Требования к уровню усвоения программы и формы контроля

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет филологический

Кафедра литературы

Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины

ДПП 07 РЕДАКЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Факультет филологический

Форма обучения: дневная

Курс 4 семестр 8

Заведующий кафедрой Вершинина Н.Л.

Псков

Федеральное агентство по образованию

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет филологический

Кафедра литературы

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан филологического факультета:

Грицкевич Ю.Н.

«_____»________________2009г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП 07 РЕДАКЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

540300 Филологическое образование

540310 Литература и литературное редактирование

Русский язык как неродной

Русский язык и литература

Факультет ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ

Форма обучения: очная

Курс 4, семестр – 8

Всего - 64 часа

Лекции - семестр 1 – 20;

Практические занятия - семестр 1 – 10 часа;

Самостоятельная работа – семестр 1 – 34 часов;

Зачет - семестр 8

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по специальности 540300 Филологическое образование

Регистрационный номер 722 пед/бак от 31.01.2005

ДПП 07 РЕДАКЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

УМК утвержден 22 сентября 2009 г., протокол №1

Пересмотрен 22 сентября 2010 г., протокол №1

Программу разработал

доктор филологических наук, доцент кафедры литературы Мотеюнайте И.В.

Заведующий кафедрой Вершинина Н.Л.

СОДЕРЖАНИЕ УМК

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка………………………………….

РАЗДЕЛ 2. Структура учебной дисциплины …………………………………

РАЗДЕЛ 3. Содержание учебной дисциплины……. ……………………...с.

РАЗДЕЛ 4. Методические материалы и рекомендации для

преподавателя…………………………………………………………….. …. с.

РАЗДЕЛ 5. Программа самостоятельной познавательной

деятельности студентов……………………………………………………..с.

РАЗДЕЛ 6. Виды и формы контроля качества знаний и

результатов обучения………………………………………..……………….с.

РАЗДЕЛ 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…… с.

РАЗДЕЛ 8. Материально-техническое обеспечение……………с.

Приложение ……………………………………………………….с.

РАЗДЕЛ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по специальности 540300 Филологическое образование
Регистрационный номер 722 пед/бак от 31.01.2005

Специальность 540300 Филологическое образование

Квалификация бакалавр филологического образования

СОДЕРЖАНИЕ ГОС:

Основные принципы редакционной подготовки различных типов издания: Полное собрание сочинений, Избранные сочинения, Сборник произведений одного автора, сборники различных авторов; «Литературные памятники», «Литературное наследство», Антологии и др. История редакционно-издательской практики в России Х1Х – ХХ в. Анализируется литературная продукция новейших издательств. Приемы работы с индивидуальным стилем автора. Приемы работы с индивидуальным стилем учащегося.

Пояснительная записка

Редактирование - это подготовка материала к публикации. Оно имеет богатые традиции, связанные с историей русской журналистики, с опытом писателей-классиков, с практикой работы современных издательств. Деятельность редактора предполагает всесторонний критический анализ содержания и формы произведения с целью его возможного усовершенствования в сторону максимального эффекта воздействия. От критика-рецензента, который определяет достоинства и недостатки уже увидевшего свет произведения, редактор отличается тем, что работает с произведением при подготовке его к печати, и в этом смысле его оценки могут определить судьбу произведения. В профессии редактора сочетаются критик и знаток языка, стилист и педагог, организатор и художник, но главным образом труд редактора - литературный. Однако он должен знать весь производственно-технологический процесс, связанный с подготовкой и выпуском книги, журнала или газеты. Знание основ полиграфии или технических возможностей издательского дела поможет ему правильно использовать выразительные средства, которые усилят воздействие произведения.

Цель дисциплины: подготовка филолога к профессиональной работе редактора.

Задачи дисциплины:

· Расширение и конкретизация знаний по истории редактирования художественных произведений русской классики, а также по история издательской деятельности;

· Развитие навыков целостного анализа художественного произведения, с целью его редакторской оценки и правки;

· Углубление знаний по жанрологии с целью подготовки к изданию произведений разных жанров;

· Знакомство с различными типами литературно-художественных изданий.

Поставленные задачи решаются посредством формирования у студентов конкретных знаний, умений и навыков. Студент должен:

Знать

а) основные типы литературно-художественных изданий, принятых в России;

б) основные этапы подготовки произведения к печати и приемы правки литературного редактирования произведения;

в) теоретический материал, содержащийся в рекомендованной литературе;

Уметь

а) критически анализировать художественный текст, с целью оценки его возможного воздействия на читателя

б) учитывать родовую и жанровую принадлежность произведения, с целью подготовки его к печати;

в) определить для себя границы исправлений и стремиться к тому, чтобы ограничиться только неизбежными заменами, сокращениями, вставками;

Иметь представление

а) о существовавших в СССР и существующих в России издательствах; возможностях субъектной организации произведения (различать автора, рассказчика или повествователя, сказовую форму);

б) о редакторском анализе литературно-художественного произведения;

в) о критериях оценки литературно-художественного произведения;

г) о методиках редакторского анализа;

д) о возможностях правки «рукой автора», сохраняя индивидуальность, самобытность, неповторимость произведения.

Владеть навыками

а) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками;

б) редакторской правки;

Воспитательное значение курса: курс направлен на формирование целостных представлений о редакторской деятельности, что способствует систематизации знаний студента и приучает его к самостоятельному вырабатыванию мировоззрения. Необходимость творческих умений для понимания и анализа текста развивает творческие способности студента, а знакомство с различными методиками анализа текста позволяет выбрать наиболее личностно близкую для себя и вырабатывает творческое отношение к труду.

Задачей современного гуманитария является гармонизирование интеллектуального и нравственного развития человека, поэтому особое внимание в курсе уделено этике редактора. Студент в процессе обучения привыкает к внимательному, духовно-заинтересованному отношению к чужому художественному произведению, поскольку за ним стоит его создатель. Такой диалог («духовная встреча с автором» – М.М. Бахтин) в изучении литературы формирует представления о нравственной ответственности человека перед обществом.

Лекции и практические занятия посвящены рассмотрению основных вопросов курса.

Требования к уровню усвоения программы и формы контроля

Программный материал усвоен, если студент, помимо усвоения теоретических понятий, анализирует произведения разных авторов и различной жанрово-родовой принадлежности, а также может осуществить редакторскую правку произведения и подготовить его к изданию.

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, при проведении письменных работ по отдельным вопросам курса, тестировании по отдельным темам, контрольных работ. Итоги подводятся по модульно-рейтинговой системе.

Наши рекомендации