Основные характеристики бакалаврской работы
ИТОГОВЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Требования к бакалаврской, магистерской и дипломной
Работам выпускников кафедры отечественной истории
И методические указания по их написанию
Ростов-на-Дону
2011 г.
Методические указания разработаны: к.и.н., доцентом кафедры отечественной истории Н.В.Самариной, к.ф.н., доцентом кафедры отечественной истории А.М. Мариновой.
Ответственный редактор д.и.н., проф. А.И. Нарежный
Компьютерный набор и верстка ст. лаборант М.В.Пятикова
Печатается в соответствии с решением кафедры отечественной истории исторического факультета ЮФУ, протокол № ___ от __________2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка адресована студентам старших (4-6 года обучения) курсов исторического факультета. В ней излагаются основные требования к содержанию и форме трех видов квалификационных работ, которые в настоящее выполняются выпускниками кафедры отечественной истории в зависимости от ступени получаемого ими образования: бакалаврского сочинения, дипломной работы, магистерской диссертации.
В тексте методической разработки:
v определены общие и специфические требования к квалификационным работам выпускников;
v сформулированы пошаговые методические рекомендации для организации их самостоятельной работы по написанию и оформлению текста;
v изложены требования ГОСТ Р 7.0.5-2008. к оформлению научно-справочного аппарата работы;
v описан порядок представления к защите и защиты выпускных работ.
I. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНЫМ
КВАЛИФИКАЦИОННЫМ РАБОТАМ
Выпускные квалификационные работы являются важнейшим критерием оценки профессиональной подготовки выпускника университета государственной комиссией по завершении им определенной образовательной ступени и проходят процедуру публичной защиты на заседании ГАК.
Содержательные и компетентностные критерии каждой из выпускных работ определяются той ступенью университетского образования, которую каждая из них завершает.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ,
1. Квалификационная работа должна демонстрировать:
v знания по конкретной научной проблеме, которую выпускник изучал в течение ряда лет на кафедре специализации;
v умение автора логически последовательно, аргументировано и грамотно излагать в письменном виде свою точку зрения и делать в тексте промежуточные умозаключения и выводы;
v навыки структурирования текста в соответствии с целью и задачами работы, сформулированными во введении;
v умение правильно оформлять научно-справочный аппарат работы.
2. Структура каждой выпускной работы должна содержать:
v введение;
v от 2 до 4 глав, охватывающих отдельные аспекты избранной темы;
v заключение;
v список использованных источников и литературы.
БАКАЛАВРСКОЕ СОЧИНЕНИЕ
Является квалификационной работой для получения степени бакалавра истории. Цельего подготовки и написания – формирование у выпускника, прошедшего 1-ю ступень вузовского образования, базовых навыков самостоятельной интеллектуальной работы:
v Умения самостоятельно работать с литературой по избранной теме
v Умения отличать исторические источники от литературы;
v Умения охарактеризовать изученную литературу и источники;
v Умения самостоятельно систематизировать знания по изучаемой теме;
v Структурировать текст в соответствии с целями и задачами работы;
v Правильно оформить научно-справочный аппарат работы
Основные характеристики бакалаврской работы
Рис.1
На Рис. 1 обозначены обязательные требования к бакалаврской работе. Такие критерии содержательной оценки бакалаврского сочинения как: наличие элементов самостоятельного анализа источников, определение и обоснование методов исследования, внешняя и внутренняя критика источниковой базы работы могут присутствовать факультативно.
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Является квалификационной работой для получения степени магистра истории. Цельее подготовки и написания – формирование у выпускника 2- ой ступени вузовского образования, умений и навыков самостоятельной исследовательской работы:
v Самостоятельно находить и систематизировать литературу по проблеме исследования;
v Историографически обосновать проблему исследования;
v Самостоятельно находить и анализировать исторические источники;
v Систематизировать и определять информативные возможности источников;
v Осознанно и целесообразно применять основные методы исторического исследования;
v Формулировать авторские выводы на основе комплекса изученных источников и литературы;
v Уметь подготовить презентацию магистерской работы для ее зашиты на заседании ГАК.