Защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы и магистерской диссертации)

Отзыв научного руководителя

Для допуска работы к защите необходим отзыв научного руководителя, в котором указывается:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы це­левой установке задания и специализации кафедры;

- научный уровень, полнота икачество разработ­ки ВКР;

- степень самостоятельности, личного творчества, инициативы;

- полнота использования источников;

- умение студента работать с литературой, производить расчеты, анализировать, обобщать, делать науч­ные и практические выводы;

- систематичность и грамотность изложения ма­териала;

- обоснованность использованных методов иссле­дования и методик экономического анализа;

- правильность оформления работы;

- ценность выводов;

- целесообразность и экономическая обоснован­ность практических предложений;

- рекомендации по внедрению или опубликова­нию его отдельных положений.

В отзыве научный руководитель отмечает положи­тельные стороны работы и обращает внимание на имеющиеся недостатки, не устраненные студентом. Завершает отзыв определением профессионального уровня подготовки студента и мнением о допуске работы к защите перед Государственной аттестационной комиссией. Отзыв научного руководи­теля не должен содержать балльной оценки. В конце отзыва научный руководитель в случае необходимости может дать рекомендацию бакалавру о продолжении обучения в магистратуре; магистранту - в аспирантуре (Приложение 10, 11).

Рецензирование работы

Рецензия является обязательной составной частью ВКР. Цель рецензирования заключается в том, чтобы на основе всесторонней объективной характеристики содержания работы выявить и оценить уровень знаний студента, степень его готовности к самостоятельной работе по специальности и сделать заключение о возможности присвоения квалификации «Бакалавр» или «Магистр».

Рецензентами могут выступать высококвалифицированные специалисты, работающие в производственных и коммерческих организациях, преподаватели экономических и управленческих дисциплин, специалисты и руководители государственных и муниципальных органов управления, работники научно-исследовательских институтов экономического и управленческого профиля. Рецензент, после ознакомления с ВКР, составляет рецензию по установленной форме, где оценивает готовую работу по следующим критериям:

- актуальность темы, степень ее изученности и освещенности;

- соответствие содержания работы ее теме, уровень раскрытия темы;

- оформление работы, наличие и качество таблиц, рисунков, приложений;

- стиль изложения, владение литературным и научным языком;

- недостатки и недоработки, выявленные в исследовании (без их указания работа к защите не допускается);

- степень самостоятельности и оригинальности высказанных предложений, их правомерность и обоснованность.

Особо рецензент выделяет самостоятельные и интересные решения студента, значимость предложенных в работе мероприятий и целесообразность их практического осуществления.

В рецензии указывается, имеет ли студент достаточную теоретическую подготовленность и умеет ли использовать свои знания при решении практических задач. В рецензии может проставляться как дифференцированная («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), так и недифференцированная оценка. Подпись рецензента заверяется печатью учреждения, где он работает (Приложение 12,13).

Студент должен быть ознакомлен с рецензией не позднее, чем за три дня до защиты.

Если имеется заказ от производства на ВКР, оформляется справка о внедрении результатов работы. В ней должны быть приведены точ­ная и полная формулировка темы с указанием автора, а также полный перечень разработанных при не­посредственном участии студента вопросов. Кроме того, в справке о внедрении должно быть отражено ис­пользование полученных результатов на производстве, в методических разработках, в докладных и аналитических записках, при проведении конферен­ций и семинаров на базеорганизации, распространении передового опыта по линии Центра научно-технической информации и др. Точно указывается стадия внедрения, на которой находятся подготовленные по результатам исследования методические разработки.

В данной справке отражается также полученный за счет внедрения представленных разработок на производ­стве экономический или социальный эффект, но без его детального расчета и обоснования. Точность информации в справке подтверждается подписью руководителя орга­низации или структурного подразделения и заверяется печатью организации.

Процедура защиты работы

Завершенная работа подписывается студентом на титульном листе и представляется научному руководителю. После проверки и одобрения работы научный руководитель дает свой подробный отзыв, ставит свою подпись на титульном листе проекта и возвращает его студенту. Получив отзыв научного руководителя, студент представляет ВКР внешнему рецензенту.

На основании представленной ВКР, отзыва научного руководителя и внешней рецензии заведующий кафедрой решает вопрос о допуске его к защите и ставит свою подпись на титульном листе. Далее, не позднее 10 дней до даты официальной защиты, кафедра организует предварительную защиту ВКР.

Защита работы проводится на открытом заседании Государственной комиссии, согласно положению о Государственной аттестационной комиссии в следующей последовательности:

1. Председатель или секретарь ГАК объявляет фамилию студента, зачитывает тему работы;

2. Заслушивается доклад;

3. Члены ГАК задают вопросы;

4. Студент отвечает на вопросы;

5. Секретарь ГАК зачитывает отзыв научного руководителя и рецензию на ВКР;

6. Заслушиваются ответы студента на замечания рецензента.

Студент должен явиться на защиту в строгой одежде. Для девушек - светлый верх, темный низ, либо строгое деловое платье, либо костюм. Для юношей – желателен костюм и галстук. Перечень неприемлемой одежды включает шорты, бриджи, «топики», декольтированные платья, прозрачная одежда, шлепанцы, кроссовки, мини-юбки, топы с оголенным животом, низко сидящие брюки.

Задачи ГАК - выявление подготовленности студента к профессиональной деятельности и принятие решения о выдаче ему диплома. Поэтому при защите студенту важно показать не только, как работали от­расль или предприятие, но и что сделано им самим при изучении проблемы.

Для защиты работы студенту предоставляется слово для выступления на 5-7 минут. Выпускник должен обратить особое внимание на подготовку своего выступления перед Государственной аттестационной комиссией. Необходимо написать текст доклада, а также подготовить иллюстративный раздаточный (таблицы, схемы, рисунки) и презентационный материал. Количество листов раздаточного материала должно составлять не менее 7 – для бакалаврской работы и не менее 10 – для магистерской диссертации. В процессе защиты выпускник должен кратко обосновать актуальность и практическую значимость темы, сформулировать цель ВКР и перечень необходимых для ее решения задач, определить объект и предмет исследования, охарактеризовать методику исследования, дать характеристику организации, по материалам которой выполнялась работа. Особое внимание в докладе необходимо уделить результатам исследования и конкретным предложениям автора работы. Важно описать экономический и социальный эффект от реализации разработанных мероприятий. В заключении доклада необходимо отразить перспективность разработок и направления, развивающие идею ВКР. Во время выступления необходимо обращаться к раздаточным материалам и используемым средствам мультимедиа.

После доклада студента члены Государственной аттестационной комиссии задают студенту вопросы, имеющие непосредственное отношение к теме работы. Заданные вопросы в письменном виде передаются ответственному секретарю Государственной аттестационной комиссии для правильного отражения их в протоколе защиты.

Выпускник во время ответов на вопросы может пользоваться текстом своей работы. Ответы студента на вопросы и критические высказывания присутствующих на заседании Государственной аттестационной комиссии должны быть краткими и касаться только существа дела. В ответах и выводах следует оперировать фактами, теоретическими и практическими данными, полученными в результате выполнения работы. По докладу и ответам на во­просы комиссия судит о широте кругозора студента, его эрудиции, умении публично выступать и аргументи­ровано отстаивать свою точку зрения.

После ответов студента на вопросы зачитывается отзыв научного руководителя и внешняя рецензия, и предоставляется заключительное слово студенту.

По окончании защиты ВКР проводится закрытое совещание членов Государственной аттестационной комиссии, где обсуждаются результаты защиты и открытым голосованием простым большинством голосов определяется оценка по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», неудовлетворительно»). Общая оценка работы студента определяется с учетом его теоретической подготовки, качества выпол­нения и оформления ВКР. ГАК отмечает новизну и актуальность темы, степень научной проработки, приме­нения информационных технологий, практическую значимость результатов работы. При равном числе голосов голос председателя является решающим.

На защиту одной работы отводится до одного учебного часа, включая доклад студента.

Секретарем ведется протокол заседания ГАК, куда вносятся все заданные вопросы, ответы, особые мнения и решение комиссии о выдаче диплома (с отличием, без отличия). Протокол подписывается председателем и членами ГАК, участвовавшими в заседании. После оформления протокола заседания Государственной аттестационной комиссией студентам объявляются результаты защиты работ.

После защиты ВКР со всеми материа­лами должна быть сдана в архив.

Государственная аттестационная комиссия принимает также решения о рекомендации к внедрению или публикации результатов исследования, продолжению обучения бакалавра в магистратуре; магистра в аспирантуре.

Приложения

Приложение 1. Пример введения к дипломной работе

Приложение 2. Пример содержания теоретической части ВКР

Приложение 3. Последний лист ВКР

Приложение 4. Пример оформления оглавления бакалаврской работы

Приложение 5. Пример оформления оглавления магистерской диссертации

Приложение 6. Пример оформления рисунков в ВКР

Приложение 7. Пример оформления таблиц в ВКР

Приложение 8. Пример оформления списка использованной литературы

Приложение 9. Пример оформления страницы «Приложения»

Приложение 10. Бланк отзыва научного руководителя на бакалаврскую работу

Приложение 12. Бланк рецензии на бакалаврскую работу

Приложение 1

Введение

Теоретические воззрения на роль и место человека в ресурсной системе организации, начиная с ХХ века по настоящее время, претерпели значительные изменения: от рассмотрения человека как «придатка машины» до позиционирования личности в качестве критического фактора социально-экономического развития. Авторы учебно-методической литературы экономического профиля уделяют особое внимание исследованиям, ориентированным на создание материально-технических и институциональных условий организации и обеспечения трудовой деятельности персонала в целях повышения качественных и количественных параметров работы организации. Однако беглый анализ практической стороны данного вопроса наталкивает на мысль о наличии разрыва между теоретическими изысканиями о необходимости создания комфортных условий для работы персонала и тем, в какой среде работают отечественные работники. Противоречие между тем, что есть и тем, как должно быть определяют актуальность темы представленного исследования. Кроме того, актуальность темы бакалаврской работы обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, многообразием подходов к построению системы управления персоналом организации, которые не дают однозначного и экономически обоснованного варианта организационного построения и формализации отдельных элементов системы управления персоналом.

Во-вторых, неоднозначностью влияния институтов планирования, мотивации, организации, координации и контроля на поведение персонала, сложностью создания единого «поля» восприятия ситуации и поиска резервов совершенствования экономической деятельности предприятия.

В-третьих, нарастанием общеэкономических тенденций роста недоверия персонала к администрации предприятия, значений показателей текучести кадров, абсентизма и пр. негативных проявлений поведения персонала и как следствие сложностью оценки результативности работы службы управления персоналом организации.

Значительный вклад в развитие учения об управлении персоналом внесли такие российские и зарубежные ученые как: Н. Бём, Н. Диллер, Э. Дюркгейм, Р. Марр, Э. Мэйо, Т. Петерс, В. Хентце, А. Файоль, Г. Шмидт, Н. Штайнманн, Базаров Т.Ю., Бычин В.Б., Веснин В.Р., Волгин Н.А., Горелов Н.А., Грачев М.В., Журавлев П.В., Зайцев Г.Г., Дятлов В.А., Егоршин А.П., Кибанов А.Я., Кулапов М.Н, Лобанов А.А., Маслов Е.В., Макушин В.Г., Одегов Ю.Г., Травин В.В., Шекшня СВ. и др. В этих работах раскрыта методология управления персоналом, описаны современные проблемы развития одноименной системы, обобщен опыт использования определенных конструкций системы управления персоналом в отечественных и зарубежных организациях. Однако возникающие в ходе реализации данной функции вопросы и противоречия указывают на своевременность и значимость представленной работы.

Актуальность темы определила постановку цели работы, которая состоит в том, чтобы на основе исследования теоретико-методических аспектов разработки системы управления персоналом организации, провести анализ и предложить мероприятия по ее совершенствованию на примере муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр медицинской профилактики». Достижение цели может быть обусловлено решением следующих задач:

- исследовать теоретико-методические аспекты разработки системы управления персоналом организации;

- провести анализ деятельности и системы управления персоналом МБУЗ «Центр медицинской профилактики»;

- разработать предложения по направлениям развития и методическому обеспечению системы управления персоналом МБУЗ «Центр медицинской профилактики».

Объектом исследования данной работы является система управления персоналом предприятия. Предметом - предложения направлений и методического обеспечения развития системы управления персоналом МБУЗ «Центр медицинской профилактики».

Теоретической и методологической основой бакалаврской работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативные акты и отчетность анализируемой организации, а также материал из периодической печати.

Информационной базой послужили плановые документы и отчеты организации.

Исследование основывалось на применении абстрактно-логических, экономических, статистических и экономико-математических методов, а также комплексного и системного подходов.

Практическаязначимость результатов исследования определяется основ­ными положениями, обобщениями, выводами и рекомендациями, которые помогут организации создать конкурентные преимущества, обеспеченные повышением эффективности деятельности системы управления персоналом.

Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении представлена актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, практическая значимость результатов работы, структура работы. Первая глава бакалаврской работы посвящена раскрытию структуры и выявлению алгоритма построения системы управления персоналом организации. Вторая глава - разработке элементов и методического обеспечения функционирования системы управления персоналом МБУЗ «Центр медицинской профилактики». В заключении сделаны выводы и представлены рекомендации.

Приложение 2

Наши рекомендации