Список источников и литературы
Блосфельд Е.Г.
Введение в историю
Спецкурс
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….3
Программа спецкурса………………………………………………….. 6
Тематическое планирование ……………………………………………7
Список источников и литературы……………………………………...8
Вопросы к контрольному собеседованию……………………………..10
Тесты……………………………………………………………………. 11
Творческие задания …………………………………………………….14
Содержание лекционного курса………………………………………15
Пояснительная записка
Цель вводного курса «Введение в историю» – сразу включить первокурсников в мир идей, на которых основывается историческая наука сегодня, показать ее истоки, погрузить их в мир многозначности, многослойности самого понятия «история», показать, как постепенно менялись и наслаивались друг на друга представления людей о ней, о бытие и его смысле.
История и основные общественные категории имеют множество концепций, которые лежат в основе исторической науки. Задача курса – еще до изучения специальных исторических дисциплин познакомить студентов с основными из этих концепций, с научными спорами, начавшимися очень давно, но продолжающимися еще сегодня. Желательно, чтобы студент сразу окунулся в глубину науки, увидел существование в ней, и прежде всего, в философии истории, разных мнений и определенную обоснованность каждого их них, чтобы он воспринимал учебные курсы и лекции не как догму, а как одну из концепций, одну из интерпретаций исторического процесса. Это важно и потому, что преподаватели отдельных исторических дисциплин придерживаются различных подходов при объяснении тех или иных важнейших понятий и при изучении истории вообще.
В курсе также предпринимается попытка показать возможность сочетания (пересечения) различных концепций философии истории, развития человеческого общества, а также обосновать в ряде случаев позиции, приведшие к этим концепциям.
Введение в специальность «история» – курс философский. Однако, он не подменяет собой ни философию, ни философию истории, ни историографию, ни методологию истории, ни отдельные исторические дисциплины. Его цель – вооружить студентов необходимым инструментарием, самыми нужными знаниями для целостного понимания и познания исторической науки и осмысленного анализа исторического материала.
Поскольку курс предполагается в самом начале обучения студентов в вузе и предваряет собой специальные исторические дисциплины, считаем необходимым дать в нем некоторые инструкции и рекомендации по записи лекций и конспектированию исторического материала.
Для того, чтобы студент с первого курса получил навыки научного анализа исторического материала, в программе предусмотрено также знакомство с основными видами исторических источников, принципами источниковедческого анализа и их специфическим применением к разным типам источников, а также с общими требованиями к историческому исследованию.
Более точные и детальные сведения по всем этим вопросам и конкретные навыки студенты могут получить в специальных учебных курсах, где смогут применить общие знания, полученные во вводном.
В соответствии с учебным планом для специальности «история» ВГПУ курс рассчитан на 36 часов и представляет собой полностью лекционный материал. В середине чтения курса проводится самостоятельная работа (см. приложенные задания). В конце семестра проводится зачет в виде контрольного собеседования.
В конце занятий я обычно даю задание студентам написать их мнение о курсе, что они узнали из него, при этом обязательной подписи не требую. Ответы позволяют уяснить степень различия подготовки в школе и определенные результаты нашего преподавания.
Привожу выдержки из некоторых ответов.
1. …Было достаточно интересно: ведь я учусь на историческом факультете, и мне интересно все, что с ней связано.
Больше всего мне запомнилась тема об историческом источнике и историческом факте. И это не случайно, ведь то, что мы изучаем, есть история, нужно ли верить всему, что написано в книгах или нет, есть ли этому подтверждение?
«Ведение в историю» - предмет для тех, кто действительно любит историю.
2. Из курса «Введение в историю» я узнал много нового и интересного. Узнал новые, до настоящего времени мне не известные понятия, высказывания различных ученых и философов. Узнал также об исторической эволюции.
Понял, как трудно исследование исторического процесса. Понял важность изучения истории для современного общества.
Также запомнил совет по написанию квалификационных работ по истории.
Курс «Введение в историю» был весьма интересен и увлекателен.
3. Из курса «Введение в историю» я узнала, как правильно нужно записывать лекцию и конспектировать историческую литературу.
…Я узнала о таком замечательном человеке, как Карл Ясперс. Он был австрийским философом, объяснившим исторический процесс как движение вокруг осевого времени, с востока на запад.
4. Из курса «Введение в историю» я узнала о трудностях и многообразии исторического исследования, познакомилась с различными взглядами на один и тот же предмет.
Научил меня этот курс вдумчиво относиться к поставленному вопросу, работать с историческим источником.
5. …В курсе показывается историческая эволюция понимания истории и места человека в ней. Дается обзор процесса складывания исторической науки и различного отношения к исторической науке – вплоть до сомнений о возможности самого ее существования. Обзор дан в двух плоскостях: в исторической и в плоскости современных дискуссий, которые уходят своими корнями в историческое прошлое.
Также здесь описываются трудности и многообразие исторического исследования, бытование многих взглядов на один и тот же предмет, показана специфика исторического исследования в связи со спецификой исторического процесса и исторических источников.
Программа спецкурса
Тема 1: Как записывать лекцию и конспектировать историческую литературу.
Рекомендации для составления записей при подготовке к практическому занятию и семинарскому занятию.
Тема 2: Что такое история и откуда она начинается?
Многозначность понятия. Историзм как категория человеческого самопознания (от античности до современности). Историческое время. Предыстория и история. Конечна ли история? Исторический процесс и историческая наука. Может ли историческая наука быть объективной? Рассмотрение различных мнений, существующих по данным вопросам.
Тема 3: История: закономерность или связь случайностей?
Закономерность и случайность в историческом процессе, понятие альтернативности в истории. Понятие «исторический прогресс». Правомерно ли оно? Прогресс, слепой случай или повторяемость явлений? Прогресс и судьба народа.
Роль личности в истории. Личность – песчинка и жертва прогресса или его созидательница?
Тема 4: Цивилизация и социальная формация как формы развития человеческого общества и формы исторического сознания.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории. Их основные представители. Возможности сочетания при анализе исторического развития.
Тема 5: Человек, общество и государство в историческом процессе. Вопрос об основной коллизии развития человеческого общества.
Государство как исторический феномен.
Гражданское общество и государство. Понятие «гражданское общество» в философии истории и историографии. Понятие «демократия», историчность его содержания.
Свобода и собственность: взаимоотношения и их место в развитии человеческого общества. Социальная стратификация общества и социальный менталитет.
Классовая борьба и гражданское общество, их соотношение в историческом процессе. Исчезла ли сегодня классовая борьба в развитом современно обществе?
Тема 6: Эволюция и революция, традиция и скачок в историческом процессе.
Парадоксы развития.
Тема 7: Источники исторического познания.
Классификация, основные виды. Принципы источниковедческого анализа, специфика их применения к отдельным видам источников.
Тематическое планирование спецкурса
«ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ»
Наименование Разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | В том числе | |||
лекции | семинары | Самостоятельная работа | ||
1. Введение.Как записывать лекцию и конспектировать историческую литературу. | 4* | |||
2. Что такое история и откуда она начинается? | ||||
3. История: закономерность или связь случайностей? | ||||
4. Цивилизация и социальная формация как формы развития человеческого общества и формы исторического сознания. | ||||
5. Человек, общество и государство в историческом процессе. Вопрос об основной коллизии развития человеческого общества. | ||||
6. Эволюция и революция, традиция и скачок в историческом процессе. | ||||
7. Источники исторического познания. | ||||
ИТОГО: |
*Вопросы самостоятельной работы охватывают все темы.
Список источников и литературы
Источники:
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Блок М. Апология истории. М., 1986.
Ленин В.И. Две утопии // Полное собрание сочинений. Т. 22. С. 117-121.
Ленин В.И. Карл Маркс // Там же. Т.20.
Ленин В.И. Государство и революция // Там же. Т. 33.
Маркс К. Немецкая идеология //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4.
Маркс К. Святое семейство // Там же. Т.2.
Маркс К. Нищета философии // Там же. Т.4.
Маркс К. Классовая борьба во Франции // Там же. Т. 7.
Маркс К. Предисловие к критике политической экономии // Там же. Т. 13.
Маркс К. Критика Готской программы // Там же. Т.4.
Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому способу производства // Там же. Т. 46. Ч. 1.
Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.513 – 521 (Историческая необходимость).
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.
Февр Л. Бои за историю. М., 1989.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 20.
Энгельс Ф. Роль насилия в истории // Там же. Т. 21.
Ясперс К. Смысл и назначение истории М., 1991.
Литература
Основная:
Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.
Ерофеев Н.А. Что такое история? М., 1976.
Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонов М.Ю. История исторического знания. М., 2004.
Дополнительная:
Барг М.А. Цивилизационный подход к истории // Коммунист. 1993, № 3. С.27 - 35.
Вебер Б.Г. Историографические проблемы. М., 1974.
Витухновский А.Л. В гостях у Клио. Петрозаводск, 1986.
Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история и современность. М., 1987.
Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991.
Гулыга А.В. Искусство истории. М., 1980.
Данилов А.И. Исторические события и историческая наука // Средние века. М., 1980. Вып. 43.
Жуков Е.М. Очерки методологии истории. М., 1980.
Иванов Г.М., Коршунов В.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., 1981.
Иноземцев В. Капитализм, социализм или постиндустриальное общество // Коммунист. 1981, № 4. С. 32 – 40.
Историческая наука. Вопросы методологии. М., 1986.
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.
Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.
Лооне Э.Н. Современная философия истории. Таллинн, 1980.
Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.
Маркс К. Манифест коммунистической партии.
Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.
Петряев К.Д. Вопросы методологии исторической науки. Киев, 1976.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1990.
Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982.
Салов В.И. Историзм и современная буржуазная историография. М., 1977.
Санцевич А.В. Методика исторического исследования. Киев, 1984.
Современные теории цивилизаций. Реферативный сборник. М., 1995.
Согрин В. Диалог с зарубежной историографией // Общественные науки. 1989, № 2.
Цивилизации. М., 1992.
Черненко А.К. Причинность в истории. М., 1983.
Честертон Г. Упорствующий в правоверии // Вечный человек. М., 1991.
Литература к теме 7:
Биск И.Я. Курс лекций по источниковедению новой и новейшей истории. Тамбов, 1971.
Григорьева И.В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 1984.
Кареев Н.И. Теория исторического знания. Пб., 1913.
Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. М., 1955.
Мнухина Р.С. Источниковедение истории нового и новейшего времени. М., 1970.
Парфенов И.Д. Основы исторической библиографии. М., 1990э
Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР. Киев, 1968.
Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1940.
Вопросы к контрольному собеседованию
1.Понятие «история», его многозначность.
2.Историзм как категория человеческого самопознания.
3.Какое содержание вкладывается в задание проанализировать общественное явление с точки зрения историзма?
4.Историческое время. Как понимали время древние, как оно мыслилось схоластами? Современное его понимание.
5.Понятие «предыстория» и «история» у разных мыслителей.
6.История как наука. Соотношение ее с историческим процессом.
7.Вопрос об объективности исторической науки.
8.Как вы понимаете выражение «историческая альтернатива»? Альтернатива мнимая и реальная.
9.Отрицает ли альтернативность закономерность исторического развития?
10.Как понимать закономерность, закон исторического развития?
11.Понятие исторического прогресса. Правомерно ли оно?
12.Прогресс и судьбы народа.
13.Роль личности в историческом процессе. Личность – созидатель или жертва прогресса? Покажите на примере.
14.Понятие цивилизации как формы развития человеческого общества.
15.Понятие «цивилизационный подход» в изучении истории.
16.Общественно-экономическая формация как форма развития цивилизации.
17.Формационный подход к изучению истории.
18.Государство как исторический феномен. Различные взгляды на происхождение и сущность государства.
19.Понятие «гражданское общество».
20.Демократия. Содержание понятия, историческое изменение сущности.
21.Свобода и собственность. Их соотношение и место в развитии общества.
22.Понятие «социальная стратификация».
23.Классовая борьба в гражданском обществе.
24.Понятие «революция» и роль революции в историческом процессе.
25.Эволюция и традиции в историческом процессе.
26.Какие типы исторических источников вы знаете? Дайте их общую характеристику.
27.Что надо знать для того, чтобы всесторонне проанализировать источник? Приведите примеры зависимости метода анализа от характера источника и цели исследователя.
28.Является ли сам по себе исторический источник гарантом объективности исторического исследования?
29.Основные требования к содержанию и оформлению исторического исследования.
30.Что включает в себя обоснование темы исследования?
31.Назовите мыслителей и историков, с которыми познакомились в процессе курса. Что вы о них знаете?
Тесты
По введению в историю
1. Одной из основных характеристик цивилизации является:
1) динамизм;
2) постоянство (длительность);
3) скачкообразность развития;
4) застой.
2. Ведущим фактором цивилизации является:
1) социально-экономический;
2) антропологический;
3) психологический;
4) духовно-культурный.
3. Вставьте пропущенное определяемое понятие «…………. – это время большой длительности» (Ф. Бродель, французский историк):
1) формация;
2) эпоха;
3) цивилизация.
4. Социальная формация подчеркивает в развитии человечества;
1) единичное;
2) случайное;
3) общее;
4) уникальное.
5. Цивилизационный подход ориентируется на следующие факторы в развитии человечества:
1) уникальное;
2) всеобщее;
3) особенное;
4) случайное.
6. Выберите признаки, характеризующие историческое время (исключить один признак):
1) объективность;
2) прерывистость;
3) эмоциональность;
4) субъективность.
7. Календарное время имеет следующие характеристики (исключить два признака):
1) субъективно;
2) непрерывно;
3) эмоционально;
4) объективно.
8. Понятие «эпоха» имеет отличительные черты:
1) календарного времени;
2) исторического времени;
3) и того, и другого;
4) не знаю.
Дайте пример несходства исторического и календарного века, времени вообще.
9. Историческая наука это:
1) целенаправленный исторический процесс;
2) процесс изучения истории;
3) стихийный;
4) целенаправленное сознательное изучение исторического процесса.
10. Исторический процесс (исключить два признака):
1) стихиен;
2) совершается людьми;
3) не зависит от людей;
4) совершается людьми в определенных условиях.
11. Назовите автора:
а) Кто автор понятия «осевое время»:
1) К. Маркс;
2) А. Тойнби;
3) Ф. Бродель;
4) К. Ясперс.
б) Кому принадлежит фраза «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не они сами выбирали, а которые непосредственно имеются налицо, даны и перешли от прошлого»:
1) К. Маркс;
2) И.Д. Ковальченко;
3) Ф. Энгельс;
4) И.Ф. Гегель.
в) Чья это фраза «Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства»:
1) И.Ф. Гегель;
2) К. Маркс;
3) Ж.-Ж. Руссо;
4) М. Блок.
12. Вставьте недостающее «…… - это процесс развития общества во времени и в пространстве, зафиксированный в памяти людей»
1) история;
2) социология;
3) в памяти;
4) в пространстве.
13. Аристотель, Геродот, Гегель, Фукидид, Тацит (рассредоточить по группам):
1) философы;
2) историки;
3) драматурги;
4) поэты.
14. История – это особая, человеческая форма существования и развития и одновременно способ осознания этого развития.
История – это процесс развития общества и опыт прошлого, закрепленный во времени и пространстве, зафиксированный в памяти людей.
Какое из этих понятий вы считаете правильным:
1) первое;
2) второе;
3) не знаю;
4) оба.
15. Гражданское общество – это (вычеркнуть лишнее):
1) государственные учреждения;
2) общественные организации;
3) семья;
4) политические партии.
16. Можно ли считать представителями гражданского общества крестьян, не имеющих собственнических прав на землю и не имеющих политических прав? (подчеркнуть правильный ответ)
1) не знаю;
2) можно;
3) нет;
4) отчасти можно.
Явилась ли борьба крестьян за землю в феодальной Англии, во Франции XVI – XVIII вв., в России и др., борьба рабочих с предпринимателями за повышение заработной платы политической борьбой или борьбой за гражданские права?
1) да;
2) нет;
3) не знаю;
4) скорее да, чем нет.
Творческие задания
1. Разъясните, как вы понимаете это высказывание французского историка М. Блока: «…история – это обширный и разновозрастный опыт человечества, встреча людей в веках. Неоценимы выводы для жизни и для науки, если эта встреча будет братской».
О науке или об историческом процессе здесь речь?
2. Маркс и Энгельс писали, что история «не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека».
Об истории – процессе или исторической науке здесь речь?
3. Согласны ли вы с утверждением, что социальная революция – это часть социальной эволюции? Аргументируйте ответ.
4. Можно ли в ряде случаев приравнять значение социальных реформ и социальных революций? Почему их не следует прямо противопоставлять друг другу? Объясните и покажите на исторических примерах.
5. Укажите условия, когда государство и гражданское общество сближаются.
6. Монолитно ли гражданское общество в социальном и политическом отношении? Можно ли применить к его анализу понятие «классовая борьба»?
7. В каких границах можно употреблять выражение «возрождение традиций», при наличии каких условий?
8. Как вы понимаете известное изречение немецкого военного теоретика XIХ в. К. Клаузевица, повторенное затем В.И. Лениным: «Война есть продолжение политики»? В каких границах оно правильно? Почему?
Содержание лекционного курса
От автора
Введение во «Введение»
I. Что такое история и откуда она начинается
II. История – закономерность или цепь случайностей?
III. Цивилизация и социально-экономическая формация как формы развития человеческого общества и формы исторического сознания. Многообразие и взаимосвязанность исторического развития
IV. Человек, общество и государство в историческом процессе и в исторической науке. Основная коллизия развития истории
V. Традиции и новаторство в истории
VI. Социальная революция и социальный компромисс (эволюция) в историческом процессе
VII. Исторический источник и историческая правда
VIII. Советы по написанию квалификационных студенческих работ по истории
От автора
Эта книжка родилась в основном из лекционного курса, читаемого в течение десяти лет для студентов-первокурсников исторического факультета педагогического университета.
Задача курса заключается в том, чтобы познакомить студента с основными историческими и социологическими понятиями и категориями и различными концепциями в их трактовке, в понимании самого исторического процесса.
В курсе показывается без претензий на полноту и подмену специальных дисциплин (философии истории, методологии истории и др.) историческая эволюция понимания истории и места человека в ней. Дается обзор процесса складывания исторической науки и различного отношения к исторической науке вплоть до сомнений о возможности ее существования. Этот обзор дан в двух плоскостях: в исторической и с точки зрения современных дискуссий, которые уходят своими корнями в историческое прошлое.
Я видела свою задачу в том, чтобы показать начинающему студенту трудности и многообразие исторического исследования, существование многих взглядов на один и тот же предмет, показать специфику исторического исследования в связи со спецификой исторического процесса и исторических источников.
Мне хотелось, и надеюсь, что в какой-то степени это удалось, чтобы студент понял, что история как наука не дает раз и навсегда годных и однозначных решений и ответов на все вопросы о нашем прошлом, и о настоящем тоже, что она требует (как и всякая другая наука) пытливости ума. Поэтому в курсе сталкиваются разные, часто прямо противоположные взгляды на один и тот же предмет.
В то же время хотелось бы остеречь студентов от очернительства или игнорирования прошлого, его мыслителей и деятелей.
Хотелось показать трудности и специфику работы с историческим источником, показать, что он приоткрывает завесу над прошлым только вдумчивым, пытливым собеседникам.
Поскольку курс как бы предваряет учебные занятия в вузе, я включила в него и в эту книжку введение, в котором даны некоторые рекомендации по подготовке к занятиям по истории, организации записей, собственной библиографии, слушанию и записыванию учебных лекций. Думаю, что это совсем никому не помешает и будет полезным.
Работая со студентами, я убедилась, что они плохо представляют себе и оформление, и сам процесс работы над курсовыми и выпускными сочинениями. Поэтому в конце пособия даны соответствующие рекомендации, рассчитанные в общем уже не на первокурсника, а на студента старших курсов. Включение этих рекомендаций не нарушает цельности основного замысла пособия и его названия.
Но, думаю, что это вполне естественно, здесь есть некоторые (незначительные) повторения указаний вводной главы (то, что касается библиографических выписок и карточек).
В пособие включены также некоторые главы и фрагменты, не включавшиеся мною в курс лекций для первокурсников, но они также вполне отвечают смыслу названия пособия.
Пособие в значительной части представляет собой не просто компиляцию научного материала, но и авторские размышления об историческом процессе и его преподавании. Поэтому здесь мы в ряде случаев указываем научный аппарат (сноски), который обычно не указывается в учебной литературе.
Вообще это пособие не совсем обычно: некоторые материалы даются скорее в форме эссе, чем в форме учебного назидания. Это объясняется теми задачами, о которых было сказано выше.
Пособие предназначено прежде всего для первокурсников, но также и для студентов старших и выпускных курсов и всех, кто интересуется историей.
Введение во «Введение»
Зачем нужен такой курс «Введение в историю» для тех, кто собирается ее преподавать? Не проще ли взять да и начать сразу с изучения истории в хронологическом порядке, так сказать, с начала творения и до наших дней? Думаю, что нет, хотя в общем именно так сегодня и делается.
Изучение всякой специальности предполагает, чтобы человек, решивший заняться ею, освоить ее, сначала охватил ее всю целиком, в том смысле, чтобы знать о ее сущности, не только о ее привлекательных сторонах, но и трудностях, понял необходимость изучения именно тех приемов, методов и самого содержания, которые потом будет изучать конкретно, видел бы место своей специальности в обществе, ее возможности влиять на мир, на жизнь в обществе и т.д.
Студентам, поставившим своей целью изучить историю с тем, чтобы затем преподавать ее, надо сперва как бы с высоты птичьего полета, на машине времени обозреть человеческий мир с начала его возникновения, обозреть его мысли и дела, уяснить в общих чертах суть исторической науки, увидеть вклад многих поколений и различных людей в историю общества и науку о ней. Осмысление человеческого бытия, человеческой истории связано со многими науками, ибо все они созданы человеком. История общества – это история человеческой мысли, а не только человеческих деяний, это история человеческих чувств (ведь и они в какой-то мере менялись), которыми во многом определяются человеческие деяния. Чтобы понять человеческие мысли и дела, надо знать и психологию человека, и возможности воздействия на нее со стороны самого человека, надо знать и определенные природные, экономические законы, действующие в мире, и взаимоотношение человека с ними. Человек не волен сам по себе, но, изменяя условия, он воздействует и на действия законов и приспосабливается к ним, и приспосабливает их к себе тоже. Речь идет о законах природы, экономики и о юридических законах тоже.
Обо всем этом мы говорим потому, чтобы еще раз напомнить о взаимозависимости всего в мире, взаимодействии космоса и человеческого мира. Нельзя изучать историю одной страны какого-то периода, не понимая этого, не подразумевая эти связи, как и связи между самими странами.
Поэтому курс «Введение в историю» является синтетическим курсом, стремящимся показать эти связи. Многое в этом курсе будет связано с философией и с понятиями, которыми она оперирует, отчасти с психологией, отчасти с социологией.
История – сложный процесс, в ней действуют разные люди с разными характерами, разными способностями и способами мышления, разными привычками, что определяет их разные взгляды на мир, даже если они живут в одну и ту же историческую эпоху и представляют одни и те же социальные слои, а тем более, если это люди разных эпох и разных социальных статусов, т.е. занимают разное положение и разное место в обществе. Это относится и к ученым, и к публицистам, и к преподавателям, которые ведут учебные курсы истории, философии и другие. Студент должен уметь видеть эту множественность мыслей, взглядов, подходов и понимать, что изложенное в учебнике и преподавателем не есть истина в последней инстанции, а лишь определенная интерпретация действительно имевших место фактов, поступков исторических деятелей. Это высказывание своей оригинальной концепции т.е. определенной системы взглядов на проблему, явления, или демонстрация приверженности к какой либо из таких концепций, возможно, ложной, возможно, истинной в определенных рамках.
Строго говоря, ни одна концепция не бывает свободна от недостатков, односторонностей, ни одна попытка систематизации наших знаний о мире, о человеке, о развитии общества не может не быть подвергнута критике и не быть ограниченной: жизнь сложнее всяких схем, любая схема в любой науке имеет свои допуски и исключения. Что же касается истории человеческого общества, такого разнородного, то к нему это относится еще в большей степени. Надо иметь в виду, что жизнь изменяется, что наши знания тоже меняются, поэтому самая лучшая на сегодня теория, концепция, схема обречена на устарение и не может быть вечной. Может быть, они не нужны вовсе? Нет, они помогают систематизировать наши знания о мире, какая-то часть объективного мира в них отражена адекватно, они – основа научного подхода к миру, часть науки, которая помогает человеку преобразовывать мир, двигаться дальше в своем развитии.
Надо уметь смотреть на явление с разных сторон, ставить вопросы, пытаться вырабатывать свои суждения. Конечно, это приходит со знаниями и опытом, но если такая привычка не выработана, то не приходит никогда. Пытливость, а не покорное следование за учебником и преподавателем нужна всегда, но эта пытливость предполагает попытку обосновать, аргументировать свое суждение.
Поэтому в курсе «Введение в историю» представлены разные мнения и имена, они сталкиваются между собой, мы пытаемся показать «за» и «против» этих мнений, концепций, их право на существование, их обусловленность временем и знаниями о мире в указанный период времени, мы показываем не только возможность сосуществования разных подходов и точек зрения на развитие человеческого общества, но и необходимость во многих случаях их сознательного сочетания при изучении истории.
Естественно, это делается в рамках «Введения», т.е. не углубленно. Мы надеемся, что те основные, на наш взгляд, проблемы, по которым мы показывает столкновения взглядов, их определенную преемственность и даже повторяемость на протяжении истории помогут студенту лучше ориентироваться в конкретных исторических проблемах и вырабатывать собственное мнение.
Конечно, все сказанное студент должен отнести и к данному курсу, т.к. при всех попытках быть беспристрастным вряд ли кто может «спрятать свои уши под колпак» так, чтоб их совсем не было видно; определенные пристрастия всегда довлеют над исследователем, преподавателем.
Пусть студент не пугается наличия, а, может быть, для некоторых и обилия незнакомых имен: преподаватель истории должен иметь большую эрудицию, а многие из этих имен потом встретятся студенту в курсах истории, историографии, философии, но тогда он уже встретит их, как своих знакомых, или, во всяком случае, как людей, о которых уже слышал. Смею думать, что это не затруднит, а облегчит в дальнейшем усвоение учебного материала, а, может быть, подтолкнет заглянуть в энциклопедические, философские словари, почитать произведения этих мыслителей, историков.
Главное – желание, пытливость, дерзание.
***