Требования к уровню усвоения программы и формы контроля

СОДЕРЖАНИЕ УМК

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка………………………………….

РАЗДЕЛ 2. Структура учебной дисциплины …………………………………

РАЗДЕЛ 3. Содержание учебной дисциплины……. ……………………...с.

РАЗДЕЛ 4. Методические материалы и рекомендации для

преподавателя…………………………………………………………….. …. с.

РАЗДЕЛ 5. Программа самостоятельной познавательной

деятельности студентов……………………………………………………..с.

РАЗДЕЛ 6. Виды и формы контроля качества знаний и

результатов обучения………………………………………..……………….с.

РАЗДЕЛ 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…… с.

РАЗДЕЛ 8. Материально-техническое обеспечение……………с.

Приложение ……………………………………………………….с.

РАЗДЕЛ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература (050301 по ОКСО)
Регистрационный номер 707 пед/сп от 31.01.2005

Специальность 032900 (050301 по ОКСО) - Русский язык и литература

Квалификация учитель русского языка и литературы

СОДЕРЖАНИЕ ГОС:

Русская литература ХХ в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы

Пояснительная записка

Курс продолжает цикл «Истории русской литературы», в связи с чем его важной составляющей является прослеживание традиций классики и литературы первой половины XX в. в произведениях изучаемых авторов. Опора на предшествующие знания позволяет выделить развитие этих традиций и их трансформацию.

Изменения в литературе этого периода теснейшим образом связаны с исторической эпохой, поэтому особое внимание уделяется идеологической составляющей литературного процесса этого времени.

В курсе прослеживаются как общие тенденции развития литературы, так и их конкретное преломление в творчестве отдельных авторов, что обусловило включение обзорных и монографических лекций, посвященных крупным и наиболее типологически выразительным писателям времени.

Программа соответствует государственному стандарту.

Цель дисциплины: ознакомление студентов с литературой 1960-х – 2000-х годов. Ее изучение позволяет выстроить более полную картину русского литературного процесса XX века в его историческом и типологическом аспектах.

Задачи дисциплины:

· Расширение и конкретизация знаний по истории русской литературы XX века, введение в обиход студентов-филологов новых материалов.

· Развитие навыков целостного анализа художественных произведений, принадлежащих различным эстетическим системам.

· Подготовка к критической деятельности и научным исследованиям в области изучения истории и типологии литературы.

Поставленные задачи решаются посредством формирования у студентов конкретных знаний, умений и навыков. Студент должен:

Знать

а) основные исторические факты о современной литературе;

б) основные произведения указанных авторов, в аспекте проблематики и поэтики;

в) исторический и теоретический материал, содержащийся в рекомендованной литературе;

Уметь

а) объяснять специфику литературного процесса XX века;

б) выделять проблематику произведений, написанных в ситуации идеологического тоталитаризма;

в) выявлять трансформацию классических традиций;

Иметь представление

а) о социально-литературном контексте времени;

б) об особенностях развития русской литературы в XX веке;

в) о современном состоянии изучения советской литературы;

Владеть навыками

а) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками;

б) сравнительного анализа произведений;

в) исторического комментирования художественного произведения;

Воспитательное значение курса: В силу особой социальной значимости русской литературы и специфики тематики литературы второй половины ХХ в., изучение курса способствует формированию патриотических чувств, пониманию сложности отношений человека с миром и необходимости постоянного нравственного выбора, т. е. воспитывают основы нравственности.

Многообразие интерпретаций в освещении литературой исторического процесса (военная проза, лагерная проза) приучает студента к самостоятельному творческому труду; ярко выраженные познавательные интенции литературы расширяют его представления об истории и человеке.

Заостренность нравственной проблематики в произведениях литературы изучаемого периода сочетается в ней с особой поэтикой («скрытой авторской позиции», иногда «игры с читателем») что вынуждает читателя-студента к самостоятельному поиску и формирует в нем творческое отношение к литературе и жизни.

Психологическая глубина и разнообразие традиционного и авангардного романов, в силу их высокой художественной значимости способствуют развитию рефлексивных свойств личности, самопознанию студентов и вырабатыванию ими индивидуального мировоззрения.

Ясно выраженные в авангардной литературе особенности современного сознания, а также различие художественных систем способствует расширению интеллектуального кругозора студентов, воспитывает в них такие личностные свойства как терпимость, необходимость взаимопонимания между людьми, заинтересованное отношение к другому человеку.

Особое место в развитии воображения принадлежит изучению образной системы современной поэзии.

Лекции и практические занятия посвящены рассмотрению основных вопросов курса.

Требования к уровню усвоения программы и формы контроля

Программный материал усвоен, если студент, помимо усвоения исторических сведений и теоретических понятий, анализирует произведения разных авторов с позиций объективности;

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, при проведении письменных работ по отдельным вопросам курса, тестировании по отдельным темам, контрольных работ. Итоги подводятся по модульно-рейтинговой системе.

Наши рекомендации