Драма «Бесприданница»: замысел, конфликт. Мотив своеволия и свободы в драме. Романтический конфликт в драме.

Цель занятия: рассмотреть основные сюжетные, композиционные особенности драмы А.Н. Островского «Бесприданница».

Оборудование:

1. Портрет А.Н.Островского

2. Текст произведения

3. Фрагмент фильма Э.Рязанова “Жестокий романс”

4. Логически-смысловая схема

Ход урока

Эпиграф:

Искушение не есть зло, но – добро.
Оно хороших делает лучше.
Это горнило для очищения золота… (Св. Иоанн Златоуст.)

I. Организационный момент.

Звучит песня на слова Баратынского “Не искушай меня без нужды…”.

II. Слово учителя.

- Мы продолжаем знакомство с одним из лучших творений Островского драмой “Бесприданница”. На прошлом уроке мы говорили об истории создания, тематике, мотивах произведения, героях пьесы.

- Что у вас, читателей XXI века, вызвало больше всего вопросов? Может, пьеса показалась вам слишком простой? (ответы учащихся)

- Посмотрим заключительный фрагмент кинофильма Э.Рязанова “Жестокий романс” и сравним его с финальной сценой драмы Островского “Бесприданница”.

- Что осталось за кадром? (ответы учащихся)

- Два современных критика так толкуют последние слова Ларисы (Высказывания записаны на доске):

“Во всём этом – и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения и любви есть какое-то святотатство” (В.Я. Лакшин).

“Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы…” (Ю.В. Лебедев).

- Кто из них, по-вашему, ближе к замыслу Островского? (возможна небольшая дискуссия).

- Оставим окончательные выводы. Обратимся к тексту. Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? (Да).

-А поможет ли анализ социальных причин понять трагедию Ларисы? (Нет).

- Значит должен быть другой путь. Русский религиозный философ XX века Николай Бердяев заметил, что “вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира”. Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа пьесы окажется более плодотворным? На прошлом уроке мы обратили внимание на то, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную. Как они называются? (Мотивы).

- Назовите их. (На доске по ходу ответов учащихся открывается передвижная таблица):

Мотивы:

· Мотив пространства

· Мотив человека - вещи

· Мотив блеска

· Мотив искушения

· Мотив одиночества

- Какой из этих мотивов ближе к словам Бердяева? (Мотив искушения).

- Обозначим тему нашего урока: Искушение – мотив драмы Островского “Бесприданница”. Главной задачей работы на уроке определим исследование этого мотива. Как вы понимаете значение слова искушение? (Соблазн).

III. Работа по теме урока.

- Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить?

- Какие соблазны захватили героев драмы? В чём вы видите мотив их искушений? Опираясь на текст расскажите об искушениях Хариты Игнатьевны, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, Паратова. (Учащиеся работают в группах 3-4 минуты).

- Каков характер этих искушений? (Материальный).

- Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с Ларисой. Она сама является искушением для героев. Почему все говорят только о ней? Благодаря каким ее качествам, данным? (Красота, талант – внешние атрибуты).

- Итак, звучит мотив человека-вещи, который дополняет мотив искушения. (Учитель обращает внимание учащихся на логически-смысловую схему).

Драма «Бесприданница»: замысел, конфликт. Мотив своеволия и свободы в драме. Романтический конфликт в драме. - student2.ru

- А с чего начинается мотив искушения для Ларисы? (С приезда Паратова).

- Какого характера её искушение? (Духовного).

- Итак, Паратов – идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. Перед ней другой человек. И поэтому не случайны слова Лермонтова в устах Ларисы: “В глазах – как небо светло….” Вот полная лермонтовская строка (четверостишие записано на доске):

Хранит молодое чело
По воле и радость и горе.
В глазах – как на небе, светло,
В душе его – тёмно, как в море.

- Человек с тёмной душой. Кто это? (Дьявол).

- Заканчиваются ли искушения для Ларисы признанием Паратова? (Нет).

- Искушения какого порядка начинаются? (Материального).

- Мотивы, которые мы увидели в пьесе, сходятся, перекликаются с мотивом искушения. (Учитель вновь обращает внимание учащихся к схеме).

- Значит, это центральный мотив, лейтмотив. Т.о. тема урока трансформируется в тему: “Искушение – лейтмотив драмы Островского “Бесприданница”. Центральный мотив ведёт к разгадке финала. Обратимся к словам Иоанна Златоуста, которые мы вынесли эпиграфом к уроку. Так православие определяет искушение. (Учитель читает эпиграф к уроку, записанный на доске).

- Как по-вашему, уместна ли в этом смысле последняя реплика Ларисы? Почему? (Ответы учащихся).

- Обретает ли душа Ларисы утерянную веру в любовь? О какой любви идёт речь? (Ответы учащихся).

- Кто же, на ваш взгляд, из двух критиков прав и ближе к истине? (Ответы учащихся).

IV. Итог урока.

Таким образом, лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально. Возможно, не все согласятся с выводами урока, поэтому домашнее задание позволит обосновать иные позиции.

V. Домашнее задание

1. Читать роман И.А. Гончарова «Обломов».

2. Доклад «Биография И.А. Гончарова».

Тема 2.3.

И.А. Гончаров. Жизненный и творческий путь. Роман «Обломов»: творческая история, проблематика.

Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества.

Оборудование: портрет И. А. Гончарова

Ход урока

I. Запись эпиграфов и плана урока

Эпиграфы:

В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором.

В. Г. Белинский

Мне житье и писанье — не то, что Тургеневу, Островскому, людям свободным и обеспеченным.... Какое беспредельное и глубокое море — литература.

...Литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьезное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!

И. А. Гончаров

План.

1. Биографическая и творческая справка.

2. Общая характеристика романа «Обломов».

Наши рекомендации