Прочтите текст и выполните задания 2-14. 1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным
1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. 2)Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. 3)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. 4)Он тянул в рот всё, что было съедобным, — щавель, вяжущие ягоды черемухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. 5)Дома ему давали болтанку и хлеб. 6)Мать добавляла в муку веники — вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. 7)Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.
8)Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. 9)И хлеб был не из веников — настоящий.10) Его принесли с собой наши автоматчики.
11)Они вошли в хату ночью. 12)Их тяжелые шинели и сбитые сапоги были измазаны чем-то белым и фосфоресцировали в полутьме, словно к ним налипли хлопья снега. 13)А на дворе шел дождь.14) Бойцы пришли не из степи, а спустились с меловых гор, спуск был трудным, и они измазались в мелу. 15)В теплой хате от солдат шел банный пар, и сразу запахло табачным дымом, мокрыми портянками, ременной кожей и ароматным свежим житником, который они выкладывали на стол.
16)От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. 17)Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. 18)И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. 19)Он поманил к себе Колю:
— 20)Эй, хозяин, пойди-ка сюда. 21)Хлебушка хочешь?
22)Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» 23)Но к горлу подкатил ком. 24)Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.
—25) Ты, наверно, плотно поужинал?
26)Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. 27)У голодного мальчика закружилась голова.28) Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. 29)Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. 30)Он откусывал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу.31) Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. 32)Ему казалось, что все вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он теплым хлебом. 33)Он уснул, и всю ночь ему снился хлеб.
(по отрывку из рассказа Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2.В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что в войну маленькому Коле было тяжелее всего?»
1)Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу.
2)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка.
3)Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.
4)Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь.
Ответ:_________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ.
1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.
2)И хлеб был не из веников — настоящий.
3)От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома.
4)Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу.
Ответ:_________________________
4. Из предложений 28-30 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от его лексического значения.
Ответ:_________________________
5. Из предложений 14-16 выпишите слова, правописание Н (НН) в которых подчиняется правилу: «В прилагательных, образованных от слова с основой на Н, пишется НН».
Ответ:_________________________
6. Замените разговорное слово МАЛЬЧОНКА в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Ответ:_________________________
7. Замените словосочетание МЕЛОВЫХ ГОР (предложение 14 ), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 21.
Ответ:_________________________
9. Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Ты,(1) наверно,(2) плотно поужинал?
Коля растерянно заморгал,(3) а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку,(4) зажмурил глаза и припал к хлебу.
Ответ:_________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.
Ответ:_________________________
12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными сочинительной связью.
В теплой хате от солдат шел банный пар,(1) и сразу запахло табачным дымом,(2) мокрыми портянками, (3)ременной кожей и ароматным свежим житником,(4) который они выкладывали на стол.
Ответ:_________________________
13. Среди предложений 14-16 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
14. Среди предложений 14-15 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
Ответы на вопросы теста №4
2. | |
3. | |
4. | припал |
5. | банной, ременной |
6. | мальчик |
7. | гор из мела |
8. | хочешь |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. |
Вариант 5