6000 человек, а с прислугою и того больше. - Отсюда берет начало генезис диктата Москвы, во многом репрессивный.
Экспроприация Новгорода носила характер жестокого завоевания, при котором рушился традиционный строй общества, прогрессивный на ту пору. Следствием московской экспансии явился экономический упадок и военное ослабление, ибо местники пограничья и княжества в целом несли согласно занимаемым владениям и воинскую повинность, кратно ей, согласно закону.
Новые поместчики, например, Нагой в деревне Нагинщина, получали земли тоже с условием выставлять воинов. Если новый поместчик (т.н. новик) не имел сыновей, способных служить, земли у него отбирались в московскую казну. Поэтому, и у дворян, и у крестьян дети всегда считались богатством. Все эти т.н. дети боярские, новики и отроки образовали впоследствии новый слой низшего дворянства.
Межа по Далю это: рубеж, грань, граница, стык и раздел. Межник или межак конкретно - межная полоса, межа, образующая черту. Межевик - кол, камень, дерево, которыми межевали поля, угодья, лес. Псковское межевище означало вдобавок знаковую яму или насыпь.
В Понаровье известны межевые камни с крестами (дд. Омут, Скарятина Гора, Степановщина, Скамья, Втроя). В Кологриво есть камни с чертами и отверстиями, возможно, межевые. Последние находятся близ мельницы, на реке.
Пустырь, прогал, пролет между селами звался межиной. Кроме всего межой в диалектах прозывали лесок, что родственно в иных языках слову дерево. Слово межа произошло от старославянского «межда», близко к «срединный, расположенный посредине». Межник расположен почти посреди дороги от Долгого устья к Самрянскому пути. В современном языке межник - необработанная полоса между полями или огородами. Межником может быть разделяющий два леска ручей. Межень - участок с плохой травой или вовсе без нее. Бывает покос с меженью - с бестравной пролысиной. «Раньше межень и из камней делали» - выкладывали полосы из валунов.
В 1891 и 1901 гг. в Столбово, Лужках, Руско и Межнике исследовались курганно-жальничные захоронения. Все они небольшие, ибо поселения здесь всегда были маленькие - по одной или по две семьи. Отсчет курганов археологи ведут с XII века.
Межевание (кое-что и старых источников)
Под этим названием разумелась совокупность технических и юридических действий, имеющих целью определить и утвердить посредством особых знаков и актов границы поземельных владений.
Владельцы, в случае желания размежеваться, могли просить о высылке для этого межевщиков. При этом требовалось полюбовное соглашение владельцев относительно развода земель и принятие ими на свой счет расходов по содержанию межевых партий, высылавшихся из межевой канцелярии.
Наибольшее число споров о границах, захватах земель и т. д. возникало среди небогатых землевладельцев. Ради предоставления последним возможности размежеваться, в 1806 г. были изданы правила более дешевого "специального межевания через уездных землемеров, под наблюдением уездных судов"
Межевые знаки и меры имеют свою длинную историю. При обилии никем не занятой земли, оседавшее население занимало пространства неопределенных размеров, отделявшиеся друг от друга естественными урочищами - лесами, реками, горами и т. д. Эти урочища и служили первоначальными пограничными знаками владений целых племен и назывались у нас - рубежами. Пограничные местности служили постоянной ареной борьбы между соседними народами; на могилах павших воинов издревле насыпались высокие курганы и клались тяжелые камни - быть может, прообраз тех курганов и камней, которые ставятся на границах государств и в настоящее время. Живые урочища служили границами владений и внутри государства. Древний земледелец обозначал только починный пункт своего владения - место, где у него был двор и постоянное пребывание. Пространство же его владения было неопределенно, шло "куда плуг и соха, топор и коса ходили", пока какое-либо естественное препятствие - река, горы и т. п. - не мешало этому движению или пока оно не сталкивалось с другим, столь же неопределенным владением. Лишь те земли или угодья, в которые земледелец вкладывал свой труд или которые имели для него какое-либо особое хозяйственное значение, считались неприкосновенными и обозначались какими-либо искусственными знаками, "знаменами" - зарубками топором на деревьях или сложенными в кучу, или, наконец, бороздами, проведенными плугом. Уничтожение таких знаков считалось большим преступлением.
В случаях спора, направление межи определялось хождением по ним с куском земли (позднее - с образом) на голове. Последний способ доказательства был отменен у нас лишь в 1680 г.
Гораздо более позднего происхождения - измерение земли для целей межевания. Оно появляется впервые для целей домашнего обихода, причем пространство измеряется не геометрически, а тем количеством труда, которое потребно для обработки (вспашки) земли тем или иным земледельческим орудием в известный промежуток времени, или количеством высеянного хлеба.
Иногда земля измерялась кадями, пузами, коробьями, модиями, литрами, четвертями высеянного хлеба. Такой способ сохранился в крестьянском обиходе наряду с измерением земли по весу высеянного хлеба.
Позднейшим является измерение земли линейными мерами - верстами, веревками. Термин "вервь", "веревка" сохранялся в Архангельской губ., где "веревка" земли равнялась 1850 кв. саж. Кстати, в Сланцевском районе есть хуторок Вервино. Название может происходить от древнерусского понятия вервь – сообщество проживающих совместно и имеющих общую юридическую ответственность.
В крестьянских общинах земля измеряется столбами, полосами, ярусами и т. д., весьма разнообразного размера. Леса измерялись в древней Руси верстами, а сенокосы - копнами накошенного сена.
На границах земельных участков налагаются следующие знаки: 1) межники, т. е. полосы земли, шириною в 3 саж. на границах уездов и городских земель, 1 саж. - всех других, и 1 арш. - крестьянских наделов. Полоса межника отрезывается (сохой или плугом) пополам от каждого из смежных участков. В местностях лесистых межники заменяются просеками такой же ширины. 2) По обе стороны межника, у его почина, вырываются 2 ямы, объемом в 2,5 х 2,5 х 2 саж. на городской земле; 2 х 2 х 1,5 саж. - на становой меже; 1,5 х 1,5 х 1 саж. на всех прочих и 3 х 3 х 2 арш. - у крестьянских меж. Такой же величины ямы выкапываются при всех поворотах межи, при окончании каждого владения и через каждые 250 саж. межи, идущей по прямой линии по середине межника. В ямы кладут уголь и камни. Они заменяются курганами в местностях затопляемых водой и с каменистой почвой. 3) Перед всеми ямами ставятся столбы (деревянные, каменные или кирпичные), с двумя гранями, указывающими направление межи вперед и назад. Над гранями изображается государственный герб. В местностях степных столбы заменяются треугольными ямами, объема 1 х 1 х 1,5 саж., выкапываемыми, отступя от обыкновенных (четырехугольных) на сажень. Если вся дача заключает в себе менее 1 дес., то на меже ее ни столбов, ни ям не полагается, и она лишь опахивается три раза сохами. Сохранение межевых знаков возложено на владельцев и полицию. Виновные в истреблении или порче их подвергается уголовным наказаниям (аресту, тюрьме или штрафу).
Знаковый топоним Межа имеется на острове Пирисаар (юг Чудского озера). Он обозначает межгосударственную границу в восточной части острова (местное название).
Совсем необычное объяснение топонимам Межник и Намежки дает сезонное название лосося – межень. Лосось, а по-местному семга, заходил когда-то для икрометания в верховья чудских, наровских, плюсских и лужских притоков. Об этом рыбном раздолье вряд ли помнят даже старики. Повсеместно известны заходы щуки, леща и прочей рыбы. Тут-то ее и сегодня ждут рыбацкие ватаги, терпеливо высиживая положенное время на берегу и даже на деревьях. Встарь крестьяне выходили к ручьям и притокам «подеревенно». – Один заход с сетью делали мужики одной деревни, второй мужики другой деревни и т.д., - в зависимости от того, сколько деревень претендовали на этот приток во время нереста рыбы.
У Межника протекает река Долгая, а в Намежках недалеко только озеро Туслоп, возможно, бессточное. Долгая – приток Луги, - лососевой реки до сих пор. Чего бы встарь лососю было да не ходить по доложским перекатам и протокам? Вспомним, что у нас есть и деревня Лососкино, а стоит она в верховьях реки Лыченки, - притока реки Луги. – Удивительны коллизии топонимики.
В Кологриво (на Долгой же, и недалеко) рассказывали, что некогда один из предприимчивых мужиков ездил по обмену опытом и на стажировку в Лужский уезд, к тамошним речным рыболовам. Оттуда он привез технологию вязания особой сети, которой начал перегораживать Долгую. Очевидно, вояж был необходим для интенсификации речного лова. До времен экологической катастрофы, когда повсеместно стали применять химические удобрения, рыба реками ходила вовсю. Сегодня ее местами мало. Самро и Долгое озеро сплошь уставлены сетями, не говоря о других водоемах. Между тем, в задох рыбу черпают в Поречье и дальше, а овсищенские до сих пор у небольшого омута удят всемером. Торгуют рыбкой и в Ложголово. Там даже охотбаза с лодками имеется, отмеченая в Интернете.
Около совершенно заброшенного пруда бывшей усадьбы Завастье зимой 2004 года мне доводилось видеть брошенные рыболовные снасти (типа курицы) из щепы. - Уж и в этот малюсенький ручеек что-то когда-то из рыбы заходило.
Один известный краевед из гдовской деревни Вяжище, рассказывал как его земляки некогда ловили в тамошней речушке достаточное количество рыбы, заходившей из озера. Сегодня того лова нет, как нет тех земляков.
Любитель археологии вспомнит, что в Куричке, т.е. на реке Руе, В.Н. Глазовым был найден курган с гарпуном. Археологи предпочитают гарпуны называть острогами. Возможно, они и правы. - Слово гарпун на Руси было не известно. Возможно, именно этот руянин из Куричка был прославлен в свое время ловлей лосося – семги. Название Куричек свидетельствует о притоке – реке Рудинке, которая в свою очередь вбирает в себя Руду и другие ручьи. Сюда же притекает и ручей Завастья, возможно, до мелиорации бывший многоводнее. Идущий из Куричка в Лог (совремееная деревня Гусева Гора, южная ее часть), проходит у моста большой разлив, род пруда. – Уж здесь-то рыбу ловили исстари, и до сих пор на надувной лодке промышляют. Здесь и ходили с той острогой из кургана. Ей уже скоро тысяча лет будет и ввиду своей древности находится она в Эрмитаже.
Иной куречок (маленькая деревня Куричок) находился южнее Скамьи, возле сегодняшнего пограничного поста с вышкой. Там тоже есть ручеек – по-старинному куречок. В слове явно читается «к – у – речок» или «у речек». В Ложголово слышано еще «обречек». - «Долга река имеет много обречек, - Верца, Самро.» Речь идет о протоках и притоках. Один из протоков на Долгой , между прочим, называется Польская канава. Очевидно, канава простирается по полю (не от того, что ее рыли поляки).
Формант «ку» в названиях Куричек и Куречок, очевидно, общий с тем же формантом в названии Кушела. В то же время, Кушела, как топоним, считается эстонско-финского происхождения, а слово куречок (куречек тоже) напрямую есть в русском языке. – Вот и гадай тут на кофейной гуще.
Городище Курея находится на Плюссе, в ее верховьях. Это известный объект археологии. Он охраняется государством (см. нашу статью Плюсса).
Знамя труда
21.06.1999. № 107(13407)
ИНТЕРЕСНАЯ НАХОДКА
В 1895 году в деревне Нагинщина был найден уникальный клад из 1018 серебряных монет тысячелетней давности. Он состоял из западноевропейских денариев, ходивших в то время повсеместно. Однако одна монета была так называемое Ярославово серебро. Она предназначалась для оплаты наемников-балтийцев, варягов. В настоящее время найдено всего 7 штук подобных раритетов. Шесть из них в Германии, Швеции, Норвегии и Эстонии. В домонгольский период только три князя осуществляли чеканку отчих денег - Владимир и Святополк в Киеве, Ярослав Мудрый в Новгороде.
До войны находка хранилась в коллекции П.И. Резвого (Тарту). Впоследствии следы ее затерялись. Информация имеется в отделе нумизматики Государственного Эрмитажа (фонд Н.П. Бауэра). Уникум входит во все уважаемые исследования по нумизматике.
Сланцевских кладов той поры известно несколько. Клад в Ложголово из 88 монет, найденный в 1948 году гр. Ивановой, датируется 1040 годом. Клад в Куклиной Горе, найденный в 1897 году, содержал 13 монет XI века. Еще один клад из Нагинщины, найденный в советское время, передан в Эрмитаж. Некоторые монеты находятся в частных собраниях и в краеведческом музее города. Находили деньги X-XI веков в курганах: в Куклиной Горе - 5 штук, в Патреевой Горе - 1 штуку, в Гусевой Горе -1 штуку. В Кингисеппском районе, подобных находок не было.
Нагинщинская находка - монета грубой работы, очевидно, западноевропейской. Она измыслена Ярославом в пику отцу. После него наступил так называемый безмонетный период - прекратилось поступление сырья, - арабского серебра. Это самая выдающаяся монета, найденная на нашей земле. Вес ее составил 1,49 грамма, диаметр - 24 мм (на снимке). На лицевой стороне изображен Святой Георгий Победоносец, покровитель самого князя. На обороте - древним княжеский знак Рюриковичей в виде трезубца. Очевидно, Ярослав, в крещении Георгий, был проводником христианства в нашей местности. Новые данные свидетельствуют об этом из материалов Пскова и Тарту (Юрьева). Это период 1030 года. Не случаен у нас культ Георгия в приходах Ложголово, Старополья и Рудно. Публикуемый снимок Ярославова серебра - аналог нагинщинского раритета.
В. БУДЬКО, художник.
Знамя труда
1.09.1999. №.129(13329)
ПОСЛЕДНИЙ НОНЕШНИЙ ДЕНЕЧЕК
Многим памятно столь ожидаемое солнечное затмение 11 августа 1999 года. К сожалению, почти никто его не увидел - небо затянуло облаками.
Проходя накануне по ул. Горького, я вдруг увидел ряженых -группу девушек-подростков. На вопрос: "По какому поводу маскарад?" они ответили, что близок, мол, конец света.
Русская традиция рядиться в отвратные одежды существовала на Святки для того, чтобы обмануть нечистую силу. Одновременно ряженые напоминали о тех демонах, которые в ярости бродили по свету после Рождества Христова.
Костюмированные карнавалы западного образца в народе не прижились, они практиковались при дворе и в богатых домах. Новогодний карнавал вокруг елки -перепев святочных гуляний.
В случае эпидемий, другого бедствия на Руси устраивали праздничные молебны, переходившие в пьяную гульбу с безобразиями. Таким образом предки снимали общую психопатизацию - стресс. Запад тоже знает коллективные оргии во время чумы, холеры и т.п.
Наряжение в преддверии мнимого конца света, который не единожды предрекали во все века - всего лишь рудимент страха не успевших пожить в свое удовольствие. Очевидно, нечисть, придя на землю вредить людям, в первую очередь возьмется за праведных, хорошо одетых. Убогих, бедных, оборванных она обойдет стороной, ибо их особо защищает Бог за их земные страдания.
В. БУДЬКО, общ. кор.
Знамя труда
3.11.1999
СЕРЕБРЯНОЕ КОЛЬЦО
11-12 сентября в Санкт-Петербурге в 6-й раз проводились торжества, посвященные Александру Невскому. Согласно Указу Президента России, в 2000 году будет осуществляться Всероссийская акция «Венок славы Александра Невского». Отчасти она коснется Сланцев. Через наши земли пройдет маршрут памятного транспортного пробега «Автовече-2000», который в июне 1999 г. стартовал в 3-й раз. Группа из 14 машин посетила Петербург, Ивангород, Сланцы (транзитом), Гдов, Кобылье Городище, Псков, Михайловское, Новгород, Новую Ладогу и финишировала в Усть-Ижоре. А.А. Селезнев и был руководителем этого пробега.
15 апреля 1995 г. установлен закладной камень памятника А. Невскому на одноименной площади в СПб, а 12 сентября того же года после восстановления из руин вновь освящен храм во имя Великого Князя в селе Усть-Ижора, на месте Невской битвы 1240 г. Группой энтузиастов под руководствома.а. Селезневав гдовском селе Кобылье Городище 29 марта 1992 г. установлен бюст Александра Невского работы скульптора В.Г. Козенюка из СПБ, ныне покойного. Ажурная композиция на круглом пьедестале легко возносится пред храмом Архангела Михаила на самом берегу Великого озера Чудского, в том месте, где, по преданиям, стоял легендарный Вороний камень, где, согласно летописям, была Ледовая битва 1242 г. Чуть дальше в селе силами опять же группы Селезнева, дай Бог им здоровья, вознесся 3-метровый крест из дерева (на снимке) работы скульптора Валентина Рещикова. Прототипом ему послужил знаменйтейший крест Северной Руси XIV в., находящийся в Корсунской паперти Новгородской Софии, поставленный при архиепископе Алексии (1359-1389). И памятник, и крест возведены русскими доброхотами на поклонение правоверным людям. Многие тысячи их стекаются сюда по зову сердца и души. Это ключевой момент ставшего уже традиционным пробега «Автовече».
Автотуристы посетили мемориал Святого Князя близ Пскова (на снимке), расположившись лагерем близ горы Соколихи. Первоначальное место величественного памятника предполагалось на острове Сиговице в узком проливе между Чудским и Псковским озерами. В самом городе туристы осмотрели храм во имя Александра Невского постройки времен Николая II. Здесь находятся выдающиеся образа, житийные иконы Св. Александра Невского, писанные палехскими умельцами. Они являются даром Патриарха Алексия II. Группа благоговейно по обету выставила сюда привезенные с собой из Усть-Ижоры Святыни земли русской. В этой же церкви находники с удовольствием послушали звон новоявленных колоколов, подаренных Президентом России Б.Н. Ельциным.
Иные посещения были столь же замечательны, но описывать все не хватит газетных полос. Александр Селезнев настоятельно просил автора заметки разыскать через газету «Знамя труда» энтузиастов, могущих в следующем году осуществить часть пути «Автовече», начиная от Сланцев. Для этого необходимо снарядить хотя бы один экипаж. Адрес для связи: 189630 СПБ, Колпино, ул.Урицкого, д.1 ком.16. Телефоны: 463-91-55, 482-52-53 (для Селезнева), факс 482-47-98. Ижорский фонд молодежных и военно-исторических программ «КАЧУР».
В.БУДЬКО, художник.
На снимке вверху: с. Кобылье Городшце.12 августе 1999 года в день торжеств в честь Александра Невского президент Ижорского регионального фонда «КАЧУР» А.А. Селезнев рассказывает почетным гостям об истории установки памятника Александру Невскому близ места Ледового побоища.
Знамя труда
8.12.1999. № 181(13381)
ПОГРАНИЧНЫЕ ХРАМЫ
При осмотре Ивангородской крепости всякий турист обратит внимание на две вновь отстроенные церквушки - Успенскую с приделом Покрова Богородицы и Святого Николая. Современные исследователи пришли к выводу, что на начальных этапах возведения крепости в работах по ее строительству приняли участие итальянские мастера. То же самое утверждают и о первом Успенском храме. До 70-80-х годов XX века постройки специально не изучались, ибо считались заурядными. Сегодня оказалось, что они единственные в своем роде в России. Очень близки Успенскому храму базилики Венеции. Там издавна возводились двухэтажные храмы со световыми барабанами и шлемовидными куполами. Богатый декор времен эпохи Возрождения в России не мог быть повторен, т.к. наш камень достаточно хрупок и не выдерживает резьбы для украшения. Дизайн четвериков, галереи, лестницы достаточно суров, такой мы привыкли видеть во Пскове и Новгороде.
Объемы храмов крайне незначительны. Однако службы здесь ведутся, невзирая на малую паству. Туристов сегодня в Ивангороде - мизер, во многом виноваты кризис экономики, кризис души.
При исследовательских работах археологи нашли прихрамовое малое кладбище, где ямы обустраивались прямо в скале. Из нумизматики найдена единая монета времен Михаила Федоровича, ставшая датирующей находкой.
В ходе Ливонской войны в 1558 году русские осадили Нарву. 11 мая вспыхнул пожар, войска под предводительством воеводы И.А. Батурли-на принудили к сдаче замок. Легкая победа объясняется летописями чудом с иконами Св. Николая и Богоматери: «На великом пламени образ Пречистые лежит лицом на огонь,.. а в другом месте нашли Николин образ. И от того времени как образы поймали, огнь почал тишать... и взят бысть Ругодив...(Нарва)». В честь обретенных икон в Москве царь Иван Грозный отслужил молебен, после чего отправил Новгородского архиепископа, юрьевского архимандрита и протопопа Св. Софии освятить город, свершить крестные ходы и возвести в Вышгороде (в замке) и на посаде храмы. Чудотворные иконы с великим почетом прибыли в Новгород, а 9 августа - в Москву, где их встретили царь и митрополит Макарий. О возвращении образов источники не упоминают. Считалось, что Богоматерь хранилась в Успенской церкви в Ивангороде, а Никола - в Преображенском соборе Нарвы. Должным образом государь отпраздновал победу на Балтике, им были выстроены храмы в Ливонии числом около двадцати (по количеству взятых городов). Впрочем, простояли они недолго - в 80-е годы земли Ливонии отошли Речи Посполитой.
В. БУДЬКО, художник
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в ивангородской крепости (конец XVI – начало XVII вв.; перестраивалась в 1864 г.). Фотограф К. Булла. 1913.
Храмы в ивангородской крепости.
Вид после реконструкции.
2000-е гг.
Знамя труда
11.01.2000. № 3(13395)
СВАДЬБЫ НА ИВАН-РУЧЬЕ
Безусловной особенностью сланцевского свадебного обряда сегодня является проезд семи мостов и посещение двух положенных мест — Иван-Ручья и Лунного камня. Любопытный действительно посчитает мосты: на ул. Гагарина, развилка в Лучки, д.д. Попкова Гора, Борки, Руя, Новонелешский и Кировский. Источник и место близ Кушелы иначе зовут Горой любви, Поцелуевой рощей — это дело вкуса. Почему же традиция упорно ведет свадебные поезда именно сюда? Ответ не слишком сложен для интересующихся историей.
Древние наши предки, как известно, едва наполовину имели славянские корни. Любой народ — есть смесь народов, равно язык — есть смесь языков. Местники Сланцев являются потомками чуди и води, которые обрусели на исторической памяти. Водцы близ Гдова изредка попадались в прошлом веке — они владели соответствующим языком. Водцы Кингисеппского района исчезли, как народ после войны — в результате репрессий. О чудских корнях говорят иные топонимы: Чудские Горки, Рудница, Чудка, Чудиново, Чудово и др. Чудь известна псковоновогородцам с VI-VII вв. прошлого тысячелетия, когда славяне начали осваивать поймы рек Великой, Наровы, Плюссы, Луги, Волхова. В какое-то время, сегодня не совсем ясное, местники были крещены администрациями Пскова и Новгорода. Но согласно летописным свидетельствам, до времен XVI века чудцы, водь, ижора и прочие коренные народы оставались фактически двоеверцами. Они упорно поклонялись источникам, колодцам, камням, деревьям и рощам, почитая их святыми. Именно эти обычаи дошли к нам в виде спонтанного поклонения Горе любви с чтимым источником и Лунному камню.
Прочие камни у нас: Ольгин Камень, следовики в Доложске и Козьей Горе. На Гдовщине знаменитый следовик известен в Трутнево. В Осьмино тамошний следовик разбили атеисты в 30-е годы. Ничего удивительного, что в том или ином виде народ посещает свои древние святыни.
На Иван-Ручье совершаются омовения (считается, что на Иванов день (24.06 по ст. стилю) вода источника целебна в деле лечения глаз и кожных сыпей). Кроме того, здесь трапезничают, делают возлияния и приносят требы в виде бросания в воду «серебряных» денег. Древние празднования у воды включали поедание жертвенной пищи (в частности, курицы) и прикапывание остатков еды близ источника; тут же приносились в жертву серебряные украшения и деньги. Обряд недостаточно исследован. Один из любителей истории пытался искать в ручье деньги прошлых времен — небезуспешно.
Поскольку в 1341 г. близ Кушелы произошла известная битва псковичей, под предводительством Карпа Даниловича Колеки, существует легендарная могила его воинов. Локализация объектов сегодня не ясна, а память в виде воинских ристалищ сохранялась несколько веков. Эти бои мало-помалу превратились в кулачные и были запрещены просвещенной государыней Екатериной. Наши бои проводились «с дубьем». Впоследствии их «перенесли» в Рудно.
Очевидно, что после запрета боев Иванов день, как престольный праздник прихода, праздновался вполне благообразно. Радетельные богомольцы строили здесь часовни и храмы, встречали и провожали Крестные ходы, чтили иконы с частицами мощей Божьих угодников.
Вот основы почитания источника близ Кушелы. Расположен он в замечательно красивом месте, ввиду неописуемых далей и озер. До времен войны гора украшалась Божьим храмом. Сегодня сюда ведет милая еловая аллея. Место чисто и тихо, многие любят сюда заезжать.
Посещение Лунного Камня сегодня ничем не отличается от деяний на Иван-Ручье. Это и понятно — истинные значения давным-давно забыты народом, а память осталась в веках.
Иванов день — Иван Купала, в дни летнего солнцестояния. В Православии — Рождество Иоанна Предтечи, Крестителя Христа (7 июля нового стиля). Празднуется праздник по всей Европе. Обычны здесь ярмарки, гуляния, поминания Ярилы (Яр — сила, молодость, солнце); он и «любовный» (!), он и «чистоплотный», он и «веселый». Безусловна связь этого места (горы и источника), в прошлом святилища, с любовной традицией. Такова же она, очевидно, и на Лунном Камне. Жаль, что лет 15-20 назад взяли в обычай бить на нем бутылки из-под шампанского. Говорят — сколько осколков, столько и деток.
Очевидно, что старинные обряды, верования и праздники были достаточно долго сильнейшим образом связаны с укладом жизни и бытом народным. Рудименты этих обычаев мы наблюдаем воочию сегодня в дни свадебных торжеств.
В. БУДЬКО, художник.
Знамя труда
2.06.2000
ГДОВЩИНА
Земли Сланцевского района в середине прошлого столетия входили в Гдовский уезд Санкт-Петербургской губернии. Гдовский уезд был самый крупный, самый много-населенный и самый дальноудаленный от столицы. Население здесь издревле селилось по высоким берегам рек, озер, образуя кусты поселений. Это Щир, Крапивно, Пенино, Люботеж, районы озер Долгое, Самро, Кушельское и др. Древнейшие люди жили в Гдове, Крапивно. Сторожинце, Скамье.
Гдовский уезд в экономическом отношении был не развит. Самая зажиточная часть его была близ озера Самро, где добывалось множество рыбы и производился закуп скота, который по специальному Самрянскому пути перегонялся в Петербург на продажу.
Единственное местное ископаемое в середине прошлого века — известняк. Его ломали по Плюссе, Боровенке и в других местах. Посте обжига облегченные плиты везли в Нарву о в окрестные деревни. В нарву же шел лесосплав.. На Плюссе в районе Полей река перегораживалась наплавными бревнами для задержания сплава. По этому мостку переходили посуху, когда не хотели пользоваться тамошними бродами. Уровень реки стал высок после постройки Нарвской ГЭС.
При ничтожном хлебопашестве повсеместно занимались земледелием. Сеяли основное — рожь, овес, ячмень, сажали картофель. Большую часть рациона жителей составляла рыба, которой было вдоволь и которую на Плюссе ловили возами. Перед праздниками жители Полей проходили большой сетью все русло. Улова хватало на село.
По Чудскому озеру славились артели по лову снетка. Скупщики для промышленной сушки его понастроили еще в прошлом веке десятки снетосушильных заводов. Иная рыба шла и к царскому столу. Известно производство рыбы в искусственных прудах. Рыбную мелочь на корм скоту солили в специальных ямах, а для нужд заготовки — вялили. Питавшихся дарами леса звали побирухи.
Юг уезда славился производством льна. Герб Гдова имеет изображение снопиков льна. В 1860 г. в уезде было 22 тыс. лошадей, 32 тыс. голов рoгатого скота, 27 тыс. овец, 12 тыс. свиней. Кормов (на это стадо заготовляли 3,35 млн. пудов. А каково сегодня?..
Населения в 1860 г. было: 20578 душ мужского пола, 22800 женского, дворовых, т.е. работавших на помещиков,—1590 душ. Во Гдове проживало тогда 2,5 тыс. жителей, из которых ремеслом занималось 26 человек. Из производств в 1860 г. известен кожевенный завод. Крестьянство промышляло немного гонкой дегтя, выжиганием угля, в Скамье строили малые суда. На вывоз и для транспортировки снетка повсеместно плели корзины.
В. БУДЬКО, художник.
Знамя труда
9.06.2000
ОЛЬГИН КРЕСТ
Стержневой топоним Принаровья и региона. Согласно новгородским летописям, Святая Равноапостольная княгиня Ольга посещала местности по «МСте и Лузе» (Луге) в 946-947 гг. Православная традиция приписывает ей крещение наших местностей, что в свете современных исследований представляется спорным. По Нарове, Чудскому озеру, Пскову и на родине её в Выбутской Веси (близ Пскова) отмечены десятки прозваний её имени. Село Ольгино находится на территории современной Эстонии. По нашему берегу известны: Ольгин Остров, Ольгин Камень, Ольгины Ловли, Ольгина Церковь, Ольгин Крест и прочие.
Ольгин намогильный крест снят с некоего кургана на Нарове и вмонтирован в стену храма в старые времена. Датировался специалистами временем после XIV века (А.А.Спицын ). Не сохранился. Ольгин Камень, наподобие сиденья, находился в специальной часовне до времен войны. Комплекс храма и прилегающих святынь взорван немецкими захватчиками при отступлении из Принаровья. Внецерковное кладбище основано в середине XIX века. По смежной деревне Скарятина Гора расположены так называемые межевые камни. Они уделаны в приречную дорогу и разбросаны где-то в полях. Непосредственно здесь в 1998 году зафиксировано 6 раритетов с латинскими четырехконечными крестами. Аналоги известны в дд. Омут и Втроя. В Скарятиной до сих пор показывают некий Богатырский курган. В 1998 г. на месте руин храма установлен 7-метровый поклонный крест из металла.
Курганный могильник Ольгина Креста исследовался в 1890 году археологом А.А. Спицыным. Им раскопано 24 кургана. В наше время, 1951-1952 гг., раскопано ещё 34 кургана. Датируются они XII-XIV веками. Находки частично находятся в Сланцевском историко-краеведческом музее без должной атрибутики. Интересно, что предметов христианского культа в них нет... В настоящее время могильник исследован полностью.
Существует могучая легендарная канва, связанная с деяниями княгини во всем регионе. Не всегда сказания соответствуют действительности. Интересно, что даже археологи большой поклонный крест в с. Ложголово, относящийся до Св. Великомученика Георгия, отметили... как Ольгин! Здесь одна легенда накладывается на другую.
Престольные праздники во имя русской княгини праздновались по многим деревням, например, в Мальяковщине (Гдовский уезд, близ Козлова Берега).
Неверно с точки зрения археологии приписывать Ольге основание Пскова. Находки на тамошнем Кроме (мысе, месте расположения Кремля) говорят о временах полуторатысячелетней давности.
Канонизация Ольги связана с деяниями внука, Владимира Святого, крестителя Руси. Ею основана одна из первых в Киеве православных церквей. Но в целом обе Руси Верхняя - (Новгородская):и Нижняя (Киевская) - оставались в религиозном отношении политеистичными объединениями. В то время в городских центрах мирно сосуществовали христианство западного и восточного толка, магометанство, иудаизм и язычество. Киев находился в зависимости от хазарского Каганата. Иго, подобное монгольскому, продолжалось около 200 лет. Резиденция князей находилась в 18 верстах от города. В Киеве находилась хазарская крепость Саркел. Туда уходило 2/3 дани, налога со всех земель. Избавил Русь от зависимости от хазар сын Ольги, Святослав, великий воитель древности.
Однако, ему не удалось осуществить Большую славянскую идею - утвердиться на Дунае, в месте пересечения торговых путей Запада и Востока. То был город Переславец...
В. БУДЬКО, краевед-любитель.
Знамя труда
16.06.2000