Для студентов очной формы обучения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Северо-Западный институт (филиал) Университета

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель Методического совета

__________________О.А. Белов

"_______" ____________ 2015 г.

«ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, заочная,

Заочная форма ускоренного обучения

Вологда

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом ПрООП ВПОпо направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 г. № 464, профиль подготовки: общий

Рабочая программа составлена для студентов очной формы обучения набора 2015года, заочной формы обучения набора 2015 года, заочной формы ускоренного обучения набора 2015 года

Программа рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)26 июня 2015 г, протокол № 9.

Автор-составитель: Жариков А.А. - к.ю.н, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Рецензенты:

Макарьин А.А. - к.ю.н, доцент, адвокат Коллегии адвокатов «Советник»

Лазарева М.Н. -зав.кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

© Северо-Западный институт (филиал)

Университета имени О..Е. .Кутафина (МГЮА), 2015

Содержание

1. Цели освоения учебной дисциплины……………………………..4    
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО………………9    
3. Структура и содержание учебной дисциплины………………..10    
  Содержание дисциплины (программа курса)……………………16    
  Лекции……………………………………………………………….20    
  Практические занятия…………………………………………...27  
  Самостоятельная работа студента……………………………30  
4. Образовательные технологии……………………………………33    
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов…………………………………………………………...34    
  Оценка работы студентов по балльно-рейтинговой системе БаРС…………………………………………………………………40  
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:………………………………………………………...42  
7. Учебно-методическое обеспечение………………………………57  
8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины62  
         
1. Цели освоения учебной дисциплины

Основной целью изучения учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» является профессионально-компетентностная подготовка студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО[1], в том числе: ознакомление и расширение знаний о выбранной ими профессии, об особенностях профессиональной деятельности юриста; формирование и углубление знаний о сферах и направлениях профессиональной юридической деятельности, видах профессии юриста; приобретение профессиональных навыков работы с нормативными правовыми актами, анализа правоприменительной практики, решения правовых проблем, возникающих в процессе деятельности правоохранительных и иных органов.

Освоение данной дисциплины дает также возможность углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, которые студент будет изучать в дальнейшем, позволяет получить обширные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной юридической деятельности, в частности, работы в государственных или в коммерческих структурах.

Виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка бакалавров в рамках учебной дисциплины. В зависимости от содержания юридической деятельности, сферы ее применения, форм и методов ведения она подразделяется на ряд видов.

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, основными видами профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, являются: нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая.

Существование различных видов юридической деятельности обуславливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида деятельности затруднительно.

Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студентВ вышеупомянутом федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (п. 4.4) отмечается, что бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

— нормотворческая деятельность (участие в подготовке нормативно-правовых актов);

— правоприменительная деятельность (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершенствование действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов);

— правоохранительная деятельность (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);

— экспертно-консультационная деятельность (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);

— педагогическая деятельность (преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания).

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине)

Успешно завершившим изучение дисциплины «Введение в профессию» на первом курсе признается студент, который обладает следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции:

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

— способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

— обладает культурой поведения, готов к совместной работе с коллегами;

— стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

— осознает социальную значимость будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

— способен анализировать жизненно важные проблемы и находить законные пути их решения;

— способен работать с современными информационными ресурсами (в том числе правовыми системами);

— способен устанавливать приоритеты и делать выбор;

— способен выстраивать конструктивный диалог и участвовать в дискуссиях;

— обладает достаточной степенью коммуникативности, открытости в общении с людьми.

(ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12,ОК-13)

Профессиональные компетенции:

В результате освоения вышеназванной дисциплины студент-первокурсник должен:

1. Знать:

— место, роль и значение учебного курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин;

— основные черты и содержание юриспруденции как собирательного понятия, охватывающего все сферы приложения труда юриста: юридическую практику, юридическое образование и юридическую науку;

— сущность и содержание своей будущей профессии, историю ее становления и развития;

— содержание профессионального труда юриста, сферы и направления юридической деятельности, виды профессии юриста и их специфические особенности;

— профессиональные требования, предъявляемые к юристу, его основные права и обязанности;

— основное предназначение профессиональной деятельности юриста

в сферах государственной власти, управления, охраны правопорядка, в области рыночных отношений.

2. Уметь:

— оперировать юридическими понятиями и категориями;

— правильно формулировать основные государственно-правовые проблемы;

— самостоятельно работать с учебной, научной юридической и иной

литературой и нормативными материалами, содержащимися как на бумажных носителях, так и в электронном виде;

— постоянно изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;

— анализировать и обобщать правовые акты, использовать их на практических (семинарских) занятиях, при подготовке контрольных и курсовых работ.

3. Владеть навыками:

— творческой работы с нормативными правовыми актами, всестороннего изучения судебной практики;

— оценки, анализа и обобщения законодательства и практики его

применения;

— анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной юридической деятельности;

— сбора, хранения и обработки правовой и иной информации компьютерными методами;

— применения юридической техники в профессиональной деятельности юриста.

(ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-12, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-18, ПК-19)

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО  

Учебная дисциплина «Введение в юридическую профессию» относится к вариативной части профессионального цикла ОП ВО. Данная дисциплина носит вводный (ознакомительный) характер. Необходимость в этой дисциплине объясняется тем, что прежде чем приступить к изучению конкретных правовых дисциплин, студент должен получить изначальное представление о содержании профессии юриста, основных сферах и направлениях юридической деятельности, требованиях, предъявляемых к юристам, профессиональной этике юристов, юридической технике и других сторонах профессии юриста.

Знание указанных вопросов позволит студентам лучше освоить учебные дисциплины, предусмотренные учебным планом для подготовки профессии юриста.

Изучение данного курса должно быть построено на основе знаний и умений, приобретенных студентом в результате освоения таких предметов, как «Обществознание» и «Право», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования.

Успешное освоение курса «Введение в профессию» — первый шаг на пути фундаментальной подготовки юриста, осуществляемой на основе изучения теоретико-исторических и отраслевых дисциплин по специальности «Юриспруденция».

К дисциплинам, раскрывающим теоретические, методологические проблемы государства и права, закономерности их возникновения и исторического развития, относятся: теория государства и права; история отечественного и зарубежного государства и права; история политических и правовых учений. Эти дисциплины позволяют студенту получить глубокие знания, используя которые он сможет понять внутренние закономерности права, его структуру, изучить основные юридические понятия, осознать роль права и государства в жизни общества.

Наибольшая часть учебного времени предусмотрена для изучения отраслевых дисциплин. Здесь изучаются конституционное, муниципальное, уголовное, гражданское, трудовое, жилищное, семейное, финансовое, международное и другие отрасли права.

3. Структура и содержание учебной дисциплины  

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» составляет 72 часа по каждой из форм обучения (очной, заочной и заочной ускоренного обучения).

Тематический план

для студентов очной формы обучения

№ п/п. Тема учебной дисциплины     семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Лекции Практические занятия СРС Образовательные технологии
1. Место учебного курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин Лекция-презентация   Контрольная работа
2. Понятие, содержание и социальное назначение юриспруденции - Лекция-презентация   Контрольная работа
3. История становления и развития профессии юриста - Лекция-презентация   Контрольная работа
4. Профессия — юрист (общие положения) Лекция-презентация, практика публичного выступления Опрос
5. Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности. Виды профессии юриста - Лекция-презентация   Контрольная работа
6. Профессиональные навыки юриста   - Лекция-презентация   Контрольная работа
7. Правовая культура и профессиональная этика юриста - Лекция-презентация   Контрольная работа
8. Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста Лекция-презентация, работа в малых группах, дебаты Опрос
  Итого:    

Тематический план для студентов

Заочной формы обучения

№ п/п. Тема учебной дисциплины (курса)   семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Всего часов
Лекции Практические занятия СРС Образовательные технологии
1. Место учебного курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин Установочная сессия   Контрольная работа
2. Понятие, содержание и социальное назначение юриспруденции -   Контрольная работа
Итого      
3. История становления и развития профессии юриста - -   Контрольная работа
4. Профессия — юрист (общие положения) - -   Контрольная работа
5. Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности. Виды профессии юриста - - Лекция-презентация   Контрольная работа
6. Профессиональные навыки юриста   - -   Контрольная работа
7. Правовая культура и профессиональная этика юриста - -   Контрольная работа
8. Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста   Лекция-презентация, работа в малых группах, дебаты Опрос
Итого 1 семестр      
Контроль (зачет)        
  Итого:    

Тематический план для студентов

Наши рекомендации