Список изпользуемых источников
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И
ТЕХНОЛОГИИ
Институт искусств
Реферат
Тема:
Компания АЭГ – первый фирменный стиль
Дисциплина:История дизайна
Составитель:Илюшкина
Мария Александровна
группа ИКК-162
Москва 2016
План реферата
Введение
Главная часть
Глава 1.Фирменный стиль
1.1 Что такое фирменный стиль ?
1.2. Основные элементы фирменного стиля
1.3.Вывод
Глава 2.Компания АЭГ
2.1.История Компании
2.2. Основные деятели
2.2.1. Эмиль Ратенау
2.2.2. Петер Беренс
2.2.2.1.Биография
2.2.2.2. Создание фирменного стиля
2.3.Вывод
Заключение
Список изпользуемых источников
Введение
Предисловие
История дизайна — наука о становлении и развитии проектно-художественной деятельности — дизайна. В процессе изучения этой дисциплины мы узнаем, как некоторые исторические события повлияли на появление и развитие этого рода проектно-художественной деятельности. Одним из таких событий было появление в компании АЭГ первого фирменного стиля .
Цель работы :
В данной работе я хотела выяснить как повлияло появление первого фирменного стиля в компании АЭГ на становление и развития дизайна.
Задачи:
1. Определить, какую роль компания сыграла в развитии дизайна
2. Определить понятие – «фирменный стиль»
3. Определить значимость его появления в становлении дизайна
4. Узнать о деятельности компании АЭГ
Главная часть
Глава 1
Фирменный стиль
1.1.Что такое фирменный стиль ?
Фирменный стиль - это стилевое единство содержательных форм всех элементов промышленной фирмы - от среды до продукции . Фирменный стиль представляет собой совокупность графических, цветовых, стилистических и композиционных приемов и элементов, специально и комплексно спроектированных для фирмы с целью создания определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией.
В отличие от традиционного исторического художественного стиля, существующего длительное время на определенной и обширной территории, охватывающего различные виды искусства и культуры (готика существовала более 3-х веков на территории государств Западной и частично Восточной Европы) фирменный стиль создается конкретным автором, существует вне временных и территориальных границ (фирменный стиль Кока-Колы распространен по всему миру) и носит ярко выраженный субъективный характер.
Основные элементы фирменного стиля
· Логотип
· Шрифт или ряд шрифтовых гарнитур
· Цветовая гамма
· Композиционные принципы
Вывод
Значимость появления фирменного стиля в ходе становления дизайна как рода деятельности.
Диза́йн — это деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности. То есть фирменный стиль – это одна из состовляющих дизайна . Появление идеи фирменного стиля сделало дизайн именно родом деятельности . Ведь, когда главы компаний начали осознавать, что наличие фирменного стиля у компании является очень мощным инструментом продвижения на рынке, им понадобились специалисты, которые могли бы разработать фирменный стиль – т.е. дизайнеры .
Глава 2
Компания АЭГ
История Компании
· История компании AEG начинается в 1883 году. Тогда немецкий инженер Эмиль Ратенау, ставший впоследствии основателем немецкой промышленности, купил у американского изобретателя Томаса Эдисона лицензию на производство электрической лампы накаливания в Германии.
· В этом же году он основывает Deutsche Edison Gesellschaft (DEG) – «Немецкую Компанию Эдисон».
•В 1885 компания DEG строит первую электростанцию
· В 1887 году компания получает название AEG - Allgemeine Elektricitats - Gesellschaft, что переводится как «Объединенное электрическое общество».
· В 1888 году компания проводит электричество по Берлину и освещает бульвар Unter den Linden.
· В 1889 году AEG презентует первые электрические приборы на международной берлинской выставке. Среди них – электрический утюг.
· В 1896 году Францем Швехтеном был создан первый логотип компании.
· 1897 год. Создание дочерней фирмы «КВО Кабельверк Обершпрее» (KWO Kabelwerk Oberspree) и приобретение крупной территории под застройку в автономной в то время сельской общине Обершеневайде. Начало строительства производственных и подсобных зданий по проектам архитектора Петера Беренса
· 1899 год. Начало производства ламп Нернста. 10 октября 1899 года «АЕГ» становится членом-учредителем исследовательского общества электрических скоростных железных дорог в Берлине. Целью предприятия является сбор практического опыта с высокими скоростями при электротяге.
· 1900 год. Изобретение прибора для сушки волос. В 1909 году «АЕГ» зарегистрировала за собой права на использование слова «фен» в буквенном и графическом виде. Сейчас для прибора для сушки волос марки «АЕГ» применяется зарегистрированный в 1941 году буквенный и графический товарный знак FOEN.
· 1901 год. «Новое автомобильное общество АГ» (НАГ) начало производство моторных транспортных средств в механической мастерской кабельного завода Обершпрее в Обершеневайде.
· 1903 год. Продолжительные споры из-за патентов с фирмой «Сименс & Хальске» были улажены путём создания совместно управляемого «Общества с ограниченной ответственностью по беспроводной телеграфии» — «Систем Телефункен».
· 1904 год. Слияние «АЕГ» с Общесоюзной электрической компанией" (УЕГ)
· 1906 год. Спроектированный Альфредом Месселем «офис АЕГ» на улице Фридрих-Карл-Уфер 2/4 (с 1951 года: Капелле-Уфер) в Берлине-Митте стал новым центральным офисом концерна
· В 1907 году AEG назначает консультантом по дизайну знаменитого Питера Беренса. Архитектор и художник, Беренс известен и как основатель современной промышленной архитектуры и дизайна. Он считал, что бытовой прибор должен не только выполнять свою практическую роль, но и иметь привлекательный дизайн, а также быть удобным в использовании. Вклад Питера Беренса в развитие AEG отражен в слогане компании AEG: «Совершенство форм и функций».
· 1910 год. Первые шаги в отрасли самолетостроения путём создания специального отдела (Хеннигсдорф в Берлине). Строительство новых зданий на территории фирмы в Обершеневайде, в том числе с участием архитектора «АЕГ» Эрнста Цизеля и инженера-строителя Герхарда Менша.
· 1915 год. Эмиль Ратенау, основатель «АЕГ», скончался в возрасте 76 лет от последствий сахарного диабета (которые привели, в том числе, к ампутации ноги) 20 июня 1915 г. в Берлине. Его сын Вальтер Ратенау взял на себя управление «АЕГ», которое продлилось до момента его насильственной смерти 24 июня 1922 г. Председателем Совета директоров с 1915 г., а затем председателем правления общества становится Феликс Дойч (до 1928 г). С 1928 по 1947 гг. концерном «АЕГ» управлял Херманн Бюхер.
· 1926 год. Концерн выкупил земельные участки на улице Хофманнштрассе 17-23 (с декабря 2010 — это улица Мартин-Хоффманн-Штрассе) в районе Берлина Альт-Трептов и возвел там по проектам Эрнста Цизеля приборостроительные заводы Трептов (АТ), на которых в 1928 году работало уже 4000 человек. На этих заводах выпускались электрические коммутационные аппараты, измерительные приборы (электрические счетчики), радио, а также реле и ртутные выпрямители. За несколько месяцев до окончания войны заводы были на 80 % разрушены, а в 1948 году приборостроительные заводы Трептов были переименованы в заводы электроприборов Берлин-Трептов (ЕАВ) под управлением Советского акционерного общества (САГ). После перехода в собственность ГДР в 1954 году эти заводы стали называться Народным предприятием — заводами электроприборов Берлин-Трептов Фридриха Эберта (VEB Elektro-Apparate-Werke Berlin-Treptow «Friedrich Ebert»).
· 1927 год. Берлинское демонстрационно-торговое здание на улице Луизенштрассе 35 было разрушено в результате пожара, случившегося 15 сентября.
· 1928 год. Вместо него стали использоваться площади построенного в 1908 году пассажа Фридрихштрассе (в котором до 1914 года размещался торговый дом Вертхайм) между улицами Ораниенбургерштрассе и Фридрихштрассе (общей площадью 10500 м2), которые и стали новым демонстрационно-торговым домом. Этот центр был назван Домом техники. Там, на улице Фридрихштрассе 110—112 в апреле 1939 года почта Рейха организовала четвёртый «видеотелефонный пункт» Берлина (можно найти информацию по запросу История телевидения в Германии). Остатки прежнего торгового дома «АЕГ» в период времени с 1990 по 2012 год были заняты Культурным центром и домом искусств Тахелес.
· 1929—1930 гг. американский электротехнический и медиаконцерн «Дженерал Электрик» выкупил по курсу в 200 % основные акции «АЕГ» номинальной стоимостью в 30 миллионов имперских марок, что составило 27,5 % от основного капитала, и направил пять человек в наблюдательный совет «АЕГ».
· 1935 год. Презентация первого в мире аппарата магнитной записи — магнитофона К1 на Большой Немецкой Радиовыставке в Берлине. Были приобретены локомотивные заводы Борзиг, однако локомотивостроение было позже переведено в Хеннигсдорф.
· 1938 год. После прекращения деятельности своего автомобильного подразделения «АЕГ» создала в здании бывшей фирмы «НАГ» на улице Остэндштрассе в Обершеневайде трубный завод Обершпрее (РФО), который среди прочего изготавливал специальные электронные лампы для радиолокаторов, спроектированных для вермахта в обществе по производству электроакустических и механических приборов (GEMA) в Кепенике. С 1946 году фабрика продолжила свою деятельность под именем «завод Обершпрее», в 1951 году была переименована в Завод связи и, наконец, в 1960 году в Завод радио- и телевизионной электроники.
· 1941 год. «АЕГ» выкупила у фирмы «Сименс & Хальске» долю в компании «Телефункен», которая стала 100%-ной дочерней фирмой предприятия. «Сименс & Хальске» получила разрешение использовать патенты «Телефункен» до конца войны.
Основные деятели
Эмиль Ратенау
Э́миль Мо́риц Ратена́у (нем. Emil Moritz Rathenau; 11 декабря 1838, Берлин — 20 июня 1915, Берлин) — Основатель компании AEG. Немецкий предприниматель и машиностроитель. Отец министра иностранных дел Германии Вальтера Ратенау.
· Эмиль Ратенау родился в еврейской купеческой семье со средним достатком.
· По окончании гимназии поступил на работу на сталелитейный завод дяди в Нижней Силезии, в котором в течение четырёх лет получил большой практический опыт.
· Эмиль изучал машиностроение в политехнической школе в Ганновере и в Высшей технической школе в Цюрихе.
· Недолго проработал на локомотивном заводе Августа Борзига в Берлине.
· Затем уехал на два года в Англию, где совершенствовал свои знания, работая в мастерских и на заводах.
· В 1865 году Ратенау вернулся в Берлин и вместе со своим школьным другом приобрёл небольшой машиностроительный завод. Вскоре ему удалось наладить производство переносных «унифицированных паровых машин», что позволило последовательно развивать предприятие.
· В 1973 году с наступлением кризиса эпохи грюндерства завод Ратенау обанкротился.
· Для Ратенау наступил период поисков, продлившийся почти десять лет.
· Ратенау побывал на Всемирной выставке 1873 года в Вене, в 1876 году в Филадельфии и в 1878 году в Париже.
· Америка впечатлила Ратенау обилием технических новшеств и рациональными методами труда.
· Его попытки создать в Берлине единую телефонную сеть натолкнулись на непреодолимую монополию Имперской почты.
· В 1881 году на Международной электрической выставке в Париже Ратенау познакомился с изобретением Томаса Эдисона — лампой накаливания и оценил возможности электричества как поставщика энергии для осветительных приборов и станков.
· В 1882 году после длительных переговоров Ратенау приобрёл права на хозяйственное пользование патентом Эдисона в Германии. Банки медлили с финансированием проекта, поэтому Ратенау сначала учредил исследовательское общество.
· В 1883 году — акционерное общество «Немецкое Эдисоновское общество прикладного электричества».
· В 1887 году Ратенау удалось избавиться от участия американского Эдисоновского общества и увеличить уставный капитал до 12 млн марок. Deutsche Bank и Siemens выступили участниками учреждаемой компании «Всеобщее электрическое общество»
· Таким образом, небольшое исследовательское общество начала 1890-х годов превратилось в международный концерн, в котором работало около 300 рабочих и служащих.
· Ратенау считается первым предпринимателем-менеджером, который с самого начала завоёвывал новые перспективные рынки на основе приобретаемых патентов, рисковал и применял агрессивные сбытовые стратегии. Такой подход к планированию производства, ориентированному на гибкую адаптацию к рыночным силам, и предпринимательству, предусматривавшему интернационализацию, освоение рынков и маркетинг, характеризовал Ратенау как представителя предпринимателя нового, «современного» типа.
· Блягодаря своей стратегии , Ратенау удается благополучно вывести свою компанию даже из кризиса, охватившего электропромышленность на пороге нового века, ещё более окрепшей за счёт чёткой политики слияний, сотрудничества и участия в других предприятиях.
· К 1913—1914 годам AEG трансформировалась в горизонтальный траст со штатом в почти 70 тыс. человек.
· Начиная с 1912 года Ратенау по состоянию здоровья был вынужден сократить свою деятельность в компании, где его замещал сын Вальтер Ратенау.
· В 1915 году Эмиль Ратенау умирает в возрасте 76 лет от диабета после операции по ампутации ноги. Руководство над АЭГ берет в свои руки его сын – Вальтер .
Петер Беренс
Биография
Петер Бе́ренс (нем. Peter Behrens; 14 апреля 1868, Гамбург — 27 февраля 1940, Берлин) — разносторонний художник, архитектор и дизайнер, начинал свою творческую карьеру как живописец, в 1897 г. был одним из основателей Объединенных мастерских художников в Мюнхене. В 1903—1907 гг. он стал директором Школы прикладного искусства в Дюссельдорфе, а в 1905—1906 гг. был художественным директором «AEG»
· Родился в Гамбурге в аристократической семье.
· В 1886- 1889 гг. учился живописи в художественных школах Карлсруе и Дюссельдорфа.
· С 1891 г. работает в Мюнхене как живописец и график. Один из основателей Мюнхенского Сецессиона.
· С 1898г. начинает заниматься формообразованием промышленной продукции. Будучи директором художественной школы в Дюссельдорфе (1903-07) входит в группу основателей Германского Веркбунда.
· С 1907 г.- художественный директор концерна АЭГ.
· В 1922-36 гг. - руководитель архитектурного отделения Венской академии художеств.
· В 1936 г. возглавляет архитектурное отделение Прусской академии художеств в Берлине.
· Автор большого числа архитектурных объектов. Среди них посольство Германии в Санкт-Петербурге, турбинный цех АЭГ, ставший хрестоматийным образцом промышленной архитектуры н.ХХ в. У Беренса начинали свою архитектурную деятельность В.Гропиус, Л.Мисван дер Роэ.
· Умер Петер Беренс в Берлине 27 февраля 1940.
Создание фирменного стиля
· Петер Беренс по праву считается родоначальником фирменного стиля. Став художественным директором АЭГ он разработал для него концепцию фирменного стиля.
· Его первоэлементом стал сердечник от электромотора, от которого потом вырастала вся "кристаллическая решетка" формообразования.
· Беренс не стремился создать совершенно новую красивую форму. Он как бы подгонял все выпускающиеся изделия под уже существующие, проверенные геометрией формы, допуская лишь незначительные добавления, которые воспринимались как знак мастера.
· Фирменный стиль АЭГ П. Беренс рассматривал не столько в узком смысле внешних признаков фирменной идентификации, сколько как специальную концепцию фирменной политики, как новый стиль мышления во всех аспектах организационной деятельности, и прежде всего стиль поведения на рынке.
Именно в этом смысле ее следует назвать первой концепцией и программой фирменного стиля.
· П. Беренса можно назвать первым дизайнером . На посту хужожественного деректора АЭГ он отвечал за дизайн электротехнических изделий, внешний имидж компании, рекламу продукции и архитектуру цехов ,чего до него не делал никто.
· Он создал целостный стиль компании — от зданий до канцелярских принадлежностей, шрифта и логотипа, сохранявшегося и в 1920-е гг., проектировал плакаты и каталоги продукции, интерьеры и электробытовые приборы: часы, вентиляторы, посуду.
Вывод
Компания АЭГ – один из старейших и успешнейших производителей электроники в Европе. Благодаря талантливому руководителю Эмилю Ратенау смогла разрастись до невероятных маштабов . Приглашение на пост художественного директора – Питера Беренса ,сыграло большую роль в развитии компании . Консерн АЭГ внес большой вклад не только в развитие электротехники ,но и в развитие и становление дизайна .
Заключение
Цель и задачи поставленные в работе выполнены. Подводя итоги ,можно сказать ,что компания АЭГ внесла огромный вклад в становление и развитие дизайна. Именно там ,благодаря таким талантливым людям как Петер Беренс и Эмиль Ретенау появилась идея фирменного стиля . Компания АЭГ была первой , имевшей свой узнаваемый стиль.
Благодаря примеру компании АЭГ художники начали занимать ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции.
То есть Петер Беренс ,по сути ,зародил профессию «дизайнер»
Список изпользуемых источников
1. Михайлов С.М., Кулеева Л.М.. Основы дизайна – Казань, Новое издание. 1999 год.
2. Лаврентьев А.Н. История Дизайна : учеб.пособие – Гардарики. 2006 год.
3. История дизайна. Том 1. Михайлов С.М. –Издательство Союза Дизайнеров России.2002 год.
4. http://firstili.ru
5. https://ru.wikipedia.org
6. http://ag-russia.ru/
7. http://www.aeg.ru/
8. http://www.sostav.ru/
9. http://skycg.ru/
10. http://www.cardesign.ru/