Для студентов очной формы обучения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Северо-Западный институт (филиал) Университета
Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель Методического совета
__________________О.А. Белов
"_______" ____________ 2015 г.
«ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Направление подготовки: юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная,
Заочная форма ускоренного обучения
Вологда
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом ПрООП ВПОпо направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 г. № 464, профиль подготовки: общий
Рабочая программа составлена для студентов очной формы обучения набора 2015года, заочной формы обучения набора 2015 года, заочной формы ускоренного обучения набора 2015 года
Программа рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)26 июня 2015 г, протокол № 9.
Автор-составитель: Жариков А.А. - к.ю.н, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Рецензенты:
Макарьин А.А. - к.ю.н, доцент, адвокат Коллегии адвокатов «Советник»
Лазарева М.Н. -зав.кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
© Северо-Западный институт (филиал)
Университета имени О..Е. .Кутафина (МГЮА), 2015
Содержание
1. | Цели освоения учебной дисциплины……………………………..4 | |||
2. | Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО………………9 | |||
3. | Структура и содержание учебной дисциплины………………..10 | |||
Содержание дисциплины (программа курса)……………………16 | ||||
Лекции……………………………………………………………….20 | ||||
Практические занятия…………………………………………...27 | ||||
Самостоятельная работа студента……………………………30 | ||||
4. | Образовательные технологии……………………………………33 | |||
5. | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов…………………………………………………………...34 | |||
Оценка работы студентов по балльно-рейтинговой системе БаРС…………………………………………………………………40 | ||||
6. | Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:………………………………………………………...42 | |||
7. | Учебно-методическое обеспечение………………………………57 | |||
8. | Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины62 | |||
1. | Цели освоения учебной дисциплины |
Основной целью изучения учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» является профессионально-компетентностная подготовка студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО[1], в том числе: ознакомление и расширение знаний о выбранной ими профессии, об особенностях профессиональной деятельности юриста; формирование и углубление знаний о сферах и направлениях профессиональной юридической деятельности, видах профессии юриста; приобретение профессиональных навыков работы с нормативными правовыми актами, анализа правоприменительной практики, решения правовых проблем, возникающих в процессе деятельности правоохранительных и иных органов.
Освоение данной дисциплины дает также возможность углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, которые студент будет изучать в дальнейшем, позволяет получить обширные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной юридической деятельности, в частности, работы в государственных или в коммерческих структурах.
Виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка бакалавров в рамках учебной дисциплины. В зависимости от содержания юридической деятельности, сферы ее применения, форм и методов ведения она подразделяется на ряд видов.
Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, основными видами профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, являются: нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая.
Существование различных видов юридической деятельности обуславливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида деятельности затруднительно.
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студентВ вышеупомянутом федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (п. 4.4) отмечается, что бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
— нормотворческая деятельность (участие в подготовке нормативно-правовых актов);
— правоприменительная деятельность (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершенствование действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов);
— правоохранительная деятельность (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);
— экспертно-консультационная деятельность (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);
— педагогическая деятельность (преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания).
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине)
Успешно завершившим изучение дисциплины «Введение в профессию» на первом курсе признается студент, который обладает следующими компетенциями:
Общекультурные компетенции:
— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
— способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
— обладает культурой поведения, готов к совместной работе с коллегами;
— стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;
— осознает социальную значимость будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;
— способен анализировать жизненно важные проблемы и находить законные пути их решения;
— способен работать с современными информационными ресурсами (в том числе правовыми системами);
— способен устанавливать приоритеты и делать выбор;
— способен выстраивать конструктивный диалог и участвовать в дискуссиях;
— обладает достаточной степенью коммуникативности, открытости в общении с людьми.
(ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12,ОК-13)
Профессиональные компетенции:
В результате освоения вышеназванной дисциплины студент-первокурсник должен:
1. Знать:
— место, роль и значение учебного курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин;
— основные черты и содержание юриспруденции как собирательного понятия, охватывающего все сферы приложения труда юриста: юридическую практику, юридическое образование и юридическую науку;
— сущность и содержание своей будущей профессии, историю ее становления и развития;
— содержание профессионального труда юриста, сферы и направления юридической деятельности, виды профессии юриста и их специфические особенности;
— профессиональные требования, предъявляемые к юристу, его основные права и обязанности;
— основное предназначение профессиональной деятельности юриста
в сферах государственной власти, управления, охраны правопорядка, в области рыночных отношений.
2. Уметь:
— оперировать юридическими понятиями и категориями;
— правильно формулировать основные государственно-правовые проблемы;
— самостоятельно работать с учебной, научной юридической и иной
литературой и нормативными материалами, содержащимися как на бумажных носителях, так и в электронном виде;
— постоянно изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;
— анализировать и обобщать правовые акты, использовать их на практических (семинарских) занятиях, при подготовке контрольных и курсовых работ.
3. Владеть навыками:
— творческой работы с нормативными правовыми актами, всестороннего изучения судебной практики;
— оценки, анализа и обобщения законодательства и практики его
применения;
— анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной юридической деятельности;
— сбора, хранения и обработки правовой и иной информации компьютерными методами;
— применения юридической техники в профессиональной деятельности юриста.
(ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-12, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-18, ПК-19)
2. | Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО |
Учебная дисциплина «Введение в юридическую профессию» относится к вариативной части профессионального цикла ОП ВО. Данная дисциплина носит вводный (ознакомительный) характер. Необходимость в этой дисциплине объясняется тем, что прежде чем приступить к изучению конкретных правовых дисциплин, студент должен получить изначальное представление о содержании профессии юриста, основных сферах и направлениях юридической деятельности, требованиях, предъявляемых к юристам, профессиональной этике юристов, юридической технике и других сторонах профессии юриста.
Знание указанных вопросов позволит студентам лучше освоить учебные дисциплины, предусмотренные учебным планом для подготовки профессии юриста.
Изучение данного курса должно быть построено на основе знаний и умений, приобретенных студентом в результате освоения таких предметов, как «Обществознание» и «Право», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования.
Успешное освоение курса «Введение в профессию» — первый шаг на пути фундаментальной подготовки юриста, осуществляемой на основе изучения теоретико-исторических и отраслевых дисциплин по специальности «Юриспруденция».
К дисциплинам, раскрывающим теоретические, методологические проблемы государства и права, закономерности их возникновения и исторического развития, относятся: теория государства и права; история отечественного и зарубежного государства и права; история политических и правовых учений. Эти дисциплины позволяют студенту получить глубокие знания, используя которые он сможет понять внутренние закономерности права, его структуру, изучить основные юридические понятия, осознать роль права и государства в жизни общества.
Наибольшая часть учебного времени предусмотрена для изучения отраслевых дисциплин. Здесь изучаются конституционное, муниципальное, уголовное, гражданское, трудовое, жилищное, семейное, финансовое, международное и другие отрасли права.
3. | Структура и содержание учебной дисциплины |
Общая трудоемкость учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» составляет 72 часа по каждой из форм обучения (очной, заочной и заочной ускоренного обучения).
Тематический план
для студентов очной формы обучения
№ п/п. | Тема учебной дисциплины | семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Образовательные технологии | ||||
1. | Место учебного курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин | – | Лекция-презентация | Контрольная работа | |||
2. | Понятие, содержание и социальное назначение юриспруденции | - | Лекция-презентация | Контрольная работа | |||
3. | История становления и развития профессии юриста | - | Лекция-презентация | Контрольная работа | |||
4. | Профессия — юрист (общие положения) | Лекция-презентация, практика публичного выступления | Опрос | ||||
5. | Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности. Виды профессии юриста | - | Лекция-презентация | Контрольная работа | |||
6. | Профессиональные навыки юриста | - | Лекция-презентация | Контрольная работа | |||
7. | Правовая культура и профессиональная этика юриста | - | Лекция-презентация | Контрольная работа | |||
8. | Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста | Лекция-презентация, работа в малых группах, дебаты | Опрос | ||||
Итого: |
Тематический план для студентов
Заочной формы обучения
№ п/п. | Тема учебной дисциплины (курса) | семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Всего часов | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Образовательные технологии | ||||
1. | Место учебного курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин | Установочная сессия | – | Контрольная работа | |||
2. | Понятие, содержание и социальное назначение юриспруденции | - | Контрольная работа | ||||
Итого | |||||||
3. | История становления и развития профессии юриста | - | - | Контрольная работа | |||
4. | Профессия — юрист (общие положения) | - | - | Контрольная работа | |||
5. | Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности. Виды профессии юриста | - | - | Лекция-презентация | Контрольная работа | ||
6. | Профессиональные навыки юриста | - | - | Контрольная работа | |||
7. | Правовая культура и профессиональная этика юриста | - | - | Контрольная работа | |||
8. | Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста | Лекция-презентация, работа в малых группах, дебаты | Опрос | ||||
Итого 1 семестр | |||||||
Контроль (зачет) | |||||||
Итого: |
Тематический план для студентов