Хадис 405. Лучшим рядом для мужчин является первый, а худшим - последний. Лучшим рядом для женщины является последний, а худшим – первый.

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшим рядом для мужчин является первый, а худшим - последний. Лучшим рядом для женщины является последний, а худшим - первый». Этот хадис передал Муслим.

Комментарий:

Если мужчина молится в первом ряду, то он слышит чтение Корана, видит движения имама и имеет возможность повторять их самым совершенным образом. Поэтому первый ряд является наиболее предпочтительным для мужчин, тогда как женщинам лучше молиться в самом последнем ряду. Там они не видят мужчин и не слышат их голосов, что позволяет им уберечься от наущений сатаны и снискать милость Господа. Это правило распространяется только на те случаи, когда женщины молятся позади мужчин. В противном случае лучшим из рядов для женщин тоже считается первый ряд. Следует знать, что молящиеся в менее похвальных рядах не совершают греха, но лишаются награды, которая достается тем, кто находится в лучших рядах.

Хадисов о превосходстве первого ряда много. Ахмад и ат-Табарани в “аль-Кабире” передали со слов Абу Умамы, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют первый ряд». Его спросили: «О Посланник Аллаха, а второй?» Он ответил: «И второй». Аль-Хейсами сообщил, что рассказчики хадиса заслуживают доверия. Аль-Албани назвал его достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (1839).

Ахмад и аль-Баззар передали со слов ан-Ну‘мана ибн Башира, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто молится в первом ряду (или первых рядах)». Аль-Хейсами сообщил, что рассказчики хадиса заслуживали доверия. Аль-Албани же назвал хадис достоверным.

Аль-Баззар передал со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды попросил прощения за молящихся в первом ряду, дважды - за тех, кто молится во втором ряду, и один раз - за тех, кто молится в третьем ряду. По словам аль-Хейсами, рассказчик по имени Аййуб ибн ‘Утба обладал слабой памятью.

В ряде сообщений упоминается превосходство тех, кто стоит справа от имама. Ат-Табарани в “аль-Аусате” передал со слов Абу Бурды, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если сможешь встать позади имама, то встань там. Если же нет, то встань справа от него». Аль-Хейсами сообщил, что один из рассказчиков хадиса был неизвестным.

Ат-Табарани в сборниках “аль-Аусат” и “аль-Кабир” передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Молитесь в первом ряду, молитесь по правую сторону, и остерегайтесь тех рядов, которые оказываются между столбами». Аль-Хейсами сообщил, что рассказчик по имени Исма‘ил ибн Муслим аль-Макки был слабым. Аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Сахих аль-Джами‘ ад-Да‘иф» (3767).

Следует знать, что правом на моление в первом ряду, прежде всего, обладают ученые и уважаемые люди. Ранее мы уже упомянули хадис Ибн Мас‘уда, переданный Ахмадом, Муслимом и др., в котором сказано: «…Пусть ближе всех ко мне стоят обладающие твердостью и разумом среди вас». См. «Субуль ас-Салам», т. 2, с. 24-25.

Хадис 406. Однажды ночью я решил совершить намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и встал слева от него. Он взял меня за затылок и поставил справа от себя.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса: «Однажды ночью я решил совершить намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и встал слева от него. Он взял меня за затылок и поставил справа от себя. После намаза он заснул, а когда пришел муэдзин, то встал и отправился на намаз, не совершив омовения». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Комментарий:

Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Этот хадис свидетельствует против тех, кто не разрешает молящемуся становиться имамом, если только он не вознамерился сделать это перед началом намаза. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не собирался руководить коллективным намазом с Ибн ‘Аббасом, который встал рядом с ним и начал молиться вместе с ним. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, показал ему, где полагается стоять молящемуся позади имама, поместив его справа от себя. По этому поводу существует несколько мнений. Ошибочность одного из них мы уже разъяснили. Некоторые считают, что если муэдзин или имам призвал на намаз, но никто не откликнулся на него, после чего он начал молиться отдельно, то ему разрешается взять на себя руководство коллективным намазом, если кто-либо присоединится к нему. Объясняется это тем, что если человек призывает на намаз, то он имеет намерение встать имамом. Другие считают, что каждый, кто начал молиться отдельно, может стать имамом, если кто-либо другой присоединится к нему, потому что это - добрый поступок, не запрещенный ни Аллахом, ни Его Посланником, ни единым мнением мусульман». См. «ат-Тамхид», т. 4, с. 161.

Из хадиса также следует, что если в коллективном намазе участвуют только два человека, то они стоят в одном ряду, причем имам находится слева от того, кто молится вместе с ним. Этого мнения придерживалось большинство ученых. Ан-Наха‘и считал, что молящийся должен встать позади имама, но если к нему никто не присоединится до тех пор, когда имам уже совершит поясной поклон, то ему следует шагнуть вперед и встать справа от имама. Об этом сообщил Са‘ид ибн Мансур.

Существует мнение, что если человек помолился слева от имама, то его намаз засчитывается, так как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не приказал Ибн ‘Аббасу начать намаз заново. Однако действия Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не оправдывают тех, кто молится слева от имама, потому что не исключено, что Ибн ‘Аббас еще не успел начать намаз. Кроме того, возможно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не велел ему начать намаз заново, потому что он не знал о необходимости стоять справа от имама.

Следует знать, что, по мнению некоторых шафиитов, если коллективный намаз совершают двое молящихся, то имам должен находиться чуть впереди. Однако это суждение противоречит высказываниям ряда сподвижников и их последователей. Ибн Джарир передал, что ‘Ату спросили: «Если двое мужчин молятся, как они должны стоять?» Он сказал: «Бок о бок». Его спросили: «Они должны стоять на одном уровне, не оставляя друг друга позади?» Он сказал: «Да». Его спросили: «И между ними не должно быть расстояния?» Он ответил: «Да». Похожие высказывания переданы в “аль-Муватте” от имени ‘Умара и ‘Убейдуллаха ибн ‘Абдуллаха. См. «Субуль ас-Салам» с замечаниями аль-Албани, т. 2, с. 79.

Наши рекомендации