Тема 9. Правила использования литературы и источников
Работа с литературой осуществляется на всех стадиях научного исследования. Она выдвигает требование быстрого охвата читаемого текста, восприятия и анализв прочитанного, концентрации на нем внимания. Быстрое чтение (просмотр) применяется для оценки необходимости использования сочинения.
Поиск литературы. Первоначальный просмотр литературы, отобранной из библиотечных каталогов, скачанных из электронных библиотек, начинается с ознакомления с аннотацией, оглавлением (содержанием), в котором отражена структура работы, предисловием (введением), выводами. В статьях следует, прежде всего, просмотреть постановочную часть (цель, задачи) и выводы. Полезно также просматривать ссылки на литературу и источники, библиографический список, так как эти составляющие публикации характеризуют уровень работы.
После этого избирается способ изучения источника. Это тщательное его изучение, конспектирование, выборочное изучение (отдельные главы, глава), которое сопровождается выписками и т. д.
Чтение необходимо чередовать с выписыванием отдельных определений терминов, понятий, подвергать логическому анализу, статистическим расчетам, группировать количественные (цифровые) показатели, стремиться понять обоснованность выводов автора. Вместе с этим, это не механическое переписывание отрывков, а следствие кропотливой и вдумчивой обработки и группировки начальных данных. Такая методика работы с литературными источниками дает возможность отделить известное – от неизвестного, использовать накопленный опыт, четко сформулировать гипотезу исследования.
Результаты изучения литературы по вопросам темы исследования оформляются в виде тематических обзоров, рефератов, где излагается суть наиболее важных научных положений, определяются основные концепции (сходства и отличия), группируются малоразработанные, неясные, дискуссионные и не изученные положения. Важно выяснить, что нового, оригинального вносит автор каждой публикации, выразить свое отношение к его концепции и определить возможность ее использования в своем исследовании. Сегодня, когда значительная часть литературы осваивается нами в электронном виде, эта работа значительно упрощается, так как создавать дайджесты, рефераты, подборки цитат можно копируя необходимое в отдельный документ.
Отдельные положения предпочтительнее фиксировать на отдельных листах бумаги с одной стороны, оставляя большие поля, а не в тетради. Это дает возможность при необходимых случаях делать дополнительные вставки, параллельные выписки из других книг для сравнения, сопоставления, а также изложение собственной мысли по этому вопросу. Листы удобно группировать по однородности вопросов, которые изучаются, чтобы избежать изложения в обзоре литературы концепций каждого автора отдельно. Целесообразно делать цветное выделение заметок. Сейчас большей частью эта подготовительная работа осуществляется с помощью компьютера.
Отсылки к литературе делаются как в случае ее цитирования, так и при изложении точки зрения, концепции автора, каких-либо сведений своими словами.
Цитата (определения, интересная информация, статистические данные и т. п.) заключается в кавычки (ёлочки) и может выделяться другим шрифтом или курсивом. Если в цитате уже имеются кавычки, они оформляются иным способом – «лапками». Текст цитаты приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста, и обозначаете многоточием в треугольных скобках: <…>. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, середине, в конце). Если перед пропущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.
Затем в квадратных или в косых скобках указывается пара цифр, где первая – номер данного источника в библиографическом списке, и из которого взята цитата, вторая цифра – номер страницы в этом источнике, на которой цитата опубликована. Может оформляться ссылка и по-другому: фамилия автора год издания, страница: Супрун, 1998, с. 124. Если в одном году вышло несколько работ одного и того же автора, рядом с годом в библиографическом списке ставится буквенный индекс: Супрун, 2002а: 18. Если несколько авторов носит одну и ту же фамилию, после фамилии ставится один или два инициала: Супрун А.Е. 1976: 176. Данные ссылки называются внутритекстовыми. Другой способ оформления ссылок в реферате нецелесообразен.
На одной странице должно быть не более 2-х цитат.
Классическими видами источников считаются документы, которые хранятся в государственных архивах и архивах различных учреждений – музеев, театров, филармоний и пр.
Основной единицей классификации и учета документов в архивах является архивный фонд. Архивным фондом называют принятый на государственное хранение комплекс документов, имеющих между собой исторические или логические связи (Архивное дело в СССР, с. 31). Архивным фондом является комплекс документов, образовавшийся в деятельности определенного учреждения, организации или лица. При пофондовой организации текстовых документов на бумажной основе преобладающим является применение исторического подхода к документации; для документов на других носителях характерно преобладание логического метода группировки.
Материалы группируются по фондам на основе принципа происхождения документов «провениенцпринципа», требования целостности и др.
Наименьшей единицей классификации и хранения является дело (с. 44).
Представление о составе фондов в тех или иных архивах дают путеводители по архивам.
Источники, с которыми мы работаем, обычно уже описаны служащими архивов.
Назначение описания – дать точное обозначение состава и содержания каждого дела с целью облегчения поиска документов.
В соответствии с практикой архивоведения и его научными основами, выработанными в результате обобщения опыта, установились следующие принципы описания [Теория и практика архивного дела, с. 148–157]
Каждое дело имеет обложку, на которой указывается название организации и ее структурной части, индекс дела по номенклатуре, заголовок, крайние даты, количество листов, срок хранения, архивный шифр.
Дела, имеющие особо ценные документы, при описании сопровождаются аннотацией, а также сведениями о подлинности, степени полноты и способе воспроизведения, для многотомных дел – № тома.
Методика описания нотных рукописей обстоятельно изложена в статье В. Г. Карцовника [Карцовник, 1989]. Важнейшими элементами описания являются:
· обозначение рукописи (указание места хранения, шифра);
· внешнее описание включает характеристику материала, количества листов, размера, средства разлиновки, ее типа, размера поля для текста; тетрадей и количества листов в них; наличие или отсутствие реклам и сигнатур; тип письма, количество строк и тип чернил;
· нотация (интервальная, не интервальная, наличие или отсутствие линий, их количество и цвет, наличие или отсутствие ключей;
· содержание рукописи;
· происхождение и предназначение; аргументация времени и места происхождения; место использования рукописи; записи писца;
· добавления и исправления;
· владельцы;
· сохранность (при описании состояния рукописи особо отмечаются утраты);
· библиография; публикации указываются в хронологическом порядке.
Записи об использовании документов.