Личность и общество в драме Бертольта Брехта

«Жизнь Галилея».

1. В какое время жил и работал Галилей. В чем суть его научных открытий?

2. Чем принципиально отличаются взгляды Брехта на роль личности в обществе от взглядов раннего Камю – автора «Постороннего»?

3. Каковы основные принципы его«эпического» театра.*В чем именно находят они отражение в драме «Жизнь Галилея»? Соблюдены ли в данной пьесе все законы «неаристотелевой» драмы?

4. Чем отличается вторая и третья редакции драмы от первой? Чем объясняется изменение авторской концепции образа Галилея?** Какой вариант текста прочитали вы?

5. Что делает Галилея настоящим ученым, подлинно творческим человеком? Обратите внимание на его высказывания о неутомимом движении человечества к истине. Какие поступки Галилея свидетельствуют о его преданности науке?

6. Как показано в пьесе глубокое воздействие учения Галилея на окружающих его людей?

7. Открытие Галилея не стало явлением «чистой» науки: оно вышло за пределы кабинета ученого, стало достоянием народа, способствовало пробуждению бунтарских настроений в простых людях. В какой сцене этот процесс находит наиболее яркое выражение? В этой сцене отражена социальная позиция Брехта. Близка ли она вам?

8. В то же время большинству простых людей учение Галилея было не нужно, ибо оно могло разрушить их традиционные представления о религии, о роли человека на Земле. Кто в драме Брехта говорит Галилею о человеческих предрассудках, об опасности того пути, на который встал великий исследователь?

9. Более всего открытие ученого возмутило сильных мира сего: представителей церкви и государства. Чем это объясняется? В каких эпизодах наиболее отчетливо продемонстрировано их явное нежелание признать учение Галилея, их страх перед истиной?

10. Чем объясняет сам Галилей свое отречение от собственных открытий? (Обратите особое внимание на монолог Галилея в 14 картине). Подготавливает ли нас Брехт к этому поступку? Какие слабости обнаруживает он в великом ученом?

11. Осуждает ли Брехт своего героя в данной редакции драмы? С кем согласен он – с Галилеем или с Андреа, пытающимся оправдать своего учителя (картина 14)?

12. Какая точка зрения ближе вам – оправдывающая или осуждающая героя драмы?

*См. лекцию о Брехте или учебники.

**См. комментарии к драме.

Практическое занятие № 10.

Роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух»:

Притча о добре и зле.

1. Каковы основные особенности притчи как художественного произведения? Какие свойства притчи находят отражение в романа Голдинга? Обратите внимание на следующие моменты:

А) место и время действия;

Б) символическое содержание художественных образов (море, остров, костер, кабанья голова, очки и пр.);

В) символическая роль персонажей;

В) степень достоверности повествования;

Г) назидательно-дидактический смысл романа.

2. Как вы понимаете проблематику романа Голдинга? Можно ли воспринимать его просто как историю реального пребывания группы мальчиков на необитаемом острове? Каков социально-философский подтекст произведения? В чем заключается «взрослое» содержание «детских» игр? Почему это произведение часто называют «антиробинзонадой»?

3. Прокомментируйте название романа.*

4. Почему, как вы думаете, остров, на котором оказались мальчики, является идиллически-спокойным, красивым и миролюбивым?

5. Кто он такой, это «зверь», которого боятся дети?

6. Какое место занимают в произведении Ральф, Хрюша, Саймон?

Охарактеризуйте каждого из них. Кого, как вы думаете, более все-

го ценит автор? Почему этим ребятам не удалось сохранить циви-

лизованные отношения на острове?

7. Что представляет собой Джек? Почему именно ему удалось стать лидером и привлечь большую часть детей на свою сторону? Какую роль играет в произведении Роджер?

8. В чем видит Голдинг источник зла в человеке и обществе?

9. Верит ли писатель в возможность победы доброго начала над властью зла?

10. Как вы воспринимаете финал романа?

11. В Англии роман Голдинга изучается в школах. Считаете ли вы его полезным для школьников?

*См. комментарий к российскому изданию романа на английском языке.

Наши рекомендации