Нижеследующий отрывок приводится по книге: Галина Крамич "История и тайны земли шатурской", Шатура, 2003.

В Муромо-Рязанском княжестве даже в благоприятный период до монголо-татарского нашествия не сложилось сильной княжеской власти. Возможно, причина этого - многоплеменной состав населения княжества (славяне, меря, мещера, мурома, голядь), возможно - особенности местности: дремучие леса, непроходимые болота, которые создавали трудности при княжеских объездах, сборах дани, наказании непослушных и провинившихся. В летописях есть сообщение, что в 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга - одно из Владимира, другое из Москвы, - заблудились в чащобах и счастливо "минустася в лесах", т.е. разминулись без битвы.

Показательно также, что летописи XII-XIII в.в. отмечают во Владимиро-Суздальском княжестве 24 города, а в Муромо-Рязанском только 8. Основная часть населения княжества жила в небольших деревушках, расположенных по берегам рек (главных путей сообщения того времени), разбросанных среди лесов и болот. Ведь города возникали или на богатых торговых путях, или в районах высокого развития земледелия. Плодородные же почвы, в достатке имелись в так называемом владимирском ополье, а в Муромо-Рязанском княжестве лишь местами - в междуречьях Прони, Осетра и Оки.

В то же время нельзя сказать, что наш край был беден и суров. Известно, что его жители вели активную торговлю с другими народами, среди которых можно с уверенностью назвать арабов. Дело в том, что в Подмосковье было обнаружено более 15 кладов серебряных арабских монет - дирхемов, и все они найдены на берегах Оки и в ее бассейне, на старых водных путях. Два клада серебряных изделий и арабских, саманидских и других восточных монет были найдены достаточно близко от нас - в старинном селе Белоомут (Белый Омут) Луховицкого района в 1839 и 1850 годах. Сведения о них имеются в книге А. Векслера и А. Мельниковой "Московские клады". Все знают из школьного курса истории о древнем торговом пути "из варяг в греки". У археологов, однако, есть все основания полагать, что этот знаменитый днепровский путь стал играть значительную роль в торговле позже, чем волжский. Парусные караваны некогда проплывали по большим и малым рекам московских и приокских лесов. Реки эти были в то время полноводнее, нежели сейчас и доступны для судоходства небольших торговых ладей. Вполне вероятно, что одна из таких торговых дорог с Востока на Запад проходила и по нашим рекам Пре, Поле, Буже, далее в Клязьму. Причем местное население не только наблюдало за проплывающими мимо ладьями, но и само участвовало в торговле, предлагая в обмен на серебряные монеты (собственных месторождений серебра поблизости не было) мед, воск, деготь, меха белки, куницы, бобра.

Нижеследующий отрывок приводится по книге: Галина Крамич "История и тайны земли шатурской", Шатура, 2003. - student2.ru Нижеследующий отрывок приводится по книге: Галина Крамич "История и тайны земли шатурской", Шатура, 2003. - student2.ru

Фото 21 22

Наши рекомендации